Вы здесь

Мировая культура и искусство. Глава 3. Культура и искусство цивилизации Египта (И. И. Толстикова, 2018)

Глава 3. Культура и искусство цивилизации Египта

Основы египетской культуры теряются в глубокой древности. Будучи африканской по происхождению, египетская культура не сразу обрела свое лицо. Ее формирование началось с переходом к ирригационному земледелию и скотоводству, благодаря которым появились постоянные поселения и стабилизировался этнический состав. Развитие древнеегипетской культуры было обусловлено преимущественно благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях. Хозяйственная и этническая стабильность обеспечили созревание устойчивых культурных традиций, которые дали неожиданный культурный «взрыв», приведший к расцвету древнеегипетской цивилизации. Переход к изготовлению медных орудий, совершенствование системы ирригационного земледелия, развитие скотоводства, возникновение имущественной дифференциации и социальной иерархии, формирование заупокойных представлений и культа обожествленного правителя, появление иероглифического письма позволили египетской культуре стать самодостаточной и выделиться из африканской.

3.1. Истоки культуры Древнего Египта

Культура Древнего Египта является типичным образцом древневосточной культуры. Государство возникло на северо-востоке Африки, в долине Нила. Название «Египет» государству дали греки, которые приезжали для знакомства с его культурными достижениями. Название страны происходит от древнегреческого «Айгиптюс», что представляет собой искаженное греками название египетской столицы Мемфиса – Хет-ка-Птах (крепость бога Птаха). Сами же египтяне называли свою страну Та-Кемет (Черная Земля) по цвету ее плодородной почвы в противоположность красной земле пустыни (Та-Мера).

Предками древних египтян были кочевые охотничьи племена, жившие в долине Нила и принадлежавшие к хамитской группе народов. Внешне это были стройные люди с темно-коричневым цветом кожи. Как во всех восточных культурах, население Древнего Египта не было однородным. С юга в Египет приходили имевшие ярко выраженные негроидные черты нубийцы, которых греки называли эфиопами. С запада проникали берберы и ливийцы с голубыми глазами и светлой кожей. Со временем эти народы ассимилировались и стали основой всего населения.

Постепенно на территории Египта сформировались два государства – Верхний Египет на юге в узкой долине Нила и Нижний Египет на севере в дельте Нила. Прочный и могущественный Верхний Египет стремился к захвату северных областей. Около 3000 г. до н. э. царь Верхнего Египта Менес подчинил себе Нижний Египет и основал первую династию объединенного государства. С этого момента Древний Египет существует как единое государство, а время правления первых двух династий называют Ранним царством. Царь стал называться фараоном («большим домом»), что указывало на его главную функцию – объединение земель. Фараон Менес основал город Мемфис, который первоначально был крепостью на границе Верхнего и Нижнего Египта, а впоследствии стал столицей единого государства.

История и культура Древнего Египта во многом определялись его географическим положением. Реальный мир египтян – узкая долина великой реки Нил, ограниченная с запада и востока песками пустынь. Именно природа страны и ее единственная огромная река, от разливов которой зависели жизнь и благополучие народа, были теми важнейшими факторами, которые обусловили мироощущения и мировоззрения египтян, их отношение к жизни и смерти, их религиозные взгляды. Нил ежегодно в июле разливался в результате непрерывных тропических ливней и таяния снегов. Почти вся долина реки оказывалась под водой. Через четыре месяца, к ноябрю, нильские воды спадали, оставляя на полях толстый слой ила и после разлива Нила сухая земля становилась влажной и плодородной. После этого наступал второй четырехмесячный период (ноябрь – февраль) – время посева. Сельскохозяйственный цикл завершался третьим четырехмесячным отрезком (март – июль) – временем жатвы. В этот период господствовала нестерпимая жара, превращая землю в растрескавшуюся пустыню. Затем цикл повторялся, начинаясь с очередного разлива.

В истории Древнего Египта выделяют несколько периодов: до династический (3200–2800 до н. э.), Древнее царство (2800-2250 до н. э.), Среднее царство (2050–1700 до н. э.), Новое царство (1580–1100 до н. э.) и Позднее царство (XI в. – 332 г. до н. э.). В свою очередь эти основные этапы разделяются на периоды междуцарствий, характеризующиеся распадом единого государства и вторжениями иноземных племен.

3.2. Культура Древнего царства

В истории культуры Египта периоды правления фараонов I и II династий принято называть Ранним царством. Второй период (III–VI династий), получивший название Древнего царства, характеризуется образованием нового централизованного государства, формированием государственного аппарата, выделением административных округов. В это же время утверждается неограниченная власть фараона, происходит ее обожествление, что находит свое выражение в сооружении пирамид-гробниц.

Эпоху Древнего царства сами египтяне воспринимали как время правления могущественных и мудрых царей. Централизация власти в Древнем Египте породила специфическую форму общественного сознания – культ фараона. Он опирался на представление о фараоне как родоначальнике всех египтян, как наследнике бога, создателя и владыки мира. Поэтому он обладал властью над космосом, сохранял равновесие мира, которому постоянно угрожал хаос. Благополучие страны было обусловлено наличием фараона. Благодаря ему везде господствовали регулярность и порядок.

В формировании культуры этого периода решающую роль сыграли религиозно-мифологические представления древних египтян: заупокойный культ и обожествление власти фараона, которые были составной частью религии, обоготворявшей силы природы и земную власть. Поэтому религия и мифология являются ключом к пониманию всей культуры Древнего Египта.

Религиозные взгляды египтян в основном сложились именно в эпоху Древнего царства на основании впечатлений от реального природного мира. В них животные наделялись сверхъестественными, магическими качествами, им приписывалось бессмертие. Например, бог Гор уподоблялся соколу, Анубис – шакалу, Тот изображался в виде ибиса, Хнум – барана, Собек – крокодила и т. д. При этом египтяне поклонялись не самому животному, а божественному духу, принявшему вид соответствующего животного.

Обожествление быка, коровы, барана началось уже в глубокой древности, так как скотоводство занимало ведущее место в хозяйственной жизни египтян. Бык Апис почитался как бог плодородия. Он непременно был черного цвета со светлыми отметинами. Таких быков содержали в специальных помещениях и бальзамировали после смерти. Хатор, богиня неба и покровительница природы, представлялась в виде коровы либо женщины с коровьими рогами; она также считалась богиней плодородия и деревьев, поила души умерших в загробном мире живительной влагой. По мере развития египетской цивилизации боги стали приобретать антропоморфный (человекоподобный) вид. Остатки ранних их образов сохранились лишь в виде птичьих и звериных голов и проявлялись в элементах головных уборов египтян.

Неприятие смерти было важнейшей чертой мироощущения египтян; они считали смерть противоестественной как для человека, так и для всей природы. В основе этого мировоззрения лежало убеждение в регулярном обновлении природы и жизни. Ведь природа обновляется ежегодно, а Нил, разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождая на них жизнь и принося благоденствие людям. Но когда река возвращается в свои берега, наступает засуха, которая не является смертью, так как на следующий год она разольется снова. Именно из этих убеждений родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конца существования человека, его ждет воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом. Поэтому живые должны заботиться о сохранении тела умершего посредством бальзамирования. Так возникло искусство изготовления мумий.

Мысль о необходимости сберечь тела для будущей жизни в конце концов сформировала культ умерших, который был для египтян не отвлеченной религиозной обязанностью, а практической необходимостью. Полагая, что смерть есть не прекращение человеческого существования, а лишь переход его в другой мир, где своеобразно продолжается его земное существование, египтяне стремились обеспечить усопшего всеми необходимыми предметами. Прежде всего была необходима усыпальница для тела, в которой жизненная сила «ка» вернется в вечное тело умершего.

«Ка» был двойником человека, обладавшим теми же физическими качествами и недостатками, что и тело, вместе с которым «ка» рождался и рос. Однако в отличие от физического тела «ка» был невидимым двойником, духовной силой человека, его ангелом-хранителем. После смерти человека существование его «ка» зависело от сохранности его тела. Но мумия, хотя и более долговечная, чем тело, тоже была бренна. Чтобы обеспечить для «ка» вечное вместилище, создавались точные портретные статуи из твердого камня.

Жилищем «ка» умершего человека была гробница, где «ка» обитал вблизи своего тела – мумии и портретной статуи. Поскольку загробная жизнь мыслилась как непосредственное продолжение земной, то после смерти умерших обеспечивали всем, чем они обладали при жизни. Рельефы, высеченные на стенах погребальных камер, воспроизводили сцены из повседневной жизни умершего, заменяли для его «ка» то, что окружало его в обыденной жизни на земле. Снабженные пояснительными надписями и текстами вместе с предметами домашнего обихода они давали возможность умершему вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире.

Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки – мастабы – в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. В мастабе оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, фигурки из золота, серебра, слоновой кости и т. д., которые должны были оживать и выполнять в загробном мире все физические потребности умершего.

Для того чтобы «ка» мог вернуться после смерти в свое тело, в гробнице обязательно помещали портрет умершего в полный рост, стоящего с выдвинутой вперед левой ногой – в позе движения к вечности. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские – в желтый. Волосы на голове всегда были черными, а одежды – белыми.

Особое значение в статуях придавалось глазам, считавшимся зеркалом души. Египтяне фиксировали на них внимание путем сильного подкрашивания пастой, в которую добавляли толченый малахит. Глаза статуй выполняли из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую форме глаза, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя – для зрачка. Под хрусталь подкладывали кусочек полированного дерева, благодаря чему получалась блестящая точка, придававшая живость зрачку и всему глазу.

Возведение гробниц фараонов преследовало задачу произвести впечатление подавляющей мощи. Этот эффект был достигнут, когда строители сумели увеличить высоту надземной части сооружения по диагонали. Так возникли египетские пирамиды. Первой из них стала пирамида фараона III династии Джосера в Саккаре. Фараоны IV династии избрали для сооружения своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе. Там были построены три наиболее известные пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (в греческом переводе Хеопса, Хефрена и Микерина).

Большое значение придавалось внутреннему декору гробниц. Стены покрывали цветными рельефами, прославлявшими фараона как сына бога и победителя всех врагов Египта, а также магическими текстами, целью которых было обеспечение вечной счастливой жизни фараона. Считалось, что с помощью заупокойных молитв изображения оживали и тем самым создавали для умершего привычную среду обитания.

К концу периода Древнего царства в культуре египтян сформировались различные художественные ремесла. В гробницах и пирамидах сохранилось множество изящных сосудов из камня, художественная мебель из разнообразных пород дерева, богато декорированная костью, золотом, серебром. Каждому украшению придавался особый смысл. Например, ножки кресла выполнялись в форме бычьих ног либо крылатых львов, которые охраняли сидящего человека. Многочисленные статуэтки изображали людей, занятых повседневными делами, египетских богов в виде зверей и птиц.

К XXIII в. до н. э. в Древнем Египте резко усилились сепаратистские настроения, в результате которых страна распалась на несколько самостоятельных государств. За период раздробленности, продолжавшийся около 200 лет, ирригационная система перестала использоваться и плодородные земли начали заболачиваться, пришла в упадок столица единого государства – Мемфис. На этом фоне усилились другие города Гераклеополь и Фивы. Новое объединение египетских земель было осуществлено после ряда военных столкновений. Победа, одержанная Фивами, открыла новый период развития египетской культуры, получивший название Среднего царства.

3.3. Культура Среднего царства

Эпоху Среднего царства нередко называют классической, она стала новым периодом расцвета египетской культуры. Примерно в 2050 г. до н. э. фараон Ментухетеп I смог объединить Египет и восстановить единую власть под эгидой Фив. Фиванские фараоны, стремясь возродить и продолжить традиции Древнего царства, провели ряд изменений, которые затронули уклад жизни, искусство, религию, литературу, язык и наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи.

В это время окончательно складывается среднеегипетский язык, который как господствующий язык просуществовал до конца египетской истории, сохранив преимущественно религиозно-культовое назначение. Процветание государства в эпоху Среднего царства способствовало интенсивному храмовому строительству, и архитектурный стиль Древнего царства был не просто возрожден, но переосмыслен с учетом новых политических, религиозных и художественных потребностей. Одновременно развивалось конкретное научное знание. От этой эпохи до нас дошли первые математические и медицинские тексты, древнейшие записи обмера страны, списки созвездий на саркофагах, первый в мире словник.

В течение столетий, отделивших эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, во многом изменилось мироощущение египтян. Распад страны, гражданская война, упадок центра и божественной власти фараона, разрушение традиционной шкалы ценностей – все это создало почву для развития индивидуализма у египтян, которое проявилось в том, что каждый заботился о собственном бессмертии. Теперь не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что нашло отражение в упрощении культа умерших. Стали считаться излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было достаточно одной стелы – каменной плиты с магическими текстами, гарантировавшими умершему и загробную жизнь, и материальное обеспечение.

Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подражать могущественным владыкам Древнего царства. Конечно, размеры пирамид значительно уменьшились, материалом для их строительства служили не монолитные двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Эти пирамиды представляли собой каменный каркас, заполненный каменной крошкой, кирпичом и даже песком, облицованный известковыми плитами. Но правители Среднего царства полагали, что каменные пирамиды недостаточны для обеспечения сохранности мумии. Поэтому погребальную камеру стали прятать в защитной системе подземных коридоров, которые превратились в настоящий лабиринт, затруднявший доступ грабителям.

Среди архитектурных построек этого этапа египетской культуры особо известен заупокойный храм при пирамиде фараона Аменемхета III. Древние греки дали храму название Лабиринт. Происхождение названия связывают с тронным именем Аменемхета, в греческой транскрипции читающимся как Лабир. Храм, по мнению греческого историка Геродота, затмевал своей известностью даже пирамиды Древнего царства.

Лабиринт считался самым выдающимся из множества многоколонных храмов Среднего царства. Он представлял собой сложный комплекс из скальных гробниц, храмовых дворцов и залов с монументальными колоннами. Колонны, богато украшенные цветным орнаментом и позолотой, были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома бога-солнца, родившегося, по одной из египетских легенд, из цветка лотоса. Потолок был расписан в виде звездного неба с золотыми звездами. На стенах храма размещались многоярусные композиции, построенные по регистрам, внутри которых располагались изображения людей, животных, птиц, символизирующих соответствующих богов древнеегипетского пантеона. До наших дней дошли только разрозненные руины храма.

Среднее царство вошло в историю культуры как период развития научных знаний, средоточием которых стали храмы. Для египтян солнце и звезды были наполнены божественным смыслом, потому астрономия зародилась в лоне религии. Наблюдая за движением небесных светил, жрецы обнаружили, что самая яркая звезда Сириус один раз в году оказывается прямо над восходящим Солнцем и через несколько дней после этого начинается разлив Нила. Этот день стал первым днем египетского года, насчитывавшего 12 месяцев, каждый из которых состоял из 30 дней. Для соответствия реальной продолжительности года в календарь включалось дополнительно еще 5 дней. У египтян было принято и деление суток на 24 часа.

По сравнению с другими эпохами египетской истории Среднее царство заняло относительно непродолжительный отрезок времени. Около 1700 г. до н. э. в Египет вторглись кочевые скотоводческие племена гиксосов, господство которых, длившееся более сотни лет, положило конец Среднему царству. Но в начале XIV в. до н. э. началось освободительное движение, во главе которого стояли фиванские цари. После победы над гиксосами в 1580 г. до н. э. развитие древнеегипетской культуры перешло в новый период – Новое царство.

3.4. Культура Нового царства

В этот период произошло не только значительное внутреннее развитие египетской культуры, но и небывалое прежде интенсивное распространение ее за пределы Египта, взаимодействие с культурами других народов. Этому способствовали агрессивная внешняя политика и завоевательные походы египтян, которые привели к покорению многих соседних стран с другой этнокультурной средой. Египетская культура нашла особенно благоприятную почву среди народов Ливиии Нубии, с которыми египетская цивилизация имела много общих корней и где экономическое и политическое господство египтян покоилось на прочном фундаменте. Так, нубийцами были заимствованы многие элементы египетской государственности, искусства, религии и иероглифическое письмо. Через эти страны египетская культура проникала внутрь Африканского континента.

В Азии основным средоточием египетской культуры был город Библ, с которым Египет имел тесные торговые связи. Культурное влияние Египта в Сирии и Финикии часто было данью признания местными правителями египетской государственности и ограничивалось внешними формами – элементами декора зданий, бытовых предметов, погребальных стел. Египет заимствовал из Азии гораздо больше. Более сильная культура Египта могла перерабатывать много чужеродных элементов; в частности, поклонение воинственным азиатским богам, языковые и лексические изменения в литературе. Походы фараонов в Азию привнесли в специфический облик египетской культуры элементы семитской культуры и придали ей «восточные» черты.

В период расцвета Нового царства египетская мощь уже никем не оспаривалась. Вместе с тем это была эпоха баснословной роскоши правящих слоев общества. Грандиозность и пышность в сочетании с изысканностью и утонченностью, стремлением к изяществу, блеску отличают всю египетскую культуру данного периода. Запечатленные в храмовых рельефах грандиозные битвы с азиатами, сцены взятия вражеских крепостей и кораблей, прием посольств побежденных стран, гробничные росписи со сценами пирови папирусные рисунки с изображениями гаремных развлечений сливаются в одну картину, которая показывает самые различные стороны жизни людей, величие и упадок египетской империи.

Покорение египтянами новых земель в эпоху Нового царства, торговые поселения выходцев из других стран, проникновение иноземцев в государственный аппарат и египетское войско, усиливающееся межъязыковое общение и т. д. способствовали процессу взаимодействия и ассимиляции культур и одновременно возникновению новой тенденции в египетской культуре – намеренной архаизации. Архаизация культуры, борьба за ее «чистоту», самобытность проявились в восстановлении древнейших государственных титулови должностей, в обращении к достижениям Древнего царства в искусстве, литературе (подражание классическим текстам), в противодействии азиатскому влиянию в языке и религии (устранение азиатских богов из египетского пантеона), особом интересе к древним жреческим учениям и культам древних царей и, наконец, в резком усилении культа животных, всегда игравшего важную роль в египетской религии. Тогда же усилилось чувство связи с прошлым, в частности пробудился интерес к генеалогии людей и богов, в одном храме наряду с главным божеством почитались иные боги пантеона. Памятники культуры этой эпохи поражают смешением стилей, внешней стилизацией, особым изяществом и совершенством исполнения.

Правители Нового царства особенно почитали бога Солнца Амона. С его именем связано грандиозное строительство, которое началось в ту эпоху. За короткий срок пышные дворцы и дома, великолепные храмы изменили облик Фив, превратив их в самый богатый и величественный город Египта.

Фиванские фараоны Нового царства не утратили веру в божественную силу пирамид, их роль выполняли горы, возвышавшиеся над гробницей. Сама гробница и заупокойный храм теперь были разделены. Храм строили на границе пустыни и плодородной земли. Характерной чертой этой эпохи древнеегипетской культуры был гигантизм, что, вероятно, обусловливалось бескрайностью пустыни, несущей смерть, желанием утвердиться в ней, отвоевать себе жизненное пространство.

Среди заупокойных храмов особое место занимал храм царицы Хатшепсут в Долине царей в Дэйр-аль-Бахри. Это гигантское сооружение представляло собой три террасы, возвышавшиеся друг над другом. Этот храм прославился и роскошным внутренним убранством. Рельефы рассказывали о рождении Хатшепсут от брака ее матери с богом Амоном, что подтверждало божественное происхождение царицы. К тому же считалось, что ей покровительствовала богиня неба Хатор, изображения которой были повсюду. Внутренняя отделка была необычайно богата: золотые и серебряные плиты пола, инкрустированные бронзой двери, статуэтки из полудрагоценных камней. Статуи в молельне храма, имевшие культовый характер, были по существу портретами царицы.

К знаменитым сооружениям того времени относится погребальный комплекс фараона Рамзеса II, состоявший из дворца и храма в Фивах, а также скального храма в Абу-Симбеле. Последний включал в себя два строения: Большой храм, посвященный фараону и богам Амону, Ра и Пта, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса – Нефертари. Перед храмом стояли 20-метровые колоссы фараона, высеченные в скале. Вопреки традиции строение было расположено на западном берегу Нила и ориентировано на восток, и с первыми лучами солнца гигантские скульптуры окрашивались в темно-красный цвет и как бы выступали из скалы.

В Новом царстве также сооружались храмы, посвященные разным богам, прежде всего богу Солнца Ра. К этому типу относятся два прославленных святилища бога Амона в Фивах – Карнакский и Луксорский, отличавшиеся монументальностью. Первый был главным храмом Амона-Ра и главным святилищем страны. В период правления XVIII династии фараонов главный покровитель Фив Амон отождествлялся с Ра и его культ стал общегосударственным. Строительство Карнакского храма началось в XX в. до н. э. и продолжалось около 10 веков. Проект неоднократно изменялся, но в результате было воздвигнуто грандиозное сооружение: мощные пилоны с гигантскими статуями фараона перед ними, огромный колонный двор, гипоксильный (колонный) зал с целым лесом колонн высотой 20,4 м и диаметром 3,57 м. Поверхности стен и колонн были покрыты цветными рельефами. Капители колонн центрального нефа изображали раскрытые цветы лотоса, а все остальные колонны представляли собой связки нераспустившихся стеблей папируса. В этом стилизованном образе была выражена идея разных фаз жизни – ее зарождения и расцвета.

В тот же период было завершено строительство храма Амона-Ра в Луксоре, второго по значению в стране, наиболее гармоничного и совершенного. Он отличался четкой планировкой: два двора с портиками, культовые помещения и молельни со статуями богов в глубине здания. В первом дворе – колоннада из 14 колонн высотой 20 м с капителями в виде раскрытых метелок папируса. Всего в храме было около 150 колонн, которые образовывали 16 рядов. Аллеи сфинксов, монументальные статуи, многочисленные колоннады храма – создавали неповторимый облик Луксорского храма.

Последовавшие за эпохой Нового царства столетия были насыщены бурными и неблагоприятными для египтян событиями: иноземные вторжения хеттов, политический разброд, постоянные смуты и волнения, вызванные социально-экономическим кризисом, и т. д. В этот период развития египетской культуры, получивший название Позднего царства, усилились тенденции распада единого государства и возвышения отдельных культурных центров, среди которых следует выделить прежде всего город Сиаса. Окруженный болотами, он был недоступен для завоевателей и поэтому смог на очень короткий промежуток времени вновь объединить государство, но в 525 г. до н. э. Древний Египет был завоеван персами.

3.5. Религия и искусство Древнего Египта

История культуры Древнего Египта показывает, что эта цивилизация пережила периоды расцвета и упадка. Египетское государство расшатывали и ослабляли различного рода противоречия – роскошь правящей верхушки и нищета народа, столкновения власти фараона с властью жрецов. Войны с соседями, соперничество с другими мощными империями порой ставили под угрозу целостность владений фараонов. Но, несмотря на все эти обстоятельства, внутренние силы оказывались достаточно велики, и империя в течение почти 30 веков всякий раз оправлялась от очередного удара и продолжала воплощать высшую ступень человеческой цивилизации своего времени. Основной причиной высокой жизнестойкости египетской державы, как считают исследователи, были религиозные убеждения древних египтян.

Пантеон египетских богов первоначально отличался хаотичностью, несогласованностью и противоречивостью. В Древнем Египте божеств было много, в каждом городе их было несколько. Главным был бог Солнца Ра, царь и отец богов. Важнейшими богами были: Осирис – бог смерти, олицетворявший умирающую и воскресающую природу; богиня Исида – покровительница плодородия и материнства; Маат – богиня истины и порядка. Древние египтяне признавали всех божеств, почитавшихся местными традициями. У каждого из них были свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого зависело их благополучие.

В период создания единого государства сложилась божественная иерархия и упорядочились культы многочисленных богови связанные с ними религиозно-мифологические представления. Идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров. Теперь главное божество любой провинции (нома) считалось воплощением Солнца, что отразилось на их именах: Амон-Ра, Манту-Ра, Себек-Ра.

В древности каждое божество имело зооморфное олицетворение – представлялось в облике какого-либо животного, птицы, рыбы или насекомого. Например, бог Гор изображался в виде сокола, богиня Сехмет – львицы, Исида – змеи, Анубис – шакала, бог воды и разлива Нила Себек – крокодила, богиня радости и веселья Баст – в виде кошки, бог мудрости Тот – в виде ибиса.

На более позднем этапе развития религии происходит антропоморфизация божеств – наделение их человеческими качествами. Развитие животноводства породило отдельно самостоятельные культы животных, среди которых наиболее распространенным был культ священного быка Аписа.

Египтяне не мыслили существование государства без богини Маат – божественного порядка и истины. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе выступают в роли всеобщей гармонии Маат. Понятие «Маат» становится центральным в древнеегипетской этике и начинает означать принцип, на котором строятся правильные человеческие отношения. Правила предписывали состоятельным людям помогать нищим, приучали к культуре поведения, сдержанности и внешней скромности, требовали подчиняться законам, которые указывали, как поступать в той или иной ситуации. Человек, сумевший приспособиться к законам, созданным богами, счастлив. Жрецы богини Маат были призваны следить за соблюдением ее законов, утверждать истину и справедливость среди людей.

Во главе всего пантеона стоял бог Солнца Ра, творец всего живого, рожденный из хаоса и победивший мрак. Он создал первое поколение богов, от которого пошли все последующие. Ра изображался в виде человека с солнечным диском на голове, стоящего в священной ладье.

Художественные представления египтян сложились очень рано и сохранялись на протяжении тысячелетий. Поэтому художественное творчество как неотъемлемая часть культурной системы должно было неукоснительно следовать общекультурным и художественным традициям. Потребность зафиксировать устоявшиеся нормы и принципы культуры реализовалась в особом художественном мышлении египтян и развитой системе канонов (совокупность обязательных художественных приемов и правил, определяющих нормы в изобразительном искусстве), предписывавших художнику пропорции и свет (канон пропорций и канон света), схемы изображения людей и животных (иконографический канон). Впервые в истории канон становится важнейшим художественным принципом, определяющим творческую деятельность художника.

Образцы, предписанные религией, не подлежали изменению, и передавались художниками из поколения в поколение, специальные руководства были записаны на папирусе. Можно сказать, что древнеегипетские мастера выступали в роли хранителей священных законов художественного творчества. Общественный статус художника был высок, иногда его приравнивали к сану жреца. Но его деятельность не рассматривалась как самодостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовывать высшие общественные установки, отказываясь от любых форм творческого художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных законов.

Канон устанавливал, как изображать стоящего, идущего, сидящего человека, рисовать цветки лотоса и священных животных. В дошедших до наших дней рисунках и росписях на стенах гробниц, храмов и дворцов, предметах домашнего обихода художник строго придерживался определенных правил. Все изображения линейные и плоские, в них нет объема, перспективы и светотени. Линейные рисунки раскрашивались цветом без введения дополнительных тонов и цветных теней.

При изображении человеческой фигуры следовали специальному канону, созданному на основе изучения и измерения фигуры человека с математической точностью и на законах фронтальности. Фигура изображалась так, словно на нее смотрят одновременно с разных сторон: голова – в профиль, глаза – анфас, живот – в три четверти. Размер фигуры человека определялся его социальным положением: фараона или знатного человека изображали в несколько раз крупнее приближенных и тем более рабов. Фигуры взрослого и ребенка различались не пропорциями, а размером. Фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские – красным.

Пожалуй, самой знаменитой скульптурой Египта является Большой сфинкс в Гизе, охраняющий пирамиды. Этот сфинкс – самая большая и древняя статуя на свете. Каменный лев с лицом фараона Хефрена высечен из естественной скалы и имеет огромные размеры: его высота 20 м, а длина 57 м. На голове его царский полосатый платок (клафт), а на лбу символ царской власти – урей (священная змея).

Для скульптурных изображений человека уже в Древнем царстве был выработан строго определенный канон. Стоящая статуя выполнялась с выдвинутой вперед левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу. У сидящей скульптуры руки были симметрично положены на колени или согнуты в локте. Оба типа статуй были всегда пропорциональны, симметричны, фронтальны и статичны. Их туловища напряженно выпрямлены, прямо поставленная голова высоко поднята, а спокойно беспристрастный взгляд устремлен вдаль. Часто статуи раскрашивались: тело мужских фигур – красно-коричневым цветом, женских – желтым, волосы – черным, а одежда – белым. Чтобы египтянину легче жилось в загробном мире, ему были нужны слуги и рабы. Их роль выполняли небольшие каменные, деревянные и фаянсовые статуэтки слуг, пахарей, носильщиков, прачек, которые по характеру противоположны статуям фараонов и вельмож, и их изображения не всегда вписывались в рамки канона.

После завоевания Египта персами его культура включилась в жизнедеятельность ряда народов, с которыми в прошлом были в основном косвенные контакты. Теперь Египет населяло еще больше выходцев из Азии – евреев, арамеев, финикийцев, вавилонян, персов, мидийцев, которые принесли с собой свои обычаи, верования. Египтяне, все чаще покидавшие родину по той или иной причине, приобщались к культуре тех стран, где они оседали, меняли имена, но сохраняли свое этническое самоназвание.

Последний период культуры Древнего Египта связан с походами Александра Македонского, который в 332 г. до н. э.завоевал Египет. Он был торжественно встречен египетскими жрецами, объявлен фараоном и обожествлен. При греко-македонском владычестве развитие культуры Египта не остановилось. Соприкоснувшись с иной цивилизацией, она пережила свой последний своеобразный расцвет, будучи уже частью общей эллинистической культуры. Сокровища египетской культуры оказались притягательными для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к ним и сделать их достоянием своей культуры. Греки переняли египетскую идею сакрального (священного) царства, поклонялись священным быкам и овнам, строили храмы египетским богам, соперничавшие по своей монументальности с постройками эпохи пирамид.

Но дни египетской языческой культуры были уже сочтены. В 642 г. н. э. Египет, бывший в то время восточной провинцией Византии, был отвоеван арабами и постепенно стал составной частью арабской культуры. Однако влияние египетской культуры на другие страны Востока оказалось огромным и прослеживается во многих деталях.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные этапы истории Древнего Египта.

2. Почему развитая система канонов, определяющих нормы в изобразительном искусстве, появляется именно в культуре Древнего Египта?

3. С какой целью строились пирамиды в Древнем Египте?

4. Как изображали своих богов древние египтяне?

5. Какова роль мумификации в культуре Древнего Египта?

6. Назовите основные каноны портретного изображения в Древнем Египте. На каком законе они основывались?

7. Опишите основные религиозно-мифологические представления древних египтян.

8. Перечислите основные достижения культуры Древнего Египта.

Библиографический список

1. Азимов А. Египтяне. От древней цивилизации до наших дней; пер. с англ. М., 2004.

2. Бадж Э.А.У. Египетская религия. Египетская магия; пер. с англ. 3-е изд. М., 2003.

3. Борисов О.С., Свечникова Н.Н. Культура Древнего мира; учеб. пособие. СПб., 2003.

4. Василевская Л.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. М., 1997.

5. Древние цивилизации; под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М.,1989.

6. Египет: земля фараонов. М., 1997.

7. Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1994.

8. Кормышева Э.Е. Древний Египет. М.: Весь мир, 2005.

9. Культура Древнего Египта; под ред. И.С. Кацнельсона. М., 1976.

10. Культурология: учеб. пособие / Н.Н. Фомина [и др.]; под ред. Н.Н. Фоминой, З.О. Джалиашвили, Н.О. Свечниковой. СПб., 2008.

11. Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1996.

12. Мировая художественная культура. Древние цивилизации: тематический словарь. М., 2004.

13. Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989.

14. Перепелкин Ю. История Древнего Египта. СПб., 2000.

15. Фисанович Т.М. Тайны древнеегипетских пирамид. М., 2005.

16. Чизхолм Д., Миллард Э. Ранние цивилизации. М., 1994.