Ищите женщину
Большинство людей, заставших времена Советского Союза, хорошо помнят фильм Аллы Суриковой, в котором Леонид Куравлев исполняет роль комиссара Грандена, а Софико Чиаурели – Алису Постик, которая благодаря своим женским причудам раскрывает загадочное преступление. Название фильма «Ищите женщину» – калька знаменитой французской поговорки «Шерше ла фам», впервые введенной в обиход Александром Дюма5. Эта фраза регулярно встречается в детективной литературе и обычно сигнализирует о появлении женского персонажа, который помогает мужчине-детективу найти ключ к разгадке.
В применении к истории детективного жанра эта фраза может придать ему более объемное видение. В этой истории было немало мужчин, но мы также хорошо помним как в Золотой век детектива, в 20-е и 30-е годы XX века, когда были сформированы каноны детектива, основы этого популярного жанра были заложены женщинами, так называемой классической четверкой – Агатой Кристи, Дороти Л. Сэйерс, Найо Марш и Марджери Эллингем.
В 80-е годы в США поднялась новая волна интереса к детективу, напоминающая времена Золотого века, отчего исследователи прозвали этот этап «Вторым золотым веком». В англоязычном мире вновь стали с остервенением читать детективные романы и опять женские. Среди самых популярных авторов этого времени были Сара Парецки, Патриция Корнуэлл, Сью Графтон и Марсия Мюллер. Эти писательницы создали образ крутой женщины-детектива, который был невероятно популярен.
На просьбу перечислить основателей детектива, мы с уверенностью перечисляем Эдгара По, Уилки Коллинза и Артура Конан Дойла, можем вспоминать Уильяма Годвина и других. Обычно в этом списке ни одной женщины. Получается своеобразный перекос, создали жанр – мужчины, а популярность в нем завоевали женщины. А может быть, все было несколько иначе? Может быть, у истоков популярного жанра были не только мужчины, но и женщины? Может быть имена этих основательниц детектива постарались вычеркнуть, в лучшем случае? В худшем случае, очернить? В силу удаленности этого времени и скудости материала, можно попытаться разобраться на одном примере, для того, чтобы понимать причину этой «забывчивости».
Если попросят сегодня назвать первую женщину, автора детективных романов, обычно называют Анну Кэтрин Грин, опубликовавшую свой бестселлер «Дело Ливенуорта» в 1878 году. Роман был продан невиданным для тех времен тиражом более миллиона экземпляром. А если познакомиться с историей его создания, возникает твердое ощущение, что несмотря на столь оглушающий успех мужчины пытались спустить на роман и его автора всех собак. Откуда же взялся подобный успех? Может быть он был предопределен более ранними публикациями, которые были менее успешны, как говорится «первый блин комом»? Может быть ранние детективы, написанные женщиной автором, мы до сих пор списываем в жанр готического или сенсационного романа? Ответ на этот вопрос напрашивается сам собой. Были!
Конец ознакомительного фрагмента.