Глава 3
Исследование аккультурации
3.1. Особенности организации исследования аккультурации
Рассмотрим в общих чертах особенности культур, которые влияют на межэтнический контакт в процессе аккультурации. Обозначим контактирующие культуры как «Культура А» и «Культура В».
Культура А. Предположим, это доминирующая культурная группа с особыми присущими ей установками на межкультурный контакт. Какие характеристики такой группы нуждаются во внимании исследователя? Эти характеристики следующие (приводится по [Sam, Berry, 2006]).
Цель. Почему контакт имеет место, каковы его цели? Ясно, что феномены аккультурации будут меняться в зависимости от цели контакта.
Длительность. Как долго длится межгрупповой контакт, происходит ли взаимодействие ежедневно, ежемесячно или ежегодно?
Постоянство контакта. Насколько постоянно проживают представители доминирующей группы на одном месте или контакт – мимолетное явление?
Население. Насколько много представителей большинства проживает и насколько они управляют ситуацией в обществе?
Политика. Какова политика по отношению к представителям инокультурных групп?
Культурные особенности. Как культурные особенности принимающего населения оказывают влияние на адаптирующуюся группу?
Эти особенности не исчерпывают весь список, а служат примерами переменных, которые могут влиять на взаимоотношения мигрантов и доминирующего населения.
Культура В. Необходим учет особенностей этой культуры (недоминирующая группа или мигранты), которые влияют на протекание контакта. Рассмотрим некоторые переменные, которые со стороны мигрантов могут оказывать влияние на протекание межкультурного контакта.
Цель. Доброволен ли групповой контакт (например, при иммиграции) или он происходит под принуждением?
Местоположение. Находится ли группа на ее традиционном месторасположении с ее землей и другими доступными ресурсами или члены группы являются перемещенным в новую, возможно, менее желательную, окружающую среду (например, лагеря беженцев)?
Постоянство контакта. Эти переменные являются почти такими же, как и в описании Культуры А. Присутствуют некоторые отличия: насколько давно начался контакт, существует ли давление в процессе аккультурации, есть ли конфликт или кризис в отношениях между двумя группами?
Число мигрантов. Увеличивается ли оно или снижается?
Политика. Что предпринимает группа, чтобы оптимизировать аккультурацию? Сопротивляется ли она аккультурации, стремится ли к включению в принимающее общество?
Культурные особенности. Влияют ли определенные особенности культуры мигрантов на процесс контакта?
Обо всех этих переменных необходимо быть осведомленным, поскольку они оказывают влияние на результаты, которые получаются в процессе исследования. Они могут приводить к артефактам. Отсутствие учета этих внешних переменных при интерпретации результатов может привести к ошибочным выводам. И конечно же, внешние переменные необходимо учитывать при планировании дизайна и формировании выборки исследования. Рассмотрим основные исследовательские дизайны, использующиеся при исследованиях аккультурации.
Аккультурация – это процесс, который имеет место в течение долгого времени и который заканчивается изменениями в культуре. Что касается процесса аккультурации, то его можно наблюдать при использовании лонгитюдного дизайна.
Культурные изменения, а также индивидуальные изменения могут быть изучены и оценены, если в течение долгого времени используются данные одних и тех же испытуемых. Конечно, это идеальная модель. Более обычная практика состоит в том, что многие из культурных черт берутся из других источников (например, ранее сделанные этнографические записи) или частично реконструируются из устных самоотчетов представителей различных поколений мигрантов.
Основная альтернатива лонгитюдному исследованию – кросс-секционное исследование (охватывающее разные слои мигрантов), в котором используют в качестве независимой переменную, так или иначе связанную со временем: например, продолжительность проживания или поколение мигрантов. Среди иммигрантов, те, кто находился дольше в окружении доминирующего населения, могут иметь больше контактов с ним, более активно входить в культуру и иметь больше изменений в своей собственной культуре, чем те, кто находился в течение более короткого периода (статистический контроль в этих случаях обычно выполняется по возрасту мигрантов и времени прибытия). При таком дизайне мигрантов классифицируют по поколениям: первое поколение мигрантов, второе поколение, их потомки и т. д. Основное предположение, лежащее в основе такого дизайна, состоит в том, что аккультурация – это линейный процесс, протекающий в течение долгого времени.
Аккультурация включает в себя изменения, которые в идеале должны оцениваться с использованием лонгитюдных дизайнов, которые представляют собой доэксперимент. Однако аккультурация может быть также исследована с использованием квазиэкспериментальных дизайнов. Хотя большинство исследований в литературе сосредоточивается только на изучении аккультурации одной группы, например одной группы иммигрантов, такой дизайн далек от идеала. С исследовательским дизайном, включающим одну группу иммигрантов, невозможно понять, отличаются ли они от местного населения, или, скажем, от населения страны исхода. Таким образом, для получения дополнительной информации некоторые исследователи берут выборку из титульного населения (для сравнения двух групп между собой), а некоторые производят также выборку в стране исхода мигрантов (для сравнения трех групп).
Первый шаг, который необходим, чтобы оценить аккультурацию должным образом, заключается в том, что необходимо определить переменные, описывающие аккультурацию. Эти переменные могут быть разделены на три группы: условия аккультурации, аккультурационные ориентации и результаты аккультурации (см. рис. 3.1).
Условия аккультурации включают в себя характеристики принимающего общества, общества исхода группы иммигрантов и восприятие межгрупповых отношений. На индивидуальном уровне имеют значение личностные характеристики мигранта.
Рис. 3.1. Схематичное изображение переменных, описывающих аккультурацию (приводится по [Sam, Berry, 2006])
Аккультурационные ориентации структурируют процесс аккультурации, связывая аккультурационые условия с результатами. Фактически аккультурационные ориентации представляют собой способ решения двух базовых проблем, лежащих перед мигрантами: сохранение ключевых аспектов этнической культуры и принятие ключевых аспектов группы большинства.
Результаты аккультурации заключаются в степени успеха процесса аккультурации (в самом широком смысле). Это такие показатели, как психологическое благополучие и социокультурная компетентность, включающая характер взаимодействия с хозяевами, успешные поведенческие навыки в новой культуре, академическая и трудовая успешность. Хотя социокультурная компетентность фокусируется на компетентности в доминирующей культуре, с теоретической точки зрения, также важно обратиться и куровню компетентности в собственной этнической культуре (например, взаимодействие с представителями своей национальности и поддержание «этнических» навыков поведения) и изменениям в этой компетентности, которая рассматривается как зависимая переменная.
3.2. Методические требования к разработке инструментария оценки аккультурации
Существуют шесть важных требований к разработке инструментария оценки аккультурации (приводится по [Sam, Berry, 2006]):
• Ясная и четкая формулировка исследовательских целей (что является наиболее разумным для включения в инструментарий оценки аккультурации?) и выборов переменных, описывающих аккультурацию.
• Выбор индикаторов аккультурации, например, знания, ценности, установки, поведение (что изучать?).
• Выбор исследовательской методологии (как изучать?).
• Выбор теоретической модели и измерительного метода (как оценить аккультурацию?).
• Выбор областей жизни и ситуаций, которые будут отражены в пунктах опросника (какие области и ситуации оценивать?).
• Правила формулировки пунктов опросника.
Рассмотрим каждое из этих положений более подробно.
1. Ясность исследовательских целей и переменных аккультурации
Первый основной шаг в проектировании инструмента оценки аккультурации заключается в ясной и четкой формулировке исследовательских целей и ожиданий. К сожалению, это правило далеко не всегда соблюдается. Аккультурация часто изучается в исследованиях по проблеме иммиграции без каких-либо предварительных гипотез, которые кладутся в основу инструментария.
После принятия решения, какой инструментарий оценки аккультурации будет наиболее подходящим для исследования, следующий шаг заключается в определении того, к каким переменным, описывающим аккультурацию, необходимо обратиться в исследовании. Что есть аккультурация в изучаемом контексте: условие чего-либо, модератор/медиатор или результат? Если исследователь не ответит для себя на данные вопросы, то интерпретация полученных результатов будет затруднена.
2. Выбор индикаторов аккультурации
В качестве индикаторов аккультурации наиболее часто используются аккультурационные ориентации. Они затрагивают различные аспекты аккультурации, например, знания, ценности, верования, установки, идентичность и особенности поведения.
Этническая идентичность и аккультурационные установки часто используются как взаимозаменяемые параметры в исследованиях аккультурации. Аккультурационные установки связаны с готовностью реализовывать те или иные паттерны поведения в новой культуре, а этническая идентичность связана с субъективным чувством принадлежности к этнической группе.
3. Методологии изучения аккультурации
После выбора аспектов аккультурации встает вопрос о выборе способа исследования. При исследовании аккультурации используются различные исследовательские методологии, например, наблюдение, изучение единичного случая, опросы, изучения рассказов, интервью и анализ информации, полученной от экспертов. Наиболее широко используется анкетный опрос (стандартизированный самоотчет). Поскольку самоотчеты имеют известные недостатки (например, социальная желательность), исследователи должны осуществлять оценку конвергентной и дивергентной валидности путем анализа других источников информации, полученных от респондентов, например, наблюдение, опрос и т. д. Кроме того, включая в опросник большое количество различных индикаторов аккультурации – установки, ценности, знания и др., – мы значительно увеличиваем возможности (и точность) исследования.
4. Методы измерения
Следующий шаг в разработке инструмента для изучения аккультурации заключается в принятии решения о том, как оценить различные стороны аккультурации. У всех измерительных методов есть свои собственные преимущества и недостатки. Метод с одним измерением аккультрации имеет преимущество в том, что используется короткий инструмент, поэтому он позволяет дать простую интерпретацию оценок аккультурации, таких, например, как дистанцированность от культуры принимающего общества. Однако у этого метода есть значительные недостатки: если индивидуальные значения попадают на середину шкалы, то не будет никакого различия между теми, кто принимает обе культуры (интеграция) и не принимает ни одной (маргинализация).
Изучение взаимозависимости между признаками культуры исхода и принимающей культуры (метод с двумя измерениями) дает больше информации.
5. Аккультурация в различных сферах жизни и ситуациях
В исследованиях рассматриваются различные сферы жизни мигрантов, в которых проходит аккультурация. Наиболее часто оцениваемой сферой является использование языка, и большинство опубликованных шкал аккультурации касается измерений и предпочтений при использовании языка.
Однако также исследователи разрабатывают шкалы, оценивающие поведение мигрантов в различных социальных ситуациях, например, в семье или с друзьями. Вопросы также затрагивают навыки, используемые в повседневной жизни: питание, музыка, стремление к сохранению культурных традиций и др.
Поэтому очень важно основывать выбор сферы жизни, в которой вы изучаете аккультурацию, в соответствии с целью исследования.
6. Формулировка пунктов опросника
Последняя ступень в разработке инструмента для изучения аккультурации – это выбор соответствующего пункта. Как правило, пункты шкал изучения аккультурации направлены на получение стандартизированного самоотчета о поведенческих особенностях и установках мигранта. Респондента просят ответить в соответствии с пятибалльной шкалой Лайкерта об относительной частоте проявления у него определенных поведенческих паттернов или оценить степень готовности действовать определенным образом в определенных ситуациях.
Приведем несколько примеров.
Установки (сфера дружбы)
Мне нравится иметь друзей среди русских.
• Я считаю, что очень важно иметь русских друзей.
Знания (область языка)
Я хорошо говорю по-русски.
• Я испытываю некоторые трудности при подборе правильных слов и выражений на русском.
Поведение как ориентация на аккультурацию
Я хожу в русский театр.
• Я посещаю волейбольную секцию.
Убеждения/воззрения
Полагаю, что образ жизни русских очень удобный.
• Русские люди вежливы.
Выраженность новой идентичности/этнической идентичности
Оцените степень, в которой вы ощущаете себя россиянином.
• Оцените степень, в которой вы считаете себя представителем своего народа.
Позитивность новой идентичности/этнической идентичности
Я счастлив быть россиянином.
• Россиянином быть очень плохо.
3.3. Методика комплексного изучения аккультурации Дж. Берри
3.3.1. Содержание феномена аккультурации как объекта исследования
Согласно теории аккультурации, разработанной Дж. Берри, процесс вхождения в новую культуру связан с двумя основными проблемами, которые решает иммигрант: поддержание культуры (в какой степени им признается важность сохранения культурной идентичности) и участие в межкультурных контактах (в какой степени ему следует включаться в иную культуру или оставаться среди «своих»).
В зависимости от комбинации ответов на эти два важнейших вопроса выделяют четыре основных стратегии аккультурации: ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция [Berry, 2003, 2005; Berry, Phinnely et al., 2006].
Ассимиляция – вариант аккультурации, при котором эмигрант полностью идентифицируется с новой культурой и отрицает культуру этнического меньшинства, к которому принадлежит.
Сепарация означает, что представители этнического меньшинства отрицают культуру большинства и сохраняют свои этнические особенности.
Если мигрант не идентифицирует себя ни с культурой этнического большинства, ни с культурой этнического меньшинства, результатом является этнокультурная маргинализация. Это может быть следствием отсутствия возможности (или интереса) поддержания культурной идентичности (часто из-за вынужденных или навязанных культурных потерь) и отсутствия желания установления отношений с окружающим обществом (из-за отвержения доминирующей культурой или дискриминации).
Интеграция характеризуется идентификацией как со старой, так и с новой культурами.
Две главные цели, преследуемые в процессе аккультурации, изначально рассматривались только с точки зрения недоминирующих этнокультурных групп. Однако определения аккультурационного процесса указывали на то, что в него включены обе контактирующие группы. Поэтому в 1974 г. было добавлено измерение влияния доминирующей группы на процесс взаимной аккультурации [Berry, 1980]. Введение этого измерения привело к появлению дублирующей структуры аккультурации. Ассимиляция, проводимая доминирующей группой, получила название стратегии плавильного котла. Сепарация в терминах доминирующей группы становится сегрегацией, а маргинализация – исключением. Наконец, в случае интеграции, когда культурное разнообразие становится целью общества в целом, говорят о стратегии взаимного приспособления или мультикультурализма.
В случае с доминирующей группой стратегии аккультурации получили название аккультурационных ожиданий [Berry, 2003], а вместе их можно определить как стратегии межкультурного взаимодействия.
Таким образом, поскольку мигранты и доминирующее население находятся в постоянном взаимодействии и стратегии адаптации мигрантов определяются во многом не только их особенностями, но и аккультурационными ожиданиями принимающего населения, необходимо изучать обе взаимодействующие стороны, а не только мигрантов. Поэтому методология исследования аккультурации, предложенная Дж. Берри, предполагает опрос не только мигрантов, но и доминирующего населения.
Ниже представлены две версии опросника для комплексного исследования аккультурации, разработанные Дж. Берри для крупного международного проекта MIRIPS (Mutual Intercultural Attitudes in Plural Societies: the Mirips Progect) [Berry, 2006].
Таблица 3.1
Показатели, содержащиеся в обеих версиях опросника
Первая методика предназначена для опроса мигрантов, вторая – принимающего населения. Соответственно, полученные с помощью обеих методик результаты можно сопоставлять, оценивая реципрокность взаимных установок мигрантов и принимающего населения. В табл. 3.1 можно видеть основные показатели, содержащиеся в обеих версиях опросника.
Как видно из табл. 3.1, не все методики, входящие в опросник, находятся в обеих его версиях. Есть конструкты, которые оцениваются только у представителей доминирующей группы, например «ориентация на поддержание мультикультурной идеологии» или «мигрантофобия». Также есть показатели, которые подлежат оценке только у мигрантов, например, «языковая компетентность (сохранность родного языка и знание языка принимающей культуры)». У принимающего населения оцениваются также аккультурационные ожидания, а у мигрантов – аккультурационные установки. Ниже приводятся обе версии опросника и ключи к методикам, входящим в опросник там, где это необходимо.
3.3.2. Опросник, предназначенный для изучения аккультурации мигрантов
Дорогой друг!
Вы принимаете участие в исследовании, посвященном миграции и межэтническим отношениям в России. Пожалуйста, внимательно читайте инструкции к вопросам и отвечайте искренне и полно, не пропуская ни одного вопроса. Нам очень важно ваше мнение по каждому вопросу.
1. Сколько вам лет? ___________
2. Ваш пол?
[] Женский
[] Мужской
3. Какое у вас образование?
[] Нет образования
[] Учился в начальной школе, но не окончил
[] Закончил начальную школу
[] Учился в средней школе, но не окончил
[] Общее среднее образование
[] Неоконченное среднее специальное
[] Среднее специальное (техникум, колледж)
[] Неоконченное высшее
[] Высшее
[] Имею ученую степень
[] Затрудняюсь ответить
4. Какую религию вы исповедуете?
[] Не исповедую никакой религии
[] Иудаизм
[] Ислам
[] Буддизм
[] Индуизм
[] Протестантизм
[] Католичество
[] Православие
[] Язычество, анимизм
[] Другая религия___________.
Как бы вы оценили уровень своей религиозности?
Я убежденный атеист___________. Безразличен к религии__________. Допускаю существование Высших сил__________. Я верующий человек_____________. Я верую и стараюсь соблюдать обряды своей религии_____________.
5. Ваша профессия (род деятельности)?
[] Работа, не требующая квалификации (уборщик, грузчик, землекоп и т. д.)
[] Квалифицированный рабочий (техник, плотник, парикмахер, швея и т. д.)
[] Офисный работник (клерк, менеджер по продажам, секретарь, предприниматель малого бизнеса)
[] Специалист (врач, юрист, преподаватель, управляющий, администратор)
[] В настоящее время не работаю: [] безработный [] пенсионер [] домохозяйка [] студент
Если вы сейчас не работаете, какова ваша обычная работа?_____________.
[] Другое (поясните): _____________.
[] Не знаю
6. Ваша собственность:
У вашей семьи есть телефон? Да____________. Нет____________.
У вашей семьи есть стиральная машина, микроволновая печь?
Да _____________. Нет _____________.
У вашей семьи есть собственный автомобиль, фургон или грузовик?
Да _____________. Нет _____________.
У вашей семьи есть компьютер? Да___________. Нет___________.
7. Ваша национальность?
[] [Русский/ ая]
[] [название этнической группы]
[] Другая _____________.
Национальность ваших родителей? (можете назвать до трех национальностей для каждого из родителей)
Отца _____________.
Матери _____________.
8. Вы сейчас состоите в браке?
Да____________.Нет ___________.
Если вы сейчас не состоите в браке, раньше вы были женаты (замужем)? Да _____________. Нет _____________.
Ваш супруг(а) вашей национальности? Да _____________.
Нет _____________. Если нет, то какой? _____________.
Если вы не состоите в браке, хотели бы вы создать семью с представителем своей национальности?
Да_____________. Нет_____________.
У меня нет предпочтений в этом вопросе _____________.
9. Какое определение в наибольшей степени соответствует вашему окружению?
[] Почти все вокруг меня люди другой национальности
[] Большинство людей вокруг меня другой национальности
[] Вокруг меня примерно поровну людей моей национальности и других национальностей
[] Большинство окружающих меня людей моей национальности
[] Почти все люди вокруг меня моей национальности
10. В какой стране вы родились?
[] в России
[] в другой стране (укажите в какой именно) __________.
Если вы родились в другой стране, жили ли вы где-либо еще до того, как переехать в Россию? Да ___________. Нет ___________.
В какой стране? ___________.
Если вы родились в другой стране, в каком возрасте вы переехали в Россию? В___________лет.
11. Далее идут вопросы о языках. При ответе на них, выберите наиболее подходящий вариант.
A. На каком языке вы говорите дома?
B. На каком языке вы говорите в районе, населенном пункте, где проживаете (делая покупки и т. д.)?
C. Насколько свободно вы:
D. Насколько свободно вы:
12. Несколько вопросов о ваших друзьях и знакомых. Отметьте наиболее подходящий вариант ответа.
A. Сколько у вас близких друзей?
B. Как часто вы встречаетесь с:
13. Как часто вы путешествовали в течение последних 5 лет?
Были ли эти поездки (отметьте все подходящие варианты):
[] на отдых [] на учебу [] по работе?
В течение последних 5 лет сколько месяцев всего вы провели вне места своего постоянного проживания?___________месяцев.
14. Люди могут осознавать себя по-разному. Так, они могут чувствовать себя представителями определенной этнической группы (например, татарами) и одновременно представителями своей страны, государства (например, россиянами). Следующие утверждения относятся к тому, как вы себя ощущаете в этом смысле.
15. Укажите, пожалуйста, степень вашего согласия и несогласия с каждым из следующих утверждений, используя оценки от 1 до 5, где 1 – полное несогласие, 5 – полное согласие. Свободно используйте все цифры от 1 до 5 для определения разной степени вашего согласия или несогласия.
16. Оцените степень своего согласия со следующими утверждениями.
17. Когда люди разных национальностей проживают совместно, они могут ощущать себя несправедливо притесняемыми. Следующие утверждения касаются подобных ситуаций.
18,19,20. Пропускаются.
21. Теперь нам хотелось бы выяснить ваше отношение к некоторым социальным группам. Просим вас использовать шкалу, подобную термометру, для выражения вашего отношения. Этот термометр имеет деления от 1 до 100 «градусов». Если у вас в целом благоприятное отношение к какой-либо группе, вы присуждаете ей любое количество «градусов» в диапазоне от 50 до 100, и, наоборот, при неблагоприятном отношении вы присуждаете группе от 0 до 50 «градусов» (в соответствии со степенью вашего неприятия). Приведенная ниже шкала поможет вам расположить группы в соответствии с вашим отношением. Вы не ограничены в своем выборе и можете использовать любые оценки от 0 до 100 «градусов».
Оцените, пожалуйста, этнические группы, проживающие в вашем регионе, согласно указанной шкале.
Пожалуйста, проставьте цифры от 0 до 100°, выражающие ваше отношение.
22. Как следующие утверждения соотносятся с вашими представлениями о себе и о своей жизни?
Конец ознакомительного фрагмента.