Глава II. Показатели риска. Система предупреждения критических режимов
Всякая система, для которой необходимо предотвращение чрезвычайных ситуаций, имеет внутреннюю и внешнюю систему контроля. Внешняя – это создатели системы предупреждения критических режимов (СПКР), бортового оборудования, а также пилот и вся команда; внутренняя характеризуется реализованными функциональными свойствами СПКР.
Проблемы предотвращения критической ситуации связаны с решением следующих задач: резервирования системы контроля; учета погрешностей системы контроля; нормирования погрешностей системы контроля. Система контроля в общем случае включает человека.
Управление процессом прогнозирования и предотвращения критических ситуаций осуществляет система управления и прогнозирования, включающая человека. Человеческий фактор, технический фактор системы контроля, системный – основа анализа, прогнозирования и предотвращения критических ситуаций, т. е. выхода динамической системы в область критических ситуаций.
Критические ситуации включают несколько состояний: возвратное, невозвратное, частично возвратное [5].
2.1. Вероятностные показатели риска и безопасности полета самолета
2.1.1. Области допустимых значений параметров траектории полета
Рассмотрим три группы параметров, характеризующих состояние ЛА.
1. Параметры мгновенных состояний ЛА в различные моменты времени t [0, T], где Т – время окончания полета.
2. Параметры ЛА, влияющие на траекторию движения, в том числе на управляемость и маневренность, через геометрические размеры, внешнюю конфигурацию, аэродинамические коэффициенты и т. д.
3. Показатели, характеризующие траекторию в целом, т. е. функционалы, определенные на траекториях (дальность полета, продолжительность полета, взлетная и посадочная дистанции, запас топлива и другие).
Некоторые из этих параметров практически не меняются во время эксплуатации, например многие геометрические размеры, а другие могут существенно изменяться в полете. На эти изменяемые параметры накладываются определенные ограничения – задаются допустимые пределы их изменения.
Конец ознакомительного фрагмента.