Вы здесь

Методы и технологии обучения изобразительной и проектной деятельности. Сборник статей. Выпуск 5. Мизевич С. Г.. Об интеграции информационных технологий с научно-методической работой преподавателя ВУЗа ( Коллектив авторов, 2011)

Мизевич С. Г.

Об интеграции информационных технологий с научно-методической работой преподавателя ВУЗа

Тенденция интеграции информационных технологий с научно-исследовательской и преподавательской деятельностью, активное использование средств глобальной коммуникации, расширяющих интеллек туальный потенциал, предъявляет новые требования к системе образования, в том числе к послевузовскому. Эта тенденция по ряду показателей влияет на общество, которое приобретает черты инфор мационного, трансформируя систему образования, поскольку каждый педагог явля ется одновременно как практиком, так и исследователем. Появляются новые способы управления информацией в образовании, осуществляется поиск таких методов и форм работы преподавателя и обучающегося, которые, с одной стороны, обеспечивают усвоение фундаментальных основ знаний, с другой – диктуют необходимость самостоятельного регулирования обучающимся собственной деятельности на основе индивидуальной подготовленности и способности к творче скому росту потенциальных возможностей.

Известно, что в настоящее время информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), как средство доступности информации, служат целям формирования целостного мировоззрения человека, оказывая влияние на развитие личности, предоставляют новые возможности для ее самовыражения, реализации и развития способностей.

Именно посредством компьютерных и коммуникационных технологий развиваются способности адекватно оценивать возникающие в процессе деятельности ситуации, результативно применять свои знания на практике. При этом способы осуществления мыслительной деятельности человека существенно преобразуются, проявляясь в приемах представления информации, исследовании проблем и принятии решений. Учебный процесс также подвергается изменениям в связи с быстрым и широким доступом к необходимой информации, уменьшая время, отводимое на изучение учебного материала, формируя новые методики, формы организации обу чения, открывая доступ к нетрадиционным источ никам информации, повышая эффективность самостоятельной научно-исследовательской работы.

Таким образом, развитие ИКТ приводит к необходимости формирования у всех участников образовательного процесса повышение базового уровня информационной грамотности. Успешность решения ИОП во многом зависит от уровня этой грамотности всех работников системы образования, в том числе аспирантов, обучающихся по любому направлению обучения. Решать вопрос подготовки аспирантов, безусловно, необходимо с использованием инновационных образовательных технологий на базе ИКТ.

Для аспирантов использование ИКТ позволит повысить эффективность научно-исследовательской деятельности, поднять уровень информированности, систематизации знаний, приемов обработки экспериментального материала, придавая определенную грамотность при работе с источниками информа ции, организуя современный безбумажный процесс работы над диссертацией (создание методического обеспечения, оформление, обработка материала, согласование с научным руководителем, хранение и др.).

Вне зависимости от предметной специализации, преподаватель должен органично использовать все преимущества информационных и телекоммуникационных технологий в обучении «своей» дисциплине и испытывать потребность применять эти технологии на практике.

Следует особо отметить, что в настоящее время человек стал жить в мире медиатекстов. Медиакультура с ее ценностями и приоритетами свободно транслируется потребителям медиааудитории. Причем, для подрастающего поколения современные медиа воспринимаются намного лучше и больше, чем простые средства познания окружающего мира. Это их мир, в котором объединяются разнообразные коммуникативные формы деятельности, осваиваются и используются новые технологии значительно быстрее, чем взрослые. В тоже время молодые люди не обладают достаточными навыками, чтобы объективно оценивать истинный смысл получаемой информации.

Уметь взаимодействовать с аудиовизуальными текстами масс-медиа так же, как с печатными, развивать коммуникативные и аналитические способности в работе с различными формами текстов – важный компонент исследовательской деятельности аспирантов. Именно медиаобразованием в некоторых случаях решаются задачи социального, морального, технологического, эстетического характера. Поэтому преподавателю высшего учебного заведения важно также владеть и использовать в своей практике медиаобразовательные технологии.

Итак, информатизация образования заставляет преподавателя осваивать ИКТ, формируя навыки общения нового свойства, то есть каждый должен научиться работать с компьютерными средствами, используя их как инструмент для осуществления своей творческой деятельности. В этом аспекте преподавателю следует развивать информационно-коммуникативные компетенции в работе с различными цифровыми образовательными ресурсами, формируя информационно-коммуникативную культуру. Все это может осуществляться на основе изучения способов создания и использования этих ресурсов в своей профессиональной деятельности.

Практика показала, что педагога не всегда устраивает готовая продукция, поэтому важной компетентностной составляющей обучения студентов являются формирование знаний и умений создания и использования новых средств обучения на основе различных компьютерных технологий.

Наконец, возможности интернет-технологий позволяют создавать новые формы познавательной и коммуникативной деятельности с обучающимися, при подготовке к занятиям, процессе обучения, при самообучении и самообразовании, при контроле знаний и умений. В этом смысле освоение новых форм деятельности на основе ин тер нет-тех но ло гий следует выделить как приоритетное направление.

Исходя из вышесказанного, для работы преподавателя по любой учебной дисциплине главной задачей обучения является формирование инновационных компетенций будущих специалистов на базе образовательных ИКТ. Наряду с этим в процессе обучения студентов с целью формирования инновационных компетенций на базе образовательных ИКТ необходимо предусмотреть такие формы и методы обучения, которые помогут представить возможности информационных технологий и медиакоммуникативных ситуаций в мире новых знаний.

Не менее важным компонентом обучения студентов является формирование индивидуального стиля мышления, умения самостоятельно находить, понимать и использовать различные виды информации в своей учебной деятельности на основе использования медиаобразовательных технологий. При этом учебный процесс может осуществляться в виде лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий, на которых студенты могут познакомиться с творческой лабораторией самого педагога или разработчика информационно-образовательных ресурсов. Результатом обучения будет индивидуальное или коллективное творчество – методическая разработка занятий с использованием медиаобразовательных технологий, ИОР, авторского средства обучения или интернет-ресурса.