1. Теоретические аспекты сетевого управления территориально распределенного научно-образовательного комплекса
1.1. Сущностно-содержательные характеристики сетевого управления распределенного университета
Современная парадигма образования ориентирована на постоянное участие человека в образовательном процессе «образование через всю жизнь» (Lifelong Learning), что предполагает доступность учебных курсов того уровня, в том месте и в то время, где и когда это нужно и удобно обучающемуся.
Для реализации этой концепции в рамках действующей структуры системы высшего образования существует ряд ограничений:
• на программы высшего образования невозможно принять всех желающих в связи с требованиями конкурсного отбора абитуриентов;
• невозможно бесконечно увеличивать контингент обучающихся по программам высшего и дополнительного образования из-за ограниченности площадей и численности профессорско-преподавательского состава вуза;
• невозможно обеспечить качественное обучение «в любом месте» не имея в вузе современного технического, технологического, информационно-коммуникационного обеспечения.
Частично эти ограничения решались вузами через создание сети филиалов и представительств и формирование системы дистанционного обучения.
В соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года «Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается».
На начало 2013/2014 учебного года в российской системе высшего образования действовало 969 вузов. Из них 578 (59,6 %) государственных и муниципальных вузов, и 391 (40,4 %) негосударственных (Табл. 1).
С 1985/86 учебного года наблюдался стабильный рост числа высших учебных заведений России и к началу 2010/11 учебного года оно выросло в 2,2 раза и составило 1115 единиц (за указанный период было открыто 613 новых вузов).
Основной рост числа вузов произошел с середины 90-х годов прошлого века и в первые пять лет нынешнего за счет открытия большого числа негосударственных учреждений высшего профессионального образования.
Табл. 1. Образовательные учреждения высшего профессионального образования (на начало учебного года)[1]
В рассматриваемый период их число возросло в 5,9 раза. Число государственных и муниципальных вузов изменилось очень незначительно, за это время был открыт только 151 вуз (рост в 1,3 раза).
К началу 2012/13 учебного года за два предыдущих года произошло сокращение по различным причинам общего числа вузов на 69 единицы, в том числе государственных и муниципальных вузов на 44 единицы, а негосударственных на 25. К началу 2013/14 учебного года было закрыто, реорганизовано или оптимизировано еще 77 вузов, в том числе 31 государственный и 46 негосударственных (Табл. 1).
В целях нашего исследования интересно проследить также динамику изменения численности студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования (Ошибка! Неверная ссылка закладки.).
Табл. 2. Численность студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования, на начало учебного года, тыс. чел.[2]
Пик численности обучающихся в высших учебных заведениях приходится на 2008/2009 учебный год и составляет 7513 тыс. чел. К началу 2013/14 учебного года этот показатель уменьшился почти на 2000 тыс. чел.
Отметим при этом, что численность студентов обучающихся на очной и заочной формах обучения практически равны и составили в 2008/2009 учебном году 3457 тыс. чел. (46,0 %) и 3541 тыс. чел. (47,1 %), а в 2013/14 учебном году – 2619 тыс. чел. (46,4 %) и 2784 тыс. чел. (49,3 %) соответственно. Более того, численность студентов, обучавшихся на заочном отделении в 2008/09 учебном году почти на 100 тыс. чел. превышает численность студентов очного отделения, а в 2013/14 этот разрыв еще более увеличился и составил 165 тыс. чел. (табл. 2).
Численность студентов, получающих высшее образование в формате экстерната ничтожно мала и составляла в 1993/94 учебном году всего 6 тыс. чел. И хотя к 2008/09 учебному году она увеличилась до 171 тыс. человек, уже в следующем году наметилась тенденция к ее постепенному снижению и к 2013/14 учебному году снизилась до 55 тыс. чел., что составляет всего 1 % от общей численности обучающихся в вузах.
Численность студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения стабильно росла до 2005/06 учебного года, в котором она составила 371 тыс. чел. или 5,3 % от общей численности обучающихся, а к 2013/14 снизилась до 189 тыс. чел. или 3,3 % от общей численности студентов вузов.
В государственных и муниципальных образовательных организациях численность студентов очного отделения в 20,3 раза, очно-заочного отделения в 4,1 раза, заочного отделения в 2,9 раза, а обучающихся на экстернате в 4,5 раза выше, чем в частных образовательных организациях.
Сравнивая численность контингента очной формы обучения и заочной в государственных и негосударственных вузах видно, что в государственных вузах преобладает контингент очной формы обучения (в 1,2 раза), а в негосударственных – контингент заочной формы обучения (в 5,8 раза).
Таким образом, видим, что основная масса студентов, обучающихся в негосударственных вузах, выбирают заочную форму обучения, а в государственных вузах практически одинаковое число студентов выбирают очную и заочную формы обучения.
Число филиалов высших учебных заведений всех форм собственности в 2011/2012 учебном году составило 1639 единиц, причем по отношению к 2002/2003 учебному году общее число филиалов уменьшилось на 58 единиц. Пик общего числа филиалов пришелся на 2007/2008 учебный год 1701 филиал (Табл. 3).
В среднем, по данным статистки, на один вуз приходится 1,5 филиала, в том числе на один государственный вуз – 1,6 филиала, на один негосударственный – 1,3 филиала.
Конечно, далеко не все вузы имеют в своем составе филиалы, в состав некоторых входит 2–3 филиала, а ряд вузов имеет в своем составе более 10 филиалов.
В качестве примера вузов имеющих большую филиальную сеть, расположенную в различных регионах России, а также странах СНГ и ближнего зарубежья, можно назвать такие московские вузы, как Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российский государственный гуманитарный университет, Российский государственный социальный университет (Табл. 4).
Региональные вузы чаще создают сеть филиалов в рамках одного региона, в состав которой также может входить до десятка вузов и представительств.
При поддержке головного вуза и местных властей филиал может стать заметным игроком на региональном образовательном рынке.
Однако, на сегодняшний день не редка ситуация, когда у филиала недостаточно материально-технической базы, не хватает профессорско-преподавательского состава, слабое учебно-методическое обеспечение учебного процесса и полностью отсутствует научно-исследовательская деятельность. В результате, после проверок Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, такие филиалы могут оказаться в списке неэффективных вузов и лишиться свидетельства о государственной аккредитации и лицензии на ведение образовательной деятельности.
По итогам мониторинга вузов, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2012 году, в котором приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала, у 136 вузов и 450 филиалов были выявлены признаки неэффективности. В результате в том же году было реорганизовано 12 вузов.
Табл. 3. Филиалы образовательных учреждений высшего профессионального образования (на начало учебного года) [3]
В мониторинге, проведенном в 2013 году, приняли участие 934 государственных, негосударственных, муниципальных и региональных вуза и 1478 филиалов. Минобрнауки РФ было принято решение признать требующими оптимизации деятельности 45 вузов и филиалов, а также признать неэффективными и рекомендовать учредителям реорганизовать 373 вуза и филиала.
Приведем несколько примеров вышеназванных преобразований. Были ликвидированы Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов и Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета ИНЖЭКОН, и на их основе создан Санкт-Петербургский государственный экономический университет (приказ Минобрнауки РФ № 581 от 01.08.2012).
Московский государственный открытый университет им. В.С. Черномырдина реорганизован путем его присоединения к Московскому государственному машиностроительному университету в качестве структурного подразделения (приказ Минобрнауки РФ № 1074 от 20.12.2012). Российский торгово-экономический университет реорганизация путем присоединения его к Российскому экономическому университету им. Г.В. Плеханова (приказ Минобрнауки РФ № 1075 от 20.12.2012).
Табл. 4. Московские вузы, имеющие в своем составе более 10 филиалов в различных регионах России и за рубежом
Всего с 01 сентября 2013 г. по 27 февраля 2014 г. Рособрнадзор по различным причинам (в том числе реорганизация и инициатива лицензиата) исключил из реестра лицензий на право ведения образовательной деятельности лицензии 126 образовательных организаций, в числе которых 51 филиал Современной гуманитарной академии.
В последние пять лет Министерства образования и науки Российской Федерации ведет активную работу по реформированию системы образования. С 2006 г. по 2012 г. Под его эгидой была сформирована группа Федеральных университетов, объединивших в своем составе несколько образовательных организаций – ведущих вузов региона, являющихся в настоящее время не филиалами какого-либо головного вуза, а равноправными партнерами (Табл. 5).
Вузы одного профиля могут объединяться также по собственной инициативе для создания университетского комплекса, усиливающего бренды обоих образовательных организаций.
Так, например, произошло объединение Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и Саратовского государственного социально-экономического университета с образованием «Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова» (приказ Минобрнауки РФ № 381 от 05.05.2012).
Каким образом можно оценить эффект от изменений, происходящих в структуре высшей школы и отдельных вузов? Какие новые качества приобрели новые вузовские объединения? Какова должны быть стратегия вновь образованных вузовских альянсов?
По Щедровицкому, современное поколение университетов, – это «университеты без стен», которые являясь полноценными участниками рынка, опираются на деловую сеть выпускников университета, осуществляют учебную, исследовательскую и консультационную деятельность.
Это особенность развилась у университетов благодаря усилению глобализации и развитию электронных коммуникационных технологий, систем спутниковой связи и оптоволоконных сетей.
По Т. Фридману в 2000 году мировая экономика вступила в третью стадию глобализации (глобализация 3.0.), уникальность которой состоит в том, что в глобализацию кроме государств и корпораций все активнее включаются отдельные люди и миниколлективы. Средством для этого явились непрерывно совершенствующиеся и развивающиеся программное обеспечение и глобальная волоконно-оптическая сеть.
До этого мировая экономика прошла еще две стадии глобализации: с 1492 года по 1800 год – глобализация 1.0. (основная движущая сила – количество грубой силы, которой обладала та или иная страна).
Период с 1800 года по 2000 год назван Фридманом глобализацией 2.0. и характеризуется тем, что ключевым фактором перемен стали транснациональные корпорации, которые стали выходить на мировой уровень в погоне за рабочей силой и рынками сбыта.
Массовое распространение технологий беспроводной коммуникации позволяет работать в on-line режиме, когда и где угодно, тем самым обеспечивая пользователям сети Интернет абсолютную мобильность. Легкий доступ к огромному количеству открытых источников информации позволило миллионам людей из разных стран беспрепятственно сотрудничать при создании интеллектуальных продуктов.
Поэтому, одной из перспективных форм развития образовательных организаций в условиях глобализации и сетевизации экономики является такая форма организации взаимодействия образовательных организаций и обучающихся как распределенный университет, предполагающая формирование в системе образования инновационных сетевых структур, использование новых форм реализации учебного процесса и внедрение принципиально иных коммуникационных технологий, обеспечивающих взаимодействие с удаленными слушателями.
Табл. 5. Перечень Федеральных университетов, действовавших в Российской Федерации на начало 2013/2014 учебного года
Статьей 15-й Федерального закона «Об Образовании» предусмотрена сетевая форма реализации образовательных программ, т. е. «возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций».
Статья 16-я указанного закона разрешает реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, т. е. «с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников, а также… с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Понятия «сетевая форма реализации образовательных программ», «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии» преимущественно описывают технологию реализации образовательного процесса и только косвенным образом указывают на возможность объединения образовательных организаций по принципу сетевых структур.
Тем не менее, в настоящее время в целом ряде научно-практических работ и организационно-методических разработок используется термин «распределенный университет», хотя в российской нормативной практике юридическое толкование данного термина пока еще отсутствует. Ниже приведем некоторые трактовки указанного понятия.
Беляков В.С. дает определение распределенного университета, равнозначное традиционному пониманию филиальной сети вуза: «распределенный университет – головная организация, располагающая территориальными подразделениями, дающими возможность получить образование на местах практически такое же, как и в головной организации.
В качестве территориальных подразделений при этом понимаются филиалы, поскольку иные формы территориально-удаленных подразделений, в которых можно осуществлять образовательный процесс законодательно не предусмотрены. В этом смысле распределенным можно считать любой вуз, имеющий филиалы»[4].
Фокина В.Н. и Жаркова Г.И. называют распределенным университетом «образовательный комплекс, состоящий из базовой части, владеющей дистанционными образовательными ресурсами, имеющей лицензии на образовательную деятельность и государственную аккредитацию образовательной организации, и центров/пунктов доступа к образовательным ресурсам. Распределенный вуз реализует образовательные программы различных уровней с использованием единой информационно-коммуникационной образовательной технологии, единого образовательного контента, библиотечных ресурсов, единого профессорско-преподавательского состава, единого администрирования»[5].
Бубнов Г.Г., Малышев Н.Г. и Солдаткин В.И. на примере Всемирного технологического университета дают следующее определение: «ВГУ, как университет распределенного типа, ведет подготовку по образовательным программам высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного профессионального образования, как самостоятельно, так и в соответствии с договорами о сотрудничестве с другими вузами (вузами-партнерами)»[6].
Тихомирова Н.В. указывает на следующую особенность распределенных университетов: в этом типе образовательных учреждений «применяется гибкая и территориально-распределенная система получения образования. Так, Открытый университет Великобритании имеет 305 региональных центров в Великобритании и 42 – в других странах. Испанский национальный университет дистанционного образования имеет 53 региональных центра в Испании и Латинской Америки. Канадский открытый университет имеет 4 региональных центра. Германский Ферн (Хаген) Университет имеет 60 региональных центров в Германии, Австрии, Голландии, Венгрии, Польше. Открытый университет Израиля располагает более чем 100 региональными центрами.
Национальный технологический университет США для обучения использует более 300 площадок (на базе 46 вузов США). Национальный открытый университет Индиры Ганди, Индия располагает 21 региональным центром, 376 учебными центрами»[7].
Развивая позицию Тихомировой Н.В., Исаев С.Н. отмечает, что создание нового типа образовательного учреждения – распределенного электронного университета, стало возможным благодаря внедрению технологий электронного обучения (E-leaming) или обучения при помощи специфических средств сети Интернет и мультимедиа. Под распределенным электронным университетом
Исаев С.Н. понимает «единый образовательный комплекс, включающий вуз, реализующий образовательные программы с использованием электронных технологий, а также его филиалы, представительства, центры и пункты доступа к образовательным ресурсам, связанные единой корпоративной сетью и реализующие образовательные программы на основе единой информационной образовательной среды, с использованием единого контента, библиотечных ресурсов, единого профессорско-преподавательского состава, единого администрирования, имеющий экстерриториальную структуру (включающую реальное и виртуальное пространство)»[8].
Кисаева В.В., также как и Исаев С.Н., подчеркивает использование в распределенных унеиверситетах технологий электронного обучения. В своей работе она пишет: «распределенные университеты – образовательные системы, использующие, прежде всего, информационные технологии и Интернет как наиболее выраженную форму сетевого взаимодействия. При этом Интернет в образовательном пространстве рассматривается как инфраструктурная компонента, позволяющая при наличии достаточно ограниченного ресурса формировать возможности для подготовки кадров в широком территориальном разрезе» [9].
В публикациях, посвященных вопросам развития образовательных услуг в условиях сетевой экономики можно выделить два основных похода к определению понятия распределенного университета, актуальных в современных условиях перехода к сетевой экономике.
Первый подход основан на территориальном аспекте сетевизации и трактует понятие распределенного университета как образовательной организации, предоставляющей образовательные услуги через филиалы, созданные в различных регионах страны и за рубежом. Далее будем называть эту форму распределенных университетов «территориально-распределенной».
На Рис. 1 приведена условная схема организации территориально-распределенного университета.
Второй подход ориентирован на информационно-технологический аспект сетевизации и предоставления образовательных услуг в формате дистанционных образовательных программ.
При этом, под распределенным университетом понимается учебное заведение, использующее современные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие предоставлять обучающемуся весь комплекс научно-образовательных продуктов и услуг без его физического перемещения к месту их создания. Эту форму распределенных университетов предлагаем называть «виртуальной».
Основу распределенного университета виртуального типа составляет использование современных информационно-коммуникационных технологий для формирования систем электронного обучения и внедрения в практику дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих доступ обучающихся к единой электронной информационно-образовательной среде вуза (Рис. 1).
Рис. 1. Обобщенная модель структуры распределенного университета
В современной практике указанные формы реализации образовательного процесса в вузе, имеющем филиалы, совмещаются, и результат этого совмещения является более эффективным и успешным.
В истории развития системы высшего образования России имеются примеры создания университетских комплексов.
Так, в рамках реализации Постановления Правительства РФ «Об университетских комплексах», определяющего цели, задачи и принципы формирования структурной и ассоциативной интеграции, получили распространение следующие виды университетских комплексов: учебно-научные комплексы (УНК), учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), учебно-научно-производственные комплексы
(УНПК), инновационные учебно-научно-производственно-финансовые комплексы (ИУНПФК).
Рис. 2. Модель виртуального университета
Считалось, что главными звеньями интеграционной политики в сфере высшего профессионального образования должны стать УНИК и УНПК, сочетающие получение новых знаний, идей и технологий, проведение фундаментальных исследований, создание на их основе конкурентоспособных инновационных продуктов.
При этом основной принцип объединения субъектов научной, образовательной и производственной деятельности в университетский комплекс заключался в максимальной организационной интеграции для решения единого комплекса согласованных всеми участниками интеграционного процесса взаимосвязанных задач.
Однако, в то время не была решена задача не разработки нормативно-правовой базы для развития форм интеграции, соответствующих современным условиям развития экономики и использующихся в мировой практике.
В конце прошлого века по уже понятным причинам, акцент в исследованиях зарубежных экономистов сместился от простой интеграции к созданию инновационных структур и институтов сетевого типа, а сетевые формы организации получили широкое распространение в различных сферах экономики.
Работа распределенного университета в формате распределенного университета может способствовать:
1. в области образования:
• обеспечению расширения доступа к высшему образованию различных слоев населения, в том числе людей с ограниченными возможностями;
• круглосуточному доступу студентов к образовательным ресурсам, размещенным в информационной сети университета, обеспечивающему возможность неограниченного повторного просмотра изучаемого материала;
• повышению качества подготовки студентов за счет внедрения на своей базе лучших практик вузов-партнеров;
2. в области научных исследований:
• привлечению к проведению совместных научно-исследовательских проектов партнеров из других регионов, обладающих необходимым материальным и интеллектуальным капиталом, и имеющих возможность непосредственно изучать региональные рынки с точки зрения запросов потребителей и всех заинтересованных сторон;
3. в области управления университетом:
• повышению конкурентоспособности каждого участника сети;
• формированию новых устойчивых связей в сфере образования, науки и предпринимательства для реализации всех трех современных миссий университета;
• диверсификации источников финансирования деятельности научно-образовательного комплекса и рост финансовых поступлений за счет географического расширения области деятельности.
Если в состав распределенного университета входят организации, размещенные в странах СНГ и ближнего зарубежья, можно ожидать следующих положительных эффектов:
• упрочение позиций российского образования в мировом университетском сообществе;
• увеличение возможностей формирования стратегических альянсов с зарубежными вузами-партнерами;
• развитие и укрепление связей с русскоязычной диаспорой;
• формирование позитивного имиджа России как благоприятного места для получения высшего и послевузовского образования и организации сотрудничества в сфере науки, производства и сервиса.
Деятельность распределенного университета может быть осложнена следующими факторами:
• высокая трудоемкость перевода учебных материалов, сопровождающих образовательные программы в форму, пригодную для внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
• усложнение технологий идентификации студентов при организации контроля освоения образовательных программ при использовании электронного обучения и дистанционных технологий организации образовательного процесса;
• необходимо большое количество преподавателей, готовых работать в дистанционном режиме и специалистов для обслуживания информационных коммуникационных сетей;
• громоздкая структура и территориальная удаленность организаций, входящих в сеть, снижает эффективность централизованного управления ими;
• ресурсы управления могут быть распределены не равномерно, что отрицательно скажется на уровне качества деятельности управляемых организаций.
Решение указанных затруднений и применение в учебном процессе инновационных образовательных технологий с использованием электронных образовательных ресурсов:
• перенести неинтерактивные компоненты аудиторных занятий в сектор самостоятельной учебной работы;
• кардинально повысить значимости самообразования и самоподготовки при использовании активно-деятельностных, личностно-ориентированных форм обучения;
• увеличить время общения с обучающимися, перейти от традиционных лекций-монологов к активной дискуссии, коллективному анализу и совместным исследованиям;
• вывести участников образовательного процесса на современный уровень коммуникаций благодаря использованию возможностей сети Интернет и средств мультимедиа для поддержки учебного процесса и организации коллективной образовательной деятельности.
Благодаря этому можно осуществить переход от традиционных технологий, основанных на репродуктивной модели обучения, к новационно-креативной студентоцентрированной модели учебного процесса, основанной на инновационных технологиях активного освоения знаний.
Мазник А.Ф. предлагает выделять два типа организационных моделей, которыми может быть представлена сетевая структура в образовании[10]:
1. сеть учреждений, формирующаяся вокруг ядра (узла) сети головной организации, собирающей вокруг себя учреждения меньшего размера, выполняющих отдельные виды деятельности из числа реализуемых головной организацией;
2. сеть учреждений, близких по масштабам, поддерживающих устойчивые связи, имеющие значение для осуществления образовательной деятельности.
Первый вариант описывает традиционную организацию филиальной сети вуза, при которой филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами и входят в состав головной организации на правах обособленных структурных подразделений. Второй вариант может быть использован в том случае, когда организуется стратегическое партнерство нескольких территориально удаленных юридических лиц.
Стратегическое партнерство организаций, по мнению А. Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина, может представлять собой «… как координацию деятельности по важным и перспективным направлениям, так и выражаться в особой форме бизнеса, когда объединяются ресурсы нескольких субъектов, в результате чего возникает солидарная ответственность за работу по использованию этих ресурсов».[11]
Понятие стратегического партнерства для вузов не является новым, поскольку до промышленного спада 90-х годов прошлого века большинство технических вузов страны находилось в тесном контакте с крупными промышленными предприятиями. Ситуация сегодняшнего дня отличается наличием слабо регулируемых со стороны государства рынков труда, образовательных и консалтинговых услуг и научно-технических разработок, формирующим определенную инновационную специфику стратегического партнерства.
Поэтому, для характеристики распределенного университета как территориально распределенного научно-образовательного комплекса предлагается смешанный вариант организационной структуры, включающей в себя и сеть образовательных и научных организаций, сформированную вокруг ядра сети и организации различного типа и форм собственности, входящие в сеть на условиях инновационного партнерства. Этот аспект также отмечается Т.П. Данько и В.В. Масленниковым.
Понятие инновационного партнерства предложено в работе Свиридова А.В., под ним понимается особая форма коммуникативной сети, обеспечивающая объединение усилий государства, образовательных, научно-исследовательских, инновационных и предпринимательских организаций в целях ускоренного использования достижений науки и технологий, реализации стратегических национальных интересов страны.
В рамках коммуникативной сети горизонтальное инновационное партнерство – отношение между субъектами одного уровня инновационной деятельности и вертикальное инновационное партнерство – отношения между субъектами последовательных стадий производственного и распределительного процесса в инновационной деятельности[12].
Таким образом, можно утверждать, что в основу распределенного университета может быть положена идея сетецентризма.
Термин «сетецентризм» впервые появился в компьютерной индустрии и стал результатом прорыва в компьютерных технологиях, которые позволили организовать взаимодействие между компьютерами, даже несмотря на использование в них разных информационных систем. Согласно сетецентрическому принципу все участники должны быть объединены в одну информационную сеть для постоянного обмена информацией.
Сетецентрическое управление предполагает оптимизацию отношений в сети с использованием современных информационных и сетевых технологий и активное использование высокоинтеллектуальных ресурсов. Сетецентричность позволяет получать доступ к любому ресурсу сети. Сетецентрическая сеть – это любая сетевая система, в которой любой участник имеет возможность доступа к любым сетевым ресурсам, а также возможность целевого саморазвития в потреблении креативности.
С коммуникативной точки зрения сеть представляет собой комплекс взаимосвязанных акторов (узлов). Ключевой характеристикой инструментов сетевого взаимодействия является тесный и продолжительный контакт акторов. [13]
Традиционный подход интерпретирует воздействие субъекта коммуникации однонаправлено (информация передается от одного субъекта к другому). В сетевом подходе посылаемое сообщение и формат его транслитерации, напротив, оказывает воздействие как на своего получателя, так и на отправителя, становясь центральным объектом, характеризующим коммуникацию.
Для технической организации работы коммуникационной сети, обеспечивающей функционирование горизонтального и вертикального инновационного партнерства, целесообразно воспользоваться предложением Прудникова В.В. по созданию сетевой on-line-площадки – специальной платформы в виде научно-исследовательских и образовательных комплексов, объединяющих усилия бизнеса, образовательных учреждений и исследовательских организаций в интересах развития инновационной среды[14].
Уточним, предложенные Прудниковым В.В., условия формирования сетевого on-line взаимодействия в целях обеспечения деятельности распределенного университета:
• должна быть организована интегрированная информационно-коммуникационная среда, объединяющая все виды деятельности современного университета и все организации, входящие в состав сетевой структуры научно-образовательного комплекса;
• каждый из участников сети должен создавать образовательную, научную или инновационную продукцию или услугу создавая тем самым приращение инновационного, информационного и человеческого капитала университета, используемого в дальнейшем как разделяемые сетевые ресурсы;
• совместное участие в создании общесетевых ресурсов – совместное производство образовательных или научных услуг, разработка новых коммуникационных сред, форм мониторинга и продвижения научно-образовательных и инновационных проектов на региональных рынках.
Российские ученые Ю.С. Богачев, А.М. Октябрьский, Д.А. Рубвальтер дают определяют сетевую структуру как «объединение физических и юридических лиц, функционирующих в структурах различной организационно-правовой формы, координирующих свою деятельность и совместно использующих финансовые, материально-технические, интеллектуальные и иные ресурсы для решения конкретных проблем развития сектора науки и инноваций в сфере высоких технологий на федеральном и региональном уровнях»[15].
Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что под распределенным университетом сегодня следует понимать образовательную организацию, реализующую программы высшего и послевузовского образования с использованием технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и представляющую собой территориально распределенный научно-образовательный комплекс, объединяющий в единую сеть головной вуз и территориально удаленные подразделения – филиалы и представительства, научно-исследовательские, производственные, инновационные и предпринимательские предприятия и организации, расположенных как в пределах одной страны (региона), так и на территории других государств (регионов).
Основные признаки распределенного университета приведены ниже (Рис. 3).
Рис. 3. Основные признаки распределенного университета
Сферы деятельности распределенного университета представлены ниже (Рис. 4).
Для определения распределенного университета возможно использовать термин «электронный сетевой университет» в соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которая гласит: «сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций».
Рис. 4. Сферы деятельности распределенного университета
В состав электронного сетевого университета могут войти не только существующие в вузе филиалы, но и другие региональные вузы, научно-исследовательские центры, инновационные предприятия (венчурные предприятия, бизнес-инкубаторы, стартапы, технопарки), бизнес-организации, расположенные в различных регионах России (Рис. 5).
Также должно быть предусмотрено вхождение в состав инновационного партнерства иностранных участников (юридических и физических лиц) и создан специальный центр проектного управления образовательными программами, научными исследованиями и разработками для формирования долговременных взаимовыгодных отношений между участниками распределенного университета.
Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что под электронным сетевым университетом сегодня следует понимать научно-образовательный комплекс, реализующий программы высшего и послевузовского образования с использованием технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и представляющий собой инновационное стратегическое партнерство университета, научно-исследовательских, производственных, инновационных и предпринимательских предприятий и организаций, расположенных как в пределах одной страны (региона), так и на территории других государств (регионов).
Рис. 5. Модель электронного сетевого университета
Идеологической основой управления распределенного университета является концепция создания и развития исследовательских и предпринимательских университетов.
В процессе своей деятельности распределенный университет взаимодействует с правительственными и другими государственными организациями и учреждениями, обеспечивающими управление и контроль в системе высшего образования, провайдерами образовательных услуг, организациями, обеспечивающими техническую и информационную поддержку основных, вспомогательных и управленческих процессов университета, и финансовыми институтами, способствующими управлению и поддержке финансовых потоков распределенного университета.
Для реализации идеи инновационного партнерства в рамках распределенного университета необходимо создание сетевых структур, объединяющих участников партнерства. Одновременно не отменяется принцип управления коммуникационной сетью распределенного университета с помощью комбинаций различных управленческих моделей, в том числе линейно-функциональных, проектно-процессных и сетевых.
Отметим, что в вертикальных жестких иерархиях наблюдается так называемый «вертикальный декаляж». По Л.Ф. Никулину, это перманентное несоответствие характеристик бизнес-процесса, задаваемых топ-менеджментом по иерархии вниз на рабочие места и реальным результатом[16]. Здесь менеджмент как гибкое управление кибернетического типа построен на канонических принципах соподчинения тейлоризма. Феномен снижения управления в иерархиях компенсируется частично лишь машинами (роботами, компьютерами и т. д.), вытесняющими человека, но не исчезает.
В горизонтально интегрированных системах, организационно объединяемых в сети технологиями, институтами, но территориально разбросанных, снижение эффективности управления имеет место во всех узлах и коммуникациях. Это связано со структурной жесткостью таких сетей. Виртуализация отношений, ускоряя бизнес-процесс, задачи повышения эффективности также не решает.
В современных условиях для повышения эффективности продуктивной становится концепция менеджмента 2.0. (совмещение сетей и иерархий). Позиции И. Адизеса и его последователей практически однозначно отображают тенденции глобализации 2.0. и соответствующего ей менеджмента 2.0[17].
В свете перехода к глобализации 3.0. необходимо применение соответствующей концепции менеджмента 3.0. или «очеловечивание организации через усложнение сетей отношений»[18].
Комбинирование управленческих моделей позволит использовать преимущества каждой из этих моделей, минимизируя их недостатки и ориентируясь на межорганизационные формы кооперации и сотрудничества в виде стратегических альянсов, сетей и виртуальных организаций.
Для формирования долговременных взаимовыгодных отношений между участниками распределенного университета необходимо создание специального центра проектного управления образовательными программами, научными исследованиями и разработками.
Распределенный университет сетевого типа, основанный на концепции инновационного партнерства, имеет следующие особенности:
• наличие в качестве структурных подразделений территориально удаленных центров доступа к общим информационно-образовательным ресурсам в Российской Федерации и (или) за рубежом, объединенных посредством информационных коммуникационных технологий;
• функционирует единая корпоративная информационно-коммуникационная сеть и единая электронная система администрирования учебного процесса;
• реализация основных и дополнительных образовательных программ высшего и послевузовского образования на основе единой информационно-образовательной среды с использованием технологий on-line обратной связи с преподавателями;
• реализована дистанционная идентификация студентов и преподавателей при обращении к корпоративной информационной системе, поддерживающей образовательный процесс;
• действует электронная библиотека, содержащая полнотекстовые документы, а также учебно-методические материалы, сопровождающие учебный процесс, по всем дисциплинам всех образовательных программ, и имеющая связи с ведущими библиотеками других университетов, библиотеками региона и страны, постоянно доступная преподавателям и обучающимся в удаленном режиме;
• имеется система on-line доступа к контрольно-измерительным материалам для проведения процедур объективного мониторинга освоения обучающимися предлагаемых образовательных программ;
• члены распределенного университета участвуют в совместных научно-образовательных и инновационных проектах, что позволяет более эффективно использовать ресурсы участников сети, усиливает их заинтересованность в совместных разработках и приводит к повышению эффективности функционирования всего распределенного университета.
Такие изменения дают университету возможность приобретения новых компетенций и наращивания научно-технического, инновационного и управленческого потенциала, повышения эффективности и востребованности образовательных программ и научных продуктов вуза.
На основании морфологического анализа диалектической взаимосвязи между целями трансформации и обеспечивающими ее принципами Тихомировой Н.В. в 2010 году была сформирована модель трансформации традиционного университета в электронный распределенный, интегрированный в информационное пространство[19]'
Эта модель затрагивает только образовательный процесс и не рассматривает другие стороны деятельности вуза. Мы предлагаем уточнить предложенную классификацию с учетом выше приведенных определений: использовать вместо термина «электронный распределенный» термин «виртуальный», а также ввести в модель понятие «электронного сетевого университета» с соответствующими характеристиками (Табл. 6).
Электронный сетевой университет, также как и виртуальный имеет в своей основе электронную информационную среду, объединяя при этом не только отдельных пользователей (обучающихся), но и различные организации, юридически не являющиеся филиалами головного вуза. Преимущественное использование всех возможностей, предоставляемых современным уровнем развития информационных коммуникационных технологий, позволяет характеризовать данную форму распределенного университета как «электронный сетевой».
Механизм реализации стратегии формирования и развития распределенного университета сетевого типа направлен на решение трех стратегических задач:
• создание технологической базы нового поколения на базе создания сети, объединяющей научные лаборатории организаций, входящих в распределенный университет;
• активизация реализации инновационных научно-образовательных проектов с использованием потенциала образовательных, научно-исследовательских и бизнес-организаций регионов России;
• формирование центров компетенций, создание и поддержка малых инновационных предприятий, конкурентоспособных на региональном и общероссийском рынке.
Таким образом, формирование механизма реализации стратегии построения и развития распределенного университета сетевого типа позволит использовать синергетический эффект объединения усилий различных организаций, расположенных в различных регионах России и странах ближнего и дальнего зарубежья для решения современных задач развития научно-образовательного пространства и предложения на образовательный рынок уникальных научно-образовательных продуктов, а на рынок труда – высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов.
1.2. Сетевые механизмы управления распределенным университетом
Первый уровень сетевого механизма управления распределенным университетом представляют следующие элементы, возникающие в последние годы в процессе реализации образовательных программ:
1. Договора о взаимодействии вузов при реализации сетевых образовательных программ.
2. Базовые кафедры.
Табл. 6.
Модель трансформации традиционного вуза в территориально распределенный научно-образовательный комплекс
Второй уровень образует филиальная сеть университета.
Третий уровень характеризуется сетевым управлением кластерами внутри головного университета (образовательно-научные центры).
Сетевые структуры характеризуются рядом ключевых признаков, в совокупности отличающих их от других организационных образований[20]:
• добровольность формирования связей между участниками, что обеспечивает высокую гибкость сетевой структуры;
• наличие некоторой общей долгосрочной пели, которая, с одной стороны, объединяет всех участников сетевой структуры, а с другой – не может быть достигнута отдельных участником самостоятельно;
• независимость участников сетевого взаимодействия, которые в результате интеграции получают определенную дополнительную выгоду, реализуя при этом свои собственные уникальные пели;
• множественность уровней взаимодействия между участниками сети, другими словами, каждый участник сетевой структуры может устанавливать собственные взаимоотношения с любым партнером, входящих в сеть:
• множественность лидеров, за счет чего, как считается, обеспечивается устойчивость и высокая эластичность сетевой структуры.
Ниже представлены пять отличительных характеристик распределенного университета, которые отличают архитектуру его построения от общепринятых «монолитных» иерархических систем:
1. Операционная независимость отдельных систем участников распределенного университета, каждая из которых является независимой и имеет собственное целевое назначение. При декомпозиции на составляющие компоненты, они способны осуществлять полезные действия независимо друг от друга.
2. Управленческая независимость. Составляющие системы не только могут функционировать автономно друг от друга, они, в общем случае, для достижения поставленных задач действуют независимо.
3. Географическое расположение. Как правило, географическое размещение составляющих систем очень разнообразно. Часто такие системы обмениваются друг с другом только информацией и знаниями. Во многих случаях в процессах взаимного обмена не участвуют существенные количества физических масс или энергии.
4. Обновляющееся поведение. Система систем решает задачи и реализует функции, неприсущие ни одной составляющей системе. Такое операционное «поведение» принято называть «возникающим». Оно не свойственно ни одной из «компонентных» систем.
5. Эволюционное развитие. Система систем никогда не является полностью сформированной или созданной. Её структура развивается во времени, и совершенствуется эволюционно. В результате накопления опыта появляются, модифицируются и отменяются дополнительные операционные функции и целевые задачи.
Перечисленные особенности применяются, в некоторой степени, как определяющие признаки. Позже были предложены три новые формальные характеристики. Операционное взаимодействие, под которым понимается способность двух или большего числа систем, а также их составляющих обмениваться и использовать полученную в результате обмена информацию.
7. Комплиментарность – обеспечивает много вариантность развития каждой из рассматриваемых систем. При этом ни один из возможных сценариев эволюции не считается корректным или некорректным. Много вариантность мнений о путях развития – жизненно необходима, особенно на этапе формирования корректных и научно обоснованных требований при проектировании и создании Системы систем.
8. Целостность (холизм) – философская концепция, противоположная атомизму. Атомизм основывается на убеждении, что любая целостная система при анализе может быть разделена или декомпозирована на отдельные части, взаимосвязи между которыми можно описать. Холистический подход заключается в том, что целое является первичным, и зачастую большим, чем сумма составляющих его частей.
Новая редакция Закона об образовании дает возможность реализации образовательных программ в сетевой форме, что направлено на повышение качества высшего образования и развитие академической мобильности для студентов и преподавателей вузов, в том числе и международной. Министерство образования и науки Российской Федерации сформулировало три новые инициативы университетов:
• Академическая мобильность среди студентов ведущих университетов на основе сетевых технологий;
• Подготовка кадров для регионов (базовые кафедры);
• Использование электронного обучения (МООСs).
Объясняется это, в первую очередь, тем, что изменение цикла воспроизводства знаний требует новой модели, при которой работодатели не заинтересованы в длинных циклах обучения, но стараются минимизировать затраты на подготовку кадров и максимизировать доход от их деятельности.
Ответом на эти вызовы стала новая структура высшего профессионального образования (Рис. 6):
Рис. 6. Новая структура высшего профессионального образования
Для группы остальных вузов, к которым относится РЭУ им. Г.В.Плеханова центральным вопросом развития становится участие в реализации компетентностной модели современного специалиста высшего образования, которая включает несколько уровней (Рис. 7): 1) базовая подготовка – трёхлетний прикладной бакалавриат или 2) академический бакалавриат; 3) на базе двухлетней магистратуры.
Бюджетное финансирование обеспечивает сегменты образования, через контрольные цифры целевого приема не в полном размере. Значительная часть обучается на платной основе за средства родителей, работодатели (в рамках целевого обучения за деньги предприятий).
Противоречия интересов вузов и предприятий проявляется в том, что вузы начинают осваивать подготовку кадров для смежных отраслей (технические вузы открывают специальности экономического и юридического профиля) и заниматься бизнесом, создавая малые инновационные предприятия (реализация 217-ФЗ), а предприятия – готовить кадры, создавая корпоративные университеты.
При сохранении текущей ситуации неизбежно дальнейшее увеличение разрыва связей между развитием вузов и отраслей.
Тот факт, что пока на рынке труда нет выпускников вузов и подавляющее большинство выпускников трудоустраивается, означает лишь большой временной цикл создания ценности в сфере образования.
В этой связи появляется необходимость своего рода «системного интегратора», способного объединить интересы вузов и предприятий. Высказываются мнения о том, что в России сложилась своя модель интеграционных процессов, которая, в отличие от западных практик, опирающихся на университетские комплексы, имеет три вектора развития[21]:
Рис. 7. Схема программ прикладного бакалавриата[22]
1. Интеграция на базе научных организаций. Знаковым событием стало создание в 1952 г. Московского физико-технического института, многие кафедры которого изначально базировались в ведущих академических и оборонных институтах. Набор его факультетов и специальностей расширялся и корректировался по мере эволюции научно-технических приоритетов и кадровых потребностей наукоемких отраслей промышленности, а студенты сочетали обучение с научной работой.
2. Интеграция на базе университетов. Создание Московского инженерно-физического института, который уже в начале 1950-х годов стал формироваться как крупный центр фундаментальных исследований.
3. Интеграция на базе наукоградов. Создание Новосибирского академгородка.
После разрушения связей вузов с отраслями в 90-х гг. в настоящее время идет, по сути, возрождение всех трех направлений интеграции, но в формате сетевого взаимодействия – базовые кафедры, совместные лаборатории, сетевые кафедры и др.
Создание базовых кафедр министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов назвал одной из приоритетных форм развития взаимодействий вузов и предприятий. У ведущих российских университетов уже есть опыт такого сотрудничества[23]. На заседании правительства 21 августа 2013 министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов назвал одной из приоритетных форм развития взаимодействий вузов и предприятий – создание базовых кафедр.
1.3. Модель взаимодействия вузов при реализации сетевых образовательных программ
При реализации сетевых образовательных программ следует иметь в виду, что в Законе об образовании введена новая – сетевая – форма реализации образовательных программ[24].
Сильными сторонами сетевой образовательной программы, по мнению Министерства образования и науки Российской Федерации, являются следующие[25]:
• Уникальные компетенции выпускников.
• Оптимизация использования ресурсов взаимодействующих организаций за счет интеграции использования электронных и дистанционных образовательных технологий.
• Расширение мобильности учащихся.
• Устойчивое положение на образовательном рынке с точки зрения работодателя и абитуриента.
В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указывается[26]:
1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
2) статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Сетевая образовательная программа предполагает сетевые формы обучения, формирующие единое образовательное пространство.
На сегодняшний день актуальной является концепция формирования сетевых электронных университетов[27], объединяющих передовые образовательные ресурсы нескольких образовательных учреждений и научных организаций, возможности практического обучения на высокотехнологичных предприятиях реального сектора экономики для совместной высококачественной подготовки специалистов. По сути, сетевой университет обеспечивает формирование единой межвузовской образовательной среды непрерывной подготовки.
Вместе с тем, примеров практической реализации сетевых электронных университетов в России немного[28]. Объясняется это тем, что большинство проектов таких университетов создавалось в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
При этом очень немногие участники данных проектов продолжают поддерживать взаимодействие в послепроектный период после завершения целевого финансирования, поскольку текущий курс развития университетского образования по формированию ресурсной базы ведущих вузов (федеральных, национальных исследовательских) приводит к тому, что большинство целевых университетов – участников проектов вовлечены в соревнование по созданию «супер-вуза» и выхода на высокие места в мировых рейтингах, что переносит на второй план развитие сетевых форм взаимодействия между вузами (правда, в ряде случаев в программы развития включается сетевое взаимодействие с научными центрами и предприятиями).
По сути, сегодня устойчивые формы сетевого взаимодействия вузов находятся только в стадии формирования[29].
Однако, по мнению экспертов, спрос на сетевое обучение будет возрастать, при этом действенную роль в его создании должны играть организации-работодатели и их ассоциации, формирующие высокие профессиональные образовательные стандарты на основе междисциплинарной подготовки, в частности в рамках развиваемой сегодня инициативы Агентства стратегических инициатив «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций»[30]. Отметим, что сегодня уже решена одна из главных задач для реализации сетевого обучения, а именно – нормативно закреплена форма подобной реализации совместных образовательных программ в новом законе об образовании.