Вы здесь

Мировая экономика: конспект лекций. ЛЕКЦИЯ № 8. Мировой рынок и международная торговля (М. П. Писарева)

ЛЕКЦИЯ № 8. Мировой рынок и международная торговля

1. Общая характеристика

Появление крупной машинной индустрии определяет резкий рост мировых внешнеторговых связей. Все больше сырья, топлива, материалов, емких товарных рынков необходимо промышленности.

В экономике из-за влияния технологической революции, в специализации и кооперации промышленного производства индустриальных стран происходят структурные сдвиги, которые усиливают взаимодействия национальных хозяйств. Значительную роль в мировом хозяйстве стали играть транснациональные корпорации.

Они захватывают все большую долю мирового рынка, на которую приходится увеличивающаяся часть товарообменных потоков.

Предприятия стран ориентируют производство своих товаров теперь не только на местные и национальные рынки, но и на мировые, осуществляют крупносерийное, массовое производство, уменьшая издержки и на неизменный капитал.

Чтобы международная торговля была выгодной для всех ее участников, должна выработаться наиболее действенная для каждой страны структура экспорта и импорта. Такая эффективность обусловливается прежде всего адекватной системой мировых цен и международных расчетов.

Можно отметить, что в международной торговле доминируют экспортно-импортные операции. Внешнеторговый оборот отдельно взятой страны собирает сумму экспорта и импорта. Стоимость экспорта в мировом масштабе сопоставима с оборотом мировой торговли.

Экспорт – это вывоз за границу товаров, услуг, технологий для того, чтобы реализовать их на внешнем рынке. Предметами экспорта являются не только произведенные в стране товары, но и товары, ввезенные в страну и переработанные в ней. Своеобразной формой экспорта выступает реэкспорт, т. е. вывоз уже ранее ввезенных товаров, которые не подверглись переработке в данной стране.

Импорт – это, наоборот, ввоз товаров, услуг, технологий для реализации их на внутреннем рынке и вдобавок для транзита в третьи страны.

Формой импорта является реимпорт – объем импорта, включающий обратный ввоз из-за границы не подвергшихся переработке отечественных товаров.

Международную торговлю можно представить как форму взаимоотношения между товаропроизводителями различных хозяйств, завязывающихся на основе международного разделения труда.

Другими словами, международная торговля – это совокупный оплачиваемый товарооборот между всеми государствами мира.

Но термин «международная торговля» используется и в более ограниченном значении. Это, например, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот стран какого-либо региона и т. д.

Во внешнеэкономической деятельности каждая страна проводит свою внешнеторговую политику, являющуюся одной из составляющих экономической политики государства.

Внешнеторговая политика главным образом направлена на регулирование и развитие торговых связей с другими странами, группами стран для утверждения позиций страны на мировом рынке, она осуществляет решение ряда экономических проблем. В состав внешнеторговой политики входит стратегия и инструменты ее реализации.

Внешнеторговая политика государства должна учитывать тенденции формирования мировой торговли, обстановку на внутреннем рынке страны.

Вследствие этого она включает в себя две тенденции: протекционизм и либерализацию.

Протекционизм представляет собой политику, которая устремлена на охрану национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках от заграничной конкуренции, их поощрение.

Либерализация – это политика, суть которой заключается в том, что страны осуществляют принцип свободы торговли (государства отказываются от непосредственного влияния на внешнюю торговлю).

Такая политика реализовывается в соответствии с международным разделением труда и сравнительными преимуществами страны.

Разнообразная внешнеторговая деятельность делится по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю сырьем, торговлю машинами и оборудованием, торговлю услугами.

В международной практике определены следующие основные понятия.

Сырьевые товары – продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и охоты или любые полезные ископаемые, стоимость которых лишь в незначительной степени зависит от обработки.

Полуфабрикаты – продукты, требующие дальнейшей обработки или включенные в состав других товаров прежде, чем они стали орудием производства или предметом потребления.

Готовые изделия – все промышленные изделия, предназначенные для потребления и использования в домашнем хозяйстве, а также капитальное оборудование для промышленности, сельского хозяйства и транспорта, промышленные товары недлительного пользования, применяемые в промышленности в качестве материалов и топлива.

Конец ознакомительного фрагмента.