Вы здесь

Механизм инновационного лифта в национальном исследовательском технологическом университете: логистический подход к формированию конкурентоспособности студентов. 1 ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ КАЗАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО...

1 ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ КАЗАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

1.1 Анализ инновационных площадок вуза

Новым направлением практической подготовки и дальнейшего трудоустройства выпускников по перспективным направлениям развития (ПНР) университета является взаимодействие с предприятиями «инновационного пояса» университета. В связи этим следует отметить, что основу ПНР составляют научно-образовательные центры (НОЦ), объединяющие элементы инновационной инфраструктуры для выполнения конкретного коммерциализируемого проекта. На базе НОЦ создаются лаборатории, к НОЦ «прикреплены» кафедры, студенты, научно-педагогические работники и другие ресурсы.

Интеграция инновационной инфраструктуры и сети коммерциализации осуществлена в виде созданных с участием вуза малых инновационных предприятий, самих НОЦ, выполняющих работы и оказывающих услуги, других объектов инновационной инфраструктуры вуза (Инжиниринговый центр, Проектный институт «Союзхимпромпроект» и др.). Вместе они образуют инновационный пояс университета, который обеспечивает коммерциализацию научных результатов, созданных в рамках стратегии развития вуза. Кроме того, наращивается и научно-образовательный потенциал университета и окружающей его научно-образовательной среды.

На сегодняшний день инновационный пояс представлен 24-мя малыми предприятиями. По итогам 2010-2011 учебного года практику на этих предприятиях прошли 148 студентов, трудоустроены или находятся в процессе оформления трудовых отношений 15 выпускников. В ходе практики студенты осваивают все виды деятельности, связанные с созданием малого инновационного предприятия: техническое и технологическое проектирование, бизнеспланирование, маркетинг и другие аспекты деятельности хозяйствующего субъекта.

Вопросы организации практической подготовки и трудоустройства в предприятиях «инновационного пояса» можно рассмотреть на примере ООО НПФ «Спецтехнология», созданного с участием специалистов кафедры ХТГС. В 2008 г. был создан проект и получены средства на НИОКР по совершенствованию рецептуры огнезащитной краски. В феврале 2010 г. в рамках федерального Закона № 217-ФЗ от 02.08.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» было создано малое инновационное предприятие ООО НПФ «Спецтехнология» с долей университета в уставном капитале в виде интеллектуальной собственности (патент).

В сентябре 2010 г. кафедра сформировала проектную группу из двух преподавателей, аспиранта и трех студентов. Перед ними была поставлена задача разработки нормативно-технической документации и подбора аппаратурного обеспечения производства краски.

В январе 2011 г. в ООО НПФ «Спецтехнология» кафедра направила 5 студентов на практику, а в июле было трудоустроено 3 выпускника, принимавших участие в проектных работах.

На базе инновационно-производственной площадки «Болан» в составе технопарка ФГБОУ ВПО «КНИТУ» создана инфраструктура поддержки предприятий малого и среднего бизнеса «Поволжский бизнес-инкубатор легкой промышленности».

С участием студентов, аспирантов и преподавателей университета созданы малые предприятия, размещенные в бизнесинкубаторе: ООО «Меховщик», выпускающие разные виды меховой продукции, ООО «Кожевник», специализирующийся на выпуске ортопедической натуральной кожи из шкур овчины; ООО ЦПУ «Фарна», направленное на разработку новых моделей, конструкций одежды, технологий и пакета документаций с помощью САПР; ООО «Скорняк», ориентированный на головные уборы, полиграфическую продукцию, дизайн-проекты, национальные костюмы с художественными элементами; ООО «Нок Нок» – виды продукции: брендбуки, полиграфическая продукция, программные продукты, веб сайты, концепты интерфейсов, аналитический аудит программных продуктов.

В вузе создан научно-промышленный полигон «Искра», включающий комплекс пилотных установок, позволяющих освоить выпуск новой продукции за счет внедрения разработанных в ФГБОУ ВПО «КНИТУ» технологий. Основной целью деятельности полигона «Искра» является обеспечение структурных подразделений университета экспериментальной опытно-промышленной базой для разрабатываемых инновационных проектов в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусматривающих доведение результатов этих работ до создания промышленного образца готовой продукции, запуска промышленного производства и коммерческий сбыт полученной продукции на отечественном и зарубежном рынках.

Промышленная база используется также для практических занятий студентов и расширения возможности студентов в получении трудовых навыков и дополнительного профессионального образования. Приоритетным направлением развития полигона является опытно-технологическая отработка новейших крупнотоннажных процессов и выпуск мелкосерийной наукоемкой продукции. В настоящее время на научно-промышленном полигоне “Искра”, создан комплекс пилотных установок, позволяющих освоить выпуск новой продукции, за счет внедрения разработанных в университете технологий.

Учебный научно-исследовательский испытательный полигон «Остров» расположен на острове площадью 380 га в прибрежной зоне волжско-камского водохранилища Спасского района РТ. УНИИП предназначен для проведения практического обучения студентов, специализирующихся в области изготовления, переработки и применения взрывчатых материалов и фейерверочных изделий, проведения научно-исследовательских и испытательных работ в этой области.

Полигон располагает всей необходимой инфраструктурой: электроснабжением, взрывными площадками, укрытием для персонала при ведении взрывных работ, складом, вооруженной охраной, понтонной переправой, моторными лодками, автомототракторной техникой, жилыми помещениями для размещения научного и обслуживающего персонала. УНИИП имеет возможность изучения экстремальных, крупномасштабных взрывов (порядка 300 кг вм).

Также полигон используется ФГБОУ ВПО «КНИТУ» в рамках Корпоративного инновационного учебно-научно-производственного комплекса (КИНУК) под эгидой Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии. В настоящее время университетом прорабатываются гражданские направления коммерческого использования центра «Остров» совместно с МЧС и другими силовыми структурами и включения его в инфраструктуру создания и развития инновационных малых предприятий.

Дальнейшее развитие инновационной деятельности основано на модернизации материально-технической базы, включая развитие парка пилотных установок на базе инжиниринговой компании. Коллективное и комплексное использование основных материально-технических активов приведет к ощутимому научно-технологическому и экономическому эффекту. Спецификация оборудования обусловлена осуществлением коммерциализуемых проектов малыми предприятиями, созданными при непосредственном участии вуза с привлечением талантливых студентов [4].

1.2 Опыт внедрения результатов НИОКР Казанского национального исследовательского университета в промышленности

Наиболее полно удовлетворить требования работодателей к уровню подготовки кадров позволяет проектно-деятельностное обучение, являющееся перспективной технологией повышения конкурентоспособности, которое схематично представлено на рис. 1.1. Оно способствует переориентации образовательного процесса, в котором студент из пассивного потребителя знаний становится активным субъектом образовательной и научно-исследовательской деятельности и обеспечивает формирование у выпускников общих и профессиональных компетенций.


Рис. 1.1. Процесс проектно-деятельностного обучения


Проектно-деятельностное образование позволяет готовить инновационно-ориентированных специалистов высокого уровня, способных без дополнительной переподготовки на производстве решать конкретные задачи предприятия-заказчика, в том числе проводить научные исследования и разрабатывать бизнес ориентированные проекты, в том числе и с участием студентов. Интегрирование с вузовской наукой позволяет формировать из таких специалистов бизнес-ячейки, как самостоятельные, так и в рамках действующего производства, привлекая их в качестве новой рабочей силы в малые предприятия на базе университета.

Основой педагогической технологии в данном случае становится компетентностный подход в образовании, который предполагает в качестве ценностных оснований максимальную степень самоопределения в профессии, самоорганизации в научно-исследовательской сфере, способности адаптироваться к изменяющимся условиям производства (профессиональную адаптацию), тесную взаимосвязь обучения и науки с деятельностью современных предприятий.

Обучаясь в университете, студент выполняет конкретный производственный заказ (проект) и решает конкретную задачу предприятия. В финансировании проекта на договорной основе принимают участие предприятие и ФГБОУ ВПО «КНИТУ». Процессы входа-выхода проектно-деятельностного обучения приведены в табл.1.1.


Таблица 1.1

Процессы входа-выхода проектно-деятельностного обучения


На основании вышеизложенного следует отметить, что суть проектно-деятельностного образования заключается в активном участии студентов в разработке и реализации научно-технических, социально-экономических проектов на основе стратегического партнерства вуза, государства, промышленности, науки, малого и среднего бизнеса. Проектно-деятельностное образование предполагает выполнение студентами персональных студенческих проектов и коллективных стратегических программ в течение всего периода обучения [2].

В процессе реализации инновационных проектов ФГБОУ ВПО «КНИТУ» интегрирует образование, науку и производство, увеличивается практическая составляющая профессионального образования, решаются задачи промышленных предприятий, создаются новые малые предприятия, в том числе и в рамках университета.

Система проектно-деятельностной подготовки, реализуемая в университете продолжает активно работать с 2007 г. Основная идея проектно-деятельностного подхода в образовании состоит в том, что выпускник должен овладевать различными конкретными целостными способами деятельности, а не знаниями об этих способах. Продуктом университета в таком случае становится специалист, обладающий научно-исследовательскими и профессиональными компетенциями, уровень развития которых позволяет обеспечить ему эффективную профессиональную деятельность и саморазвитие в условиях инновационного производства [1].

Основные аспекты такой деятельности реализуются в ФГБОУ ВПО «КНИТУ» через проектно-деятельностный подход к подготовке специалистов, элементами которого являются применение индивидуальных образовательных траекторий для студентов-членов проектных групп; разработка новых учебных дисциплин, направленных на решение задачи проекта; работа студентов на предприятиях во время прохождения практики и длительных стажировок; вовлечение в проектную деятельность высококвалифицированных сотрудников предприятий и ученых университета; объединение материально-технических ресурсов предприятия и университета в ходе подготовки специалистов и выполнения проекта; совместная подготовка специалистов высшей квалификации в рамках проектов, трудоустройство выпускников. Кроме того, в ходе коммерциализации инновационных проектов возник ряд новых элементов деятельности.

При реализации данного подхода предприятие получает высококвалифицированного специалиста, решающего проблемы производства с использованием передовых достижений науки и техники, посредством разработки бизнес ориентированных проектов с непосредственным участием студентов. В ходе выполнения проекта используется материально-техническая база как предприятия, так и университета [5].

Проектно-деятельностный подход, внедренный на базе ФГБОУ ВПО «КНИТУ» наиболее полно удовлетворяет требованиям современного инновационного развития. Он позволяет формировать инициативных, творческих, саморазвивающихся, практически-ориентированных специалистов всех отраслей, способных принимать нестандартные решения, разрабатывать инновационные технологии и продукты посредством участия студентов в научно-исследовательских проектах, что, в конечном итоге, позволяет повышать научный и инновационный потенциал студенческого сообщества.

В первую очередь это объясняется тем, что Программа развития НИУ в качестве итога проектной деятельности предполагает внедрение результатов интеллектуальной деятельности на существующих производствах, модернизацию имеющихся технологических процессов или создание малого инновационного предприятия.

На сегодняшний день в университете действует свыше 135 проектных групп, количество выполняемых кафедрами инновационных проектов – более 30 (рис. 1.2).


Рис. 1.2. Основные аспекты реализации ПДО


В рамках проектно-деятельностной подготовки заключено 15 договоров с различными предприятиями и организациями, создано более 20 малых предприятий, 14 кафедр университета ввели новые дисциплины, возникшие в ходе реализации проектов (см. табл. 1.2).


Таблица 1.2

Динамика развития ПДО


Во исполнение решения Совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-Холдинга» и протокола встречи с генеральным директором ЗАО «Холдинговая компания «Композит» Л.М. Меламедом, утвержденным Президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым. 26.07.2011 г. были открыты на кафедре технологии синтетического каучука подготовка по магистерской программе «Синтез и применение углепластиковых волокон» (Руководитель магистерской программы – доц. кафедры ТСК Шкодич В.Ф. и на кафедре технологии неорганических веществ и материалов подготовка по магистерской программе «Неорганические силикатные композиционные материалы и волокна. Поликристаллический кремний» (руководитель магистерской программы – проф. кафедры ТНВиМ Ахметова Р.Т.). Общее количество студентов, отобранных для обучения по целевым программам – 25 человек. Планируется ежегодный отбор студентов для участия в данном проекте.

Преимуществом университета является тесная связь с промышленными предприятиями России в областях подготовки и переподготовки кадров, разработки и проектирования современных технологий.

Университет приступил к реализации крупного проекта «Центр кластерного развития в области переработки полимеров РТ» с объемом инвестиций 141 млн. руб. Данный проект был запущен в связи с принятием в 2010 г. правительством РТ решения о создании нового метода поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в области переработки полимеров – Центра кластерного развития.

Территориально Центр расположился на площадке технополиса «Химград». В его структуру входят лабораторно-исследовательский центр, учебный центр, научно-образовательный центр «Новые полимерные и композиционные материалы и технологии» Казанского национального исследовательского технологического университета и ООО «Центр полимерного инжиниринга», производственно-экспериментальный центр, центр экологического инжиниринга, сертификационный центр, торгово-выставочный центр.

К примеру, в рамках приоритетного направления развития вуза, такого как «Химия и технология развития полимерных и композиционных материалов» университет осуществляет многоуровневую подготовку кадров по всем российским программам высшего профессионального образования.

Подготовка специалистов осуществляется на договорной основе с ведущими зарубежными и отечественными предприятиями и ведущими центрами с использованием проектно-деятельностного подхода, сопряженных программ, сокращенного обучения, индивидуального плана в шести филиалах кафедр, в частности, на ОАО «Тасма», в Казанском физико-техническом институте, Казанском НИИ авиационной технологии, в 15 базовых лабораториях предприятий на кафедрах вуза. Заинтересованными работодателями для выпускников являются более 100 предприятий РФ и РТ, такие как ОАО «Сибур-Холдинг», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «ТАНЕКО» и др. Приоритетное направление «Химия и технология энергонасыщенных материалов» обеспечивает кадрами и результатами научно-технической деятельности с непосредственным участием студентов научно-производственный комплекс России по разработке и производству боеприпасов по всем видам вооружения и военной техники, а также промышленных взрывчатых материалов и изделий из них, широко используемых в других отраслях экономики, таких как аэрокосмическая, машиностроительная, нефте-, газо- и горнодобывающая, атомная энергетика. По «оборонным» и «конверсионным» специальностям обучаются более 1500 студентов. Лидерами в подготовке студентов являются специальности: 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив», 240704 «Технология пиротехнических средств», 240703 «Технология энергонасыщенных материалов и изделий».

В соответствии с Порядком реализации государственного плана подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса ведется целевой прием абитуриентов от предприятий и организаций спецхимии ОПК. В 2008-2009 гг. поступили заявки на целевой прием от предприятий Минпромторга РФ в общей сложности на более чем 400 специалистов, а от предприятий государственной корпорации «Росатом» – более 30 специалистов. В целевой аспирантуре от предприятий ОПК обучается 22 аспиранта и соискателя.

Научные исследования с привлечением студентов проводятся в тесном сотрудничестве с институтами РАН РФ, такими как институт органической химии им. А.Е. Арбузова (г. Казань), Институт проблем химической физики РАН (г. Черноголовка) и в рамках научно-образовательного центра с Институтом технической химии УрО РАН (г. Пермь), что позволяет говорить о реализации механизма инновационного лифта, предполагающего обеспечение системы проведения научных исследований студентами, разработки бизнес-плана и проекта его реализации, формирования команды исполнителей и реализации на малых инновационных предприятиях при вузе.

Основными заказчиками на специалистов по данному направлению являются ведущие научные организации и предприятия спецхимии, такие как ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод», ФГУП «Брянский химический завод», Челябинский ФГУП «Сигнал», ФГУП ФНПЦ «НИИ прикладной химии» и др. Стратегическими партнерами в данной области являются Минобороны России, Минпромторг России, Госкорпорация «Росавтом», Госкорпорация «Ростехнология» и др.

Также следует отметить, что для обеспечения нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности специалистами в университете осуществляется подготовка бакалавров и магистров по направлению «Химическая технология и биотехнология». Заказчиками специалистов являются крупные корпорации ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО НК «Роснефть» и международные нефтяные компании «Шлюмберже» (Франция), «Беккер-Хьюз» (США).

Для координации работ по подготовке кадров и выполнению научных работ создан консорциум по нефти и нефтехимии ФГБОУ ВПО «КНИТУ» совместно с ОАО «ТатНИПИНефть», ОАО «Татнефтехиминвестхолдинг», ГУП «Институт нефтехимпереработки» Республики Башкортостан, ФГУП «Исследовательский центр им. М.В. Келдыша».

В рамках совместных договоров ведется подготовка кадров по заказам крупнейших мировых нефтехимических компаний: SINOPEC (г. Пекин, КНР), «Шлюмберже» (Франция), «Беккер-Хьюз» (США). Совместно с университетом г. Бергена (Норвегия) и Ляонинским государственным университетом (Китай) ведется подготовка специалистов и кадров высшей квалификации с их непосредственным участием в научно-исследовательской деятельности, а, следовательно, наблюдается активизация студенческого сообщества в научной сфере.

Следует отметить, что университет является также одним из ведущих вузов РФ по кадровому и научно-техническому обеспечению секторов экономики страны, связанных с развитием ресурсоэнергосбережения и рационального природопользования в области нефтепереработки и нефтехимии.

Основные направления деятельности университета в области «Комплексное освоение ресурсов углеводородного сырья» в настоящее время связаны с разработкой фундаментальных основ, технологических решений и внедрением комплексных технологий интенсификации процессов добычи, сбора, транспорта и подготовки нефти и природных битумов с применением наноструктурированных композиционных составов, волновых и плазмохимических процессов, сверхкритических флюидных технологий и технологических аппаратов для их реализации, технологий глубокой переработки нефти и тяжелого нефтяного сырья, технологий утилизации твердых и жидких отходов нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий. Освоение новых технологий и выпуск малосерийной наукоемкой продукции реализуется на инновационном полигоне «Искра».

В рамках государственных и частных контрактов посредством применения проектно-деятельностного подхода к обучению и формированию квалифицированных специалистов выполняются работы с ведущими отраслевыми предприятиями – ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «Сибнефть», ОАО «Сибур», ОАО «Татнефть», ОАО «ТАНЭКО, ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Газпромтрансгаз», с крупнейшими научными центрами Российской Федерации, отраслевыми научно-исследовательскими институтами, зарубежными нефтяными компаниями.

С целью обеспечения профессиональными кадрами в соответствии с потребностями российской экономики в университете ведется подготовка специалистов по направлению 210600 «Нанотехнологии и наноматериалы». Специалисты, подготовленные в рамках данного направления, востребованы предприятиями химической отрасли, авиа-, машино-, приборостроения, в научных организациях. В настоящее время университет по этому направлению сотрудничает с ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Сибур», ОАО «Казанькомпрессормаш», ОАО «КАМАЗ», ОАО «Казанский медикоинструментальный завод», ОАО «Мелита», ОАО «Сафьян», ОАО «Казанский завод синтетического каучука», ОАО «Нижнекамскшина», с ведущими институтами Российской академии наук и отраслевыми институтами.

В ФГБОУ ВПО «КНИТУ» проводятся научно-исследовательские работы с привлечением студентов в области синтеза и исследования свойств ультрадисперсных порошков неорганических и органических веществ, полимеров, композитов, жидких кристаллов и других наноматериалов.

Также проектно-деятельностное обучение осуществляется по перспективному научному направлению «Энергоресурсосберегающие технологии перспективных материалов». С 2007 г. осуществляет свою работу научно-образовательный центр «Перспективные исследования в нефтехимии и теплоэнергетике» «Казанского национального исследовательского технологического университета» и Казанского научного центра РАН, обеспечивающий выполнение прорывных научных проектов в области энергоэффективности процессов и энергосбережения посредством интеграции усилий сотрудников университета, аспирантов, студентов и промышленных предприятий.

Основными заказчиками специалистов по данному направлению являются предприятия и проектные организации химического и нефтехимического комплекса, теплоэнергетики, научные организации Российской академии наук, в частности, ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «Сибнефть», ОАО «Сибур», ОАО «Татнефть», ОАО «ТАНЭКО», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нэфис-Косметикс», ОАО «Казанькомпрессормаш», ОАО «Вакууммаш», ЗАО «НИИ Турбокомпрессор им. В.Б. Шнеппа», ОАО «Татэнерго» и другие. В рамках данного направления университет взаимодействует с ведущими зарубежными университетами и научными организациями США, Германии, Болгарии, крупнейшими предприятиями России, академическими и отраслевыми институтами [3].

При планировании содержания проектно-деятельностной подготовки специалистов вышеуказанных приоритетных направлений были учтены закономерности и тенденции развития профессиональной деятельности в современной социально-экономической обстановке. Изменения в техническом, социальном прогрессе, в новых технологиях, организации производства сказываются на содержании и структуре профессиональной деятельности. Поэтому ведущим правилом, определяющим выбор содержания проектно-деятельностной подготовки специалистов, является ориентация на современные и прогнозируемые потребности личности, таких самоорганизация, самоуправление, саморазвитие с учетом современных требований образовательного и научного пространства, предприятий, отрасли, региона и общества в целом.

Работа в проектных группах направлена на решение научно-производственных проблем предприятий-заказчиков. Результаты совместной научно-исследовательской, производственной работы представляются студентами в форме курсового и дипломного проектов, предусмотренных основной образовательной программой, а также при публикациях в конференциях различного масштаба и журналах, рекомендованных ВАК.

Прохождение производственной практики в процессе проектно-деятельностного обучения дает возможность студентам более детально изучить специфику организации производства, технологический процесс, ознакомиться с условиями труда, проходить производственную практику в составе их действующих подразделений, трудоустроиться на предприятие еще в период обучения в вузе (временная занятость) и быть практически приближенными к реальным бизнес-условиям при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что, в свою очередь, позволяет обеспечить их профессиональную адаптацию и приобрести профессиональные компетенции в определенной сфере деятельности.

Проектно-деятельностная подготовка специалистов, в условиях социального партнерства, предполагающая обучение по индивидуальному учебному плану, разработанному с учетом специфики конкретного предприятия, позволяет реализовать компетентностный подход в образовании, обеспечивающий высокий уровень их профессионализма, способность к междисциплинарной инновационной деятельности, повышает заинтересованность студентов университета в производственной деятельности на предприятии, сокращает срок профессиональной адаптации на производстве, обеспечивает предприятия востребованными специалистами, а научное сообщество ценными молодыми кадрами.

А также становится решением таких задач, как: воспитательная, то есть формирует специалиста как члена общества; образовательная – профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров; научно-производственная – постоянная профессиональная готовность, мотивация к саморазвитию, движение по ступеням профессиональной карьеры.

Новым направлением практической подготовки и дальнейшего трудоустройства выпускников является взаимодействие с предприятиями «инновационного пояса» университета (см. Приложение 1). На сегодняшний день пояс представлен 24-мя малыми предприятиями. По итогам 2010-2011 учебного года практику на этих предприятиях прошли 148 студентов, трудоустроены или находятся в процессе оформления трудовых отношений 15 выпускников. В ходе практики студенты осваивают все виды деятельности, связанные с созданием малого инновационного предприятия: техническое и технологическое проектирование, бизнес-планирование, маркетинг и другие аспекты деятельности хозяйствующего субъекта. Вопросы организации практической подготовки и трудоустройства в предприятиях «инновационного пояса» можно рассмотреть на примере ООО НПФ «Спецтехнология», созданного с участием специалистов кафедры ХТГС.

В 2008 г. был создан проект и получены средства на НИОКР по совершенствованию рецептуры огнезащитной краски. В феврале 2010 г. в рамках федерального Закона № 217-ФЗ от 02.08.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» было создано малое инновационное предприятие ООО НПФ «Спецтехнология» с долей университета в уставном капитале в виде интеллектуальной собственности (патент).

В сентябре 2010 г. кафедра сформировала проектную группу из двух преподавателей, аспиранта и трех студентов. Перед ними была поставлена задача разработки нормативно-технической документации и подбора аппаратурного обеспечения производства краски.

В январе 2011 г. в ООО НПФ «Спецтехнология» кафедра направила 5 студентов на практику, а в июле было трудоустроено 3 выпускника, принимавших участие в проектных работах.

На базе инновационно-производственной площадки «Болан» в составе технопарка ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» создана инфраструктура поддержки предприятий малого и среднего бизнеса «Поволжский бизнес-инкубатор легкой промышленности».

С участием студентов, аспирантов и преподавателей университета созданы малые предприятия, размещенные в бизнесинкубаторе: ООО «Меховщик», выпускающие разные виды меховой продукции, ООО «Кожевник», специализирующийся на выпуске ортопедической натуральной кожи из шкур овчины; ООО ЦПУ «Фарна», направленное на разработку новых моделей, конструкций одежды, технологий и пакета документаций с помощью САПР; ООО «Скорняк», ориентированный на головные уборы, полиграфическую продукцию, дизайн-проекты, национальные костюмы с художественными элементами; ООО «Нок Нок» – виды продукции: брендбуки, полиграфическая продукция, программные продукты, веб сайты, концепты интерфейсов, аналитический аудит программных продуктов.

В вузе создан научно-промышленный полигон «Искра», включающий комплекс пилотных установок, позволяющих освоить выпуск новой продукции за счет внедрения разработанных в ФГБОУ ВПО «КНИТУ» технологий. Основной целью деятельности полигона «Искра» является обеспечение структурных подразделений университета экспериментальной опытно-промышленной базой для разрабатываемых инновационных проектов в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусматривающих доведение результатов этих работ до создания промышленного образца готовой продукции, запуска промышленного производства и коммерческий сбыт полученной продукции на отечественном и зарубежном рынках.

Промышленная база используется также для практических занятий студентов и расширения возможности студентов в получении трудовых навыков и дополнительного профессионального образования, а также ускоренной трудовой адаптации. Приоритетным направлением развития полигона является опытно-технологическая отработка новейших крупнотоннажных процессов и выпуск мелкосерийной наукоемкой продукции. В настоящее время на научно-промышленном полигоне «Искра», создан комплекс пилотных установок, позволяющих освоить выпуск новой продукции, за счет внедрения разработанных в университете технологий.

Учебный научно-исследовательский испытательный полигон «Остров» расположен на острове площадью 380 га в прибрежной зоне волжско-камского водохранилища Спасского района РТ. УНИИП предназначен для проведения практического обучения студентов, специализирующихся в области изготовления, переработки и применения взрывчатых материалов и фейерверочных изделий, проведения научно-исследовательских и испытательных работ в этой области.

Полигон располагает всей необходимой инфраструктурой: электроснабжением, взрывными площадками, укрытием для персонала при ведении взрывных работ, складом, вооруженной охраной, понтонной переправой, моторными лодками, автомототракторной техникой, жилыми помещениями для размещения научного и обслуживающего персонала. УНИИП имеет возможность изучения экстремальных, крупномасштабных взрывов (порядка 300 кг вм).

Также полигон используется ФГБОУ ВПО «КНИТУ» в рамках Корпоративного инновационного учебно-научно-производственного комплекса (КИНУК) под эгидой Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии. В настоящее время университетом прорабатываются гражданские направления коммерческого использования центра «Остров» совместно с МЧС и другими силовыми структурами и включения его в инфраструктуру создания и развития инновационных малых предприятий.

Дальнейшее развитие инновационной деятельности основано на модернизации материально-технической базы, включая развитие парка пилотных установок на базе инжиниринговой компании. Коллективное и комплексное использование основных материально-технических активов приведет к ощутимому научно-технологическому и экономическому эффекту. Спецификация оборудования обусловлена осуществлением коммерциализуемых проектов малыми предприятиями, созданными при непосредственном участии вуза.

В соответствии с этим, внедрение проектно-деятельностного подхода позволяет студентам приобрести профессиональные компетенции в определенной сфере и развить практические навыки современного исследователя, а успешная разработка инновационных студенческих бизнес ориентированных проектов привлечет внимание к молодым специалистам со стороны действующих предприятий и возможных инвесторов, что станет гарантом возможности коммерциализации их научной разработки [4].

1.3 Состояние международного сотрудничества вуза на конкретных направлениях исследований

Ежегодно студенты, аспиранты и преподаватели университета участвуют в конкурсах стипендиальных программ Евросоюза Erasmus Mundus, которые позволяют студентам и преподавателям всего мира учиться и преподавать в европейских вузах.

Также студенты, аспиранты и преподаватели ежегодно становятся победителями грантов Стипендиальной программы DAAD для учебы и научных исследований в Германии, что повышает их профессиональную адаптацию с учетом требований мирового образовательного и научного пространства. С 2006 г. по различным программам DAAD выезжали в Германию с целью прохождения научных стажировок в технические университеты Дрездена и Ганновера, университеты городов Карлсруэ и Бохум, Дуйсбург Эссен и Тюбингенский более 40 человек, в том числе 4 человека в 2010-2011 гг.

Программа Темпус – специальная программа Европейской комиссии, призванная содействовать проведению социальных и экономических реформ, развитию институционального сотрудничества и направленная на модернизацию систем высшего образования.

В 2010-2011 гг. реализовывается проект Евросоюза 511426 TEMPUS-1-2010-1-RU-TEMPUS-JPCR «Реформа высшего образования по биотехнологии: разработка и усовершенствование стандартов и учебных планов по подготовке бакалавров и магистров» в составе консорциума вузов, координатором которого является РХТУ им. Д.И. Менделеева. Общая сметная стоимость затрат на реализацию мероприятий Проекта составляет сумму 122108 евро, из которых 95813,00 евро составляют средства Европейской комиссии и 26295,00 евро вносится со-бенефициаром за свой счет. Координатор от КНИТУ – профессор В.М. Емельянов.

Также следует отметить, что ФГБОУ ВПО «КНИТУ» осуществляет командирование студентов, аспирантов и преподавателей за рубеж по линии межвузовского сотрудничества и прямым научно-техническим связям; на долгосрочные и краткосрочные стажировки; выполнение научных работ; ведение переговоров; участие в работе международных конференций и других форумов. Сотрудники и учащиеся университета за 2010-2011 учебный год приняли участие в 11 конференциях, 6 конгрессах, форумах и симпозиумах, 2 выставках и других мероприятиях за рубежом (всего 21 мероприятие).

В рамках совместных договоров ведется подготовка кадров по заказам крупнейших мировых нефтехимических компаний: SINOPEC (Г. Пекин, КНР), «Шлюмберже» (Франция), «Беккер-Хьюз» (США). Совместно с университетом г. Бергена (Норвегия) и Ляонинским государственным университетом (Китай) ведется подготовка специалистов и кадров высшей квалификации с их непосредственным участием в научно-исследовательской деятельности, а, следовательно, наблюдается активизация студенческого сообщества в научной сфере. Партнерское соглашения университета с частными иностранными структурами позволяет оснащать лаборатории вуза новейшим оборудованием, что позволяет повысить профессиональную адаптацию студентов при его использовании при проведении научно-исследовательских работ и экспериментов.

В 2010 году подписан договор о создании научно-образовательного центра с международной корпорацией Honeywell – мировым лидером, работающим в области высоких технологий, согласно которому университету будет безвозмездно поставлены три компьютерных класса технологий виртуального обучения.

Одним из особо важных является проект «Виртуальный нефтеперерабатывающий завод» – уникальный для университета проект, объединивший различные ноу-хау в области нефтегазопереработки. Этот проект позволяет приобретать студентами не только теоретические знания, но и практические навыки в работе переработки нефти и газа. Студенты, обучающимся по данным программам, будут проходить стажировку на заводах-партнерах корпорации Honeywell.

В том же году состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между университета и компанией «Иокогава Электрик СНГ» – официальным представительством и одновременно дочерней компанией транснациональной корпорации «Иокогава Электрик Корпорэйшн». В рамках подписанных договоренностей один из лидеров мирового рынка промышленной автоматизации полностью оснастило в университете целую лабораторию, специализирующуюся в области нефтехимии, что также повышает уровень проводимых студентами экспериментов и их профессиональных компетенций.

В целом, как видно из проведенного анализа, НИРС в университете организована достаточно рационально, существует множество эффективных инструментов ее стимулирования, без применения которых невозможно достичь активной позиции студентов в области науки.

Однако для более полного анализа исследуемой проблемы считаем целесообразным проанализировать опыт организации и стимулирования системы НИРС на примере отечественных и зарубежных технических университетов.

Проблемы функционирования НИРС в вузе

На современном этапе развития системы высшего образования научно-исследовательская деятельность студентов приобретает все большую актуальность и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущих специалистов. Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет в полной мере реализовать полученные знания, проявить индивидуальность, и творческие способности, готовность к самореализации личности.

Для активизации научно-исследовательской работы студентов необходимо: увеличение практической значимости студенческих работ, предоставление возможности публикации результатов исследований в научных журналах и сборниках, установление регулярных контактов со студентами и профессорско-преподавательским составом, отбор наиболее способных студентов для научной деятельности, моральное и материальное стимулирование студентов. Необходимо доказать, что научная деятельность дает возможность самореализации, способствует интеллектуальному и творческому развитию, повышает престиж студента в глазах сокурсников.

Проблема активизации НИРС связана с правильностью выбора формы научно-исследовательской деятельности; преподавателю необходимо грамотно сопоставлять возможности и интересы студентов с требованиями учебного плана или целями НИР. Поставленная задача будет решена правильно, если студенты проявят заинтересованность и активность, а результат будет выражен в виде научного доклада на конференции, разработки студенческого проекта и проч.

Однако на данный момент научно-исследовательской работой в университете занимается только треть студентов. Были выявлены личностная мотивация НИРС и формы участия студентов в научно-исследовательской работе вуза. Причинами, по которым студенты занимаются НИР, являются получение более глубоких и качественных знаний, умений и навыков по избранной специальности; желание развивать свои интеллектуальные и творческие способности; стремление сделать карьеру в науке; возможность получать дополнительный доход; наличие собственного интереса к разработке какой-либо научной проблемы; апробация результатов исследований, проводимых при подготовке курсовых и дипломных проектов, на студенческих научных конференциях. Такая причина как возможность решать научные проблемы, делать открытия, студентами не названа.

исследовательской работе вуза. Причинами, по которым студенты занимаются НИР, являются получение более глубоких и качественных знаний, умений и навыков по избранной специальности; желание развивать свои интеллектуальные и творческие способности; стремление сделать карьеру в науке; возможность получать дополнительный доход; наличие собственного интереса к разработке какой-либо научной проблемы; апробация результатов исследований, проводимых при подготовке курсовых и дипломных проектов, на студенческих научных конференциях. Такая причина как возможность решать научные проблемы, делать открытия, студентами не названа.

Участие студентов в НИР выражается в таких формах, как осуществление совместной научной работы с преподавателями, участие в студенческих научных конференциях и конкурсах студенческих научных работ университета, публикация научных статей по разрабатываемой проблеме. Участие же студентов в проведении научных исследований для предприятий и организаций, во всероссийских студенческих научных мероприятиях, в конкурсах грантов является скорее исключением из правил.

Отказ большинства студентов университета от занятий научной деятельностью обусловлен скорее объективными причинами, а не субъективными. В ходе исследования была выявлена общая неудовлетворенность студентов условиями, созданными в вузе для научно-исследовательской деятельности студентов, сотрудничеством со своим научным руководителем.

В процессе исследования рассматривался вопрос о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. У большего числа студентов представления о научно-исследовательской деятельности неполные, а умения, соответствующие научно-исследовательской деятельности, практически отсутствуют. Установлено, что 70 % студентов имеют низкий уровень сформированности готовности к научно-исследовательской деятельности, а 30 % – средний уровень. Высокий уровень сформированности готовности студентов к НИР характеризуется интересом к изучаемой дисциплине и научно-исследовательской деятельности и пониманием ее значимости.

Средний уровень характеризуется поверхностным представлением о научно-исследовательской деятельности. Низкий уровень характеризуется малым представлением о научно-исследовательской деятельности, неумением видеть проблему, выделять противоречие, неспособностью самостоятельно выстроить логику исследования и т.д.

Наиболее значимыми для студентов проблемами НИРС в университете являются: недостаточность материального стимулирования их научной деятельности; проблема послевузовского трудоустройства; отсутствие социальных льгот как поощрения за научную деятельность (инновационный лифт); незаинтересованность некоторых преподавателей.

В связи с этим, мы считаем целесообразным, включить их в п. 4.1 «Мероприятия по реализации программы развития системы стимулирования НИРС вуза, в том числе проект положения о системе стимулирования НИРС, а также проект положения о проведении конкурса НИРС в вузе», для активизации НИРС в университете.

Литература к главе 1

1. Козак, Н. Корпоративный университет. // Управление компанией. – 2001. – № 12. – [Электронный ресурс] / Н. Козак. – Режим доступа: http://www.management.com.ua/hrm/hrm021.html, свободный.

2. Крупнов, Ю.В. Корпоративный университет на основе проектно-деятельностного образования как инструмент инновационного развития / Ю.В.Крупнов [и др.] // Высшее образование в России. – 2006. – № 11. – С. 3-15.

3. Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет» на 2010 – 2019 годы. – Казань: КГТУ. – С. 3-7.

4. Программа развития инновационной инфраструктуры. – Казань: КНИТУ, 2011. – 19 с.

5. Салимьянова И.Г. Методологические аспекты построения национальной инновационной системы. – СПб.: СПбГИЭУ, 2011. – 226 с.