Вы здесь

Методы и средства обеспечения безопасности полета. Глава II. Показатели риска. Система предупреждения критических режимов (В. Б. Живетин, 2007)

Глава II. Показатели риска. Система предупреждения критических режимов

Всякая система, для которой необходимо предотвращение чрезвычайных ситуаций, имеет внутреннюю и внешнюю систему контроля. Внешняя – это создатели системы предупреждения критических режимов (СПКР), бортового оборудования, а также пилот и вся команда; внутренняя характеризуется реализованными функциональными свойствами СПКР.

Проблемы предотвращения критической ситуации связаны с решением следующих задач: резервирования системы контроля; учета погрешностей системы контроля; нормирования погрешностей системы контроля. Система контроля в общем случае включает человека.

Управление процессом прогнозирования и предотвращения критических ситуаций осуществляет система управления и прогнозирования, включающая человека. Человеческий фактор, технический фактор системы контроля, системный – основа анализа, прогнозирования и предотвращения критических ситуаций, т. е. выхода динамической системы в область критических ситуаций.

Критические ситуации включают несколько состояний: возвратное, невозвратное, частично возвратное [5].

2.1. Вероятностные показатели риска и безопасности полета самолета

2.1.1. Области допустимых значений параметров траектории полета

Рассмотрим три группы параметров, характеризующих состояние ЛА.

1. Параметры мгновенных состояний ЛА в различные моменты времени t [0, T], где Т – время окончания полета.

2. Параметры ЛА, влияющие на траекторию движения, в том числе на управляемость и маневренность, через геометрические размеры, внешнюю конфигурацию, аэродинамические коэффициенты и т. д.

3. Показатели, характеризующие траекторию в целом, т. е. функционалы, определенные на траекториях (дальность полета, продолжительность полета, взлетная и посадочная дистанции, запас топлива и другие).

Некоторые из этих параметров практически не меняются во время эксплуатации, например многие геометрические размеры, а другие могут существенно изменяться в полете. На эти изменяемые параметры накладываются определенные ограничения – задаются допустимые пределы их изменения.

Конец ознакомительного фрагмента.