2. Миграционные процессы в современной России
Распад СССР и падение «железного занавеса» активизировали принципиально новые для нашей страны массовые перемещения людей стрессового характера, затмившие и по масштабам, и по остроте порождаемых ими проблем прежние «нормальные» миграции, мотивированные преимущественно экономическими (сменой работы, поиском лучшей жизни) либо личными причинами (учебой, браком). Сегодня среди ученых распространено мнение, что единственным источником пополнения населения России на ближайшее десятилетие будет миграция.
Следует заметить, что реэмиграция русских началась еще в условиях существования СССР как совершенно определенная тенденция, указывающая на объективный характер этого процесса, обусловленного особенностями развития республик: избыточность трудовых ресурсов, предоставление ряда преимуществ коренному населению и т. д. После распада СССР резко ухудшились условия жизни, которые во многом предопределили обвальный, стихийный характер миграции населения в странах СНГ (особенно русских и русскоязычных из ряда стран ближнего зарубежья в Россию). В частности вооруженные конфликты лишь в Таджикистане и на Кавказе «породили» более 2 млн мигрантов.
Между переписями 2002 и 2012 гг. к нам въехали 11 млн человек, а выехали чуть более 5 млн, т. е. прирост составил 6 млн человек. И лишь 1,6 млн из них получили статус беженца или вынужденного переселенца, имеющих определенные льготы. Остальные оказались практически без помощи и поддержки государства, им приходится преодолевать массу трудностей в новых местах жительства. По данным министра РФ по делам национальностей В. Зорина, по среднегодовому показателю иммиграции – 780, 7 тыс. чел. – Россия вышла на 3-е место в мире11. Впереди только США и Германия. Поэтому проблемы миграции сегодня выдвинулись в ряд первостепенных, определяющих настоящее и будущее страны, тем более что уже сейчас на иностранной рабочей силе держатся целые отрасли. Более 95 % из тех, кто стремится в Россию, едут на заработки. Их привлекают рынок труда, политическая и экономическая стабильность. В основном, это граждане стран СНГ – Украины, Азербайджана, Армении, Молдавии. Но всего в этом списке больше 120 стран, включая США и Австралию.
В конкретных постсоветских условиях еще одной важной особенностью вынужденных миграций стала их этническая подоплека, что позволило ряду ученых выдвинуть термин «этническая миграция» в противовес все еще распространенным трактовкам постсоветских миграций как экономических. Этническая миграция – это совокупность миграционных потоков, в каждом из которых численно преобладают лица с общей этнической принадлежностью, перемещающиеся из одного крупного этнокультурного ареала в другой по причине того, что они ощущают свою отчужденность от отпускающего общества и/или это общество само отторгает мигрантов из-за их этнической принадлежности.
Сегодня по актуальности и остроте приоритетные места занимают проблемы вынужденной и незаконной миграции. Особую озабоченность вызывает незаконная миграция, насчитывающая, по неофициальным данным, от 1,5 до 10 млн человек. Только в 2011 г. в Россию въехало 15 млн иностранцев, а выехало 11,5 млн. До 90 % незаконных мигрантов идет через границу с Казахстаном – самую протяженную. Незаконная миграция осложняет процессы внешней трудовой миграции: привлечение иностранной рабочей силы (оно естественно для многих цивилизованных стран) сопровождается незаконным трудоустройством иностранцев (не менее 100 тыс. человек в год). Кроме того, около 2 млн граждан СНГ работают по разного рода договорам подряда, выполнение которых сопряжено с пребыванием на территории России. Их неконтролируемая деятельность оказывает негативное влияние на состояние рынка труда и платных услуг, содействует уходу от налогов, вовлечению в теневую экономику.
В настоящее время остро стоит проблема вынужденных мигрантов. В январе 2012 г. насчитывалось более 625 тыс. человек, имеющих статус вынужденных переселенцев. Очередь на получение вынужденными мигрантами помощи на обустройство растет: очевидно, их больше, чем страна способна сегодня принимать.
Отметим две важные особенности потоков вынужденной миграции, влияющие на возможности обустройства и адаптации мигрантов.
Во-первых, большинство мигрантов прибывает из стран Закавказья и Центральной Азии. Во-вторых, в силу исторической специфики колонизации периферийных территорий бывшей Российской, а затем советской империи, русскоязычное население концентрировалось в крупных городах (преимущественно столичных) и индустриальных центрах. Так, под данным последней Всесоюзной переписи населения 1989 г., городскими жителями были 70 % русскоязычного населения в Киргизии, 77 % в Казахстане, 85–95 % в Армении, Грузии и Азербайджане, 94–97 % в Таджикистане, Узбекистане и Туркмении.
Таким образом, в Россию приезжают люди со специфическим менталитетом «среднеазиатских русских»; отсюда возникновение социокультурных барьеров между «местными» и «приезжими», особенно заметных и болезненных в сельской местности. Кроме того, отмеченные обстоятельства обусловливают особую социально-профессиональную структуру мигрирующего населения, что затрудняет трудоустройство на новом месте жительства. Стоит отметить, что к мигрантам коренные жители относятся настороженно не только в России, но и в европейских странах, например во Франции. Но в России негативное отношение к мигрантам еще сдерживается тем, что подавляющее большинство приезжих – это люди, которые еще недавно жили в одной с россиянами стране – СССР.