12. Глобализация и транснационализация мировой экономики
1. В конце XX – начале XXI века в развитии мировой экономики наметились новые тенденции, которые получили название «глобализация».
Глобализация – это всеобщая мировая взаимозависимость стран, предприятий и людей в рамках открытой системы финансово-экономических, общественно-политических, социальных отношений в условиях интенсивного развития информационных и коммуникационных технологий.
Глобализация экономики – это объективный процесс, ставший следствием достигнутого уровня производительных сил, которые в ходе дальнейшего развития сталкиваются с трудностями и противоречиями.
Глобализация включает совокупность следующих процессов:
• вовлеченность в мирохозяйственные процессы практически всех стран мира;
• создание глобальных рынков товаров, услуг, технологий, капиталов, рабочей силы;
• создание глобальной инфраструктуры мирохозяйственных связей (информационной, телекоммуникационной, банковской, транспортной и т. п.);
• доминирование внешних требований над внутренними в процессе экономического развития стран;
• делегирование все большего количества экономических функций национальных правительств международным экономическим организациям;
• признание всеми странами рыночного способа организации хозяйства;
• унификация правил международных экономических отношений и хозяйственного поведения;
• возникновение международного производства, ориентированного на стандартного потребителя индустриально развитых стран;
• глобальный характер международной конкуренции и международного сотрудничества.
2. В основе глобализации лежат изменения в сфере производства, особенно внедрение все более сложных технологий, усиление специализации и кооперации, что одновременно сопровождается изменениями в образе жизни, потребностях, поведении и психологии людей. Глобализация рождает представление о единстве мира, об открытости обществ и экономик как необходимом условии экономического развития.
Глобализация неразрывно связана с появлением и обострением общечеловеческих проблем, затрагивающих все страны мира: воздействие хозяйственной деятельности людей на окружающую среду; борьба с бедностью, голодом, высокой смертностью в отсталых странах; оптимизация демографических процессов в мире; борьба с опасными болезнями; всемирная стандартизация продуктов и способов производства; необходимость исследования и освоения космоса, Мирового океана, Антарктиды.
В то же время следует отметить, что преимущества глобализации нередко непонятны населению не только беднейших, но и развитых стран мира, это проявляется в бурных протестах и демонстрациях противников глобализации экономики (антиглобалистов). Во многом непонимание вызвано неравномерностью распределения выгод от глобализации.
3. Процессы транснационализации обусловлены возникновением транснациональных корпораций (ТНК), к которым относят предприятия, действующие в двух или более странах мира и являющиеся национальными по капиталу и международными по месту его приложения.
ТНК появились в 1960-х гг. вследствие углубления общественного разделения труда и внедрения новых технологий, создававших возможности пространственного разъединения отдельных технологических процессов, когда ведущие компании западных стран начали осуществлять массированный вывоз капитала.
Организационная структура ТНК представляет собой многоотраслевой концерн, оперативным штабом которого является головная компания, формирующая на базе широкомасштабной специализации и кооперации экономическую политику и осуществляющая контроль за деятельностью зарубежных филиалов. ТНК накладывают внутрикорпорационное разделение труда на традиционное разделение труда между государствами. В настоящее время ТНК составляют около 1/3 общемирового производства, из которого более 1/3 расположено в принимающих странах. Научно-технический прогресс и развитие информационных и коммуникационных технологий реализовали для многих ТНК потенциальную возможность осуществлять и эффективно координировать отдельные функции в разных странах мира.
Сегодня на основе критерия абсолютного объема продаж в 1 млрд. долл. к ТНК относят примерно 400 крупных компаний, которые по объему оборота нередко превосходят ВВП многих развивающихся и малых промышленно развитых стран. Наиболее известными ТНК являются Nestle, Philips, British Petroleum, объем зарубежных продаж которых от их общего размера составляет соответственно 98, 88 и 75 %. В результате их международных операций 1/3 мировой торговли осуществляется в рамках транснациональных комплексов.
Традиционно стратегии ТНК используют глобальный подход, предусматривающий оптимизацию результата для корпорации в целом, и исходят из конфигурации отрасли и ее координации. В последние десятилетия ТНК превращают свои географически разбросанные филиалы и фрагментированные системы производства в сети производства и сбыта, интегрированные глобально или регионально. Наибольшее влияние стратегии ТНК оказывают на вывоз капитала в форме прямых иностранных инвестиций.
ТНК имеют большие возможности воздействовать на экономику страны пребывания. Конкретное проявление воздействия ТНК на экономику той или иной страны зависит от экономической мощи субъектов отношений, положения филиалов и дочерних компаний ТНК в стране пребывания. Операции между отдельными подразделениями ТНК, расположенными в разных странах, занимают существенную часть внешнеторговых оборотов и расчетов.