8 РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ
Рыночная власть фирмы – это степень влияния фирмы на механизм рынка и его процессы (формирование спроса и предложения, уровень цен, конкуренция) и на другие фирмы. В зависимости от этого различают несколько видов рынка, но самая его крайняя форма – монополия. Только фирма-монополист способна жестко регулировать процесс ценообразования и объема выпуска продукции, которые являются основными рыночными характеристиками.
Существует несколько показателей рыночной власти.
1. Прямые показатели непосредственно определяют степень влияния фирмы на рынок и тип конкуренции на нем.
2. Косвенные показатели характеризуют в целом рыночную ситуацию, которая складывается из множества показателей.
Рассмотрим индексы Лернера и Херфиндаля – Хиршмана как показатели рыночного контроля.
Индекс Лернера. Принято считать, что самые высокие цены на рынке – это монопольные, они значительно превышают конкурентные и равновесные. Но монополия ставит целью максимизацию всей массы прибыли, а не только ее величины на единицу продукции. Однако следует учитывать, что рост стоимости товаров не беспределен, поскольку ограничен спросом, предъявляемым на них потребителем, и его эластичностью. Получается, что монопольная власть обратно пропорциональна эластичности спроса на продукцию. Иными словами, индекс Лернера – это разница монопольной цены и предельных издержек по отношению к неконкурентной цене:
IL = [P(m) – MC] / P(m),
где P(m) – цена монопольного рынка;
MC – издержки на дополнительно произведенную единицу продукции. При этом 0 < IL < 1. Если индекс Лернера стремится к 0, то на рынке действует совершенная конкуренция, если же к 1, то налицо монополизм. Поскольку олиго-полистический рынок – это что-то среднее между этими двумя видами, для него характерна величина IL ≈ 0,6–0,8. Нахождение лернеров-ского показателя порой затрудняется подсчетом предельных издержек, поэтому на практике их заменяют средними (АС). Следовательно, индекс Лернера имеет вид:
IL = (P – ДС) / P.
Умножив и числитель, и знаменатель на количество продукции Q, получаем прибыль и величину валового дохода, т. е.:
IL = (P – ДС) х Q / P х Q = П / TC.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана характеризует степень концентрации рынка и представляет собой сумму долей всех фирм, действующих на рынке.
IHH = Σ (qi)2,
где qi – это продукт, произведенный одной из фирм;
IHH – характеризуется неравенством: 0,01 < IHH < 1.