Сказ о скатерти самобранной
Как-то раз в Горохово царство купцы заморские забрели. Им, вообще-то, туда и не надо было, только заблудились они по пути из Тридевятого царства в Трисемнадцатое королевство. В Дикой степи их разбойники ограбили, а в Дремучем лесу леший так напугал, что бежали они без оглядки, дороги не разбирая, три дня и три ночи, пока не увидели палаты царские.
Купцы, в общем-то, люди не трусливые, да только уже успели страху натерпеться, потому и стояли перед воротами, соображая, чего им делать – то ли дальше бежать, то ли всё-таки постучаться, на ночлег попроситься. А кто знает, что там за воротами и кто в тереме живёт – вдруг людоед какой-нибудь или что похуже…
Тем временем сам царь Горох на прогулку вышел с воеводой и писарем, чтобы до обеда успеть всё царство своё обойти да стрельцов спать уложить, чтобы их ночью, когда для них самая служба, в сон не клонило…
Тут-то царь купцов-то и увидел.
– Кто, – спрашивает, – такие? Зачем в нашу глушь пожаловали?
– Да вот, – ответил один из купцов, который посмелее оказался. – Везли мы разные диковины… – Ну и рассказал он, что с ними приключилось, а сам чуть ли не рыдает – до того ему товаров жалко.
– А что за диковины везли? – поинтересовался царь.
– Скатерти-самобранки да шапки-невидимки.
– А что ж вы шапки-невидимки на себя не надели? – спросил царь.
– Купцы свой товар не пользуют, – заявил купец. – Примета дурная.
Приказал царь купцов пирогами накормить и спать уложить, а сам с воеводой за стрельцами побежал. Решил он, пока купцы отдыхают, прогуляться по Дикой степи, разбойничков изловить, да на диковины заморские полюбоваться, а заодно и стрельцам учения устроить.
Вот движутся они по степи, когда шагом, когда бегом, а иной раз и ползком – это как воевода скомандует, а разбойников всё не видать. Царь уж и сам успел и ноги себе оттоптать, и проголодаться, а толку никакого. И вдруг один из стрельцов взял да и споткнулся неведомо обо что, кубарем покатился.
– Под ноги смотри, когда по столу ходишь… – сказал кто-то и захрапел так, что земля задрожала.
Воевод приказал стрельцам залечь, да они и сами от неожиданности попадали, только царь не растерялся – сообразил, в чём дело. Подкрался он к храпуну и сорвал с него шапку-невидимку. Оказалось, что разбойник, угостившись от скатерти-самобранки, заснул, на скатерть упав. Стрельцы тут же остальных злодеев отыскали, только те так объелись, что никто даже и не проснулся. Царь приказал не будить лихих людей, потому как на всех в царстве Гороховом острогов всё равно не хватило бы… Собрали стрельцы скатерти-самобранки, шапки-невидимки на себя нахлобучили и отправились восвояси. Только одну скатерть Горох приказал оставить.
А купцы уже стоят на самой границе и ждут не дождутся, когда им товары обратно принесут. Только не заметили бы они, как мимо прошло Горохово воинство, если бы царь шапку не снял.
– Вот, – говорит, – забирайте товары ваши и следуйте своей дорогой.
Обрадовались купцы, а один даже предложил:
– Царское Величество, прими от нас в подарок скатерть самобранную и шапку-невидимку.
– Нет, не возьму, – отказался царь. – Этак у меня в царстве пахать-сеять перестанут, только есть да спать начнут, как те разбойники.
Так и ушли купцы в Трисемнадцатое королевство. Там они, по слухам, продали свой товар, и с тех пор о королевстве том никто ничего не слышал – то ли там никто шапок-невидимок с себя не снимает, то ли спят все после сытного обеда. Да и о разбойниках в Дикой степи долго ещё никто не слыхал – не зря им царь Горох одну скатерть оставил…