Вы здесь

Методы этнической и кросскультурной психологии. Глава 1. Методический инструментарий для исследования этнической идентичности (А. Н. Татарко, 2011)

Глава 1

Методический инструментарий для исследования этнической идентичности

1.1. Этническая идентичность как социально-психологический феномен

Этническая идентичность является одним из элементов социальной идентичности и представляет собой результат «когнитивно-эмоционального процесса самоопределения индивида в социальном пространстве относительно многих этносов. Это не только осознание, но и восприятие, понимание, оценивание своей принадлежности к этнической общности» [Стефаненко, 2003(6), с. 127]. Т.Г. Стефаненко предлагает рассматривать этническую идентичность не только как осознание индивидом своей принадлежность к определенному этносу, но и как переживание отношения Я и этнической среды – своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других [Стефаненко, 1999].

Рассматривая проблему этнической идентичности, важно в теоретическом плане определить соотношение данного понятия с понятием этнического самосознания. В современной литературе существует множество взглядов на соотношение этнической идентичности с этническим самосознанием. Кратко приведем основные взгляды на данную проблему.

В.Ю. Хотинец рассматривает этническую идентичность как уровень (наиболее зрелый) этнического самосознания или как форму его конечного, наиболее развитого состояния [Хотинец, 2000].

Г.У. Солдатова указывает, что этническая идентичность и этническое самосознание выступают как пересекающиеся понятия. «С одной стороны, этническая идентичность уже. Это когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания. С другой – шире, так как содержит в себе также слой бессознательного» [Солдатова, 1998].

В.Н. Павленко указывает, что существуют взгляды (например, у Н.А. Шульги), согласно которым этническая идентичность является более узким понятием по сравнению с этническим самосознанием и в этом случае воспринимается как составная часть (иногда центральная) последнего [Павленко, Татлин, 2005].

С точки зрения Т. Г. Стефаненко, понятие этнической идентичности, скорее, шире понятия этнического самосознания, так как этническая идентичность является результатом когнитивно-эмоционального процесса осознания индивидом себя в качестве представителя какого-либо этноса, отождествления себя с ним и обособления от других этносов.

В.Н. Павленко, принимая точку зрения Т.Г. Стефаненко, подчеркивает, что этническая идентичность это не только осознание и переживание своего членства в общности, но и реальное «проживание» в качестве члена этнической группы, т. е. в соответствии с принятым в данной группе образом жизни. То есть к когнитивной и эмоциональной составляющим этнической идентичности данный автор добавляет еще и поведенческую составляющую этнической идентичности [Павленко, Татлин, 2005].

Авторам данной работы ближе точка зрения, обозначенная Т.Г. Стефаненко и В.Н. Павленко, по двум причинам. Во-первых, этническая идентичность действительно шире этнического самосознания, так как она представляет не просто знание о своей этнической общности (когнитивно-мотивационное ядро), но и эмоциональное отношение к этому знанию. Во-вторых, этническая идентичность всегда имплицитно включает в себя отраженное отношение со стороны этноконтактных групп, что может обусловливать, например, валентность этнической идентичности (она может быть негативной в случае отрицательного отношения со стороны этноконтактных групп).

Что касается соотношения этнической и социальной идентичности, то в современной литературе этническая идентичность чаще всего рассматривается в качестве одного из компонентов социальной [Стефаненко, 1999(6)] или как ее разновидность [Хотинец, 2002]. Поэтому этническая идентичность анализируется в литературе, как правило, с позиций четырех подходов к анализу социальной идентичности (психодинамический, ситуационный, когнитивный и конструктивистский подходы) в такой же логике объяснения. К данному списку подходов можно добавить инструменталистский и примордиалистский подходы.

Сторонники инструменталистского подхода рассматривают этничность как средство, необходимое для достижения групповых интересов, или как идеологию, необходимую для мобилизации группы. «В глазах инструменталистов этническая идентичность является одной из главных характеристик индивида, которая отражает восприятие картины мира, систему ценностей, установок и убеждений, касающихся собственной группы» [Попков, 2003, с. 64].

С позиций примордиалистского подхода этничность рассматривается как врожденное свойство человека идентифицировать себя с этнической группой, имеющее объективное основание либо в природе человека, либо в социуме. Примордиалистский подход, в свою очередь, делится на эволюционно-биологическое и эволюционноисторическое направления [Садохин, Грушевицкая, 2000].

Структуру этнической идентичности в современной этнопсихологии часто описывают по аналогии со структурой социальной установки, выделяя аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты [Солдатова, 1996; Хотинец, 2002; Павленко, Татлин, 2005]. Это вполне логично, так как этническая идентичность – это совокупность установок по отношению к собственной этнической группе. Ее структура напоминает структуру социальной установки, включая в себя когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. По поводу правомерности выделения поведенческого компонента в структуре этнической идентичности в настоящее время высказываются некоторые сомнения [Стефаненко, 1999; 2003(6)].

Некоторые авторы указывают на наличие в структуре этнической идентичности бессознательных компонентов [Солдатова, 1998, с. 43; Хотинец, 2002, с. 41]. В настоящей работе данный аспект идентичности мы затрагивать не будем в силу его теоретической неразработанности.

В рамках этносоциологического подхода к проблеме этнической идентичности Л.М. Дробижева выделяет следующие ее главные компоненты: осознание принадлежности к своему народу, осознание интересов своего народа, представление о культуре, языке и территории [Дробижева, 1994].

Содержание когнитивного и аффективного компонентов этнической идентичности достаточно полно освещены в работах британского исследователя М. Барретта [Barrett, 1996]. Согласно Барретту, когнитивный блок этнической идентичности составляют следующие элементы:

1) знания о существовании этнической группы;

2) категоризация себя как члена этнической группы;

3) знания о национальной территории;

4) знания о национальных эмблемах, символах, институтах, обычаях, традициях, исторических событиях и исторических фигурах, которые символически репрезентируют нацию;

5) вера в общее происхождение и общее родство членов этнической группы;

6) вера в то, что существуют типичные характеристики представителей любой этнической группы: национальные черты и этнические стереотипы;

7) представления о тесной взаимосвязи индивида и этнической группы: ощущаемая степень подобия себя и национального типажа.

Аффективный блок этнической идентичности, согласно М. Барретту, состоит из следующих элементов:

1) субъективная актуальность этнической идентичности;

2) степень привязанности к этнической идентичности: готовность отказаться от нее и значение, придаваемое членству в данной этнической группе;

3) чувство принадлежности к этнической группе;

4) степень привязанности и чувств по отношению к национальной территории;

5) социальные чувства типа национальной гордости, национального стыда, национальной вины и т. п.;

6) национальное самоуважение [Barrett, 1996].

Исходя из теоретического представления о том, что этническая идентичность включает в себя когнитивный и аффективный компоненты, можно сказать, что указанные компоненты должны характеризоваться с помощью некоторых параметров или измерений. В качестве параметров, характеризующих данные компоненты идентичности, мы предлагаем рассматривать ее валентность и определенность. Соответственно, валентность (позитивность – негативность) этнической идентичности – это знак эмоциональной окрашенности аффективного компонента. Определенность – это в первую очередь степень ясности осознания себя представителем этнической группы, степень полноты

знаний, представлений о культурных и психологических особенностях собственной группы.

1.2. Методики исследования этнической идентичности

1.2.1. Методика «Кто я?» (М. Кун и Т. Макпаршленд)

Методика разработана для изучения установок на самого себя. Данный тест также часто используется в составе батареи методик, направленных на изучение этнической идентичности. Существуют различные версии методики.

Классический вариант. Тест представляет собой процедуру работы с испытуемым, которому предлагается 20 раз ответить в письменной форме на вопрос «Кто я?». На выполнение теста дается 12 мин. Обработка ответов по методике «Кто я?» включает в себя количественный и качественный анализ полученных данных. Испытуемому дается лист бумаги, содержащий следующую инструкцию: «Ниже на странице вы видите 20 пронумерованных линеек. Пожалуйста, напишите на каждой из них ответ на простой вопрос «Кто я?». Напишите просто 20 различных ответов на этот вопрос. Отвечайте так, как будто отвечаете самому себе, а не кому-то другому. Располагайте ответы в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь об их логичности или важности. Пишите быстро, поскольку ваше время ограниченно».

Далее результаты работы испытуемых обрабатываются при помощи техники контент-анализа. При этом обращается внимание на самохарактеристики, связанные с этнической принадлежностью испытуемого: национальность, этнокультурные самохарактеристики, субкультурные характеристики (например, русский казак, помор, сибиряк), этнолингвистические, религиозные. Часто при обработке в качестве отдельной переменной выделяют ранг, на котором представлена национальность респондента среди 20 самохарактеристик. Если она не представлена ни разу, это тоже ценная информация для исследователя, которая в зависимости от ситуации может быть интерпретирована как неважность этнической принадлежности или, наоборот, как вытеснение, сокрытие этой самохарактеристики вследствие очень большой важности ее для респондента.

Сокращенный вариант. В составе больших методик в ходе полевых исследований часто используется сокращенный вариант теста с краткой инструкцией.

Ответьте 6 раз на вопрос «Кто я?»

1) _____________________

2) _____________________

3) _____________________

4) _____________________

5) _____________________

6) _____________________


Способ обработки аналогичен классическому варианту. Разумеется, сокращенный вариант дает нам меньше информации об идентичности респондента, в том числе и этнической.

1.2.2. Шкала экспресс-оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью (Н.М. Лебедева)

Данная шкала может применяться в составе больших батарей тестов, когда, например, в полевых условиях необходимо оценить большое количество параметров, но нет возможности тратить много времени на работу с каждым респондентом [Лебедева, Татарко, 2005]. Шкалу можно также использовать для экспресс-диагностики результатов тренинга межкультурного взаимодействия, если в процессе тренинга предполагается повышение позитивности этнической идентичности. Методика позволяет оценить эмоциональную окрашенность (валентность) этнической идентичности. Фактически методика представляет собой шкалу оценки социальной установки, соответствующую типу шкал Лайкерта и оценивающую установку по отношению к собственной этнической идентичности. Построение шкалы направлено на оценку позитивности этнической идентичности.

Респонденту предъявляется следующий вопрос: «Какие чувства вызывает у вас принадлежность к своему народу?»

1. Гордость.

2. Спокойная уверенность.

3. Никаких чувств.

4. Обида.

5. Ущемленность, униженность.

Чувства, указанные в данном меню, образуют шкалу, по которой идет нарастание позитивности чувств от самых негативных (ущемленность, униженность) к гиперпозитивным (гордость). На данной шкале нормой является вариант ответа «спокойная уверенность».

Результаты кодируются следующим образом: гордость – 5 баллов; спокойная уверенность – 4 балла; никаких чувств – 3 балла; обида – 2 балла; ущемленность, униженность – 1 балл.

1.2.3. Шкала экспресс-оценки выраженности этнической идентичности (Н.М. Лебедева)

Шкала предназначена для быстрой оценки выраженности у респондента этнической идентичности [Лебедева, Татарко, 2003] и построена по типу шкал Лайкерта. При ответе респонденту нужно оценить, насколько он ощущает себя представителем своего народа. Важно заметить, что при использовании данной шкалы респондент обязательно должен указать в анкете свою национальность.

В какой степени вы ощущаете себя представителем своего народа? Обведите соответствующую цифру.


1.2.4. Методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности (А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева)

Данная методика включает две шкалы, каждая из которых состоит из четырех вопросов [Татарко, Лебедева, 2004].

Первая шкала позволяет оценить эмоциональный компонент этнической идентичности, точнее, валентность (эмоциональную окрашенность) этнической идентичности. Оценке подлежит степень позитивности этнической идентичности.

Вторая шкала позволяет оценить, насколько ясно респондент ощущает себя представителем своего народа. Вопросы, составляющие данную шкалу, направлены на оценку степени неопределенности этнической идентичности респондента.

При обработке данных подсчитывается среднее значение по каждой шкале. Шкалы содержат как обратные, так и прямые вопросы. Обратные вопросы перед началом обработки подлежат перекодировке.

Отметьте степень вашего согласия с утверждениями в соответствии со шкалой: 1 – абсолютно не согласен; 2 – отчасти не согласен; 3 – не знаю; 4 – отчасти согласен; 5 – абсолютно согласен.




Ключи

• Шкала позитивности этнической идентичности. Утверждения № 1,4 (обратное), 6, 8 (обратное).

• Шкала неопределенности этнической идентичности. Утверждения № 2 (обратное), 3 (обратное), 5, 7.

1.2.5. Методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности[2]

Мы предлагаем вам ответить на вопросы, касающиеся вашей этнической принадлежности, вашей этнической группы и вашего отношения к ней. Но сначала продолжите предложение.

С точки зрения этнической принадлежности я рассматриваю себя как__________.

Прочитайте утверждения и рядом с каждым из них отметьте крестиком ответ, который отражает степень вашего согласия с утверждением.




Этническая группа____________.

Этническая группа отца____________.

Этническая группа матери____________.

Пол____________.

Возраст____________.


Обработка результатов

Средний балл по всем вопросам является общим показателем выраженности этнической идентичности.

Показатели субшкал вычисляются посредством нахождения среднего арифметического от полученной суммы баллов:

• шкала выраженности когнитивного компонента этнической идентичности (утверждения № 1, 2, 4, 8, 10);

• шкала выраженности аффективного компонента этнической идентичности (утверждения № 3, 5, 6, 7, 9, 11, 12).

1.2.6. Шкальный опросник О.Л. Романовой для исследования этнической идентичности детей и подростков[3]

Дорогой друг!

Мы проводим исследование межэтнических отношений. Просим вас принять участие в этом исследовании. Прочитайте приведенные ниже утверждения, отражающие различные точки зрения. Попытайтесь определить степень своего согласия (или несогласия) с ними с помощью данной шкалы: 2 – полностью согласен; 1 – скорее согласен, чем не согласен; 0 – затрудняюсь ответить; —1 – скорее не согласен, чем согласен; —2 – совершенно не согласен.

1. Я интересуюсь историей и культурой своего народа.

2. Считаю, что в любых межнациональных спорах человек должен защищать интересы своего народа.

3. Представители одной национальности должны общаться между собой на своем родном языке.

4. Думаю, что национальная гордость – чувство, которое нужно воспитывать с детства.

5. Считаю, что при общении с людьми нужно ориентироваться на их личностные качества, а не национальную принадлежность.

6. Меня крайне задевает, если я слышу что-либо оскорбительное в адрес своего народа.

7. Национальная принадлежность – это то, что всегда будет развединять людей.

8. Считаю, что представители каждой национальности должны жить на земле своих предков.

9. В дружбе, а тем более в браке нужно ориентироваться на национальность партнера.

10. Я испытываю глубокое чувство личной гордости, когда слышу что-либо о выдающемся достижении своего народа.

11. Считаю, что люди имеют право жить на любой территории вне зависимости от своей национальной принадлежности.

12. Думаю, что органично развивать и сохранять можно только свою национальную культуру.

13. Поддерживаю смешанные браки, так как они связывают между собой различные народы.

14. Если я встречаюсь с обвинением в адрес своего народа, то, как правило, не отношу это на свой счет.

15. Считаю, что делопроизводство и преподавание в школах в многонациональном государстве должны быть организованы на языке коренного большинства населения.

16. Считаю, что политическая власть в многонациональном государстве должна находиться в руках представителей коренного большинства населения.

17. Представители коренного большинства населения не должны иметь никаких преимуществ перед другими народами, живущими на данной территории.

18. Считаю, что представители коренной национальности имеют право решать – жить в их государстве людям других национальностей или нет.

19. Думаю, что в правительстве многонационального государства должны находиться представители всех национальностей, проживающих на данной территории.

20. Думаю, что представители коренной национальности должны иметь определенные преимущества, так как они живут на своей территории.

21. Если бы я имел(а) возможность выбора национальности, то предпочел (предпочла) бы ту, которую имею сейчас.


Ключи

• Чувство принадлежности к своей этнической группе (утверждения 1,6,10,14,21).

• Значимость национальности (утверждения 2,4,5, 7,9,12,13).

• Взаимоотношения этнического большинства и меньшинства (утверждения 8,11,16,17,18,19,20).

• Использование того или иного языка (утверждения 3,15).