Глава 2. Культура древних цивилизаций Востока
Древним Востоком обычно называют территории к востоку и юго-востоку от греко-римского мира. Сам термин весьма условный, поскольку граница между греко-римским миром и древневосточными культурами никогда не была резкой. Понятием «Древний Восток» принято обозначать обширный регион, включавший древнейшие культуры Южной Азии и Северной Африки, Индии и Китая. Значение Древнего Востока в истории общечеловеческой культуры огромно. Именно здесь началось разложение первобытнообщинного строя и переход к оседлости. На Востоке появились первые государства, частная собственность, первые системы письменности и т. д. Изучение истории древневосточной культуры позволит выявить важные моменты развития общемировой культуры.
Земледельческий тип хозяйственной деятельности способствовал развитию человечества от первобытности к цивилизации, что обусловило дифференциацию народов и их культур. С возникновением крупных территориальных объединений при благоприятных внешних и внутренних условиях складывались первые древние цивилизации со своими культурными особенностями и историческими судьбами. Одним из центров развития древнейших цивилизаций стала территория между двумя великими реками Передней Азии – Тигром и Евфратом, которую древние греки называли Месопотамией, а русские Междуречьем или Двуречьем. На этой территории возникли, развивались, а затем исчезли с лица земли цивилизации Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии.
Культура, созданная в бассейне Тигра и Евфрата, была результатом взаимодействия многих народов. Население Междуречья не было однородным, поскольку эта территория заселялась с двух сторон. С востока пришли шумеры, с запада двигались семитские племена. Первая волна переселенцев в дальнейшем получила название аккадцев. В формировании культуры народов Месопотамии наиболее значимую роль сыграли шумеры.
2.1. Культура древних шумеров
Особенности большинства культур Древнего Востока связаны с их территориальным расположением в долинах крупных, полноводных рек с плодородной, хорошо орошаемой почвой. Вместе с тем поймы рек представляли собой заболоченные, покрытые речным илом земли, требовавшие огромных усилий для ведения хозяйственной деятельности. Именно поэтому данная территория стала местом зарождения великих древних цивилизаций и культур.
В IV тысячелетии до н. э. в южную часть Двуречья пришли и расселились народы, получившие наименование шумеров. Их происхождение не удалось выяснить до сих пор, а согласно легенде, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива. Немного позднее в северной части Двуречья обосновались семитские племена, пришедшие из сирийско-месопотамской степи. Эти два древних народа заложили основы шумерской культуры и всех последующих цивилизаций.
Главной формой ведения хозяйства у шумеров было земледелие, основанное на искусственном орошении. Ирригационное земледелие обладало рядом важных особенностей, определивших тип государственности шумеров. В условиях сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации, обрабатываемые угодья были в меньшей степени зависимы друг от друга, поэтому здесь около 3000 г. до н. э. возникли первые города-государства – Ур, Эриду, Ниппур, Лагаш, Урук и др., которыми правили цари-жрецы. Руины этих городов с остатками великолепных храмов свидетельствуют о существовании высокоразвитой цивилизации земледельческого типа с собственными законами, литературой и богатой мифологией. Постепенно отдельные города-государства объединились в единую империю: ирригационное земледелие, предполагавшее использование коллективного труда, для повышения продуктивности требовало еще больших совместных усилий. При этом человек участвовал в труде не как самостоятельный субъект, а как элемент общественного целого, вне которого производительный труд был практически немыслим. Иными словами, зависимость человека от общества и государства имела характер не только социально-экономический, но и технологический.
В условиях, когда частное лицо не могло быть самодеятельным субъектом и не обладало какими-либо правовыми гарантиями, не было возможностей и для развития частной собственности. Собственниками, как и субъектами труда, выступали коллективы разного уровня общности. Различия в материальном положении разных слоев общества определялись не объемом собственности, а должностным положением. Своеобразие государственной власти состояло в том, что она утверждалась в первую очередь для производственно-административных целей, в частности управления комплексом ирригационных работ и перераспределения прибавочного продукта.
Такая детерминация государственной власти закономерно порождала обожествление личности правителя, в результате чего добровольные отчисления подданных в центральную казну становились не обязательным налогом, а даром деспоту-богу, отказ от которого грозил отлучением от высшей благодати. В свою очередь обожествленный правитель поощрял подданных не только с помощью земных благодеяний, но и заступничеством за них перед высшими иррациональными силами. Поэтому в глазах шумеров всесильный деспот был самым главным строителем городских стен и каналов, верховным судьей, издающим законы и вершащим правый суд, высшим служителем культа, обеспечивающим покровительство богов, а его власть происходила от избранничества и посвящения.
В соответствии с такими представлениями шумеры научились строить для своих правителей ранее не известные культовые сооружения – храмы. Святилища были ориентированы по сторонам света. Главным строительным материалом служила глина. Храм представлял собой низкое прямоугольное здание с внутренним двором, построенное на утрамбованной платформе, которая защищала постройки от наводнений. Стены платформы и здания красили, украшали мозаикой, расписывали иероглифическими знаками. У шумеров впервые появились такие строительные элементы и детали, как арка, свод, купол, фриз, мозаика, резьба по камню, гравировка и инкрустация. В дальнейшем эти архитектурные приемы распространились по всему миру.
Система религиозно-мифологических представлений шумеров складывалась на основе мифологических комплексов отдельных городов-государств. Поэтому пантеон богов не был единым и насчитывал не менее 3000 божеств. Фактически каждое природное явление и сторона человеческой деятельности входили в сферу влияния какого-либо отдельного божества. Со временем сложилась иерархия божеств. Высшую ступень занимали те божества, которые управляли главными природными силами и сферами – небом, воздухом, землей и водой. Основную роль в пантеоне играли Ан (бог неба), Энлиль (бог земли), Энки (бог воды). Статус их не был постоянным, он менялся в зависимости от практических ситуаций.
2.2. Культура Вавилона
В конце III – начале II тысячелетия до н. э. на территорию Двуречья вторглись семитские племена амореев, которые захватили обширные области Месопотамии и создали сильное государство с центром в Вавилоне. Культура Древнего Вавилона унаследовала и значительно развила шумерские культурные традиции.
Вавилон был расположен на берегу Евфрата и занимал выгодное географическое положение в центре Месопотамии. Как выглядел Вавилон, хорошо известно благодаря археологическим раскопкам немецкого археолога Роберта Кольдевея. Город был типичным административным, ремесленным и культурным центром того времени. Его население превышало 200 тыс. человек. Наивысшего расцвета Вавилонское царство достигло во время правления царя Хаммурапи, который объединил всю территорию Двуречья и образовал сильное централизованное государство. Одним из самых значительных достижений его правления явилось создание свода законов, вошедших в историю культуры под названием законов Хаммурапи. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и миропонимание древних обитателей Вавилона.
Мировоззрение народов Вавилонского царства складывалось под влиянием постоянной борьбы с окружающими племенами, религиозных верований, среди которых огромную роль играли культ воды и культ небесных светил. Отношение к воде было неоднозначным: с ней был связан культ плодородия, так как вода обеспечивала хороший урожай и давала жизнь и в то же время представляла собой мощную и недобрую стихию, причину многих разрушений и бед. В неизменности и чудесном движении небесных светил жители Вавилона видели проявление божественной воли.
В основе мировоззрения древних вавилонян лежала религиозная картина мира, согласно которой люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Многочисленные вавилонские боги считались покровителями царя, хотя им были свойственны многие человеческие качества: они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Боги были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством; они пили и ели, как люди; им были свойственны слабости и недостатки – зависть, злость, непостоянство. Высшие силы определяли судьбы людей, но волю богов могли знать только жрецы, которые умели вызывать и заклинать духов, беседовать с божествами, определять будущее по движению небесных светил. Во время расцвета Вавилона господствующее место в религиозных представлениях отводилось богу Мардуку, который победил страшное чудовище – богиню Тиамат. Кроме того, почитались покровители небесных светил Шамаш (бог Солнца), Син (бог Луны) и Иштар (богиня Венеры).
Люди покорялись воле жрецов и царей исходя из веры в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим силам. Но покорность судьбе была не абсолютной, а сочеталась со стремлением к победе в борьбе с враждебным окружением. Вавилонянам были присущи страхи, суеверие, мистика и колдовство и в то же время трезвая мысль, точный расчет и прагматизм.
Высокого уровня развития в Вавилоне достигла наука, особенно астрономия и математика. В результате наблюдений за движением небесных светил и изменениями погоды были составлены астрономические и метеорологические справочники, лунный календарь и карта звездного неба. В вавилонском календаре месяц соответствовал промежутку времени между двумя фазами Луны, новолуниями. Этот период примерно совпадает со временем обращения Луны вокруг Земли. Месяц вавилоняне разделили на недели и привели в соответствие с количеством дней в году. Именно в Вавилоне была создана 60-ричная система исчисления времени, которой мы пользуемся по сей день.
2.3. Культура Ассирии
В середине II тысячелетия до н. э. Вавилон разрушили иранские племена, а в XII в. до н. э. он был покорен Ассирией.
В первой половине III тысячелетия до н. э. в Северной Месопотамии, на берегу Тигра, был основан город Ашшур (на греческом – Ассир). По наименованию этого города стала называться вся расположенная в среднем течении Тиграстрана. Столицей Ассирии был город Ниневия, ставший в истории мировой культуры символом величия и низкого падения, ужасных злодеяний и справедливого возмездия.
Своим возвышением Ашшур был обязан выгодному географическому положению, поскольку находился на пересечении караванных путей, по которым из Сирии, Малой Азии и Армении в Вавилонию доставлялись металлы и строительный лес. Постепенно Ашшур превратился в крупный торговый центр, а ко второй половине XIII в. до н. э. Ассирия стала самым могущественным государством Ближнего Востока.
После покорения Вавилона ассирийцы заимствовали и развили его культуру, трансформировав религию, культуру и искусство Вавилонии: с одной стороны, они значительно огрубили их, но с другой – наделили пафосом могущества. Завоеватели установили в Двуречье свой державный порядок, создали единое мощное государство и распространили свое влияние на огромные территории от Синайского полуострова до Армении, от Малой Азии до Египта.
Непрерывные войны определили особенности культуры ассирийцев. Их постройки чаще всего представляли собой оборонительные и крепостные сооружения. Кроме того, строились дворцы, в которых имелись кухни, ванные комнаты, колодцы и т. д. Для регулярного снабжения водой к городам подводились водопроводы и акведуки. Так, Ниневию снабжал водой водопровод длиной 50 км.
Среди культурных достижений Ассирии необходимо отметить крупнейшую для своего времени библиотеку, созданную царем Ашшурбанипалом. При раскопках его дворца в Ниневии в наши дни было найдено около 30 тыс. глиняных клинописных табличек. Записи на них содержат знания того времени, царские указы, исторические описания, важнейшие произведения литературы. Эта библиотека стала для востоковедов основным источником изучения культуры Двуречья.
Значительную часть текстов глиняных табличек составляли описания религиозных мифов, гимны богам, легенды о возникновении человека и земледелия. В библиотеке обнаружилось и выдающееся произведение литературы Двуречья – цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука. Предания о герое Гильгамеше оказали сильное влияние на развитие культуры соседних народов, которые адаптировали их к своим условиям. Так, в мифологии многих народов нашла отражение вавилонская легенда о всемирном потопе, согласно которой потоп был устроен богами, задумавшими уничтожить все живое на Земле. Только один человек смог избежать гибели, так как по совету богов заранее построил корабль.
Ассирийское владычество в Передней Азии не было долговечным. В 612 г. до н. э. ассирийский наместник в Вавилоне в союзе с Мидией поднял восстание против Ассирии, Ниневия была взята приступом и превращена в груду развалин. Восставшие подвергли страну полному разорению. Это на несколько десятилетий вернуло могущество Вавилону (период Нововавилонского царства).
Вавилон того времени был огромным и шумным восточным городом, знаменитым своими грандиозными памятниками культуры – поражающей воображение башней, о которой упоминает библейская Книга Бытия, и «висячими садами» Семирамиды. Греческий историк Геродот причислил эти достопримечательности к семи чудесам света. Вавилонская башня представляла собой грандиозный семиярусный зиккурат (храм – ступенчатая пирамида высотой 90 м), построенный в честь верховного вавилонского бога Мардука. «Висячие сады» Семирамиды устроил царь Навуходоносор для своей жены мидянки Амиты, тосковавшей по тенистым садам своей родины. В угоду ей царь повелел разбить на крышах и террасах зданий сады, которые орошались с помощью удивительной для того времени водопроводной системы.
В VI в. до н. э. Нововавилонское царство было завоевано Персией. Утрата Вавилонией независимости еще не означала конца месопотамской цивилизации. Для самих вавилонян приход персов вначале казался просто очередной сменой правящей династии. Завоеватели относились к святыням и культуре Месопотамии с должным уважением. Вавилон сохраня свое положение одного из величайших городов мира вплоть до распада империи Александра Македонского. Окончательно он был уничтожен в 126 г. до н. э., когда Месопотамию захватили парфяне.
Таким образом, древнемесопотамская культура просуществовала еще 500 лет после краха собственно месопотамской государственности. Приход эллинов в Междуречье стал поворотным моментом в истории Месопотамии. Ее население, пережившее не один разгром и ассимилировавшее не одну волну пришельцев, на этот раз столкнулось с покорителями, имевшими более высокую культуру и – главное – активно проводившими политику эллинизации на завоеванных землях. Это предопределило дальнейшую судьбу вавилонской культуры. Ее упадок и гибель следует объяснять причинами не столько экономическими, сколько социально-политическими – отсутствием центральной власти, конкуренцией новых городов, основанных Александром Македонским, и этнической пестротой населения, не сумевшего сохранить ценности старой месопотамской культуры. Достижения культуры Междуречья были восприняты древними евреями и греками и внесли значительный вклад в формирование средиземноморской цивилизации.
2.4. Духовная культура Месопотамии
В Шумере в конце IV тысячелетия до н. э. человечество впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности. Это положило начало подлинной истории человечества. Переход от первобытности к древности, «от варварства к цивилизации» означает появление культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания. Дух месопотамской культуры отражал сокрушающую силу природы. Человек наблюдал такие могущественные природные явления, как гроза или ежегодное наводнение. Тигр и Ефрат зачастую разливались так, что разрушали дамбы и затопляли посевы. Проливные дожди превращали твердую поверхность земли в море грязи. Природа Месопотамии сокрушала и попирала волю человека, постоянно давала ему почувствовать, что он бессилен и ничтожен.
Взаимодействие с природными силами порождало у людей трагические настроения, что нашло выражение в их представлениях о том мире, в котором они жили. Человек видел в нем порядок, космос, а не хаос. Но этот порядок не обеспечивал безопасности человека, так как устанавливался через взаимодействие множества могущественных сил, периодически вступающих во взаимные конфликты. Все настоящие и будущие события порождались единой волей объединенных природных стихий, иерархия и взаимоотношения которых напоминали государство. При таком подходе не существовало разделения на одушевленное или неодушевленное, живое и мертвое. В этой вселенной любые предметы и явления обладали собственной волей и характером.
Послушание в культуре, которая рассматривала всю вселенную как государство, должно было выступать как первейшая добродетель, ибо государство построено на подчинении, на безоговорочном принятии власти. Поэтому в Месопотамии «добронравная жизнь» была «послушной жизнью». Индивид стоял в центре расширяющихся кругов власти, которая ограничивала свободу его действий. Ближайший к нему круг был образован властью в его собственной семье – отец, мать, старшие братья и сестры; за пределами семьи располагаются другие круги власти – государство, общество, боги.
Система послушания была правилом жизни в древней Месопотамии, ведь человек был сотворен из глины, замешен на крови божеств и создан для того, чтобы трудиться вместо богов и для богов. Усердный и послушный слуга мог рассчитывать на знаки милости и награды своего хозяина, тогда как нерадивый, непослушный слуга не мог надеяться ни на что подобное. Можно сказать, что путь послушания, служения и почитания вел к земному успеху, высочайшим ценностям жизни – здоровью и долголетию, почетному положению в общине, богатству.
Отношение к смерти являлось важной особенностью месопотамской духовной культуры. Смерть представлялась злом и важнейшим наказанием для человека. Но хотя смерть – это зло, она не может перечеркнуть ценность человеческой жизни, которая по сути своей прекрасна, и это проявляется во всех сторонах обыденного бытия, в радости победы, в любви к женщине и т. д. Однако смерть, знаменуя конец жизненного пути индивида, стимулирует человека жить мудро и осмысленно, умирать в борьбе со злом, даже в борьбе со смертью. Наградой за это станет благодарная память потомков. В этом и состоит бессмертие человека, смысл его жизни.
Никто не может избежать смерти, но это не рождает пессимистического отношения к жизни. Человек во всех ситуациях должен оставаться человеком. Вся его жизнь должна быть насыщена борьбой за установление справедливости на земле, а смерть выступает кульминацией жизни, завершением выпавших на его долю успехов и побед. В целом жизнь человека предначертана от рождения, в ней нет места для случайностей, нет возможности как-то повлиять на ход событий. Именно в месопотамской мифологии была создана концепция жесткой детерминированности человеческой жизни, которая предполагала страшный суд, золотой век и райскую жизнь – представления, вошедшие затем в состав религиозных верований народов Передней Азии и библейскую мифологическую литературу.
Духовная культура древних месопотамских цивилизаций предстает как сплав не расчлененной и в то же время дифференцированной реальности, основанной на специфической мифологии, которая выросла непосредственно из первобытного сознания, сохранив очень многие его исходные качества. Эта мифология была лишь вне значительной степени антропоморфизирована, так как не была обращена к личностному сопереживанию. Она выполняла функцию утверждения и возвеличивания божественно-всеобщего начала, воплощавшегося в личности всесильного деспота. Такая мифология не бывает завершенной, она всегда ориентирована на дополнение, приспособление к определенной религиозной, государственной или житейской реальности. В результате духовная культура месопотамских народов была в целом единообразной, несмотря на этническое разнообразие, а также жизнестойкой и пластичной, способной расти, усложняться и создавать культурные ценности.
Развитие религиозного сознания – от поклонения силам природы и культа предков до почитания единого верховного бога Ану – было неразрывно связано со становлением духовной культуры народов Месопотамии. В процессе развития культуры месопотамских цивилизаций религиозные представления оформились в сложную систему с обожествлением царя и царской власти.
Главной обязанностью людей по отношению к богам являлось принесение жертв. Ритуал жертвоприношений был сложным: воскурение благовоний, возлияние жертвенной воды, масла, вина, принесение в жертву животных, молитвы о благополучии жертвователя. Только ведавшие этими обрядами жрецы знали, какие блюда и напитки приятны богам, что можно считать «чистым» и что «нечистым».
Во время совершения обрядовых и ритуальных церемоний жрецы должны были произносить заклинания, помнить имена богов, знать их взаимоотношения, помнить сказания о происхождении вселенной, своего народа, уметь изображать богов, играть на музыкальных инструментах во время культовых церемоний. Кроме того, они должны были сообщать людям волю богов, предсказывать погоду, уметь лечить недуги, совершать разнообразные сельскохозяйственные обряды и многое другое. Поэтому жрец был одновременно священником, поэтом, певцом, художником, знахарем, агрономом, лицедеем и т. д. Специальных артистов, музыкантов, танцовщиков в храмах еще не было, и именно жрецы и жрицы пели священные тексты, разыгрывали ритуальные сцены, плясали.
Месопотамия стала родиной многих религиозных идей и догм, большинство из которых было ассимилировано и творчески переработано соседними народами, в том числе древними греками и евреями. Об этом свидетельствуют библейские сказания, в соответствии с которыми у нас сложились вполне определенные представления о рае. Священные книги, религиозная живопись и литература представляют рай в виде прекрасного сада, где прогуливаются Адам и Ева, в ветвях дерева находится змей-искуситель, уговоривший Еву вкусить плод запретного дерева. Шумерские представления о райском саде, где нет смерти, во многом соответствуют библейским. О заимствовании христианством библейской идеи божественного рая говорит и описание его местонахождения; в Библии указывается, что райские реки находятся в районе Евфрата, т. е. в Месопотамии.
2.5. Искусство месопотамских цивилизаций
Произведения месопотамской культуры в основном служили культовым целям и решению разнообразных практических задач. Продукты художественного творчества использовались для облегчения трудовых процессов, регулирования социальных отношений и совершения религиозно-магических обрядов. Процесс социального расслоения общественной жизни, развивавшийся в ту эпоху, породил особую категорию художественных произведений, предназначенных для совершения общественных церемоний, несущих определенную символическую нагрузку. Так, в хвалебных песнях – гимнах и монументальных надгробных изваяниях обожествлялись образы вождей. Объектами художественного творчества стали предметы, выполняющие функции атрибутов власти, – жезлы, скипетры, оружие и т. д.
Строительство специального «дома бога» – храма было первым шагом выделения художественного сознания в самостоятельную сферу. Путь развития храмовой архитектуры – от алтаря или священного камня под открытым небом к зданию со статуей или каким-то иным изображением божества, вознесенному на холм либо на искусственную платформу, оказался сравнительно коротким, но сформировавшийся тип храма не изменялся в течение тысячелетий.
Храмы строились в городах и были посвящены соответствующему местному богу. Возле храма главного божества обычно находился зиккурат – башня, опоясанная 4–7 выступающими, как правило, озелененными террасами и создающая впечатление нескольких пирамид, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Зиккураты возводили из кирпича и облицовывали глазурованными плитками, причем нижние уступы красили в более темные цвета, чем верхние.
Так как божество должно было защищать город, который считался его собственностью, ему следовало проживать на большей высоте, чем простые смертные. Для этого в верхней части зиккурата возводился золотой купол, который выполнял функцию святилища, т. е. «жилища божества», где бог почивал по ночам. Внутри купола были только ложе и золоченый стол. Жрецами это святилище использовалось для более конкретных нужд: они вели оттуда астрологические наблюдения.
Символическая расцветка храма, в которой цвета распределялись от более темных к более светлым и ярко сияющим краскам, связывала этим переходом земные и небесные сферы, объединяла стихии. Природные цвета и формы в зиккурате превратились в стройную художественную систему, а единение земных и небесных миров, выраженное в геометрическом совершенстве и незыблемости форм ступенчатых пирамид, устремленных ввысь, стало символом торжественного и постепенного восхождения к вершине мира.
Классическим образцом храмовой архитектуры является посвященный богу луны Нанне зиккурат в Уре, одном из важнейших центров месопотамской религиозной и художественной культуры. Он представлял собой трехступенчатую башню с храмом на верхней террасе. До наших дней сохранилась лишь нижняя платформа весьма внушительных размеров – 65×43 м и высотой около 20 м. Первоначально зиккурат состоял из трех поставленных друг на друга усеченных пирамид общей высотой 60 м.
Дворцовая архитектура была не менее величественной. Города месопотамских цивилизаций строились в виде крепостей с мощными стенами и оборонительными башнями, окруженными рвом. Над городом возвышался дворец на искусственной платформе из сырцового кирпича. Примером дворцовой архитектуры может служить дворец в городе Кише, один из самых древних в Передней Азии. Подобно другим дворцам, он воспроизводил в своем плане тип светского жилого дома с рядом глухих, лишенных окон жилых помещений, сгруппированных вокруг двора. Он отличался большими размерами, множеством комнат, богатством отделки. Высокая наружная парадная лестница, на вершине которой, подобно божеству, появлялся правитель, выходила в открытый двор, предназначенный для собраний.
Архитектурных памятников месопотамской культуры до нашего времени почти не дошло, так как на территории Двуречья не было строительного камня и основным строительным материалом служил очень недолговечный необожженный кирпич. Тем не менее отдельные дошедшие до нас постройки позволили искусствоведам установить, что именно месопотамские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древней Греции и Древнего Рима.
Разработка способов передачи информации в виде пиктографического и клинописного письма стала важнейшим достижением искусства месопотамских цивилизаций. Клинописное письмо постепенно развилось из рисуночного и свое название получило из-за сходства формы его знаков с горизонтальными, вертикальными и угловыми клиньями. Клинопись не была алфавитом, т. е. звуковым письмом, а содержала идеограммы, которые обозначали либо целые слова, либо гласные, либо слоги. Чтение таких текстов было крайне затруднительным из-за многозначности идеограмм, и только опытный писец после многолетнего обучения мог без ошибок читать и писать. Чаще всего писцы пользовались специальными детерминативами (определителями), которые должны были исключить ошибки при чтении.
Создателями клинописи были шумеры, потом ее заимствовали вавилоняне, а благодаря развитию торговли она из Вавилона распространилась по всей Передней Азии. К середине II тысячелетия до н. э. клинопись стала международной системой письменности. Благодаря клинописи сохранилось много памятников месопотамской литературы: они были записаны на глиняных табличках, и почти все из них удалось прочесть. В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности о возникновении цивилизации и земледелия. В своих самых глубоких истоках шумеро-вавилонская литература восходит к устному народному творчеству – народным песням, древнему «звериному» эпосу и басням. Особое место в месопотамской литературе занимал эпос, возникновение которого восходит к шумерийской эпохе. Сюжеты шумерийских эпических поэм тесно связаны с мифами, в которых описываются «золотой век» седой древности, появление богов, создание мира и человека.
Эпическая поэма о Гильгамеше считается наиболее выдающимся произведением вавилонской литературы и занимает особое место в месопотамской литературе как по своим художественным достоинствам, так и по своеобразию выраженных в ней мыслей. Здесь с большой художественной силой поставлен извечный вопрос о смысле жизни и неизбежности смерти человека, даже прославленного героя, о вечном стремлении человека познать «закон земли», тайну жизни и смерти. Содержание поэмы восходит к глубокой шумерийской древности, поскольку имя Гильгамеша, полулегендарного царя Урука, сохранилось в списках древнейших царей Шумера.
Ассирийское искусство и история его формирования может служить типичной моделью для понимания месопотамского искусства. Ассирийское искусство I тысячелетия до н. э. прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грозных крылатых быков с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Знаменитые рельефы ассирийских дворцов всегда славили царя – могущественного, грозного и беспощадного. Таковыми были ассирийские владыки. Такой была и ассирийская действительность. Поэтому не случайно особенностью ассирийского искусства являются беспримерные изображения царской жестокости – сажание на кол, вырывание у пленных языка и т. п. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, видимо, с его невысокой религиозностью. В городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, так же как и в рельефах и росписях дворцов доминировали светские сюжеты.
На ассирийских рельефах царь охотится в конкретной местности – в горах или в степи, пирует не «абстрактно», а во дворце или в саду. На рельефах позднего времени передана и последовательность событий: отдельные эпизоды составляют единое повествование, иногда довольно длинное, где ход времени задан расположением сцен. Создание таких барельефов было под силу только целой армии художников-профессионалов, которые работали по единым правилам. Изображения фигуры царя, место ее расположения, размеры целиком подчинены идее – показать мощь и силу царя-героя и его великие деяния. При этом на разных рисунках и рельефах многие конкретные детали изображались совершенно одинаково. Даже изображения животных, как правило, «составлялись» из стандартных деталей. Свобода творчества художника состояла лишь в том, чтобы изобразить как можно больше персонажей, показать несколько планов, совместить начало действия и его результат и т. п.
Из сравнения доступных нам памятников культуры и особенностей рассматриваемой эпохи следуют те правила и нормы, которыми руководствовались древние мастера в своем творчестве. Во-первых, художественный смысл предметов был неотделим от их утилитарного назначения и от магической (или религиозной) функции. Поэтому можно выделить такую черту месопотамского искусства, как утилитарность. Вполне очевидно, что эта черта на разных этапах культуры Месопотамии проявлялась в различной степени, но всегда была ей присуща.
Во-вторых, произведениям месопотамского искусства была свойственна информативность, т. е. способность сохранять и передавать сведения, специально заложенные в конкретных произведениях их авторами и создателями. Наиболее полно информативность выражена в памятниках изобразительного искусства, компонентом которых было рисуночное (пиктографическое) письмо. И в дальнейшем скульптуры, рельефы, произведения живописи нередко сопровождались надписями, содержащими ценные сведения для современников и потомков.
Месопотамская культура оказала огромное влияние на развитие других народов. В ее рамках на протяжении нескольких тысячелетий осуществлялась художественная деятельность древнейших цивилизаций, происходило поступательное движение художественного мышления. К этому истоку восходит эллинская античность, в нем черпают силы западные и восточные средневековые культуры. Ведь впервые в истории именно в Месопотамии установилась прочная художественная преемственность, формировались первые художественные стили.
Контрольные вопросы
1. Назовите этапы развития культуры Древнего Востока. Проиллюстрируйте событийный ряд достижениями в области науки и искусства.
2. В чем заключалась специфичность мифологического и религиозного сознания месопотамских цивилизаций?
3. Когда, где и как начинается путь развития храмовой архитектуры?
4. Какие способы передачи информации были изобретены месопотамскими цивилизациями?
5. Как назывались храмовые постройки в Древней Месопотамии?
6. Какую форму имела письменность в месопотамских государствах?
Библиографический список
1. Белецкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980.
2. Борисов О.С., Свечникова Н.Н. Культура Древнего мира: учеб. пособие. СПб., 2003.
3. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. М., 1994.
4. Гуляев В.И. Шумер, Вавилон, Ассирия. 5000 лет истории. М., 2005.
5. Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб., 2001.
6. Заболоцкая Ю. История Ближнего Востока в древности. М., 1989.
7. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983.
8. Культура народов Востока. Старовавилонская культура. М., 1988.
9. Культурология: учеб. пособие / Н.Н. Фомина [и др.]; под ред. Н.Н. Фоминой, З.О. Джалиашвили, Н.О. Свечниковой. СПб., 2008.
10. Любимов Л. Искусство Древнего Мира. М., 1996.
11. Мировая художественная культура: учеб. пособие; под ред. Б.А. Эренгросс. М., 2005.
12. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. М., 1990.
13. Саггс Г. Вавилоняне. М., 2005.
14. Соколова М.В. Мировая культура и искусство. М., 2004.