Вы здесь

Микроэкономика. Шпаргалка. 10 МОНОПОЛИЯ (Анна Тюрина)

10 МОНОПОЛИЯ

Рынок – это сложный механизм экономических отношений. Распределение товаров и услуг принимает на рынке вид соперничества. Каждая фирма-производитель борется за лучшие условия поставки товара и его продажи, стремится получить определенные преимущества для осуществления своей деятельности. Таким образом, основным свойством свободного рынка является конкуренция. Она осуществляет распределение произведенного продукта между экономическими субъектами. Структура рынка включает не только его субъекты и объекты! но и наличие или отсутствие монопольной власти.

Монополия – это государственное или частное предприятие, фирма или иное юридическое лицо, диктующее на рынке свои условия. Фирма-монополист самостоятельно устанавливает на рынке цены на товары и услуги, планирует функционирование рынка.

Монопольная цена – вид рыночной цены, дающей монополиям возможность получения сверхприбыли. Монопольно высокая цена – это цена на продукцию, устанавливаемая фирмой-монополистом, по которой совершаются сделки купли-продажи. Факторы производства, сырье для изготовления товаров монополии приобретают по монопольно низкой цене.

Существует 2 вида монополии.

1. Абсолютная монополия – это ситуация на рынке, когда фактически существует единственный продавец, обладающий правом единоличной торговой деятельности.

2. Естественная монополия – ситуация на рынке, при которой какая-либо отрасль находится в руках одного производителя.

Рыночные особенности абсолютной монополии:

1) на рынке действует один производитель, он устанавливает цены на продукцию и контролирует всю торговую деятельность;

2) доступ на рынок фирмам-конкурентам закрыт;

3) ограничена свобода перемещения трудовых и иных ресурсов;

4) товар по своей природе уникален, не имеет аналогов; наличие товарного знака монополиста;

5) абсолютный контроль над рыночной ценой. Фирма-монополист манипулирует не только

ценами на рынке, но и величиной спроса. Без ущерба для себя монополист может временно снижать цены, тем самым делая товар более привлекательным. Такой тактический ход позволяет значительно поднять величину спроса, заинтересовать потребителя, после чего цены резко растут, и фирма-монополист получает сверхприбыль.

На самом деле монополия, как и рынок совершенной конкуренции, – это абстракция. На практике невозможно встретить рынок, на котором действовал бы единственный продавец товаров, не имеющих заменителей.

В настоящее время государство борется с появлением монополистов на рынке путем введения антимонопольного законодательства. Это позволяет сохранить в стране здоровый экономический климат и стимулирует развитие предпринимательства.