Подгорнева Э. В.
Методы работы с информацией в процессе подготовки отчетных комплектов по музейной практике студентов-дизайнеров
В основе практической работы студентов-дизайнеров на музейной практике лежат приемы и методы сбора, систематизации, обработки и репрезентации информации в сфере музейной коммуникации. Разработка отчетных комплектов полиграфической продукции нацелена на формирование профессиональных компетенций в области графического дизайна, рекламной коммуникации и маркетинга, изучение содержательных и формальных аспектов рекламного дела. Эта задача решается в процессе проектирования полиграфической и сувенирной продукции, представляющей издательскую и рекламную деятельность музеев и галерей.
В связи с тем, что отчетные комплекты имеют рекламное назначение, важно помнить три направления, которыми будет обусловлена работа с информацией на всех этапах прохождения музейной практики. Эти направления связаны с характером рекламной коммуникации, в ее вербальном (словесном) и невербальном воплощении. Рекламная коммуникация с помощью различных знаковых средств выполняет в обществе следующие функции: информационную, экспрессивную и суггестивную. Информационная (сигнальная) – основана на способах оперативного привлечения внимания личности или сообщества к предметам или явлениям с целью побуждения к определенным действиям. Это древнейшая функция знаковых средств, сохранившая свою роль до нашего времени. Экспрессивная – основана на эмоциональной выразительности и насыщенности знаковых средств и является важнейшим условием полноценной рекламной коммуникации. Суггестивная (внушение) – основана на способности некоторых знаковых средств к внушению, воздействию на подсознание реципиента (объекта, получающего информацию). Эта функция ведет свою историю с раннего этапа развития рекламной коммуникации.
Перечисленные направления (информация, экспрессия, суггестия) должны помочь структурировать дизайнерскую деятельность на всех этапах: исследовательском, аналитическом, проектном и репрезентативном (представление отчетных работ).
Этап I. На этапе посещения выставочных мероприятий и музейных экспозиций важно собрать и систематизировать информацию, необходимую для проектирования отчетной продукции. Характер деятельности на этом этапе – исследовательский и аналитический. В процессе посещения музеев и выставок рекомендуется четко фиксировать информацию по предлагаемому плану:
1. Название, профиль, тематика музейной или выставочной экспозиции.
2. Сроки и место проведения выставки, адресные данные.
3. Содержание экспозиции (систематические, тематические, ансамблевые экспозиции).
4. Информация о произведениях, памятниках или предметах экспозиции (наименования, авторство, хронология и пр.).
5. Принципы построения содержания экспозиции (историко-хронологический, комплексно-тематический, проблемный).
6. Принципы проектирования экспозиции (образ, пространственное решение, цветовое и световое решения, вербальная и визуальная коммуникация, использование технических средств).
7. Целевая аудитория экспозиции.
8. Образцы имеющейся рекламной продукции музеев и выставок. Данные каждого из пунктов плана нацелены на воплощение информационной (пункты 1–5 и 8), экспрессивной (пункт 6) и суггестивной (пункт 7) функций отчетной продукции. Информация по пунктам 1–5 может быть уточнена с помощью дополнительных источников (литература, периодика, сеть Интернет). Например, для рекламного буклета могут понадобиться данные биографического, научного или научно-популярного характера, иллюстративные материалы соответствующего качества. Собрать эти данные поможет фиксация информации по пунктам 3–5 непосредственно во время посещения мероприятия, а также материалы из пункта 8. В пункте 6 рекомендуется зафиксировать как объективный анализ дизайнерского решения посещенной экспозиции, так и субъективные эмоциональные впечатления от увиденного, что может помочь в работе на следующем этапе. Визуальный анализ (возрастной, социальный и др.) целевой аудитории посещенного мероприятия позволит подобрать знаковые средства или их сочетания, несущие суггестивную нагрузку.
Этап II. На этапе проектирования отчетной полиграфической продукции самостоятельная работа студентов ведется последовательно:
1. Разработка ассортимента отчетных комплектов.
2. Отбор текстового и иллюстративного материала для разработки содержания комплекта.
3. Поиск стилевого и композиционного решения, цветовой гаммы, модульной сетки и шрифтовых гарнитур.
4. Эскизирование макетов рекламной продукции.
5. Подготовка эскизов к текущим консультациям, которые проводятся руководителями музейной практики согласно графику.
6. Предпечатная подготовка макетов рекламной продукции.
7. Формирование отчетного комплекта полиграфической рекламной продукции по трем выставочным мероприятиям или музейным экспозициям.
8. Подготовка и оформление комплектов к отчетной выставке практических работ по музейной практике (проводится в рамках семестровых просмотров учебных работ).
Характер деятельности на данном этапе – проектный и репрезентативный. Поскольку основой деятельности остается работа с информацией, важно помнить ее обусловленность тремя базовыми функциями рекламной коммуникации – информативной, экспрессивной и суггестивной.
Информативная функция реализуется в соответствии с каждой из вышеперечисленных стадий проектной деятельности. Снова рассмотрим эти этапы в контексте передачи информации.
1. Ассортимент отчетного комплекта должен быть нацелен на использование различных способов представления информации о выставке или музейной экспозиции. При этом информация может носить как сигнальный (оповещение), так и познавательный или памятный характер.
2. Текстовый и иллюстративный материал должен максимально полно, точно и качественно представлять информацию. На этой стадии уместно будет воспользоваться данными из дополнительных источников.
3. Такие составляющие компоненты графического дизайна, как стилистика, композиция, цветовое и шрифтовое решение, модульная сетка являются невербальными средствами передачи информации и также подлежат тщательному анализу и отбору.
4. Стадия эскизирования предусматривает проработку различных способов передачи информации, основанную как на аналоговом, так и на инновационном методах проектирования. Эскиз должен решать задачу предварительной фиксации идеи, концепции, структуры продукта, поиска и отбора выразительных средств.
5. Стадия консультаций закрепляет навык редактирования информации, трансформации и дальнейшего совершенствования проекта. Нацелена на развитие у графического дизайнера вариативности и профессиональной гибкости в работе с информацией.
6. Стадия допечатной подготовки отчетной продукции (художественно-технического редактирования) предусматривает подготовку информации к печати с учетом знания технологий и материалов полиграфии.
7. Формирование отчетного комплекта решает задачу максимально эффективного представления информации о выбранных выставочных мероприятиях или постоянных экспозициях. Эффективность обусловлена ассортиментом, функциональностью, эстетической ценностью и качеством исполнения полиграфической рекламной продукции.
8. Этап подготовки отчетной продукции к выставке предусматривает не только задачи репрезентации информации о выбранных мероприятиях, но и демонстрации профессиональных компетенций студентов. Каждый из отчетных комплектов должен быть представлен в сопровождении грамотно организованной информации, содержащей данные об авторе, тематике и ассортименте выполненных проектов.
Постоянно следует помнить о реализации экспрессивной и суггестивной функций рекламной печатной продукции, очень важной в музейной коммуникации. Экспрессивная функция реализуется на этапах 1–3, на которых формируется эмоциональная насыщенность рекламного комплекта с помощью ассортимента (разнообразие в использовании рекламных носителей и форматов полиграфической продукции), вербальной (использование экспрессивных приемов в текстовой части) и невербальной (экспрессия выразительных средств в композиционном, графическом и цветовом решении проекта) составляющих проекта. Экспрессивный фактор также должен быть учтенным на стадии репрезентации (8) – в подготовке полиграфических комплектов к просмотру отчетных работ. Экспрессивная нагрузка в оформлении проектов может быть выражена через компоновку макетов, цветовое решение фона, шрифтовые гарнитуры и пр.
Суггестивная функция также реализуется на стадиях 1–3 и 8. На начальных стадиях проектирования осуществляется поиск суггестивных приемов вербального (использование особенностей целевой аудитории, семиотические приемы, прямые и побудительные обращения к адресату информации и пр.) и невербального (использование цветовой и образной символики, способов привлечения внимания и усиления художественной выразительности и пр.). На стадиях 7 и 8 следует обратить внимание на способность тех или иных рекламных носителей воздействовать на адресата, влиять на восприятие и запоминаемость информации, вызывать ощущение многообразия в единстве.
Важным принципом в процессе проектирования нам представляется соблюдение иерархии (соподчинения элементов). Этот принцип играет особую роль на любой стадии проектной деятельности. В сочетании информационной, экспрессивной и суггестивной нагрузки уже необходимо выбрать основной компонент применительно к каждому из рекламных носителей и видов полиграфической продукции. Например, в афише или продукции сувенирного характера на первый план может быть выдвинут экспрессивный фактор (привлекающий внимание реципиента), тогда как информационный и суггестивный будут сопровождать и дополнять его. В буклете, наоборот, вперед выходит информационная нагрузка, а экспрессия и суггестия становятся дополнительными факторами. Принцип иерархии обусловлен особенностями человеческого восприятия, сила которого обратно пропорциональна количеству имеющих преимущественное значение средств воздействия коммуникатора на реципиента. Согласно иерархическому принципу, в комплексе этих средств должны существовать и взаимодействовать между собой основные и дополнительные коммуникативные возможности.
Этот принцип применим также и к ассортименту продукции, к распределению вербальной информации в каждом из продуктов, к используемым в проекте невербальным выразительным средствам. Иерархический принцип в организации информативной нагрузки проявляется в распределении ее по степени важности (преимущество имеют конкретные данные о мероприятии или экспозиции, которые дополняются и расширяются за счет других данных и иллюстративного материала). Стилевое единство комплекта полиграфической продукции достигается именно с помощью применения принципа иерархии на каждой стадии деятельности, к каждому элементу графического дизайна (композиция, форма, цвет, графика и шрифт). Умение распределять элементы по степени важности обогащается за счет знания структуры полиграфической и рекламной продукции.
Для того чтобы спроектировать не только полиграфический продукт как средство коммуникации, но и его восприятие реципиентом, необходимо изучить и четко осознавать конструктивные особенности каждого рекламного носителя. Например, афиша или плакат, как односторонний формат, должны содержать весь объем информации на одной полосе, что диктует особенно тщательные условия отбора основных и дополнительных компонентов вербального и невербального характера. Наоборот, в рекламной открытке или буклете коммуникация осуществляется поэтапно, на нескольких полосах, что позволяет ввести более сложную и разнообразную иерархическую структуру, например, на первой полосе сделать основное ударение на экспрессию или суггестию, а на остальных полосах сосредоточиться на информативном аспекте. Понятно, что в случае преимущественного значения экспрессивного фактора в дизайнерском решении особая нагрузка приходится на динамическую композицию или цветовое решение. В свою очередь, между этими выразительными средствами тоже следует делать выбор и максимально использовать возможности одного из них. Таким образом, на каждом этапе проектной деятельности, в каждом из его направлений (информативном, экспрессивном, суггестивном) дизайнерское решение обусловлено принципом иерархии, то есть выбором главных и второстепенных компонентов.
Знание методов работы с информацией существенно обогащает дидактическую модель проведения музейной практики студентов-дизайнеров, основной целью которой является формирование их профессиональной компетентности, соответствующей требованиям современного информационного общества.