Вы здесь

Микстайл. Глава 5. Яркий микстайл (Аурика Луковкина, 2013)

Глава 5. Яркий микстайл

Каждая женщина хотя бы один раз в жизни испытывала желание окунуться в буйство красок, предлагаемых современной модой, безрассудно и легкомысленно поступиться свойственной ей скромностью. Это связано с тем, что большинству особ женского пола свойственно впадать в крайности, а все для того, чтобы поразить, шокировать, удивить противоположный пол, да и себе доказать, что в моде можно все, что не запрещено, а она открывает бескрайний горизонт предложений и вариантов на каждый сезон и случай.

Не стоит бояться новых и смелых решений, ведь в моде новый русский имидж и над его созданием работает множество модельных компаний. Русская женщина тонко чувствует идеальный стиль для себя – энергичный, рациональный и самостоятельный. Она личность, а одежда лишь фон, дополняющий цельный и исключительный облик.

Так устроен мир, и сегодня он диктует крайнюю индивидуальность, экспрессию и выраженность нескольких стилей, что и представляет собой яркий микстайл. Здесь графика, черно-белый стиль с одной стороны, фольклорные орнаменты, художественная роспись, цветы, клетка, бахрома, кружева и мережки с другой, да еще яркие лоскутки, имеющие форму огромных цветов на фоне цвета фуксии или зеленого яблока, и новые модели валенок и плетенок.

А основная тенденция данного микстайла – яркость, характерность и живость. Гармония здесь рождается из диссонанса, а красивые безумства ценятся больше, чем привычный консерватизм.

Долой однообразие серого хмурого утра! Зря, что ли, стены многих домов в городах расцвели благодаря умелым дворовым живописцам. С их легкой руки яркий микстайл, удачно соединяющий в себе фольклорный, пэчворк и кантри, снова перекочевал в одежду. Теперь чем больше на ней необычных орнаментов, нашивок нетрадиционной и обычной формы, росписи, бахромы, кружев и ярких рисунков, тем для вашего же настроения лучше. Окружающие тоже не останутся равнодушными.

Во все времена существования моды, как бы она ни изменялась и каких рисунков ни предлагала, многих, если не сказать, почти всех, женщин привлекало яркое народное убранство. А сегодня, когда основной девиз моды: «Соединяй несоединяемое!» – народное образотворчество неудержимо манит художников-модельеров и побуждает отправляться на поиски все новых и новых вариантов.

Элементы национального костюма органично вплетаются в актуальные композиции, придают им особую звучность, неповторимую самобытность, женственность и красоту. Звучность и уместность таких оригинальных нарядов в наши дни не вызывает никакого сомнения.

Радость, праздник и веселье несут в себе наряды, подчеркивающие свой яркостью и пестротой женственность. Платья из ярких и пестрых тканей, длинные, очень широкие и пышные юбки, обтягивающий верх, крупные серьги и броские заколки из шелковых лент, пышные юбки, отделанные кроваво-красным тюлем, расписные шали, крупная бижутерия, много цветов и лент в прическах…

В данном Микстайле нет ничего слишком яркого и сверкающего, поэтому чем больше таких дополнений и деталей, тем лучше, стильней и интересней. Исходный материал – нарядная одежда, приподнятая и праздничная. Основной акцент делается на контраст: простой крой и натуральные ткани, но яркость и праздничность удачно подобранных дополнений и украшений – воротники, нашивки, аппликации, шарфы, ленты, цветы, бусы… только все продумано до мелочей. Ткань натуральная, но эффектная, с неожиданным фасоном, иногда вызывающе смелым за счет декольте или длины. Итак – нарядные украшения, соответствующая обувь, чулки, сумочка, а все вместе – гармоничный яркий микстайл.

Стиль кантри

Этот стиль пришел к нам из Америки, где и начали его именовать народным (или деревенским). Прекрасный выбор свободолюбивых женщин, тяготеющих к проявлению в одежде оригинального романтизма, то есть смешения романтики в сочетании с деревенскими узорами. А все, что нужно для этого стиля, – кружевные блузки, широкие юбки, крупная вышивка, сочные тона и натуральные ткани, скромный макияж, естественная прическа, кепка с козырьком, побольше кожи, ансамбли ручной грубой вязки, толстые ткани, колготки приглушенных тонов и обувь на плоской толстой подошве.

Летом в последнее время улицы пестреют от многообразия вышитых деревенских блузок и пышных, с воланами, юбок, украшенных тонким шитьем или бесподобной отделкой тесьмы и шелковых лент.

Основа – народный костюм, но не будничный, а праздничный, веселый и радостный. Здесь есть, где размахнуться, потому что в наследство нам осталось множество смелых идей и вариантов, которые при осовременивании и адаптации к современным условиям, требующим только выразительности и индивидуальности, могут прекрасно себя реализовать. А звучание Запада в России способно приобретать совершенно новое звучание и исполнение, хотя основные направления остаются, прибавляется лишь женская индивидуальность и неповторимость.

Наши бабушки и дедушки праздникам придавали большое значение и каждый костюм, приготовленный для этого случая, можно считать настоящим произведением искусства. Мастерицы и рукодельницы, которыми так славились деревни и селения, щедро не скупились в деталях на украшение самобытной праздничной одежды. Их творчество и фантазия не знала границ, каждый раз радуя окружающих новыми оригинальными неповторимыми выдумками.

Традиционные широкие юбки, выполненные в данном стиле, предусматривают присбаривание на уровне талии, а ниже щедро выглядывает кружево нижней юбки, отделанное вышивкой, тесьмой или мережкой с бисером. Такие юбки могут быть одно– или многоярусными, но обязательно присборенными на линии талии. И для того чтобы почувствовать самобытность, душевный праздник и отличное настроение, совсем не обязательно отправляться в деревню. Нужно просто надеть кружевную блузку и просторную присборенную юбку, и прилив сил и настроения на долгое время гарантирован. Легко, удобно, просто и неповторимо. Не жизнь, а праздник каждый день.

Но стиль кантри – это не только кружевные блузки и просторные летящие юбки. Это и свитеры, и платья, украшенные воротниками, возможно, сделанные своими руками. Это может быть золотое или серебряное шитье на красном бархате или черном шифоне. Отдельные мотивы вырезаются из бархата, а под них подкладывается шифон. Такой воротник можно завязывать на яркие ленточки, а концы закреплять бусинами.

Это может быть воротник с вышивкой и кружевной тесьмой.

* * *

ИНТЕРЕСНО, что в прежние времена такие кружева плели на коклюшках, но сегодня труд значительно облегчен – плетеную тесьму любого типа и на любой вкус можно купить в магазине. Этот воротничок делается из искусно уложенной тесьмы, скрепленной изящными стежками.

* * *

Такой воротничок можно связать крючком из хлопчатобумажных нитей. Любой наряд в стиле кантри украсит искусственная роза или яркая крупная брошь оригинальной формы прямо в центре такого воротника.

В этом стиле популярны сегодня юбки-баллоны, очень простая, но супермодная вещь, где верхний и нижний край юбки длиной, равный двум обхватам талии, украшает эластичный пояс, подходящий по цвету основному тону модели, которая очень проста как в исполнении, так и в использовании. Полотнища юбки стачиваются боковыми швами, а по верхнему и нижнему краю закладываются складки шириной от 4 до 6 см, каждый пояс стачивается в кольцо, а к верхнему и нижнему срезам юбки притачивается по поясу. Нужно только много натурального полотна, и летящий силуэт, созданный покроем и длиной почти до щиколоток, подарит любой женщине массу комфорта и удобства.

Стиль «кантри» просто невозможно себе представить без жакетов ручной вязки с живописным цветочным декором. В современном звучании они могут быть и длинными, и короткими, приталенными длиной до талии или чуть ниже, с присборенным по окату рукавом и высокими манжетами. Актуален контраст простоты с роскошью: простота в крое, роскошь в оформлении. Это может быть вышивка, отделка, кружево, плетение… Вязаные жакеты в стиле кантри сегодня выполняются из суперлегкой и пушистой пряжи или хлопчатобумажной пряжи натуральных, но ярких оттенков.

Прекрасным дополнением к ансамблю в стиле кантри будут кружевные чулки и колготки, желательно светлые. Обувь – это удобные плетенки на шнуровке или оформленные замысловатыми узорами или туфли, в рисунке которых присутствует цветная отделка.

Все перечисленные особенности – это традиция, а теперь о влиянии Запада. Непременная ассоциация – салун и украшающие его женщины – яркие, веселые и нарядные. Клетчатые юбки со щедро выглядывающими из-под них кружевом, нередко украшенные корсажем, белоснежная нижняя юбка, блузка с вырезом-кармен или с большой кокеткой из батистового шитья, оригинальная жилетка, выполненная из кусочков замши разной фактуры и формы, и как непременное дополнение замшевый пояс-корсет на шнуровке, ковбойская шляпа и башмаки из грубой натуральной кожи – казачки.

Жилет – обязательно короткий, прямого покроя из замши, а на нем зубчики, контрастная основному фону модели обметка, пряжки, кисточки и бахрома. Сразу бросается в глаза контраст: просторная блузка из хлопчатобумажного батиста простого покроя и юбка или брюки-рейтузы с затейливыми рисунками и нашивками.

В этом стиле характерно использование ткани дамассе. Это очень интересная пластичная шелковая ткань, на блестящей поверхности которой располагается матовый рисунок. Очень часто также используют хлопчатобумажные ткани такого типа, которые называются дамастом.

* * *

ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, что ранее дамассе, как и жаккардовые полотна, применялись только для подкладки и обивки мебели, но в последнее время очень часто используются для изготовления яркой и нарядной одежды.

* * *

Традиционные клетчатые юбки в стиле кантри выполняются из клетчатой ткани виши.

* * *

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО. Это название пришло во многие страны из французского города Виши, где она впервые была создана.

* * *

Клетка может быть мелкой и крупной, обычно двухцветная – сочетание любого яркого цвета с белым. Раньше этот материал использовали для шитья пастельного белья и одежды деревенских жителей, но в новом исполнении – в комбинации с тесьмой и кружевом, он стал фаворитом стиля кантри.

Пэчворк

Само слово пэчворк – название лоскутной техники, в которой чаще всего создаются скатерти, покрывала, коврики для дома.

* * *

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, что шитье из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества, который имеет очень интересную историю и глубокие корни. У разных народов и в разные времена можно встретить бесподобные изделия, по праву ставшие непревзойденными по мастерству исполнения произведениями искусства. Некоторые модельеры придерживаются мнения, что пэчворк сродни древнему искусству мозаики, единственное отличие в том, что мозаика – это только декорация, а шитье из лоскутов стало привлекательным и необычным направлением моды, способным подарить любой женщине праздник и хорошее настроение каждый день.

* * *

Вещи, выполненные в стиле пэчворк, отличает ряд особенностей. Это не только красота, но и удобство, уют, выразительность и неповторимость каждой отдельно взятой модели. Но несмотря на это, несколько определенных моментов все же необходимо учитывать, а самые главные среди них – единое цветовое, сюжетное и орнаментальное единство, и только тогда вещь сможет нести в себе стилевую определенность и индивидуальность.

Откройте для себя этот стиль, который совершенно незаслуженно был забыт на некоторое время, ведь вещи из лоскутков, изготовленные много лет назад, являются истинными произведениями искусства. Первое впечатление при взгляде на них – яркость и аляповатость сменяется совершенно неожиданным пробуждением фантазии и непреодолимым желанием найти свои модели и варианты.

* * *

ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, что многие известные модельеры, создавая свои модели, часто обращаются к пэчворку как искусству с многовековой историей и устойчивыми традициями. Орнаменты для большинства моделей они берут из числа образцов, выполненных много лет назад нашими предками по обе стороны Атлантики, но это не говорит о том, что данное искусство не развивается. Напротив, фантазия и творчество позволяют находить все новые и новые смелые решения в сочетании с традиционными.

* * *

Модели в стиле пэчворк могут быть совершенно разными по покрою и размеру, а оформляются они путем многократного повторения отдельных элементов. Иногда выбирается один из элементов орнамента и воспроизводится в большем или меньшем масштабе.

Не последнюю роль играет выбор ткани. Для оформления изделий в этом стиле пригодны почти все ткани, но лучше всего, если это будет хлопок, так как он хорошо стирается, не линяет, практичен и долговечен. Предпочтение отдается плотным, тонким и купонным тканям, подойдет и хлопчатобумажный бархат, только ткани, которые предполагается соединять в едином орнаменте, должны иметь одинаковую плотность. Часто используют сукно, полотно, шелк, атлас, люрекс, а также плотно связанное шерстяное полотно. Необходимо также учитывать, что на синтетических тканях плохо держатся складки.

Перед работой ткани тщательно выстирываются, для того чтобы усадка сшитых лоскутков при стирке готового изделия получилась равномерной. В процессе стирки проверяется прочность и окраска тканей и выясняется, линяют ли они. Чаще всего линяют ткани красного и фиолетового цветов. Кромки ткани обрезают, для того чтобы они не портили весь орнамент.

Ткани разного качества допустимо сшивать лишь в том случае, если эксклюзивная модель предполагает не интенсивное использование, а показ на выставках и хранение в музеях, а на изделиях, которые будут носиться, в таком случае более плотные лоскутки деформируют более тонкие и изделие будет заметно коробиться.

Часто в стиле пэчворк для оформления изделий используют набивные ткани, однотонные или гармонирующие по цвету, и делают подкладку, придающую прочность.

Шелк изнашивается быстрее хлопчатобумажных и шерстяных тканей, поэтому его всегда сажают на подкладку, особенно когда в изделии он комбинируется с другими тканями. Многие старинные шелковые лоскутные изделия: одеяла, платья, юбки, фартуки… дожили до наших дней, благодаря тому что у них была подкладка.

* * *

И СОВСЕМ НЕ СЛУЧАЙНА народная любовь ко всему яркому, броскому, вполне возможно, что она перешла к нам по наследству от бабушек и дедушек, которые предпочитали носить одежду, расшитую шелком, а к числу популярных шелковых материй принадлежали: тафта, бархат, атлас и другие, уже не популярные в современных предметах национальной одежды. Вкус того времени требовал самых ярких цветов, которые по тем понятиям внушали уважение, и потому цари частенько приказывали являться начальствующим лицам перед народом в одежде яркого цвета, являя своим внешним видом пример простому народу, ходившему в некрашеных, нерасцвеченных и неоформленных костюмах по недостатку вкуса и разумения.

* * *

ИНТЕРЕСНО, что корни этого стиля уходят в те времена, когда платье, расшитое золотом, высоко ценилось у бояр, которые окружали царскую особу. В нем они должны были обязательно являться на приемы гостей и послов, а тем, у кого не было таких платьев, в особо торжественных случаях их раздавали на время из царской казны.

* * *

Позже такие костюмы стали пользоваться популярностью у женщин, живо откликнувшихся на яркие детали, а особенная драгоценность таких нарядов заключалась в нашивках, вышивках лоскутками, ожерельях, расшитых запястьях, кружевах и ярких пуговицах, размером иногда даже с куриное яйцо, причем нашивки выполнялись из другой материи, отличной от той, из которой была сделана вся одежда.

И вот они: накапки, нашивки, вошвы… а проще говоря, лоскутки, всегда ярко расцвеченные и испещренные разными видами листьев, трав, зверей, цветов и т. д., стали одной из самых примечательных особенностей русских традиционных костюмов, послуживших появлению такого стиля, как пэчворк. Раньше для расшивания использовали только шелк и цветную пряжу, а сегодня это многообразие тканей новых технологий, способных соединять практичность с удобством и красотой.

Очень быстро приобрели популярность и стали любимцами многих женщин стеганые юбки с синтетической или хлопчатобумажной набивкой, выполненные по правилам лоскутной техники, благодаря которой они очень теплые и комфортные. Такие юбки пришли на смену таким же моделям, но выполненным из войлока или фланели.

Принадлежность к стилю пэчворк данной модели можно совершенно точно определить по лоскутному верху, под которым находится прокладка, а затем подкладка. Прокладка представляет собой тонкий синтетический ватин. Он очень легкий, что обеспечивает удобство при носке, легко стирается и не теряет первоначального вида.

Выбор цвета в моделях стиля пэчворк не случаен. Иногда они выбираются по наитию, но все же модельеры в своем творческом труде и поиске учитывают определенные закономерности. В основном это касается знания свойств каждого цвета, которое помогает в выборе тканей для орнамента. Современные модели в этом стиле отличают смелые эксперименты, потому что сочетание различных цветов таит в себе огромные потенциальные возможности, и все же случайные комбинации цветов редко смотрятся эффектно, поэтому лучше всего выглядит комбинация, состоящая из трех-четырех цветов.

Многого можно добиться сочетанием цвета и формы, но чаще всего состыковываются ткани с разными рисунками таким образом, что лоскутки с мелким рисунком соседствуют с деталями с более крупным рисунком. Если перемежаются однотонные лоскутки, то они служат замечательным фоном и подчеркивают в самом выгодном свете яркость лоскутков с рисунком.

Очень удобны и универсальны сумки с лоскутным оформлением в стиле пэчворк. Один из самых популярных орнаментов, который для этого используется, – «зубья пилы». Сумки состоят из светлых и темных треугольных лоскутков, соединенных в квадраты. Для женщин разных возрастов и вкусов предлагаются разные модели и варианты.

Молодым девушкам нравится оригинальная сумочка с ремешком через плечо, в оформлении которой органично чередуются лоскутки из однотонной ткани и лоскутки из ткани с рисунком. Чередование цветов треугольника придает такой модели эффект шефрона. Удобство и прочность такой сумки придает подкладка, выполненная из контрастной ткани, а свежесть и оригинальность ей придают окантовка и пуговица. Окантовка также делается из контрастной (основному тону модели) ткани, а пуговица обтянута основным однотонным материалом. Ремешок через плечо – сплетенный или скрученный толстый шнурок из шерсти, на концах озорные узелки и кисточки.

Еще одна разновидность сумки в стиле пэчворк – сумка-муфта, в выполнении которой также чередуются однотонные лоскутки ткани и лоскутки набивной, окантовка и пуговица оформлены тканью контрастного цвета, пуговица находится в центре или сбоку клапана сумки, а снизу кнопка.

Не забыты и деревянные ручки на таких интересных сумочках, в которых есть отверстия, куда пропускаются полосы из однотонной ткани. Они загнуты так, что концы полос совпадают с началом лоскутного полотна.

В стиле пэчворк могут быть и изящные ридикюли, и плоские сумки-конверты. Цвета – веселые и летние: от бирюзового, розового до нежно-голубого.

Прекрасно вписывается в современную моду ватник. В холодную погоду его можно надеть с брюками или с длинным сарафаном. У него современные пропорции и точно смоделированная форма. Такой ватник, возможно, ничем бы не отличался от аналогичных утепленных курток, если бы не его бесподобное оформление в стиле пэчворк. Уникальность и выразительность придает ему декоративная композиция, выполненная в традициях лоскутной техники.

Очень удобна и комфортна безрукавка в стиле пэчворк. Они выполняются из хлопчатобумажных тканей, однотонных и набивных, отделываются контрастными лентами, для подбивки используется мягкий ватин.

Для создания подобных моделей необходимо мастерство настоящих художников, потому что требуется четкое определение линейных ритмов стежек, поиск цветовых пятен аппликаций, использование многоцветных разработок внутри больших цветовых плоскостей. Общая композиция составляется из ювелирно выполненных деталей. В результате все сюжеты должны ясно читаться как с большого расстояния в контексте всей модели, так и при близком рассмотрении.

Эмблематика и орнаментика может быть совершенно различной. Большой популярностью пользуется так называемая «абстрактная эмблематика», но богатый простор для поиска новых смелых и необыгранных решений представляет собой и анималистика, и растительность, и кубизм… И тогда отдельные элементы и детали декора становятся вещью-символом-знаком-эмблемой, которая способна нести в себе глубокое смысловое содержание и большой эмоциональный заряд.

Наиболее популярные замыслы сегодня воплощаются в контрастном сочетании форм и объемов, в сознательном противопоставлении простой ткани мягкого или тусклого цвета, например серого, взятой за основу, с изысканной яркостью и многоцветностью декора, в котором могут использоваться шелковые ленты, бисер, узорные карабановские ситцы…

Ансамбли, выполненные в таком стиле, сегодня воспринимаются как новое острое предложение моды, и одновременно с этим в них присутствует нечто, что связывает их с традиционными народными русскими костюмами.

Комбинация такого ватника с широким традиционным сарафаном в нынешних условиях звучит, как цитата из истории костюма, но композицию таких ансамблей модельеры, художники и дизайнеры намеренно стараются сделать острой и современной, чтобы цитата стала ассоциацией и в то же время сохранила намек на связь с традициями.

Ватник и ватные юбки – как бы трансформированная форма традиционного «навершника», который являлся традиционной частью русского костюма, изготавливаемого из специальных тканей, и богато украшали вышивкой, разнообразным декором из лент, благодаря чему он часто становился композиционным центром костюма.

Не менее излюбленным приемом в традиционном русском костюме, который стараются возродить современные модельеры, являлся и прием противопоставления объемного стеганого лоскутного верха плавным певучим линиям сарафана.

Вот таким странным и загадочным образом переплетаются в моде традиции давно минувших времен, и то, что нравится всем, и увлекает сегодня. Стиль пэчворк – яркое тому подтверждение.

На каждый сезон хочется иметь новые модели и фасоны, но не всегда желаемое совпадает с действительным. Но совсем не обязательно, ощутив новые веяния моды, тут же отправляться в магазин на поиски чего-то особенного и неповторимого, достаточно обратиться к стилю пэчворк, который представляет собой замечательную возможность реализовать смелые выдумки, изобретательность и любовь к творчеству, которая живет в каждой женщине.

Сейчас мода настолько демократична, что, придерживаясь ее основных направлений (силуэт, длина и т. п.), можно варьировать и комбинировать одежду разных стилей и направлений. И для этого необходимо обратиться к природному дару рукоделия, с помощью которого можно легко создать свой модный наряд, по своему вкусу и в единичном, эксклюзивном варианте. Он точно будет оригинальным, неповторимым и индивидуальным.

И хоть лоскутная техника устойчиво ассоциируется с бабушкиным лоскутным одеялом и потому может отталкивать своей чрезмерной пестростью, в ней всегда можно найти что-то очень интересное в соответствии со вкусом и чувством меры.

Основное правило – разноцветные лоскутки (ромбы, квадраты, треугольники) должны гармонировать друг с другом, при этом и фактура, и состав ткани могут быть совершенно разными. В этом-то и весь писк – вещь получается яркая, веселая и неповторимая.

Модель может быть не целиком выполнена из лоскутков, а содержать в своем оформлении лишь отдельные элементы этого стиля, например кокетку можно выполнить из разноцветных ромбов для платья любого фасона. Но кроме ромбов, это может быть и традиционный американский орнамент, известный под названием «прямой желоб».

* * *

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, что этот орнамент был популярен по обеим сторонам Атлантики во второй половине XIX века. Он представляет собой соединение геометрических фигур, а их очень легко сострачивать на швейной машинке, которая как раз в то время входила в быт.

* * *

Орнамент изображает перекрещивающиеся бревна деревянной хижины с очагом в центре. Светлые полоски соответствуют освещенным стенам хижины, темные изображают тень. На некоторых старинных изделиях были нашиты и трубы. В этом интересном орнаменте удачно чередуются темные и светлые стороны, а окантовывается он тканью контрастного цвета. Такой орнамент очень эффектно выглядит в больших масштабах.

Увлечение пэчворком не прошло и сегодня. На ткацких фабриках создаются специальные лоскутные узоры набивок, которые имитируют лоскутные изделия, разница лишь в том, что не надо перед раскроем проделывать трудоемкую работу по сборке лоскутков в единое полотно, – все уже готово, можно шить. Другой принцип создания одежды пэчворк – комбинирование тканей одного цвета, но с разной фактурой. Яркий пример – это блуза, сшитая из разных тканей белого цвета, кружева (или гипюра) и крепа (льна, батиста). Причем вся блуза может быть сшита из чередующихся лоскутков-квадратов, но возможен и другой вариант: одна половинка полочки или спинки креповая, а другая – кружевная.

Актуален в стиле пэчворк эффект «стеганого одеяла», который имеют вещи, когда при оформлении лоскутков и аппликаций применяется выразительная стежка. Это и стеганые халаты и жакеты из лоскутков на синтепоне, простеганные с двух сторон, а также куртки, пальто, сапоги, сумки и головные уборы такого же типа. Все эти вещи в стиле пэчворк практичные, удобные и легкие, потому что выполняются из синтетических материалов.

Фольклор

Фольклорный стиль нередко называют деревенским или «кантри-лук». Интерес к народному костюму разных стран начал зарождаться в 50-е годы, и с того времени мода не прекращает активно использовать мотивы, идеи и образы, приемы кроя и отделки народного костюма.

Еще один отзвук фольклорного стиля – рустикальный стиль. Впрочем, названия могут меняться во времени и по назначению, но главное – это толстая шерстяная юбка, поверх нее просторная навыпуск фланелевая рубаха, а сверху кофта подчеркнуто грубой вязки. На тканях с шероховатой поверхностью заметны и выразительные переплетения нитей.

Вот и пришло время доставать из старинных фамильных сундуков сарафаны, епанчи, накидки, клобучки и ко всему тому, что было придумано нашими прабабушками, современные модельеры и искусные рукодельницы добавили своей фантазии и творчества, и вот русские наряды в новом исполнении зашагали по подиумам многих стран.

Великолепные цветовые узоры и фольклорный колорит изделиям придает кружево. В цветном и ярком кружеве чаще всего применяется декоративная полотнянка – с «клеточками», «дырочками», разреженная дорожка и т. д. Очень интересны кружевные вставки из черного и синего гипюра в шелковых набивных костюмах.

Не пестрота, а многоцветность, переливы красок, лоскута, росписи. Как мозаика и над всем издревле почитаемый алый цвет. Строгие формы, перекликающиеся с силуэтами монументальных соборов. Линии кроя, пришедшие из гениального простого и выразительного сарафана, женственного и лиричного.

Ткани – натуральные и экологические: хлопок, лен, шелк. Они как в главном исполнении, так в и различных сочетаниях. Фактуры, имитирующие яркие природные цвета: сочно-зеленый, малиновый, синий, красный… И обязательно ручная работа: вышивки и аппликации в народных традициях.

Бисер издавна применялся для украшения нарядов в фольклорном стиле. Для русских вышивок было характерно подчеркивание бисером контуров и заполнение им некоторых фрагментов изображения.

Вышитые мотивы могут изображать картины счастливого детства, которые имеют особую приподнятость, праздничность и радость жизни. А в остальном любая тематика и конкретные сюжеты как в прошлом, так и сегодня относительны и субъективны. Это и натюрморты, и альпийские виды, собаки и лошади, а самой популярной темой можно считать цветочные композиции (букеты в вазах и корзинах), пейзажные (русские и не только), пасторали, сценки из старинной жизни, романтические рыцарские замки на фоне великолепных парков и лесов, животные на лоне природы, парусные корабли…

Одно время модницы очень увлекались использованием набивных платков для нарядной летней одежды. Это не случайно, ведь платки так красивы, что порой сами подсказывают самые неожиданные решения. Взять хотя бы простейшие ситцевые, так называемые крестьянские – с легким черным узором на белом поле или же с белым на черном.

Использовать такие платки для создания одежды можно по-разному. Это может быть и прямая блузка свободного силуэта на низкой кокетке с приспущенным плечом, рукавом на манжете и воротником-стойкой. Углы платков по кокетке и рукавам соединены таким образом, чтобы образовывали вдоль плечевого и рукавного шва кайму, которая поворачивалась бы книзу по пройме. Швы соединений могут быть дополнительно украшены тесьмой-вьюнчиком или бейкой.

Оригинальное предложение модели из «крестьянского» платка – рубашка-косоворотка, которую отличают низкая кокетка и прямая пройма. Воротник, планка и ластовица (ромбовидная вставка, дополнительная вшиваемая в пройму, позволяющая совершать свободные движения руками) – из красного ситца. Кайма платка располагается по местам традиционной вышивки – вдоль планки, по низу рукавов и по подолу. Швы отстрачиваются в цвет основного рисунка на платке. Платки могут использоваться самые разные, например для платья прямого силуэта нужны платки из более плотной ткани (шерсть, саржа) со сплошным рисунком и гладкой каймой. Плечо у такого платья можно сделать расширенным, переходящим в короткий цельнокроеный рукав, воротник – мягкий хомутик, скроенный по косой нитке, кайма – по низу рукавов и по подолу.

Особый интерес в фольклорном стиле представляют расписные шали. С русских портретов прошлых веков на нас взирают аристократки и богатые купчихи, плечи которых украшены красивыми шалями с характерным орнаментом, который в России называли «огурец». Это знаменитые кашемировые шали, названные так по месту их изготовления – Кашмира.

* * *

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, что мы привыкли считать шаль традиционным предметом русского народного костюма, а на самом деле это слово персидского происхождения и означает накидку, шарф, покрывало и тюрбан. Родина шали – Восток. До сих пор персы носят шаль как пояс, а индийцы – как накидку.

* * *

ИНТЕРЕСНО также, что в Индии шаль была элементом не женского, а мужского костюма и происхождение ее уходит в темноту древности. Еще Геродот писал о том, что мужчины в Древнем Египте носили шерстяные и расписные накидки на плечах и на голове.

* * *

В фольклорном стиле шали можно носить по две, сшитых изнанками, как плащ, оригинально драпируя их вокруг плеч. Издавна очень ценятся шали, расшитые золотой и серебряной нитью.

Техника ткачества кашемировых шалей была очень трудоемкой, ведь весь орнамент ткался вручную на небольшом станке без челнока с помощью деревянных шпулек. Тонкие нити шерсти позволяли воспроизводить мельчайшие детали орнамента, а при крашении пользовались яркими натуральными красителями.

Узнать кашемировскую шаль легко: центральное поле гладкое, а на каймах узор. Кайма такой шали декорируется тремя рядами «бута», что и представляет собой огурец – самый распространенный мотив узора на шалях и платках, иногда его называют плодом манго, фисташкой, бобом… С середины XIX века к такому орнаменту добавились цветочные побеги крупных и мелких размеров, они то расходятся, то срастаются друг с другом, получая при этом причудливые очертания. И с этого же времени такие шали стали ввозиться в Россию. Они стали постоянным дополнением платья русской дворянки, а позже и купчихи. Русские женщины носили шаль летом и зимой, не расставаясь с ней даже на балах. В аристократических семьях девочек учили танцевать специальный танец с шалью – па-де-шаль. Очень быстро шаль стала неотъемлемой частью русского женского костюма.

И сегодня вышитая, необычно оформленная шаль является фаворитом женщин, мудро остановивших свой выбор на фольклорном стиле. Особенно ценятся шали из шерсти диких коз и южно-русских сайгаков.

* * *

ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, что русские шали высоко ценятся в Европе, и в 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне они были удостоены высших наград. В фондах Государственного музея искусства народов Востока в Москве хранится богатая коллекция шалей.

* * *

Ярких аксессуаров, сногсшибательных украшений этот стиль одежды не допускает, ведь такой наряд сам по себе уже представляет шедевр, живописное полотно, поэтому ничто не должно отвлекать внимания от его созерцания. И здесь предпочтительнее обувь приглушенных тонов, подойдут и универсальные черные туфельки или босоножки на невысоком каблуке.

Неплохо будет смотреться рубашка-косоворотка с объемной мягкой клетчатой кепкой, а к платью лучше подобрать однотонный, гармонирующий по цвету платок, деревянную или пластмассовую бижутерию.

Фольклорные элементы, представляющие интерес для дальнейшего распространения нового стиля, можно встретить в национальной одежде каждого народа, практически на всей территории земного шара.

Для примера давайте посмотрим. Молдавия – это высокая шапка из каракуля и матерчатый жилет; Казахстан – высокий войлочный колпак, платье, отделанное по подолу и рукавам многочисленными оборочками, и бархатный жилет; Мексика – сапоги на высоких каблуках, шелковый шарф на поясе и шляпа с высокой тульей и большими полями – сомбреро; Америка – казачки и клетчатая юбка с нижней кружевной, Север – махровый анорак…

И в каждой одежде можно найти такую оригинальную изюминку, которая в наши дни заиграет по-новому и будет быстро подхвачена и перенесена на улицы городов, которые всегда обращают внимание на бахрому, тиснение, кружево и т. д.

Вдохновленные модельеры, никогда не забывающие о том, что новое – это хорошо забытое старое, не упускают замечательной возможности украшать подиумы вышитой декоративной одеждой, создавая неповторимые рисунки. Тогда как одежда всего мира переполнена прекрасными традиционными фольклорными элементами, среди которых наибольший интерес представляют собой праздничные и нарядные варианты, было бы просто преступлением оставаться лишь безучастными созерцателями, поэтому модельеры всегда остаются творцами, даря женщинам на каждый сезон все новые и новые модели.

Отдельным фольклорным элементам соответствуют и аксессуары, которые не должны контрастировать с общим образом, выдержанном в едином стиле. Надежнее всего использовать те украшения, которые характерны для фольклора того народа, чью национальную одежду предполагается акцентировать в одежде. В русских традициях, например, яркие крупные бусы, плотно обхватывающие шею. То же самое можно сказать об обуви и прическах.

Микстайл в фольклорном стиле – это яркость, праздник и веселье. Цвет, орнаментирование, символика всегда занимали почетные места в одежде.

Во всем мире известны русские набойки, которые в этом стиле пользуются большой популярностью. Это ткани с геометрическим или стилизованным растительным орнаментом, который обычно получается при помощи специально вырезанных форм.

Конец ознакомительного фрагмента.