10. Глобализация современной мировой экономики
Характерной особенностью современного этапа развития мирового хозяйства является процесс глобализации, проявляющийся на всех рынках: труда, капитала, технологий, товаров и услуг, ресурсов. Существует множество определений глобализации. По определению Т. Фридмана, глобализация представляет собой «неукротимую интеграцию рынков, наций государств и технологий, позволяющую индивидуумам, корпорациям и нациям-государствам достигать любой точки мира быстрее, дальше и дешевле, чем когда бы то ни было прежде. Глобализация базируется на открытии, дерегуляции и приватизации национальных экономик с целью укрепления их конкурентоспособности и увеличения привлекательности для иностранного капитала».[2]
По мере глобализации рынков глобализируются и культуры национальных хозяйств, формируется новый тип человека – «гражданина мира», который впервые начинает действовать на международной арене достаточно эффективно (так, Дж. Уильямс с помощью Интернета организовала союз по борьбе против противотанковых мин).
Особенно ярко глобализация проявляется на рынке капитала: благодаря информационной и технической мощи современных средств коммуникации огромные массы финансовых ресурсов, словно «электронные стада», стремительно перемещаются из одной точки планеты в другую: скорость и направления этого перемещения трудно прогнозировать. Так, по мнению многих экономистов, правительство Сухарто в Индонезии в 1998 г. было вынуждено уйти в отставку, после того как совокупность глобальных финансовых учреждений в считанные дни увела из страны свои валютные средства. Финансовые активы на мировом рынке капитала обращаются быстро, становясь «унифицированными сущностями», и зачастую неясно, какова страна происхождения капитала, легален или нелегален его источник.
Прежде – всего лишь десятилетие с небольшим тому назад – банки давали деньги в долг лишь солидным клиентам, список которых был весьма ограниченным. Перевод денег являлся долговременным процессом, зависевшим от мнения советов директоров, от процесса установления репутации клиента, от оценки общемировой конъюнктуры. Довольно резкое расширение выпуска акций компаниями, ориентирующимися на расширение сферы своей деятельности, в 70-е гг. ХХ в. создало предпосылки для облегчения процесса финансирования. Так называемый «бумажный коммерческий рынок», т. е. рынок ценных бумаг, значительно увеличил возможности инвестиционных фирм.
На рубеже 1980-х и 1990-х гг. американское правительство, а за ним и некоторые другие правительства западных стран начали брать на себя гарантии выплаты долгов главными мировыми должниками, прежде всего латиноамериканскими странами – Бразилией, Мексикой, Аргентиной и др. Выпущенные облигации попали в руки миллионов людей с относительно небольшим достатком. Долги развивающихся стран оказались «демократизированными». Появились турецкие, русские, немецкие, французские и прочие бонды, скупаемые мелкими держателями. На рубеже XXI в. 16 стран выпустили бонды общей стоимостью около 150 млрд долл., которые скупаются всеми желающими, в т. ч. пенсионными фондами. Подобные фонды, прежде не игравшие значительной роли, стали важнейшими участниками широкомасштабного инвестирования денег туда, где они «работают» лучше всего.
В 1980 г. акциями различных фондов владели 4,6 млн американцев, а в 2000 г. уже половина населения США инвестировала свои деньги в рынки ценных бумаг. Общий объем средств всевозможных фондов вырос с 412 млрд в 1992 г. до 1,6 трлн долл. в 1997 г. Инвестирование стало в США едва ли не национальным спортом. В 1986 г. через руки брокеров в Нью-Йорке, Лондоне и Токио ежедневно проходили 190 млн долл., к 1995 г. оборот достигал 1,2 трлн долл. в день. Между январем 1994 г. и июнем 2000 г. совокупная стоимость американского рынка ценных бумаг превысила 10 трлн долл. – сумму, большую, чем годовой валовой национальный продукт США. В 1990 г. 50 млрд долл. частного капитала устремились на вновь возникающие рынки. В 1997 гг. эта цифра достигла 336 млрд. Только между 1980 и 1990 гг. стоимость акций на мировых рынках выросла с 2,5 трлн долл. до 8,2 трлн. Стоимость акций в Нью-Йорке удвоилась, в Лондоне – утроилась, а в Токио увеличилась в 10 раз за тот же период. Цифры свидетельствуют о колоссальной трансформации рынков и резком увеличении потока капитала. Эти финансовые потоки обрушились на грандиозное число производителей.[3] Акции компаний, которые демонстрировали всю вторую половину прошлого года крайне неутешительные результаты, начали 2008 г. с рекордов, во многом благодаря резкому снижению Федеральной резервной системы (ФРС) США учетной ставки. Особенно хорошие результаты сейчас демонстрируют акции банков, розничных торговцев и компаний строительного сектора, передает Reuters.[4]
Однако эксперты предостерегают, что радость может быть преждевременной. По их мнению, проблемы на мировых рынках еще далеки от завершения и замедление жилищной и потребительской отраслей, скорее всего, крайне негативно отразится и на акциях компаний этих секторов.
«Конечно, никому не хочется пропустить „ралли“ на рынках, но финансовые показатели многих компаний до сих пор выглядят крайне неутешительно», – отмечает президент хеджевого фонда Esplanade Capital Шон Краветц.
В прошлом году индексы S&P 500, Dow Jones Industrials и Nasdaq Composite продемонстрировали самые низкие за последние 4 года результаты. Прибыль компаний банковского сектора снизилась в IV квартале 2007 г. на 94 %, да и компании строительного сектора, такие как Pulte Homes Inc и Lennar Corp сообщили об огромных убытках. Эти экономические результаты наталкивают многих инвесторов на мысль, что рынок акций еще не достиг своего дна. «И хотя некоторые советуют сейчас покупать акции этих компаний, я бы не стал так рисковать», – полагает президент и ведущий специалист по инвестициям Empiric Funds Марк Коффельт.
Несмотря на крайне удручающие показатели в конце 2007 г., этот год начался для большинства «неудачников» на положительной ноте. Например, индекс Standard & Poor's Banks (который потерял в прошлом году 32,5 %) набрал лишь только за январь 5,60 %. Да и индекс Dow Jones Homebuilder набрал за истекший период года более 20 %. «Сейчас растут акции тех компаний, которые сильнее всего пострадали от кризиса кредитов subprime», – добавляет М.Коффельт.
Правда, пока не самым лучшим образом сказываются на настроении инвесторов экономические прогнозы относительно дальнейшего будущего американской экономики. По предварительным оценкам, темпы роста экономики США в 2008 г. составят лишь около 2 %. Причем в I квартале 2008 г. ВВП составит лишь 1,4 %, а на протяжении оставшихся трех кварталов – 2,2 %. Хотя многие эксперты говорят, что США удастся избежать рецессии, пока неизвестно, каковы будут дальнейшие последствия августовского кредитного кризиса.
«Основные факторы, негативно влияющие на рост экономики США – проблемы в секторе жилой недвижимости и на кредитных рынках», – отмечает представитель Securities Industry and Financial Markets Association (SIFMA) Майкл Декер. Свою роль также сыграет и снижение покупательной способности американцев. Снизятся и затраты на товары производственного назначения. Согласно прогнозам SIFMA, также может уменьшиться приток инвестиций в капитал предприятий с 4,6 % в 2007 г. до 4,4 % в 2008 г.