Вы здесь

Механизмы и методы применения инновационных образовательных технологий в процессе преподавания дисциплины «Маркетинг». 1. Теоретические и методологические основы использования современных инновационных технологий в преподавании дисциплин вуза (Ю....

1. Теоретические и методологические основы использования современных инновационных технологий в преподавании дисциплин вуза

1.1. Использование современных интерактивных механизмов и методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Многие преподаватели специальных дисциплин сегодня задаются вопросами, каким должен быть современный урок для усвоения студентами максимума из того, что им дается.

Сейчас требуется подготовка специалиста нового качества, обществу нужен не просто грамотный работник, а специалист, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, многосторонне развитый человек.

Преподаватели должны научить студента умению учиться всю жизнь, а для этого педагогу необходимо быть способным на постоянное обновление методик, сотрудничать с новым поколением, вписываться в постоянно меняющуюся среду, побуждать в своих студентах творческое отношение к предмету, используя для этого различные нетрадиционные формы и методы обучения, инновационные технологии.

Традиционный образовательный процесс в образовательных учреждениях дает студентам учебные знания, но привязка этих знаний к конкретной профессиональной деятельности происходит эпизодически, например, во время курсовой работы, преддипломной или производственной практик. Ясно, что оснастить студента реальными профессиональными знаниями и качествами в этих условиях довольно сложно. Инновационное же образование ориентировано на формирование профессиональных знаний и качеств в процессе освоения инновационной динамики, например, в процессе освоения типичных инноваций через электронную хрестоматию, где представлены типичные инновации, демонстрирующие ход развития данной профессиональной сферы деятельности, собраны профессиональные задачи интегрального типа. Таким образом, понятие профессионализма становится интегральным качеством выпускника, которое он синтезировал сам в процессе своего обучения. Осознание студентом себя как профессионала влияет на исход образовательного процесса, поскольку активизирует мотивацию саморазвития, что, в свою очередь, превращает процесс обучения в источник удовлетворения потребностей развивающейся личности. В итоге студент осуществляет реальный переход из формально-правового (студент как субъект образования) в состояние фактического антропоцентризма (студент – субъект собственной жизнедеятельности).

Современный преподаватель должен знать как теоретические инновационные подходы к системе обучения, так и практические технологии, которые можно использовать не только в учебном процессе, но и во внутрифирменном корпоративном обучении и в обучении на рабочем месте.

Практика свидетельствует: сегодня учить студентов нужно не только менеджменту, педагогике или маркетингу, экономике или управлению персоналом, но и многому тому, на что раньше не было спроса: сотрудничеству, партнерскому взаимодействию, умению постоянно учиться, умению работать в команде, коллективному принятию решений, умению быстро устанавливать контакты и вести переговоры, умениям осуществлять презентацию и самопрезентацию, формировать имидж, быстро перестраиваться в связи с изменяющимися требованиями. Таким образом, речь идет не столько о базовых навыках, сколько о метанавыках [5].

Метанавыки – основной инструмент генеративного обучения. Они позволяют индивидуумам и организациям коллективно управлять своими базовыми навыками в условиях непредвиденных обстоятельств. Метанавыки, как правило, не имеют отношения к профессиональной специализации. Зато они позволяют тем, кто ими овладел, адаптировать имеющиеся у них знания к новым обстоятельствам, целям и задачам. В перспективе в компании, где по условиям труда требования к знаниям и опыту сотрудников изменяются практически ежедневно, первостепенную роль все больше будут играть не знания сотрудника, а его способность к обучению.

Таким образом, ценность метанавыков в обучающейся организации будет ничуть не меньше ценности базовых (профессиональных) навыков. Следовательно, и преподавателю нужно владеть не только базовыми знаниями, умениями и навыками, но и ключевыми метакомпетентностями, включающими коммуникативную, интерактивную и игротехническую компетентность.

Метанавыки призваны обеспечить следующие три способности: повышенную адаптивность индивидуальных и групповых навыков; повышенную предрасположенность к автономному принятию решений; эмоциональную предрасположенность к работе в условиях перемен [1].

Многие современные программы и методики обучения в колледжах и университетах включают в себя разнообразные ситуации, ролевые игры, упражнения, эксперименты и творческие проективные задания. Именно практические задания, построенные на интенсивных технологиях, дают возможность обучаемым перейти от пассивного потребления информации к активному участию в процессе познания. Программа деятельностного обучения, построенная на интенсивных игровых технологиях, меняет принцип «сядь и прочитай это/посмотри на это» на принцип «встань, пересядь на другое место в команду, сделай это и действительно научись». После многократного повторения действий вырабатывается навык. Навык – это система действий, которая может быть применима во многих типах ситуаций.

В конечном счете деятельностное обучение – это не просто понимание принципов, концепций, методов и подходов, это способность запоминать выученное и применять полученные знания на практике. При обучении через действие малые группы работают над сложными вопросами в текущей деятельности или ставят задачу бросить «свежий взгляд» на незнакомые ранее проблемы [7]. Целесообразно также подкреплять интенсивные технологии дискуссиями, мониторингом, наблюдением, обратной связью, чтобы интегрировать всю совокупность теоретических и поведенческих компонентов в репертуар поведенческих и профессиональных техник.

Организационное обучение можно рассматривать как сложный трехступенчатый процесс, состоящий из приобретения знаний, их распространения и совместного использования. Знания могут быть приобретены не только в процессе обучения и развития, но и непосредственно на собственном опыте или взяты из опыта коллег или из организационной памяти. К. Аргирис предполагает, что организационное обучение имеет место при двух условиях: во-первых, когда организация достигает того, чего намеревалась достичь, и, во-вторых, когда несоответствие между намерениями и результатами замечается и происходят соответствующие корректировки. Он различает два вида обучения: одноконтурное и двухконтурное. В литературе их иногда рассматривают как адаптивное и генеративное [28,30].

Сегодня большинство организаций, ориентированных на конкурентоспособность, действуют по принципу одноконтурного обучения, т. е. обучения, позволяющего организации проанализировать, в какой степени она отвечает существующим нормам и стандартам. Одноконтурное, или адаптивное, обучение является последовательным и сфокусированным на проблемах и возможностях, которые имеют отношение к деятельности организации. Как замечает К. Аргирис, организации, в которых одноконтурное обучение является нормой, определяют «направляющие переменные» (каких целей и стандартов они ожидают достичь), а затем осуществляют мониторинг и анализ достижений и, если это необходимо, корректируют происходящее, замыкая таким образом контур.

При одноконтурном обучении весь персонал участвует в анализе деятельности организации (в ее оборотах, прибыльности, продвижении продукции или услуг, удовлетворенности персонала), имеет доступ к соответствующим данным. Наиболее интенсивно этот анализ проводится группами по повышению качества (в нашей стране – внедрение системы качества ISO-9001). Правда, К. Аргирис считает, что одноконтурное обучение подходит лишь для решения рутинных, повторяющихся вопросов, помогая выполнять повседневную работу.

Организационное обучение предполагает также двухконтурное обучение, т. е. обучение методике пересмотра норм или стандартов, учитывающее мнение тех, на кого влияют предлагаемые изменения. Двухконтурное обучение имеет место, когда процесс мониторинга инициирует действие, переопределяющее «направляющие переменные» таким образом, чтобы они отвечали новой ситуации, которая может возникнуть в результате воздействия внешних условий. Такое обучение больше подходит для сложных, не поддающихся программированию задач [29].

При таком обучении работники не только получают обратную связь от потребителей, сканируя окружающую среду, но и, учитывая отзывы и предложения, в том числе критические, обучаются совершенствовать деятельность, улучшать качество работы за счет пересмотра норм и стандартов. Двухконтурное обучение, как отмечают специалисты, на первое место выдвигает вопрос, почему возникла та или иная проблема. Далее исследуются корни ее возникновения, а не просто поверхностные симптомы, как бывает при одноконтурном обучении.

Третий подход, используемый в КОО, – это дейтерообучение, которое можно охарактеризовать как обучение обучению через анализ долгосрочных результатов действий организации и обеспечение ее конкурентоспособности путем создания среды, в которой она может преуспевать. Оно предусматривает, что работники компании анализируют итоги своей деятельности, чтобы найти лучшие способы ее осуществления. Подобный вид организационного обучения предусматривает не только изучение тенденций и определение наиболее важных из них, но и формулирование ориентировочных показателей, достижение которых следует контролировать. Следовательно, дейтерообучение – это обучение обучению путем анализа долгосрочных результатов действий компании и обеспечение ее конкурентоспособности путем создания среды, в которой она может преуспевать.

В связи со значительным ускорением процесса устаревания профессиональных знаний и навыков современное образование должно быть нацелено не столько на формирование конечного набора заранее известных компетенций, сколько на формирование компетенции обновления компетенций. Для решения этой задачи в обучении специалистов возрастает доля концепций и учебных программ, которые ориентированы в практическом плане на формирование комплекса навыков к постановке и решению трудных профессиональных задач в условиях неопределенности: способности к построению все более сложных иерархических структур собственной деятельности в разнообразных многокритериальных средах; умения рассуждать в терминах причинных связей, способности прогнозировать нелинейную динамику; умения выстраивать оптимальные стратегии управления в режиме реального времени и на перспективу; способности к анализу информации и принятию решений в кризисных условиях и при наличии жесткой конкуренции.

Например, пятидневная программа «Финансы для нефинансовых руководителей» транснациональной американской корпорации включает в себя обзорные лекции (50 % времени), индивидуальные задания и их разбор с инструктором (20 %), групповую деловую игру (30 %). Трехдневная программа по охране труда той же компании состоит из видеоматериалов (10 %), лекций инструкторов (10 %), индивидуальных заданий (20 %), групповых упражнений (20 %), деловых игр (40 %).

Возрастает роль самого обучаемого, который участвует не только в получении знания, но и в его поиске, развитии, трансформации в практические умения и навыки. Это – динамический подход. Однако следует помнить, что в отсутствии инвариантного подхода у обучаемых не формируются базовые, ключевые компетентности [34].

Из сказанного очевидно, что содержание и методы обучения требуют радикальных изменений. Педагоги-теоретики считают приоритетным в процессе передачи знаний и развития умений формирование у обучаемого способности самостоятельно и творчески мыслить, в то же время практика образования ориентирована на пассивное усвоение знаний. Разрыв между теорией и реальной системой подготовки и переподготовки специалистов обусловлен неготовностью педагогов к реализации новых ценностей как в личностном плане (недостаток мотивации, активности), так и в плане разработки и внедрения интенсивных технологий, методов и средств обучения и развития.

Вместе с тем современная система образования должна не просто развивать интеллект обучаемых, повышать его возможности – она должна практически его ориентировать, управлять вниманием и действиями студентов, обучая их процессу самостоятельного учения и развития, расширять их инновационный и креативный потенциал. Решить такие проблемы можно, только разумно сочетая традиционные и интенсивные технологии обучения.

Одним из средств обучения, позволяющим решить эти проблемы, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендации по выполнению этих заданий. Модуль – целевой функциональный узел, в который объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и работу своего товарища. Необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащихся. При такой организации работы он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных учащихся. Модульно-технологическое обучение позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:

1. гарантированное достижение результатов обучения;

2. паритетное отношение преподавателя и студентов;

3. возможность работы в парах, в группах;

4. возможность общения с товарищами;

5. возможность выбора уровня обучения;

6. возможность работы в индивидуальном темпе;

7. раннее предъявление конечных результатов обучения;

8. «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Возможности модульной технологии обучения огромны, так как, благодаря ей, центральное место в системе «преподаватель – студент» занимает учащийся, а преподаватель управляет его учением – мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Самое важное в построении модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

Разработка инновационных моделей обучения, как правило, связывается с несколькими видами деятельности:

1) поиски по линии репродуктивного обучения («индивидуально предписанное обучение», «персонализированная система обучения», «бригадно-индивидуальное обучение»), конкретно-дидактическая основа которого связана с развитием программированного обучения;

2) поиски по линии исследовательского, инновационного обучения, в рамках которого учебный процесс строится как поиск познавательно-прикладных, практических сведений (новых инструментальных знаний о способах профессиональной деятельности, разработки новых концепций и парадигм);

3) использование модели учебной дискуссии, характерными чертами которой являются прежде всего обмен знаниями, сведениями; поощрение разных точек зрения и подходов; возможность критиковать или отвергать любое из высказываемых мнений; выработка коллективного, как правило, компромиссного решения;

4) организация обучающей деятельности на основе игровой модели, предполагающей включение в учебный процесс имитационных игр, тренингов и упражнений при максимальной активности обучаемых.

При активном обучении обычно используются разные технологии: например, игровое проектирование, при котором участники занятия организуются в небольшие группы для работы над проектом, потом сравнивают результаты в условиях презентации каждого проекта на межгрупповом пленуме и затем обсуждают инновационные подходы и идеи; или, например, в мастер-классе, в творческой лаборатории преподавателя обучаемые анализируют разнообразные по жанру, виду и целевому предназначению ситуации-кейсы; или, например, на тренинге разыгрывают инсценировки, ситуации в ролях, отслеживают видеозаписи [5].

Эффективная работа преподавателя в режиме интенсивного обучения зависит от нескольких условий.

Первое условие – соответствие возможностей преподавателя целям и задачам данной технологии (игра, тренинг, упражнение). В зависимости от цели избранной технологии преподавателю приходится выступать в том или ином амплуа – то в роли организатора-лидера, то коммуникатора, то в случае управления конфликтом в роли психолога.

Второе условие – наличие у преподавателя профессионального опыта участия в групповом взаимодействии. Для этого он должен владеть как диалогом, так и мультилогом (мульти… от лат. multum – много) – структурированным диалогом. Диалогическое общение очень важно, поскольку является необходимым условием именно «субъект-субъектных» отношений в противоположность традиционным «субъекто-объектным». Диалог всегда подразумевает наличие разных смыслов или их множество. В ходе диалога происходит совместное обсуждение, коллективное решение проблемы благодаря активности всех участников интенсивного взаимодействия.

Третье условие эффективности интенсивного обучения связано с соответствующей личностной направленностью самого преподавателя.

Иногда, с энтузиазмом встретив новую технологию, приняв ее чисто интеллектуально и профессионально, преподаватель может отказаться от нее после первого же апробирования по внутренним, не всегда осознанным для него причинам. Как правило, это причины, связанные с боязнью «оказаться не на высоте», дискредитировать свой профессиональный авторитет.

Большинство игр, используемых в учебном процессе, относятся к классу интерактивных, так как все решения принимаются участниками сообща: сначала индивидуально, затем в малых группах и после этого обсуждаются в межгрупповой дискуссии [52].

К интерактивным (от англ. interaction – взаимодействие) относятся такие обучающие и развивающие личность интенсивные технологии, которые построены на целенаправленной и для достижения целей специально организованной групповой и межгрупповой деятельности, «обратной связи» между всеми ее участниками для достижения взаимопонимания и коррекции учебного и развивающего процесса, индивидуального стиля общения, рефлексивном анализе или дебрифинге («здесь» и «сейчас») [72].

Интерактивное обучение основано на собственном опыте участников занятий, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта. На игре, тренинге или при анализе ситуаций готовые знания не даются, а обучаемые побуждаются к такой деятельности, которая требует самостоятельного поиска информации разнообразными игротехническими и креативными средствами.

В интерактивном обучении существенно, по сравнению с традиционными технологиями, меняется роль преподавателя. Его активность уступает место активности самих обучаемых, а задача преподавателя как организатора игры – внешнее управление всем игровым процессом обучения и развития через соорганизацию взаимодействия участников, создание условий для их инициативы и творческого поиска эффективных решений конкретных задач и ситуаций, установление обратной связи.

На игровых занятиях важную роль играют разнообразные виды активности обучаемых. Активность является решающим условием эффективности игрового взаимодействия. Интерактивное обучение предполагает как внутригрупповую, так и межгрупповую активность. Практически любая интерактивная технология «провоцирует» физическую, социальную и познавательную активность обучаемых, и каждая из них является значимой для достижения планируемых результатов в соответствии с поставленными игровыми, учебными и развивающими целями [72].

Интенсивные и интерактивные технологии, формируя не только базовые компетентности, но и метакомпетентности, обеспечивают для будущего специалиста своего рода «фундамент», с которого начинается строительство нового образовательного пространства.

Практическое занятие, взятое само по себе, многими педагогами трактуется зачастую как обучающее мероприятие. Однако не все практические занятия эффективны с точки зрения приобретения новых компетентностей, т. е. практических умений и навыков, готовности к их реализации. Если превалируют лекции, насыщенные дидактическим и информационным материалом, то это – «академический класс». Если в курсе превалируют игры и тренинги, но они не анализируются с точки зрения эффективности образовательного процесса, то такие занятия можно назвать «игровой площадкой». Простейшей и остающейся по сей день самой популярной моделью эффективного обучения, основанного на опыте, является циклическая модель Дэвида Коулба: Непосредственный опыт – Рефлексивное наблюдение и изучение – Абстрактная концептуализация и обобщение – Активное экспериментирование в новых ситуациях. В соответствии с данной моделью предоставив студентам возможность объединить наблюдение, размышление и действие, можно извлечь из процесса обучения максимальную пользу [50].

Как уже отмечалось, программа курса должна быть сбалансирована. В ней должны разумно (в зависимости от цели обучения) сочетаться разнообразные интенсивные технологии, активизирующие учебный процесс, т. е. полностью включающие обучаемых в интерактивное взаимодействие.

Методы активизации процесса обучения и интерактивные технологии можно применять до начала лекционного курса – для мотивации и диагностики знаний «на входе» в учебный процесс, во время занятий (вкрапление в лекции, в семинарские и практические занятия) для проверки усвоения теоретического материала – и после лекционного курса – для отработки практических умений и навыков, аттестации, контроля и диагностики компетентностей «на выходе».

Интенсивные интерактивные технологии в образовательном процессе решают важные цели и задачи, т. е. способствуют: созданию у обучаемых целостного представления о профессиональных компетентностях и метакомпетентностях, их динамике и месте в реальной деятельности; приобретению на материалах, имитирующих профессиональную деятельность, социального опыта, в том числе опыта межличностного и группового взаимодействия для коллективного принятия решений, осуществления сотрудничества; развитию профессионального, аналитического, практического мышления; формированию познавательной мотивации, метакомпетентности, созданию условий для появления личностной психологической установки; выявлению новых смыслов общения и взаимодействия с деловыми партнерами.

Для того чтобы достичь обучающих целей, необходимо ориентироваться на следующие задачи: ознакомление (discovery) – знакомство с основными понятиями и процедурами в конкретной области знания; освоение основ (literacy) – способность пересказать, описать основные понятия и процедуры; овладение (fluency) – успешное применение основных понятий и процедур в данной предметной области; полное усвоение – мастерство (mastery), успешное применение основных понятий и процедур в данной области, а также помощь другим в закреплении и освоении базовых и метакомпетентностей. Преподавателю, использующему игровые технологии, необходимо составить подробное описание целей и задач своего курса обучения и каждого конкретного занятия. Именно от этого момента зависит образовательная результативность игровых технологий [44].

Последовательность шагов включения в учебный процесс интенсивных технологий может быть следующая: обзор темы, обсуждение которой уже состоялось или еще предстоит; решение проблемы, обычно с использованием методов и подходов, определенных в ходе предшествующих учебных занятий; самоанализ обучаемых с помощью тестирования, диагностика социальных навыков («на входе»); выполнение групповых заданий на практическое применение навыков, полученных в ходе предшествующих учебных занятий; выполнение интерактивных заданий и упражнений на практическое применение навыков на определенных этапах учебного занятия; проведение закрепляющих упражнений с использованием технологий обратной связи, заполнение опросных листов (для диагностики навыков «на выходе»); самостоятельная работа.

При внедрении интенсивных технологий важно определить прогресс, достигнутый участниками игрового занятия к концу обучения и соотнести успехи с целями курса. Зарубежные специалисты используют в практике обучения игровыми технологиями формат целей ABCD: Auditore (А) – кто члены учебной группы; Behavior (В) – какое поведение, развитие каких умений и навыков является целью игрового занятия; Condition (С) – каковы условия проведения занятия; Degree (D) – каким должен быть уровень достижений, результат обучения?

Все перечисленные учебные цели наилучшим образом реализуются именно в разнообразных интенсивных интерактивных технологиях. Характеристика интерактивных технологий включена в приложение 1.

1.2. Классификация современных инновационных образовательных технологий

К основным видам современных инновационных технологий относят:

1. коммуникативно-диалоговые;

2. проблемно-поисковые;

3. имитационно-игровые;

4. рефлексивные;

5. арт-технологии.

1. Коммуникативно-диалоговые технологии: виды, характеристика

Эффективность процесса обучения в современном образовательном учреждении обеспечивают интеграция академических и инновационных форм и методов взаимодействия педагога и обучаемых, которые позволяют личности повысить свою конкурентоспособность; улучшить свой вербальный и визуальный имидж; развить ассертивность, харизматический потенциал; научиться вести конструктивные переговоры; техники быстрого установления делового контакта; понять преимущества разных стратегий взаимодействия для создания команды; овладеть техниками «эвристического оптимизма» (ориентация на успех) и технологиями управления своей репутацией; раскрепоститься и приобрести уверенность в себе; преодолеть комплексы неполноценности; формированию внутренней мотивации к самосовершенствованию и саморазвитию и др.

Инновационные психолого-педагогические технологии (ИППТ) условно можно разделить на четыре группы: коммуникативно-диалоговые, проблемно-поисковые, имитационно-игровые и рефлексивные. Дадим краткую характеристику наиболее интересных форм реализации ИППТ.

Коммуникативно-диалоговые технологии

Цель: развитие коммуникабельности, формирование коммуникативных компетенций основными средствами риторики и эристики.

Основные виды: диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция; интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль; сократов-круг; открытая кафедра; «волшебный стул» и др.

Дискуссия (лат. discussio – рассмотрение, исследование, обсуждение какого-либо вопроса, спор) – характеризуется различием позиций в соединении с попыткой поиска позиции, которую могли бы принять все участники.

Подходы к ведению спора-дискуссии: эвристический, логический, софический, авторитарный, критикующий, демагогический, прагматический.

На основе анализа основных средств риторики и эристики были разработаны опорно-логические схемы по организации таких коммуникативно-диалоговых форм как интеллектуальный бой, дискуссии, обозначены методы и приемы, виды аргументов и вопросов полемиста. (Приложение, рис. 1, 2,3.)

Рассмотрим методику организации наиболее интересных видов коммуникативно-диалоговых технологий.

«Техника аквариума» – разновидность дискуссии, которая усиливает включенность участников в групповое обсуждение проблем, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения. Её процедура выглядит таким образом:

1. Постановка проблемы ведущим.

2. Деление аудитории на подгруппы, расположенные по кругу.

3. Каждая подгруппа выбирает одного его члена, который будет представлять позицию подгруппы всей аудитории.

4. Дается коллегиальное обсуждение проблемы внутри группы (время фиксированное) для определения общей точки зрения.

5. Ведущий просит всех представителей группы выйти в центр и отстоять позицию своей группы.

6. Остальные имеют право задавать провокационные вопросы своим оппонентам.

7. Если представитель подгруппы затрудняется ответить, можно взять тайм-аут или в письменном виде (записка) подсказать.

8. Анализ качества аргументации выступающих; подведение итогов; выявление лучших.

«Турнир ораторов» – обеспечивает развитие коммуникативных способностей, способствует освоить искусство публичного выступления, которое оценивается по следующим критериям: логика выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическая выразительность, этичность, умение демонстрировать наглядный материал и т. п.

Выбираются из аудитории два студента – оратора, которые заранее готовят свои выступления по обозначенным темам. Остальные – члены жюри, которые должны оценить выступающих. Ораторы поочередно докладывают. Затем предлагается членам жюри методом открытого голосования или при помощи жетонов (опустить в ящик выступающего) определяется победитель. Даётся устный комментарий – оценка нескольких членов жюри.

«Интеллектуальная дуэль» – форма коммуникативно-диалоговой технологии позволяет активизировать компетентность специалистов по конкретной теме; устроить взаимопроверку; упражняться в искусстве владения средствами эристики. Приглашаются в центр два дуэлянта, которые задают друг другу вопросы по обозначенной ведущим теме. Остальная аудитория – секунданты, которые оценивают качество вопросов (проблемность, интеграция теории и практики) и ответов (лаконичность, точность, артистичность). Методом голосования определяется победитель.

«Волшебный стул» – социально-психологическая форма групповой деятельности, которая позволяет развивать у студентов интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности. В ней сочетаются ценностно-ориентированная и игровая деятельность. На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садится, присутствующие поочередно произносят вслух все положительные стороны личности (внешние и внутренние качества, черты характера). Данная форма работы позволяет взглянуть на товарища с социально-ценностной позиции; стимулирует говорить комплементы друг другу сейчас и теперь; развивает эмпатию; изменяет положение в группе; переориентирует внимание студентов с «недостатков» на «достоинства» сидящего на стуле; желание сказать ему ободряющее и возвышающее его как личность. Не следует бояться пауз, тишины, когда студенты молчат, не находя ответа на вопрос, какие достоинства они видят. Надо предупреждать возможность затруднений, отличая, что необходимо то, что не лежит на поверхности, что без усилий не удается увидеть, но что неизбежно предстает перед ними, если мы начнем вглядываться в человека. После таких слов успокаивается и сидящий на стуле, он позволяет себе улыбнуться, и группа, улыбаясь, отвечает в ответ.

«Открытая кафедра» – один из способов вывести студента на осознание себя в мире, мира в себе, содержания и сути жизни, связи своего «я» с всеобщей жизнью. На открытую кафедру восходит студент в роли гражданина мира, человека, жителя Земли: он говорит о своих общественных интересах, личностной озабоченности всем происходящим в мире, как если бы ему представили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством. При этом важно, чтобы максимально соблюдался принцип добровольности: на кафедру свободно выходит тот, кто сам изъявляет желание публично высказать свою точку зрения. Отправным моментом для проведения «открытой кафедры» могут стать вопросы: «Что я сказал бы, если бы….»; «….если бы я был властен изменить мир»; «…если бы меня услышало человечество»; «….если бы все государственные деятели сидели передо мной»; «…если бы я был президентом..» и т. п. так же возможен вариант гражданского отклика на случившиеся необычайные события в общественной жизни. Участвовать в «открытой кафедре» могут и преподаватели, предварительно обдумав тактику, чтобы не подавить свободы студента и не навязать им своей жизненной позиции.

«Круглый стол» – одна из организационных форм познавательной деятельности специалистов для наращивания информации, прогнозирования и развития определенной проблемы, укрепления позиций, воспитания логической культуры ведения дискуссий; беседа, в которой все участники обмениваются между собой мнениями по поводу «на равных». Формы круглого стола: «заседание экспертной группы»; «форум»; «симпозиум»; «дебаты»; «диспут»; «прения»; «судебное заседание».

Таким образом, коммуникативно-диалоговые технологии, применяемые в образовательном процессе, обеспечивают овладение личностью способами публичного выступления, искусством ведения спора, диалога, полемики; умением работать в команде, проявляя толерантность к мнению оппонента и соучастника диалога, воспитание коммуникативной культуры и социальной мобильности в условиях мультикультурной среды.

2. Проблемно-поисковые технологии: виды, характеристика

Вторым видом ИППТ является проблемно-поисковые технологии, основная цель которых развитие логического, креативного мышления; формирование самостоятельности, самоорганизации, умения работать в парах и группе; формирование общенаучных компетенций.

Основные виды:

• решение проблемных задач; проблемных ситуаций (иллюстрации, упражнения, оценки, проблемы);

• кейс-технологии (репродуктивно-творческого, исследовательского, творческого уровня);

• видео-практикум;

• презентации и защиты творческих проектов;

• в форме учебного совета, заседания научной лаборатории и др.

Дадим характеристику формам и методам кейс-технологий.

Кейс-технологии – технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов с использованием различных видов носителей информации.

К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стадии); метод кейсов; метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод ситуационно-ролевых игр; метод дискуссии.

Признаки и технологические особенности кейс-метода

Наблюдается специфика кейс-метода и с точки зрения тех методов, на которые он опирается. Под методом обучения в дидактике понимается упорядоченный способ достижения учебно-воспитательных целей.

Итак, проблемно-поисковые технологии обеспечивают реализацию практико-ориентированного подхода, предполагающего интеграцию теории и практики, активизацию познавательной, научно-исследовательской активности обучаемых, применению ЗУН в нестандартных условиях.

3. Имитационно-игровые технологии: виды, характеристика

Третью группу ИППТ составляют имитационно-игровые технологии.

Цель: формирование умений моделирования профессиональной ситуации и обсуждения различных способов ее решения; развития общепрофессиональных компетенций.

Основные виды: организационно-деятельностные, деловые, ситуационно-ролевые, креативные и праксиологические игры.

Виды организационно-деятельностных игр: проблемно-деловые; имитационно-моделирующие; инновационные; рефлексивные; поисково-апробационные. Виды деловых игр: производственные, исследовательские, квалификационные (аттестационные), дидактические (учебные).

Виды ситуационно-ролевых игр: театрализованный практикум-этюд, дидактическая ролевая игра, имитационно-ролевая игра.

Дадим краткую характеристику основных видов имитационноигровых технологий.


1. Организационно-деятельностные игры направлены на разработку концепций, стратегий перспективного развития образовательного учреждения.

Проблемно-деловые игры способствуют развитию коллектива посредством поиска неординарного совместного решения стоящих перед ним проблем.

Имитационно-моделирующие игры упражняют будущих специалистов в проектировании моделей различных педагогических систем образовательного учреждения (воспитательных, образовательных, научно-исследовательских, авторских, различных форм обучения, внеаудиторной работы и т. п.).

Инновационные игры направлены на развитие инновационного мышления, поведения, способности разрабатывать внедренческие проекты, экспериментальные апробации инноваций.

Рефлексивные – направлены на психологическое развитие каждого участника игры; снятие стереотипов, обучение анализу человеческих отношений, межгрупповому сотрудничеству.

Поисково-апробационные предназначены для развития интеллектуального и творческого потенциала играющих, направлены на разработку новых идей, видов деятельности, новых структурных подразделений для решения психолого-педагогических, кадровых, управленческих проблем.

Таким образом, все виды организационно-деятельностных игр требует от будущего специалиста разработки проекта и решения производственных задач, способствующих отработке оптимальных решений в прогнозируемых условиях; выдвижению и подготовке резервных возможностей в управлении, «вскрытию» и компенсации механизмов торможения развития образовательного учреждения и его структур; определение способов выведения его из кризиса и программирование полиальтернативных способов решения.


2. Деловые игры направлены на проигрывание реальных профессионально-личностных ситуаций.

Так, производственные деловые игры способствуют решению административно-хозяйственных и финансово-экономических задач в условиях конкурентной борьбы конкретного образовательного комплекса, пространства различного уровня (муниципального, регионального, федерального).

Исследовательские деловые игры направлены на разработку концепций, программ эксперимента; прогнозирование возможных последствий, потенциальных проблем при внедрении нововведений.

Аттестационные (квалификационные) – проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов при их аттестации, моделирование индивидуальной траектории профессионально-личностного развития и саморазвития.

Дидактические (учебные) направлены на развитие репродуктивных и творческих профессиональных знаний, умений и навыков.

3. Ситуационно-ролевые игры предполагают разыгрывание различных профессиональных ситуаций с различным выходом на решение обозначенной проблемы; воспроизведение процесса функционирования педагогической системы во времени; стимулируют проявление актерского мастерства; способствуют улучшению вербального и визуального имиджа, развитию ассертивности и раскрытию харизматического потенциала специалиста.

При апробации игровых технологий в подготовке будущих специалистов необходимо учитывать этапы подготовки и организации выше перечисленных игр, которые включают в себя: вводный (подготовительный) этап, основной (организация конкретного вида игры) и заключительный (послеигровая дискуссия). Необходимо большое внимание уделить заключительному этапу, который позволяет решить следующие послеигровые задачи дискуссии:

Установить те проблемы, явления, которые имели место в игре;

Определить и показать соответствие игры реальной жизни;

Оценить принятые в игре решения, их эффективность, нравственный или ценностный смысл;

Выявить причины позитивного и негативного поведения участников в игре;

Установить, имеют ли место в реальной жизни подобные образцы поведения;

Предложить, что нужно изменить в игре, в действиях участников, чтобы достичь лучшего результата;

Проанализировать, что нужно изменить в своем поведении, стиле общения каждому участнику;

Подумать, какой урок можно извлечь для профессиональной деятельности.

Таким образом, имитационно-игровые технологии способствуют формированию проектировочных, прогностических умений будущего специалиста, развитию артистичности и реализацию харизматического потенциала; умению вести конструктивные переговоры; овладению техниками «эвристического оптимизма» (ориентация на успех) в моделируемой профессиональной ситуации.

4. Рефлексивные (психотехнологии): виды, характеристика

Четвертая группа ИППТ представлена рефлексивными технологиями.

Цель: сформировать умение оценивать личностью собственных ресурсов (личных качеств), необходимых в решении конкретной моделирующей профессиональной ситуации.

Психологические технологии – целенаправленное моделирование и осуществление учебного процесса, участие в котором актуализирует определенные психологические качества личности, обеспечивает опосредованную передачу социального опыта, воспроизводящего соответствующие алгоритмы действий и поведения в профессиональной сфере.

Содержание деятельности участника психотехнологического процесса направлено на:

реальное овладение возможностями изменения параметров профессиональной деятельности;

• отработку механизма оценки собственных личностных ресурсов и соответственного их изменения;

• включает эмоционально переживаемый и рефлексируемый опыт воздействия на окружающие обстоятельства;

• предполагает творческое самоопределение личности в моделируемых отношениях.

Критерием успешности применения психотехнологий является сформированное умение личности целенаправленно анализировать и изменять параметры собственной деятельности, или же модифицировать собственную жизненную позицию соответственно меняющимся социально-профессиональным условиям.

Виды психотехнологий: социально-перцептивные, организационно-коммуникативные, когнитивные, рефлексивные, комплексные.

Уровни психотехнологий в обучении: психотехнологические задачи, игровые модели взаимодействия, модели профессиональной деятельности.

Психотехнологические задачи требуют рефлексивного включения субъекта консультации в ситуацию, они могут быть образными, демонстрационными или иметь вид конкретных ситуаций; выполняют функции активизации мышления, часто также играют роль иллюстративного примера. Предметная ситуация подразумевает моделирование для обучающихся условий профессиональной деятельности по типу конкретной ситуации, когда заданы все начальные условия и поставлена задача деятельности. Клиенту предлагается адаптироваться в предлагаемых условиях деятельности и решать поставленную задачу средствами собственного личностного и профессионального потенциала.

Проигрывание наиболее общих ситуаций деятельности в модели, максимально приближенной к условиям реальной профессиональной деятельности отличается не только более глубоким личностным вовлечением участников в модельные ситуации (участники технологического процесса не играют роли, они сами решают задачи), но и тем, что итогом этого уровня работы является определение списка качеств, умений, навыков и способностей, которые должен освоить (развить, скорректировать и т. п.) каждый учащийся для того, чтобы выбранный им стиль деятельности максимально соответствовал критерию эффективности. Это определяет более глубокую рефлексию участников и предполагает их большую психологическую защищенность в ситуации внешней оценки.

Инструментом рефлексии в рамках учебного процесса кроме преподавательской оценки являются рейтинговые процедуры, диагностические практикумы, анализ видеокейсов, а также групповой анализ упражнений (видеоанализ).

Примером рейтинговой процедуры может быть краткий опрос участников групповой дискуссии по ее завершении. Вопросы могут быть следующими:

1. Чье мнение для Вас было наиболее убедительным в ходе обсуждения?

2. Кто, на Ваш взгляд, вносил наибольший вклад в работу группы?

3. С кем бы Вы предпочли отдельно обсудить события, происходящие в группе?

4. Кто из участников способен лучше всего понять Вас?

5. В случае необходимости к кому бы Вы обратились за помощью?

6. Кто поддержит Ваше мнение в группе?

7. Кто из участников способен наиболее логично обосновывать свою позицию?

8. На Ваш взгляд, чья позиция была наиболее независимой, наиболее понятной?

9. Кому Вы были бы более склонны доверять?

10. С чьей стороны во время игры Вы ощутили: реальную помощь; молчаливое согласие; пассивное подчинение; активное согласие с Вашим мнением; усиление Вашей позиции своими доводами; показ Ваших слов или действий с других сторон?

11. Кто из участников группы, по Вашему мнению, наиболее ориентирован на интенсивный обмен информацией (является коммуникативным лидером): в своих целях; в целях одинаковой информированности всех; в целях организационной деятельности?

12. Как Вы считаете, кто, в основном, задавал эмоциональный фон обсуждения проблем: конструктивно; неконструктивно?

13. В процессе занятий Вы действовали как (оцените в баллах):

• – лидер-интеллектуал – Вы продуцировали идеи, рассматривали проблемы с разных сторон, предлагали варианты решений и т. д., участники группы обращались к Вам по этому поводу;

лидер-эмпатор – Вы создавали атмосферу неприятия агрессии, искали компромисса и согласия сторон, «гасили» агрессоров, старались разобраться в позиции человека и понять его, к Вам обращались за поддержкой;

лидер-организатор – Вы распределяли роли, организовывали процесс, контролировали выполнение правил и норм, распоряжались, подводили итоги;

• волевой лидер – Вы настаивали на том, чтобы группа

• что-либо сделала до конца, помогали сплачиваться группе в ситуации неуспеха или агрессии со стороны, удерживали от излишних эмоций или отклонения от усилий совместной деятельности,

эмоциональный лидер – Вы создавали повышенный эмоциональный фон совместной деятельности или общения (положительный или отрицательный), способны были вовремя пошутить или привлечь внимание оригинальным действием, пародировать соперников и т. д.;

аналитик – Вы занимали позицию наблюдателя, в основном все решали «про себя», иногда выдавали какое-либо мнение, определяясь, в основном, со своей позицией, тщательно продумывая ее, не спешили участвовать в общей деятельности, особенно в эмоциональной – она Вас не затрагивала;

сторонний наблюдатель – все происходящее для Вас странно, как можно этим заниматься всерьез, Вам было неинтересно, у Вас другие цели, Вам нужны другие умения)

активный «агрессор» – Вам прежде всего важно отстоять свое мнение, чтобы его услышали другие. Вы обычно быстрее всех ориентировались в ситуации и Вам приходилось «подталкивать» других до своего уровня понимания;

лидер «мужской» («женской») позиции – на Ваше поведение как юноши (девушки) в первую очередь реагировали другие. Вы умеете понравиться в своей позиции и правильно «себя подать». В своей аргументации для Вас важно, чтобы Ваше мнение было подкреплено позицией «настоящего парня» («девушки,

• умеющей себя ценить»);

«непроясненная позиция» – Вам было, что сказать по предлагаемом поводу, хотелось выразить свое мнение, но мешала внутренняя нерешительность в отстаивании своей позиции, поэтому Вы предпочли «держаться в тени».

• В случае грамотной реализации подобных процедур возможно развитие следующих навыков:

• развернутая ориентировка в информационном социально-профессиональном поле;

• перебор и оценка возможных вариантов практических действий и их последствий, (деятельностно-прогностический компонент, построенный на умении рефлексировать структуру и логику действия);

• рациональный анализ борьбы мотивов участников действия;

• формирование решения и создание оперативного плана действий, соотнесенного с реализацией определенной стратегии;

• выработка определенного нормативно-ценностного отношения к деятельности и социальной позиции, определяемой ею.

• Перечислим типичные ошибки, возникающие при использовании рефлексивных технологий:

• вынесение оценочных суждений, относящихся к личности участников, а не к их действиям;

• использование обобщенных характеристик, касающихся

• поведения человека вообще, а не в данной конкретной ситуации;

• присвоение кем-то из участников экспертной позиции, вынесение оценок безотносительно персоны оценивающего (фактический отказ от фраз типа «по моему мнению», «конкретно для меня» и т. д.)

Опасна некорректная обратная связь по итогам заданий или технологий, которая автоматически запускает действие механизмов психологических защит, что мешает адекватному усвоению уроков и ломает настрой на саморазвитие. В этом случае преподаватель должен строить формулировки обратной связи в позитивном ключе, делая упор на успешные модели деятельности и резюмируя обратную связь участников в адрес друг друга в рекомендательных формулировках.

Итак, рефлексивные технологии являются не только самостоятельной группой ИППТ, способствующие профессионально-личностному росту будущего специалиста, но и являются обязательной составляющей проблемно-поисковых, коммуникативно-диалоговых, имитационно-игровых технологий, так как обеспечивают эффективность внедрения данных форм обучения в современном вузе.

В качестве факторов, обеспечивающих оптимизацию ИППТ в системе подготовки современного специалиста рассматриваются:

1. высокая степень мотивации обучающихся к участию в ИППТ и достижению поставленной цели;

2. наличие эмоционально-позитивного фона обучения, стимулирующего деятельность и развитие обучающихся;

3. наличие необходимых пособий и методических разработок схем, презентаций, влияющих на восприятие обучающимися предлагаемого материала;

4. авторитетность преподавателя (преподавателей), реализующих системное ИППТ;

5. изначальное наличие у обучающихся в определенной степени выраженной социатьно-перцептивной, социально-психологической, аутопсихологической, коммуникативной, рефлексивной, акмеологической когнитивной компетентностей;

6. наличие представлений и опыта участия у обучающихся относи-тельноособенностей системного обучения с использованием ИППТ.

7. Учет факторов, сопряженных с оптимизацией ИППТ, позволяет снизить вероятность напряжения обучающихся в деятельности, облегчить решение социальных и профессиональных задач.

5. Арт-технологии: виды, характеристика, способы применения в высшей школе

На современном этапе большой интерес представляют арт-технологии, сущность которых заключается в применении различных техник разных видов искусств в учебно-воспитательном процессе как средство творческой самореализации и способа личностного развития будущего специалиста. Основными формами проведения арт-технологий являются: мини-лекции, ролевые и деловые игры, видеообсуждение, концепты, групповые дискуссии.

Мини-лекции – короткие (до 15 мин.) информационные модули, в которых в сжатой форме преподавателем излагаются теоретические положения рассматриваемой проблемы. Эти модули могут могут как предварять отработку участниками иллюстрируемых положений (из теории – в практику), так и подводить итог проведенному взаимодействию в группе(из практики – в теорию).

Ролевые и деловые игры – проигрывание участниками конкретной профессиональной ситуации.

Кейс-студия – анализ участниками конкретных случаев по актуальным проблемам, их разбор участниками, описанных ситуаций с экспертной позиции, с «высоты своего опыта».

Психогимнастические упражнения – совокупность письменных и устных, вербальных и невербальных упражнений, проводимых в малых группах, направленных на расширение возможностей сознания, открывающее новые грани восприятия одной и той же проблемы.

Видеообсуждение – просмотр и анализ по заданному алгоритму видеосюжета обозначенной темы (проблемы).

Методические средства, направленные на получение участниками тренинга содержательных результатов: концепты, инструменты, ресурсы.

Концепты – осознанное усвоение теории, понимание всех причинно-следственных и иных связей в той картине мира, которая задается данной теорией; способность многоаспектно проанализировать реальность.

Инструменты – овладение участниками новыми приемами и способами действия в той содержательной области, которой посвящен тренинг; освоение инструментария, применяемого в модельных ситуациях, ролевых и деловых играх.

Таким образом, на основе анализа различных видов ИППТ, ориентированных на социально-профессиональное развитие личности, которое способствует задействованию предельно возможного спектра ресурсов личности; эффективной реализации практико-орентированного, деятельностного подходов; учета индивидуальных особенностей личности в ходе реализации технологии; развитию личности в контексте жизненного, профессионального и духовного пути; формированию способности становиться субъектом принятия самостоятельных решений, обуславливающих путь к созидательной деятельности.

Лекция и сегодня – наиболее распространенный формат обучения, в традиционном варианте она предполагает непосредственный контакт вербализатора с аудиторией, но при этом одностороннее изложение больших объемов информационного материала [49].

Активная учебная лекция (вводная сессия) отличается тем, что преподаватель, используя разнообразные подходы, представляет свой предмет, делится знаниями в этой области и дает детальную информацию. Инновационные преподаватели, активизируя процесс обучения, прерывают лекцию вопросами, анализом кейсов или фрагментами дискуссии. Однако таких специалистов гораздо меньше, чем это необходимо, а негативный эффект связан с тем, что некоторые преподаватели, не владеющие умениями вести дискуссию, втягиваются в предлагаемый студентами разговор и на новый материал практически не остается времени. Некоторые преподаватели избегают дискуссий, поскольку в их ходе необходимо высказывать свое мнение, особенно при обобщении материала, а это мнение не все педагоги хотят озвучивать или просто не имеют такового.

Эффективное чтение лекции предполагает использование всевозможных иллюстративных средств, например: аудио- и видеоматериалов, фрагментов кино или изображения основных тезисов на флип-чарте, демонстрацию слайдов проектором на экране или печатного материала с помощью диапроектора. Сегодня все чаще при чтении лекций демонстрируются компьютерные презентации (в PowerPoint). Широко используется открытое обучение (программное, обучение на расстоянии, учебные интернет-пакеты, интерактивные видеоматериалы и т. д.): тексты или мультимедийные пакеты (аудио, видео, CD-ROM, CD-I, интернет и т. д.) с набором определенной информации, вопросами и заданиями. Такие учебные лекции используются как для индивидуального обучения, для саморазвития, так и в тренинговых целях с малым количеством обучаемых, находящихся, например, в разных географических точках. Их применяют также для подготовки к практическому занятию или для самостоятельного изучения материала при подготовке к тренингу.

Семинар является формой группового обучения. Он проводится в небольшой группе (15 ± 5 человек), что позволяет вовлечь в разговор большинство участников. Распространенной формой работы на семинаре является групповая дискуссия. Дискуссии более успешны, если студенты получают вопросы заранее и готовят по ним сообщения, что позволяет предметно и профессионально дискутировать, используя новый материал и конкретные факты. При такой форме обучения даже не подготовленный к семинару студент после обсуждения темы в группе все же получает необходимую информацию. В обучающихся организациях семинары проводятся с персоналом с помощью технологий активизации занятий для освоения новой информации, анализа нового опыта, для обмена знаниями. Например, на целом ряде дисциплин в течение 15–20 мин можно использовать технику «3-D». Она состоит в следующем. Преподаватель берет большой лист бумаги или использует флип-чарт, затем просит обучаемых быстро, одним предложением, определить существующую проблему.

Конец ознакомительного фрагмента.