Вы здесь

Микроэкономика. Шпаргалка. 7 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РЫНКА (Анна Тюрина)

7 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РЫНКА

Рынок – это место встречи покупателей и продавцов, купли-продажи товаров и услуг и установления на них оптимальной цены.

К субъектам рынка относят производителей и потребителей, которые планируют свою деятельность с условием соблюдения рыночных законов. Среди них различают:

1) домашние хозяйства, воспроизводящие рабочую силу;

2) предприятия и другие юридические организации, занимающиеся производством продукта и поставкой его на рынок;

3) государственный аппарат создает условия экономической деятельности, осуществляет контроль над действиями участников рыночных отношений.

Объекты рынка:

1) товары и услуги, произведенные для поставки на рынок и удовлетворения желаний и интересов потребителей;

2) факторы производства, ценные бумаги, деньги, различные налоги, льготы и субсидии. Необходимыми условиями рынка являются:

1) спрос как высшая форма выражения интересов потребителя;

2) предложение, характеризующее способность производителя предоставить на рынок те или иные экономические блага, товары и услуги;

3) частная собственность, предпринимательство;

4) разделение труда, способствующее росту производительности труда:

а) общее, т. е. выделение отдельных отраслей;

б) частное разделение внутри одной отрасли;

в) единичное разделение на уровне одной фирмы или предприятия;

5) оптимальная цена, учитывающая интересы всех субъектов рыночной системы;

6) конкуренция как вид соревнования между участниками рыночных отношений за лучшие условия купли-продажи товаров, их производства и распределения.

Рынок – это сложный саморегулирующийся механизм, выполняющий следующие экономические функции:

1) является связующим звеном между покупателем и продавцом;

2) оценивает произведенный продукт, его ресурсы и количество затраченного труда;

3) регулирует процесс производства, обмена и распределения товаров и услуг;

4) дифференцирует производителей в процессе их деятельности, удаляет из системы обанкротившихся, экономически невыгодных предприятий;

5) направляет деятельность производителей на эффективное использование труда, факторов производства;

6) характеризует способность рынка распространять информацию, которая заключена в ценах (информационная функция).

Что касается типов рыночных структур, то здесь выделяют совершенную конкуренцию, монополию (чистую и естественную), монополистическую конкуренцию и олигополию. Существует также и неценовая конкуренция: повышение качества товаров, реклама продукции, маркетинг и качественный уровень до и после продажного обслуживания.