Вы здесь

Методы и технологии обучения изобразительной и проектной деятельности. Сборник статей. Выпуск 5. Иванова О. В.. Актуальные интонации времени в деле духовного воспитания молодежи в ВУЗе ( Коллектив авторов, 2011)

Иванова О. В.

Актуальные интонации времени в деле духовного воспитания молодежи в ВУЗе

Духовно-нравственный потенциал будущего поколения – единственный источник прогрессивного развития России и для нее нет других путей. Преодоление нравственного кризиса души современной молодежи лежит в изменении подхода работы с ней и восстановление умерщвленного самосознания: «Кто мы есть?». Воспитание и развитие творческих созидательных возможностей в молодом человеке уже само по себе позитивно, т. к. заполняет ту пустоту, которая образовалась в новом поколении в связи с переменами в обществе 90‑х годов. Эта почва, на которой можно возродить утраченную духовность, любовь к Родине и желание трудиться на благо Отечества.

Свершившаяся перестройка в стране изменила и перевернула все пласты нашей реальности столь стремительно, что мы еще не смогли в полной мере осознать всей глубины этих изменений. Не удалось нам сделать и конструктивных практических выводов, касающихся модернизации, коррекции форм и способов организации образовательного пространства. Учебные программы, содержание дисциплин и методики их ведения, поведенческое позиционирование преподавателя в изменившейся социально-психологической среде нашего общества остались прежними. Но преподаватель работает в конкретное время и не может не считаться с переменами, происходящими в обществе, прямо или косвенно влияющими на сферу образования. Чтобы не потерять молодое поколение, которому предстоит наследовать и развивать культуру, особенно важно устанавливать индивидуальный личностный контакт между преподавателем и студентом на психологическом уровне.

Проблема духовности связана с творческим развитием личности студента в период его участия в образовательном процессе вуза. Каждый преподаватель в процессе общения со студентами, коллегами и в своей профессионально-художественной деятельности накапливает уникальный личностный опыт, который он вносит в содержание, формы и методы преподавания этих дисциплин. Авторский анализ собственного педагогического опыта является важной составляющей жизненности образовательного процесса. Его целью является обогащение существующей академической модели духовным видением ее роли в подготовке специалиста. Личность педагога – носителя духовной культуры является стратегическим инструментом в деле воспитания молодежи в вузе. Нравственное воспитание молодежи должно происходить ненавязчиво, оно может быть связано с предметом изучения и проявляться в индивидуальном общении со студентом. Тесный контакт с педагогом на практических занятиях позволяет научить студента не только технологиям предмета, но и умению понимать суть явлений, видеть истину и духовно прорабатывать свое взаимодействие с окружающим миром. Если педагог максимально «развернут» в сторону личности, то в условиях обоюдного доверия и постоянной поддержки могут быть раскрепощены и активизированы дремлющие в нем творческие возможности. Студента необходимо настроить и тактично направить к действию, используя различные формы мобилизации творческого мышления. В условиях такого общения с педагогом студенты приобретают умение анализировать предлагаемый материал, генерировать идеи, мыслить проектно, позиционировать себя в условиях изменяющегося художественного процесса, вырабатывать самостоятельную точку зрения и навыки плодотворной социальной коммуникации в коллективе. Такой опыт трудно переоценить в деле воспитания профессионала и личности.

Стремление к постоянному самосовершенствованию, упорство в преодолении трудностей вырабатывают у студентов ответственный подход к учебе, умение самостоятельно и рационально организовать выполнение домашних заданий. Творческая атмосфера, дружеская состязательность, желание работать с наибольшей отдачей приносят им огромную радость, вызывает потребность «души трудиться», что в свою очередь способствует учебному росту. В будущем эти качества обеспечат их профессиональные интересы.

В свою очередь, для достижения этих целей педагог должен интересно и доходчиво излагать материал, ясно формулировать задачу, верить в творческие способности, заложенные в каждом учащемся. Имея педагогический такт и уважение к учащимся, он должен дифференцированно подходить к психологическому состоянию каждого студента, оказывая продуманную помощь. Педагог должен быть увлеченным своим делом, настойчивым и требовательным, но в то же время, уравновешенным в общении. Вчерашний абитуриент, а сегодняшний студент – это «чистый лист», на котором ему в диалоге с педагогом предстоит начертать профессиональные технологии, нацеленные на его созидательный, проектно-ориентированный потенциал. Этот процесс предполагает творческую ответственность, которую педагог берет на себя, вступая в диалог со студентом при знакомстве его с изучаемым предметом. В наиболее распространенном случае педагог ограничивается обучением студента, практическим навыкам, заложенным в учебной программе, опираясь на свое профессиональное мастерство, педагогический опыт и талант общения. Это немало, если «школа» не в кризисе, а сохраняет признаки живого организма, свой творческий «дух» и воспроизводится без специальных целенаправленных усилий преподавателя.

Творчество не является обязательным атрибутом художественной профессии. Оно есть, выражаясь словами американского дизайнера В. Папанека, – «фундаментальная матрица жизни». С субъективной стороны творчество – это рождение личностью идеи, потенциально обладающей возможностью стать событием. Творчество может быть определено как переживание его результатов, свидетельствующих, что в «матрице жизни» случилось нечто важное, позитивное, что потрясло и изменило сознание его участников. Человеку дана способность к творчеству и его успешная деятельность во многом определяется степенью развития и формирования таланта. При наличии благоприятных условий творчество – это сплав природного и приобретенного, а по мере решения жизненно важных задач способность к творчеству обрастает конкретными профессиональными технологиями. С образовательной стороны творчество не является данностью, это проблема, которая решается педагогом и студентом в тесном сотрудничестве. Опыт воспитания студента неотделим от личности педагога и опирается на его интуицию, педагогическую практику и, таким образом, передается от учителя к ученику.

Сделав некоторые оговорки, живопись можно отнести к тем особенным образовательным дисциплинам, которые заключают в себе важную составляющую в деле воспитания духовной личности. Не столько существование методик и учебных пособий по обучению живописи, сколько непрерывное воссоздание особой творческой атмосферы на протяжении многих поколений оправдывает название «творческий» в стенах художественного вуза. Появление творческой личности – это всегда событие. Если в девяноста девяти случаях из ста предмет живописи был, а рождения яркого, всем очевидного события не случилось, скорее всего, произошла деградация творческого «духа» школы, а школа как кузница молодого потенциала перестала существовать. Чтобы не допустить такого исхода, педагогу необходимо при изменяющихся социальных, культурно-эстетических условиях жизни постоянно корректировать свое отношение к традициям вуза, методам преподавания, способам организации образовательного процесса, к студентам и коллегам.

В условиях общего кризиса образовательной системы последних десятилетий преподаватель должен осознавать свою ответственность и предпринимать интуитивно-осознанные усилия для активизации творческого менталитета студентов, чтобы не угас творческий «дух» школы. Существование развивающейся художественной школы состоит в овладении ее традициями и одновременном преодолении старых форм и технологий, препятствующих проникновению в нее нового осмысления в деле воспитания гармонически полноценной личности, способной к созидательному труду.