11 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ
В 2003 г. Государственной Думой был принят очень важный и актуальный Закон „О техническом регулировании“ действующих в настоящее время государственных стандартов на территории России, в том числе национальных. По этому Закону ведутся работы во всех министерствах и ведомствах на федеральном и региональных уровнях по разработке новых технических регламентов вместо устаревших стандартов. В частности, на федеральном уровне сейчас (конец 2005 г.) подготовлены два основополагающих регламента:
1) о безопасности строительства в целом по всей отрасли хозяйственного комплекса РФ;
2) о безопасности эксплуатации зданий и сооружений.
В развитие указанных двух регламентов в 2006 г. будут разработаны уточненные общенациональные регламенты с последующим принятием в Государственной Думе в качестве законов (т. е. они будут иметь после утверждения в Госдуме РФ юридическую силу законов). Всего в 2006–2007 гг. будут разработаны во всех отраслях промышленности сотни технических регламентов вместо устаревших стандартов.
По Закону „О техническом регулировании“ контроль за соблюдением требований действующих государственных стандартов и новых технических регламентов осуществляет Минпром—энерго РФ, а также Технические комитеты по стандартизации других федеральных министерств и ведомств. В частности, по всем видам строительных работ контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов и новых регламентов осуществляет Технический комитет по стандартизации в строительстве.
Кроме того, в настоящее время функционирует федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, устанавливающее порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов (в том числе национальных) и регламентов.
Такой контроль и надзор осуществляется в отношении производимой в России продукции, процессов производства всех видов, эксплуатации техники всех типов и разновидностей (в том числе оборудования различного назначения), хранения продукции или материалов, реализации продукции (товаров, материалов), перевозки и утилизации отходов производств российских предприятий.
В отношении производимой предприятиями—изготовителями продукции всех видов государственный контроль (надзор) за соблюдением требований национальных стандартов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции любого назначения.
Государственный контроль и надзор производится соответствующими уполномоченными службами (или органами) путем выборочных проверок.
Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года.