Лекция 3
Международная торговля: структура, динамика, ценообразование
3.1. Концептуальные основы международной торговли
Концепции международной торговли раскрывают принципы оптимального участия национальных экономик в международной торговле. Экономическая литература выделяет следующие теории международной торговли.
1. Теория абсолютных преимуществ А. Смита. Эта теория была представлена автором в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов». В соответствии с ней основой развития международной торговли служит различие абсолютных издержек. А. Смит отмечал, что следует импортировать товары из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже у экспортеров [39].
2. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Он считал, что если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой.
Теория сравнительных преимуществ использует понятие альтернативной цены, или издержек замещения.
Альтернативная цена – сравнение цен единиц двух товаров на внутреннем рынке, выраженных через количество рабочего времени, затраченного на их производство (1 единица товара произведена за 2 часа труда).
Понятие «издержки замещения» практически эквивалентно по смыслу альтернативной цене с той лишь разницей, что в данном случае сравниваются величины, обратные затратам труда, – количество единиц товаров, произведенных за единицу времени (за 1 час рабочего времени произведено 1/2 единицы товара).
Конец ознакомительного фрагмента.