Вы здесь

Методы и технологии обучения изобразительной и проектной деятельности. Сборник статей. Выпуск 5. Тихомиров В. П., Аветисян Д. Д.. Образовательный контент для e-Learning ( Коллектив авторов, 2011)

Тихомиров В. П., Аветисян Д. Д.

Образовательный контент для e-Learning

Образовательный контент – узкое место e-Learning

На наш взгляд, главная причина торможения развития e-Learning в России является отсутствие современных интерактивных мультимедийных обучающих программ или в терминологии принятой в Минобрнауки РФ – электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Неадекватность заполнивших все пространство e-Learning примитивных гипертекстовых электронных учебников, только номинально использующих мультимедийные технологии, только дискредитируют идею модернизации образования через ИКТ.

Практически весь контент, созданный за последние годы, не выдерживает никакой критики с точки зрения требований, предъявляемым к дидактике современного информатизированного учебного процесса. С такими технологиями мы рискуем потерять свое место во вновь формирующемся секторе экономики – производстве контента для нужд информатизации образования. Сектор, в котором есть огромные перспективы для России.

Основные причины отсутствия контента:

1. Преподаватели, которые своей индифферентностью, по сути, саботируют внедрение e-Learning. Причин много: психологические – ревность, боязнь потерять свой статус, неуверенность общения с компьютером, явное отставание от уровня подготовленности своих же студентов и пр., а главная причина – непонимание значимости и потенциальных возможностей e-Learning.

2. При формировании целевых программ развития образования недооценивается роль и значение профессиональных софтверных компаний, специализирующихся в производстве именно образовательной программной продукции. Разработки ЭОР поручаются временным творческим коллективам при вузах, не имеющих профессионального опыта производства сложного мультимедийного информационного продукта.

3. Разработанные ЭОР ориентированы, преимущественно, для работы в стенах учебного заведения, а не для самоподготовки за персональным компьютером. Напомним, что формирующаяся на наших глазах новая парадигма образования, определяемая как «e-Learning», предполагает перераспределение рабочего времени в пользу значительного увеличения самостоятельной работы в WEB-среде за домашним компьютером (а также – карманными компьютерами и смартфонами).

4. Сроки осуществления проектов по созданию ЭОР спланированы на несколько лет, что диссонирует с фактором сверхдинамично обновляющихся программных платформ. Иначе говоря, разработанные ЭОР ко времени завершения проектов, морально устаревают. Поэтому нужны инструментально-программные средства для конвейерного производства ЭОР.

5. Требования к разрабатываемым ЭОР не соответствуют современным международным нормам и стандартам. Они не соответствуют стандартам SCORM и не готовы к работать в составе LMS-систем. Это приводит к засорению рынка примитивными гипертекстовыми учебниками, поскольку создавать их проще. В них не требуется участия квалифицированных программистов, профессиональных дизайнеров, техников видео– и аудиоаппаратуры и т. д.

К сожалению, комплектов мультимедийных ЭОР, покрывающих хотя бы какие-то циклы дисциплин ГОС ВПО, пока нет. Есть отдельные, достаточно эффективные мультимедийные ЭОР, однако они, зачастую, не соответствуют ГОС-ам, чтобы можно было использовать их при организации очного и дистанционного обучения.

Фактически миллионы компьютеров, уже имеющихся в личном пользовании студентов не используются в учебном процессе из-за отсутствия необходимых ЭОР. Если нет ЭОР, то нет также e-Learning. Без фундамента, каковым является полный набор ЭОР по всем дисциплинам, «построить здание» e-Learning не получится.

А пока мы пытаемся решить проблему создания сложнейших программных систем и мультимедийного контента бессистемно, силами непрофессионалов, мы теряем рынок. Его занимают западные компании: например, www.skillsoft.com, которая спокойно занимает рынок корпоративного обучения России.

Вывод простой – необходимо скорректировать стратегию информатизации образования, уделив основное внимание созданию образовательного контента на профессиональной основе.


Общие требования к характеристикам ЭОР

Успешность реализации Стратегии развития информационного общества зависит от того, насколько системно будут внедряться новые мультимедийные и ИКТ в образовании, включая сетевое дистанционное обучение. Реализация Стратегии серьезно тормозится, главным образом, из-за отсутствия мультимедийных ЭОР, соответствующих международным стандартам.

В большинстве руководящих и методических материалах Минобрнауки РФ говорится, что содержание современных ЭОР должно строиться на основе интерактивных мультимедийных технологий. А гипертекстовые ЭОР называют – «идеологически устаревшими», например, в отчете Минобразования РФ: «Стратегия развития единой образовательной информационной среды на среднесрочную перспективу». Подчеркивается: «Мультимедийные ЭОР – самые мощные и интересные для образования продукты, в которых все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее».

Интерактивность ЭОР способствует реализации концепции деятельностного обучения, при котором обучающийся не является пассивным слушателем и зрителем, ему приходится повторять некоторые действия за «преподавателем», отвечать на вопросы, решать различные задачи, непосредственно работая с имитационной средой, представленной в ЭОР.

ЭОР должны обеспечивать условия для дистанционного обучения. Поэтому, создаваемые ЭОР должны быть те просто мультимедийными, интерактивными, а еще и соответствовать стандартам SCORM, чтобы работать в среде любой LMS-системы того же стандарта.

Можно сформулировать четкие требования к разрабатываемым ЭОР, учитывая современные тенденции и стандарты e-Learning. Три кита современных ЭОР:

• Мультимедиа, обеспечивающее ширину информационного потока и эффективность восприятия информации;

• Интерактив, обеспечивающий индивидуализацию и деятельностность в обучении;

• Интернет, обеспечивающий гибкость и доступность во времени и пространстве ЭОР.

Этот вектор развития информационных и Интернет технологий в образовании, базирующихся на использовании модульных ЭОР, стал безальтернативным.


Общедидактические принципы ЭОР

Качественный ЭОР, который, кроме опоры на средства мультимедиа, интерактив и Интернет-технологии, должен содержать дидактическое обеспечение, которое позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение. Ниже перечислены основные дидактические принципы и правил, которые должны быть реализованы в современных мультимедийных ЭОР:

• Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление. Зрение и слух являются наиболее информативными и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективными при обучении. Именно на использовании этих трех важнейших моделей восприятия информации построена наглядность обучения, позволяя собрать максимум наглядности в виде аудио-, фото-, видео– и других видов мультимедийной информации, что активизирует внимание, оживляет восприятие.

• Интерактивность. Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти.

• Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных модулей практической направленности – практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося.

• Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) делает курс доступным для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно.

• Научность изложения материала. Содержание курса опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая икт, как базиса новых образовательных технологий.

• Последовательность изложения. Логика содержания курса позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок позволит инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации.

• Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на информационные модули (в основе модулей – темы) и микромодули (в основе микромодулей понятия, как единицы информации). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.


Учебно-методический комплект нового поколения – УМК НП

Учитывая современный уровень развитости и доступности ИКТ, следует говорить не просто об ЭОР, а об учебно-методических комплексах нового поколения (УМК НП).

УМК НП представляет собой комплект ЭОР по предмету в разных программных реализациях:

• Dvd-rom-версия для самостоятельной работы в автономном режиме;

• Сетевая-версия для коллективного обучения в локальной сети вуза;

• Scorm-версия для организации дистанционного обучения в lms-среде;

• Off-line-версия, когда уроки скачиваются и проигрываются в of-line (для дайлаб);

• On-line-версия, когда уроки проигрываются в on-line с удаленного интернет-сервера;

• Mobil-версия для обучения в on-line с помощью кпк или смартфонов;

• Видео-версия для dvd-проигрывателей или кабельным телевизионным сетям;

• книжная-версия – «твердая копия» – конспект лекций и УММ.


Образовательный контент и система управления учебным процессом

Не менее сложной проблемой является интеграция ЭОР во внешнюю, более высокую по уровню, систему управления учебным процессом – систему LMS (Learning Management Systems). Это достигается благодаря следованию компаний – разработчиков LMS и компаний – разработчиков контента определенному ряду международных стандартов. К разряду таких стандартов относится международный стандарт – SCORM (Sharable Content Object Reference Model), который определяется как распределенная модель объединения содержательного контента.

При строительстве образовательных Интернет-порталов следует предвидеть ситуацию, при которой разные учебные заведения будут использовать разные LMS-системы. При этом, в качестве образовательного контента могут использоваться ЭОР, разработанные также разными компаниями. Таким образом, Интернет-портал должен обеспечить доступ не только конечного пользователя к сайтам образовательных учреждений, но и доступ образовательных учреждений к единой базе данных модульных ЭОР.

Другой проблемой является определение грани, где кончаются задачи, возлагаемые на LMS и какие задачи образовательного характера должны решать ЭОР. В настоящее время LMS воспринимается многими специалистами как система, ведущая учебный процесс непосредственно со студентом. В данном случае контент представляется как некий статический информационный материал, с помощью которого LMS обучает стажера. В действительности ЭОР должны развиваться в направлении все большей интеллектуализации благодаря использованию современных достижений компьютерной техники и технологии, коммуникационных возможностей и т. д. Сюда входит контроль за психо-физиологическим состоянием обучаемого и корректировка темпа и способа его обучения, речевое общение, перенос образовательного процесса на поле мобильных смартфонов. Технически все это доступно. Однако требует дополнительных усилий для практической реализации в виде программных систем.


Переход на свободно распространяемое ПО

Безусловно, правильная стратегия перехода на свободно распространяемое ПО (на что обратили особое внимание Д. А. Медведев на заседании Совета по информационному обществу) требует осторожности и осмотрительности. Решить эту проблему сразу, на наш взгляд, не реально. Тактика перехода на свободно распространяемое ПО должна и может быть реализована только поэтапно – путем «отвоевывания» плацдарма за плацдармом.

Начать можно с локализации образовательного ПО таким образом, чтобы не зависеть от операционной системы (ОС), установленной на компьютере. Важно отметить при этом, что мультимедийные ЭОР стандарта SCORM должны одинаково работать, как в среде Windows, так и в среде свободно распространяемого ПО – ОС Linux. Это позволит использовать OC Linux на тех компьютерах учебного заведения, которые задействованы в учебном процессе. При работе с этими же ЭОР у учащегося на его домашнем компьютере может стоять Windows или любая другая ОС.

Маневр есть также в диверсификации учебного процесса за счет использования ЭОР, в которых реализована виртуальная среда изучаемой дисциплины. Например, значительную часть учебного процесса по освоению ПО (Windows, Photoshop, Flash, С++ и др.) Можно проводить не в самих программах, а в их виртуальных обучающих моделях – ЭОР. А практические работы выполнять на тех компьютерах, на которых установлено лицензионное ПО. Разумеется, это не самый лучший вариант решения, однако это позволит сократить материальные затраты на приобретение лицензионного ПО для каждого компьютера.


Проблемы создания мультимедийных ЭОР на промышленной основе

Отсутствие современных мультимедийных ЭОР связано с необходимость использования сложных мультимедийных технологий – видео, звук, графика и т. д. Такое положение дел с мультимедийными ЭОР есть результат отсутствия технологий для промышленного производства качественных современных мультимедийных ЭОР.

Время подтвердило бесперспективность концепция создания мультимедийных ЭОР на основе универсальных инструментальных пакетов (Authoware, Tool Book Instructor, hypermethod, Flat и др.) В основу такой концепции поставлена разумная на первый взгляд идея – иметь универсальный и доступный для владеющего компьютером автора-предметника программный инструмент, для создания ими мультимедийных учебников по собственному разумению. Но в действительности, создание мультимедийного контента связано с таким количеством сложных технологических проблем, что не каждый профессиональный коллектив программистов в состоянии их решить. Как результат, в таких средах не было создано практически ни одного рыночного мультимедийного ЭОР для средней или высшей школы. Например, все ЭОР, заказанные Минобрнауки РФ у российских производителей или западные ЭОР, представленные на рыке CD-ROM, все созданы в собственных инструментально-программных средах самих разработчиков.

Перед педагогическим сообществом стоит задача в кратчайшие сроки создать несколько тысяч современных мультимедийных ЭОР по средней и высшей школе. От того, как будет поставлена организационная и программно-технологическая база создания мультимедийных ЭОР, зависит их качество и стоимость создания, а значит и уровень развития e-Learning.

Умение организовать промышленное производство информационного продукта и в частности мультимедийных ЭОР, задача нетривиальная – ввод, хранение, сжатие, преобразование и переработка получаемых мультимедийных данных, дизайн интерфейса, непрерывное отслеживание современных достижений в области алгоритмического, программного и технического обеспечения, проблемы тестирования, проблемы соответствия стандартам качества и т. д. И т. п. Обеспечить качество и технологичность создания мультимедийных ЭОР в состоянии только коллектив профессионалов, специализирующийся в создании информационного продукта.

Для массового производства ЭОР необходимо сначала создать инструментальную среду для промышленного производства ЭОР. Нельзя рассчитывать добиться результатов силами временных творческих коллективов при вузах. Важно понимать, что только и только промышленное, конвейерное производство мультимедийных ЭОР на основе самых современных технологий поможет добиться тех целей и задачи, которые поставлены в Стратегии развития информационного общества.


Взаимодействия разработчиков ЭОР с авторскими коллективами

При организации работ по массовому производству мультимедийных ЭОР возникают некоторые противоречия. С одной стороны, работы могут выполнять профессионалы е-Издательства, связанные с производством качественной мультимедийной продукции. С другой – содержание разрабатываемых ЭОР может быть задано только теми, кто погружен в учебный процесс, т. е. Преподавателями или авторами-предметниками. Эта проблема может быть разрешена, если обе стороны объединят свои усилия. Причем, роль лидера должна быть у е-Издательства – разработчика мультимедийных ЭОР.

Организуется временный трудовой коллектив, в состав которого входит педагог и приглашенный технический персонал (дизайнер экрана, кино– и фотооператор и т. д.). Организация и курирование работы над учебником остается в ведении е-Издательства – компании, которая должна обеспечить:

– разработку (с постоянной модернизацией) программной оболочки ИКС и ее инструментальных программных компонентов;

– обучение преподавателей приемам составления сценария учебника на языке мультимедиа;

– обучение технического персонала временных трудовых коллективов работе с программными инструментами, ноу-хау и всем особенностям технологической карты;

– сборку подготовленных данных в программную оболочку и выходное тестирование ЭОР.

В свою очередь, авторы-предметники (преподаватели вузов) должны:

– знать все особенности и требования стандарта на образование в данной области;

– создать исходный текстовой материал, на основе которого должен быть создан ЭОР в виде сценарий по разрабатываемому ЭОР;

– обеспечить доступ к информационным материалам, связанным с создаваемым ЭОР: схемы, таблицы, рисунки, фото и видеоматериалы, полигоны, где можно сделать киносъемки и др.;

– составить контрольные и тестовые задания по курсу, а также организовать виртуальные лабораторные работы средствами, предоставляемыми программной оболочкой;

– обеспечивать авторский надзор за созданием ЭОР.

Заметим, что массовое производство ЭОР возможно только в режиме аутсорсинга, когда технологический процесс управляется е-Издательством. Однако значительную рутинную часть по подготовке исходных данных должно осуществляться силами вуза-партнера. Для этого организуется обучение специалистов от вуза тому, как готовить исходные данные. При этом, работа по подготовке содержания в соответствующих информационных формах должна осуществляться в вузе. Окончательная сборка мультимедийного учебника и его издание осуществляет в е-Издательстве.


Антикризисные меры по обеспечению занятости

Предлагаемые выше мероприятия по массовому производству ЭОР предполагают вовлечение в это производство десятков тысяч квалифицированных специалистов – авторов-предметников, техников и операторов мультимедийного ПО, дизайнеров, звуко– и кинооператоров, дикторов и т. д. Все производство должно быть организовано в Интернет-среде в режиме аутсорсинга.

Это альтернатива стратегии преодоления последствий мирового кризиса через обеспечение занятости квалифицированных кадров в информационной эпохе (в отличие от строительства дорог во время мирового кризиса индустриальной эпохи).

Эффект будет не только социальный – обеспечение занятости квалифицированных кадров, но и экономический. Затраты будут окупаться, причем, в довольно коротком цикле – за год-два.


Трансграничное обучение или экспорт образовательных услуг через Интернет

При соответствующем инвестиционном финансировании Россия в состоянии организовать массовое производство ЭОР на иностранных языках с целью экспорта дистанционных образовательных услуг через Интернет на ближнее и дальнее зарубежье. Разумеется, в сотрудничестве е-Издательств с вузами-партнерами.

Индустрия образовательного контента для Интернета, в отличие от многих других областей (электроника, электротехника, автопром и пр.), наиболее благоприятна для России с точки зрения экспорта высокотехнологичной продукции. В России есть квалифицированные кадры в области ИТ, педагоги-предметники, методисты, психологи и пр.


Использованная литература

1. Аветисян Д. Д., Тихомиров В. П., Хорошилов А. В. Дистанционное обучение русскому языку. – «Дистанционное образование». 1998, N2, с. 11–13.

2. Аветисян Д. Д. Программно-технологический комплекс для создания электронных учебников для открытого образования /Тезисы докладов международного конгресса «Наука и образование на пороге III-го тысячелетия» от 3–6 октября 2000 г., Минск, Венецианский офис ЮНЕСКО, Национальная АН РБ, РАН РФ, Минобразования Белоруссии и России и др. С. – 281.

3. Драйдент Г. Революция в обучении: Пер. С анг. – М.: ПАРВИНЭ, 2003.– 672 с.