Глава 1
Направления регулирования рынка общественного питания
1.1. Общие основы регулирования
Государственное регулирование развития общественного питания (далее ОП) представляет систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями. Целями регулирования являются приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования, а также достижение равновесного роста общей экономической системы.
Необходимость государственного регулирования обуславливается наличием определенных недостатков, присущих рыночному механизму, которые следует корректировать. К основным таким недостаткам относятся:
– рынок не способствует защите среды обитания человека, не соблюдается экологическое законодательство;
– не обеспечиваются забота о здоровье человека, благоприятные условия его жизнедеятельности;
– не создаются стимулы для производства товаров коллективного использования;
– не гарантируется право на труд;
– не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке и другие.
Поэтому государство берет на себя функции создавать равные условия для предпринимательской деятельности, направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, стимулировать создание производств общественных товаров и услуг; заботиться о малоимущих, детях, пожилых людях; принимать меры по сокращению безработицы.
Методы государственного регулирования ОП подразделяют на: правовые, административные, экономические, прямые и косвенные.
Правовое регулирование заключается в установлении государством «правил игры» для производителей товаров и услуг и потребителей, порядка регистрации организаций, порядка и правил государственных проверок; установлении и поддержании института собственности, договорных отношений, правил и обязанностей работников и работодателей в области трудовых отношений.
Административное регулирование заключается в применении административных мер (закрепление, принуждение, разрешение) и включает в себя меры по регулированию, лицензированию и т. д. В рамках административного регулирования осуществляется контроль над ценами.
Экономическое регулирование заключается в воздействии на характер рыночных связей, на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала и т. д. Для этого государство использует бюджетную, фискальную, денежно-кредитную политику, прогнозирование, программирование и планирование.
Прямые методы базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию.
Поскольку общественное питание имеет исключительно важное значение для благополучия и здоровья нации, государственному регулированию в этой области свойственны определенные особенности. Рассмотрим направления и инструменты государственного регулирования ОП.
В настоящее время четко выделяются пять основных направлений государственного регулирования (рисунок 1). Это регулирование организационных вопросов создания, регистрации предприятия, видов его отчетности перед государственными структурами; поддержка малого предпринимательства; вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения; вопросов взаимоотношений между потребителями и производителями услуг ОП; вопросы социального питания.
Рисунок 1. Направления государственного регулирования общественного питания в Российской Федерации
В рамках обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения выделены 4 направления: требования к процессам по организации общественного питания; к качеству и безопасности пищевых продуктов; к санитарной зоне, наличию, составу и расположению помещений; обеспечение здорового образа жизни.
Для реализации направлений государство использует различные инструменты государственного регулирования, а именно государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, лицензирование деятельности в области оборота спирта и спиртосодержащих напитков, регулирование наценки на продукцию, реализуемую при учреждениях общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, организацию смотров, конкурсов, выставок и другие.
1.2. Регулирование организационных вопросов создания, регистрации организации, уведомления о начале деятельности, форм и порядка отчетности
Важными организационными вопросами при создании организации любого профиля деятельности являются:
– длительность и сложность регистрации предприятия;
– необходимость вести налоговый, статистический и бухгалтерский учет;
– выбор налогового режима.
Создание, регистрация организации осуществляется в соответствии с нормами Части I Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), Федеральным законом (ФЗ) от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП)», Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 «О едином государственном реестре юридических лиц»; постановлением правительства от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации ЮЛ, а также физических лиц в ИП». Алгоритм действий при создании и регистрации организации един для всех отраслей экономики, он полно и доступно описан в методическом пособии «Советы предпринимателю» [109, с. 23-26].
Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» упрощается процедура начала деятельности в области торговли и ОП.
В соответствии со статьей 8 данного закона ЮЛ, ИП обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Перечень таких видов деятельности приведен тут же в п. 2 ст. 8 и содержит 37 видов деятельности, в данном перечне указаны также:
1) предоставление услуг ОП организациями общественного питания (ООП);
2) розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с ФЗ);
3) оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с ФЗ).
Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности ЮЛ или ИП предоставляет в уполномоченный орган после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. В данном документе предприниматель подтверждает, что соблюдает все обязательные требования, а также соответствие их работников, осуществляемой ими ПД и предназначенных для использования в процессе осуществления ими ПД территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Несколько отличаются требования к ООП, относящимся к объектам дорожного сервиса. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, ЮЛ и ФЛ, в ведении которых находятся автомобильные дороги, в соответствии со ст. 13 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязаны принимать меры к обустройству этих дорог объектами дорожного сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организовать их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представлять информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов. Обеспечение автомобильных дорог объектами дорожного сервиса регулируется ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги (под придорожной полосой автомобильной дороги понимается прилегающие с обеих сторон к полосе отвода указанной дороги участки земли шириной не менее 50 метров каждый, считая от границы полосы отвода) объектов дорожного сервиса допускается только при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. А также при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов дорожного сервиса и в границах полосы отвода дорог и в границах придорожных полос требуется разрешение, выдаваемое в порядке, установленным Градостроительным кодексом, федеральными органом исполнительной власти, или органом исполнительной власти субъекта РФ, или органом местного самоуправления по согласованию с органами управления федеральными автомобильными дорогами и органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ст. 22 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В ХК организована возможность регистрации ЮЛ не только в инспекциях Федеральной налоговой службы, но и в Многофункциональных центрах (МФЦ), специалисты которых помогают решить проблемы нехватки информации о порядке прохождения процедур и правил подготовки документов при регистрации и недостатка общего количества отделений по приему и выдаче документов. Среднее время регистрации ЮЛ (в целом по всем отраслям экономики) в ХК в 2014 году составляло 13,06 дня при среднем количестве процедур – 4,95 шт. В «дорожной карте» улучшения инвестиционного и делового климата Хабаровского края (ХК) заложены целевые показатели по снижению среднего времени регистрации ЮЛ до 11 дней, и среднего количества процедур, необходимых для регистрации юридических лиц до 4 шт. (Распоряжение правительства Хабаровского края (ХК) от 31.12.2015 № 1042-рп «О плане мероприятий („дорожной карте“) „Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края“»).
Вторым важным вопросом является обязанность вести бухгалтерский, статистический и налоговый учет. Общие требования к ведению бухгалтерского учета закреплены в законодательстве (Федеральный закон РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению»; Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49н «Методические указания инвентаризации имущества и финансовых обязательств»; ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденные Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н; Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учет нематериальных активов“ (ПБУ 14/2007)»; Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учет основных средств“ ПБУ 6/01» и другие).
Требования едины для организаций всех отраслей промышленности, организационно-правовых форм и форм собственности. В то же время законодательством для малых предприятий (МП) существует возможность упрощенного способа бухгалтерского учета, который предусматривает: частичный отказ от применения ПБУ, применение простой системы ведения бухгалтерского учета (без двойной записи); сокращение количества применяемых синтетических счетов; применение упрощенных вариантов учета отдельных хозяйственных операций; упрощенную систему регистров бухгалтерского учета; применение кассового метода учета доходов и расходов; отказ от переоценки и обесценивания активов; составление бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме по самостоятельно разработанным формам. Общие требования сформулированы в Информации Минфина России от 03.06.2015 № ПЗ-3/2015, Информации Минфина России от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016, Рекомендациях для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (приказ Минфина России от 28.02.2013 № 67, письмо Минфина России от 26.02.2014 № 07-01-06/8136), а также Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.
Ведение статистического учета. Официальная статистическая информация является неотъемлемой частью системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности. Система федерального статистического наблюдения за внутренней торговлей является одной из наиболее разветвленных по разнообразию обследуемых хозяйствующих субъектов и методов статистического наблюдения за ними (Приказ Росстата от 24.06.2016 № 301 «Об утверждении официальной статистической методологии по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли»).
Для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) ст. 5 федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» предусмотрены сплошные и выборочные статистические наблюдения. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 79 утверждены правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП.
Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов МСП проводятся один раз в пять лет. Выборочные статистические наблюдения проводятся:
– для малых и средних предприятий – путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности;
– для микропредприятий – путем ежегодных обследований деятельности микропредприятий.
Статистический инструментарий для сплошных наблюдений утвержден Приказом Росстата от 09.06.2015 № 263 «Об утверждении статистического инструментария для организации сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов МСП в 2016 году по итогам за 2015 год».
Организации торговли и ОП с соответствие с законодательством (Приказ Росстата от 12.05.2010 № 185 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей», Приказ Росстата от 10.06.2011 № 272 «Об утверждении порядка подготовки и проведения ежеквартального статистического наблюдения за объемами продажи товаров на розничных рынках», Приказ Росстата от 27.08.2014 № 536 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей») могут представлять:
1. Документацию по институциональным преобразованиям в экономике: основные сведения о деятельности организации, об основных показателях деятельности МП, об основных показателях деятельности микропредприятия, о производстве продукции микропредприятием, о расходах на производство и продажу продукции (товаров, работ и услуг) и результатах деятельности МП.
2. Документацию по макроэкономическим показателям и экономическим балансам: сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов, о наличии, движении и составе контрактов, договоров аренды, лицензий, маркетинговых активов и гудвилла (деловой репутации организации).
3. Документацию по экономической активности населения, оплате и условиям труда работников: сведения о численности и заработной плате работников, о заработной плате работников по профессиям и должностям, о численности и заработной плате работников, о просроченной задолженности по заработной плате, о повышении квалификации и профессиональной подготовке работников организаций, о неполной занятости и движении работников, о численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам, о распределении численности работников по размерам заработной платы.
4. Документацию по оптовой торговле.
5. Документацию по финансам: сведения о финансовом состоянии организации, об использовании денежных средств, о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг), о финансовых вложениях и обязательствах.
6. Документацию по розничной торговле и ОП: обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле, о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли, об обороте оптовой торговли МП, об обороте розничной торговли МП, учет объема розничной продажи алкогольной продукции, о деятельности ИП в розничной торговле, о числе торговых мест на рынках, регистрации объёмов продажи товаров на специализированном розничном рынке (продовольственный рынок), регистрации объемов продажи товаров на универсальном розничном рынке, регистрации объемов продажи товаров на специализированном розничном рынке (сельскохозяйственный рынок).
7. Документацию по ценам и тарифам: сведения о структуре розничной цены на отдельные виды товаров, о составе розничной цены и затратах организаций розничной торговли по продаже отдельных видов товаров, о ценах производителей промышленных товаров (услуг), сведения о ценах приобретения отдельных видов товаров.
8. Документацию по инвестициям: обследование инвестиционной активности организаций, об инвестициях в нефинансовые активы, об инвестиционной деятельности.
Периодически органы статистики запрашивают разовые формы статотчетности. Например, Приказом Росстата от 26.01.2010 № 71 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения за деятельностью ООП как объекта туристской индустрии» утверждена форма № 2-общепит (тур) «Сведения о деятельности ООП как объекта туристской индустрии». Форма заполнялась в 2009 году.
Непредставление со стороны ООП статистической информации, несвоевременное предоставление информации, предоставление недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на ЮЛ – в размере от 20 000 до 70 000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ). Если деяние совершается повторно, то штрафы увеличиваются: для должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.; для ЮЛ – от 100 000 до 150 000 руб.
Система налогообложения ООП устанавливается в соответствии с НК РФ и законом ХК от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в ХК».
В зависимости от определенных критериев ООП могут находиться на следующих системах налогообложения:
1. Общая система налогообложения.
Заключается в организации учета и уплате федеральных и региональных налогов, предусмотренных НК РФ, для ООП это: налог на прибыль организации, налог на имущество. Ставки налогов: налог на прибыль – 20 %, налог на имущество – 2,2 %. В случае владения организацией транспортными средствами рассчитывается и уплачивается также транспортный налог.
Законодательством определены льготы по уплате налога на прибыль и налога на имущество.
2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД). Система устанавливается для отдельных видов деятельности в отношении:
– розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли;
– розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, а также объекты нестационарной торговли;
– оказания услуг ОП, осуществляемых через объекты ООП с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту ООП;
– оказания услуг ОП, осуществляемых через объекты ООП, не имеющих зала обслуживания посетителей.
Условий применения ЕНВД два:
1) средняя численность работников организации не должна превышать 100 человек;
2) доля участия других организаций не должна превышать 25 % (за исключением организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %.
Для ООП, оказывающих услуги в образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения и социального обеспечения, режим ЕНВД не применяется, если оказание услуг ОП является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений. Эта ситуация возникает вследствие того, что ООП оказывают услуги через залы обслуживания посетителей, принадлежащих другим учреждениям, поэтому такие услуги не соответствуют определению «услуги общественного питания» приведенному в ст. 346.27 НК РФ. Такие ООП могут воспользоваться упрощенной системой налогообложения.
Также режим ЕНВД не может быть применен для вагонов-ресторанов, ресторанов теплоходов и других транспортных средств. По разъяснениям Минфина транспортные средства не относятся к местам ОП, указанным в ст. 346.27 НК РФ, поэтому должен использоваться общий порядок налогообложения.
В качестве объекта налогообложения в системе ЕНВД является вменённый доход налогоплательщика, ежемесячная сумма которого рассчитывается по формуле:
∑=[ЕНВД=Бдох*Фпок*К1*К2*0,15%] (1)
где, Бдох – базовая доходность (рублей в месяц), установленная в НК РФ;
Фпок – физический показатель, характеризующий данный вид деятельности (для ОП это площадь торгового зала или количество работников;
К1 – коэффициент-дефлятор;
К2 – корректирующий коэффициент, устанавливаемый органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти, который находится в пределах от 0,005 до 1 включительно.
В качестве физических показателей, установленных для ЕНВД, выбраны: площадь зала или количество работников.
Таблица 1
Значения физических показателей установленных в целях определения ЕНВД для ОП
Коэффициент-дефлятор К1, устанавливается ежегодно приказами Минэкономразвития России, для 2016 года значение показателя равно – 1,798 (ФЗ от 29.12.2015 № 386-ФЗ «Об установлении коэффициента-дефлятора на 2016 год и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год»).
3. Упрощенная система налогообложения (далее УСН).
Ст. 11.1 закона ХК от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в ХК» установлена ставка налога, взимаемого в связи с применением УСН, для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов в размере 8 %.
Ее вправе выбрать и установить субъекты малого предпринимательства, если:
– по итогам 9 месяцев их доходы (определяемые по статье 248 НК РФ) не превысили 112,5 млн рублей, за год не более 150 млн руб.;
– средняя численность работников не превышает 100 человек;
– остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 150 млн рублей.
Если организация или ИП с момента начала своей деятельности планирует использование УСН, в этом случае ей следует уведомить налоговые органы о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет (ст. 346.13 НК РФ). Субъекты, применяющие УСН, обязаны соблюдать действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
Для применения УСН также используется коэффициент-дефлятор, размер его на 2016 год составляет 1,329, установлен приказом Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год».
4. С 1 января 2013 года законом ХК от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в ХК» введена патентная система налогообложения на территории ХК. Эту систему могут использовать предприниматели, занимающиеся отдельными видами деятельности при условии, что средняя численность наемных работников не превысит 15 человек, а выручка не превысит 60 млн рублей. Ставка налога – 6 % от величины потенциального годового дохода.
Система может быть использована для следующих видов предпринимательской деятельности:
1) услуги поваров по изготовлению блюд на дому;
2) услуги ОП, оказываемые через объекты ООП с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту ООП.
При этом предприниматели, перешедшие на патентную систему освобождаются от:
– НДФЛ (в отношении доходов, полученных по патентной системе налогообложения);
– налога на имущество (в отношении имущества, которое используется в деятельности, на которую получен патент), однако ИП ХК, применяющие патентную систему с 2016 года будут являться плательщиками налога на имущество при наличии в собственности недвижимого имущества (торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 2 000 кв. м и помещения в них, включенные в соответствие со ст. 378.2 части II НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества). По данному виду имущества налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, ставка налога установлена на 2016 г. в размере 1 %;
– НДС (в отношении деятельности, на которую получен патент).
Объектом налогообложения является потенциальный доход предпринимателя.
Таблица 2
Потенциально возможный к получению ИП годовой доход по видам ПД, рублей
Составлено с использование информационно-справочной системы «Гарант».
Патент выдается по выбору ИП на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года.
Патентная система пока не получила широкого распространения. По данным И. Каминского, заместителя председателя комитета администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом по экономике, в Межрайонной ИФНС России № 6 по ХК в течение 2015 года приобретен 101 патент, в первом полугодии 2016 года – 84 патента [45]. По данным на 01.10.2016 на территории Центрального района города Хабаровска на 9134 ИП приходится 185 патентов, то есть 2 % от общего числа [84].
Субъекты, применяющие различные специальные налоговые режимы, освобождаются от уплаты части налогов, а именно налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (за исключением подлежащего к уплате при ввозе товаров на территорию РФ), налога на имущество, налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от ПД), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для ПД). Применение специальных налоговых режимов позволяет субъектам ПД снизить налоговые платежи. Это, безусловно, способствует дальнейшему развитию ОП. Однако, как исследовалось ранее автором [54], возможность снижения налогов может приводить к тому, что руководство ООП искусственно дробит единый бизнес, для того чтоб не перейти «пороги» отнесения к субъектам малого предпринимательства, создавая формально независимые предприятия, руководство которых осуществляется из единого центра.
В работе «Динамика оборота общественного питания в Хабаровском крае, факторы на нее влияющие» [53] (рисунок 2) показано, что введение и использование предпринимателями специальных налоговых режимов УСН и ЕНВД, а также введение уведомительного порядка деятельности оказали свое положительное действие на тенденции развития отрасли. Однако влияние этих факторов ограничено по времени.
Рисунок 2. Меры государственной поддержки малого бизнеса в соотношении с трендами развития ОП [53]
Характеризуя возможности бизнеса в ОП, следует отметить, что процедура начала деятельности (организации бизнеса) в нашей стране не самая сложная. Например, Жегулев И., отмечает сложность работы в Англии: ограничивается норма посетителей заведения, невозможность самостоятельно найти помещение под ресторан, невозможность самостоятельного установления режима работы («Новикову с большим трудом удалось продлить время работы на полчаса, хотя заявку подавали на час. Сейчас ресторан закрывается полвторого ночи, что для Лондона редкость (например, Burger & Lobster в Сохо последние заказы принимает в 10 вечера)», значительное количество согласований и т. д. Кроме того, Жегулев И. отмечает значительную налоговую нагрузку «Средняя налоговая нагрузка в Англии – около 40 %. Налог на прибыль до £300 000 составляет 20 %, если прибыль больше – до 27 %» [34]. Пелькова С. В. и Кочемазова Н. В. [77], анализируя зарубежную практику налогового стимулирования малых и средних предприятий, показывают, что не во всех странах в этих целях используют специальные налоговые режимы: например, в США и Великобритании к субъектам МСП применяют обычные налоговые правила, предусматривающие лишь отдельные исключения и льготы. И даже в тех странах, где установлен упрощенный налоговый режим декларирования прибыли и уплаты налогов, ставки налогов значительно выше, чем в России. Например, во Франции пониженная ставка налога на прибыль составляет 19 %, основная 33,8 % (в России, ставка УСН – 6 % при объекте «доходы», 8 % при объекте налогообложения «доходы минус расходы»).
Особенностью бизнеса в ОП является возможность генерирования наличности. Несмотря на возможности снижения сумм налогов в связи с использованием УСН, ЕНВД, патентной системы велик соблазн сокрытия части наличной выручки от реализации. Одним из последних примеров является, возбуждение уголовного дела Главным следственным управлением Следственного комитета России по городу Москве в отношении крупной ресторанной сети «Корчма Тарас Бульба» по статье 199 УК России (уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере), когда руководство ООО «Престиж», входящего в ресторанную сеть, в течение трех лет уклонялось от уплаты налогов, не отражая в налоговых декларациях действительные суммы доходов и занижая налоговую базу, в результате в бюджет страны не был уплачен НДС и налог на прибыль на общую сумму, превышающую 112 млн рублей [107].
На сегодняшний день в нашей стране сформировано четкое правовое поле для ведения предпринимательской деятельности. Не смотря на единство требований по регистрации, порядку ведения учета и отчетности предприятий для предпринимателей в сфере ОП установлены некоторые преимущества, а именно: уведомительный порядок начала деятельности, существует возможность выбора специальных налоговых режимов, существенно снижающих налоговые платежи, есть возможность ведения бухгалтерского учета по упрощенной форме.
1.3. Поддержка малого предпринимательства
В ОП значительную долю представляют субъекты малого предпринимательства, критерии отнесения к ним изложены в ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии МСП в РФ» и постановлении Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов МСП». Особенностей государственной поддержки субъектов МСП в ОП не выявлено. Комплекс мер государственной поддержки един для организаций всех отраслей экономики.
Критериями отнесения к субъектам малого предпринимательства в настоящее время являются:
1. Требования о не превышении 25-процентной доли в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных ЮЛ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов.
2. Требование о не превышении 49-процентной доли в уставном (складочном) капитале других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также иностранных организаций.
3. Требования к средней численности работников и предельному размеру годовой выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость:
– для микропредприятий (средняя численность до 15 чел.) – 120 млн рублей;
– для МП (от 16 до 100 человек) – 800 млн рублей;
– для средних предприятий (от 101 до 250 человек) – 2 млд рублей.
Или требования к балансовой стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), которая определяется в соответствии с ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденных приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н и ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденных приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.
Ключевые направления государственной поддержки предпринимательства показаны на рисунке 3. В соответствии со ст. 7 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» государственная политика предусматривает:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощённая система ведения бухгалтерской отчетности для МП, осуществляющих отдельные виды деятельности;
3) упрощенный порядок составления субъектами МСП статистической отчетности;
4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами МСП государственное и муниципальное имущество;
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора);
7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов МСП;
8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов МСП.
Рисунок 3. Направления государственной поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае
Основные задачи государственного регулирования в ХК в этом направлении зафиксированы в п. 3.1. Краевой целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2010-2012 годы», утвержденной Постановлением правительства ХК от 23.07.2009 № 214-пр, и в настоящее время это:
– повышение конкурентоспособности субъектов МСП на внутренних и внешних рынках;
– расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам;
– улучшение стартовых условий для ПД;
– развитие инфраструктуры поддержки МСП;
– совершенствование подготовки кадров для МСП;
– вовлечение молодежи и студенчества в ПД;
– совершенствование нормативной правовой базы и правового обеспечения ПД;
– консолидация и структурирование предпринимателей в объединения, повышение роли саморегулируемых организаций предпринимателей и повышение их социальной ответственности;
– содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие МСП;
– проведение территориальной политики для развития субъектов МСП;
– развитие деловой активности населения края за счёт повышения интереса к ПД.
В ХК был разработан комплекс мер по поддержке малого предпринимательства. Обращаем внимание, что в качестве одного из приоритетных направлений деятельности на 2010-2012 годы указанного в п. 3.2. Краевой целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2010-2012 годы» в которых необходимо стимулировать развитие МСП, называлось развитие общедоступной сети ОП и торговли в сельских и северных районах края.
В качестве мер государственной поддержки предусматриваются:
1) в области нормативно-правового, аналитического и организационного обеспечение МСП: совершенствование действующей нормативной правовой базы, регулирующей деятельность МСП; проведение аналитических, научно-исследовательских работ и социологических опросов по вопросам потенциала развития МСП; ведение реестра субъектов МСП – получателей государственной поддержки, а также мероприятия, способствующие формированию позитивного общественного мнения о предпринимательстве и пропаганде его социальной значимости;
2) в области повышения конкурентоспособности субъектов МСП: поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства; развитие инфраструктуры поддержки МСП; содействие субъектам МСП в области инноваций и производственной деятельности, а также повышению квалификации кадров в малом и среднем бизнесе;
3) в области развития молодежного предпринимательства: проведение среди молодежи конкурсов по основам предпринимательских знаний; содействие созданию и развитию молодежных, студенческих бизнес-инкубаторов, содействию созданию и развитию межвузовского маркетингового центра;
4) в области содействия сокращению административных барьеров в развитии предпринимательства: проведение мониторинга административных препятствий для развития МСП, организация совещаний, круглых столов, конференций по проблемным вопросам, обеспечение работы телефона доверия;
5) в области совершенствования информационно-консультационной и методической поддержки: осуществление системы дистанционного консультирования субъектов МСП северных и сельских районов края; создание и развитие института бизнес-консультантов на базе Фонда поддержки малого предпринимательства края; развитие официального сайта «Малый и средний бизнес ХК»; содействие выпуску специальных программ, тематических рубрик в средствах массовой информации по различным аспектам ПД; издание и распространение методических, информационных и справочных материалов для предпринимателей, органов местного самоуправления;
6) в области развития взаимодействия и социального партнерства органов власти и предпринимательства: содействие созданию и развитию деятельности саморегулируемых организаций предпринимателей, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов МСП; проведение общественной экспертизы проектов краевых нормативных правовых актов по вопросам, влияющим на деятельность субъектов МСП края; содействие субъектам МСП-работодателям в их объединении, развитию социального партнерства.
Основными нормативными и программными документами в ХК за последнее десятилетие являлись:
– распоряжение правительства ХК от 31.12.2015 «О плане мероприятий („дорожной карте“) „Улучшение инвестиционного и делового климата ХК“»;
– постановление правительства ХК от 22.09.2015 № 312-пр «О распределении субсидий, предоставляемых из краевого бюджета муниципальных образований края на реализацию муниципальных программ развития и поддержки МСП в ХК в 2015 году»;
– закон ХК от 29.05.2013 № 284 «О развитии МСП в ХК»;
– постановление правительства ХК от 17.04.2012 № 124-пр «Об утверждении государственной программы ХК „Развитие МСП в ХК на 2013-2020 гг.“»;
– постановление правительства ХК от 08.10.2009 № 299-пр «О реестре субъектов МСП ХК – получателей поддержки»;
– постановление правительства ХК от 23.07.2009 № 214-пр «О краевой целевой программе „Развитие и поддержка МСП в ХК на 2010-2012 годы“»;
– решение хабаровской городской думы от 23.01.2007 № 388 «Об утверждении городской целевой программы „Развитие и поддержка МСП в г. Хабаровске на 2007-2009 годы“»;
– постановление главы администрации ХК от 19.10.2000 № 361 «О Программе развития и поддержке малого предпринимательства в ХК на 2001-2003 годы»;
– закон ХК от 25.12.1998 № 81 «О краевой целевой программе „Развитие и поддержка малого предпринимательства в ХК на 1999-2000 гг.“»;
– закон ХК от 28.12.1996 № 92 «О краевой целевой программе „Развитие и поддержка малого предпринимательства в ХК на 1997-1998 гг.“» и другие документы.
Информация по формам, способам, срокам поддержки предпринимателей распространяется в СМИ, Интернет, телевидении. Например, на официальном сайте министерства экономического развития края (страница: https://msb.khabkrai.ru/infrastructure/МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС ХАБАРОВСКОГО КРАЯ (дата обращения 14.12.2016 г.)) размещена информация об инфраструктурных организациях, предлагающих услуги предпринимателям, а именно:
– Хабаровский краевой центр субконтрактации, khabarovsk.subcontract.ru. Оказывает услуги по содействию в развитии межрегиональных и международных корпоративных связей; продвижению товаров и услуг предпринимателей.
– Краевое агентство содействия предпринимательству, kcsp27.ru. Оказывает услуги: предоставления субсидии СМСП в различных направлениях по региональным и муниципальным программам развития; содействия в создании и формировании системы поддержки МСП, оказание им информационной, консультационной, методической и иных видов поддержки; организации и проведения конференций, форумов, встреч, семинаров, тренингов для субъектов МСП; проведения выставок, ярмарок.
– Фонд поддержки малого предпринимательства ХК, fond27.ru. Оказывает услуги предоставления микрозаймов СМСП на льготных условиях кредитования. Фонд организует работу курсов «Начинающий предприниматель». С 2009 года курсы окончили более 100 человек [79]. Программа обучения включает в себя основные вопросы организации бизнеса, его государственное регулирование, вопросы бизнес-планирования. После обучения и при успешной защите своего бизнес-плана начинающий предприниматель получает безвозмездную субсидию на организацию своего бизнеса.
– Гарантийный фонд ХК, garantfond27.ru. Оказывает услуги содействия кредитованию предпринимателей путем предоставления поручительства. С 2010 года предприниматели, не имеющие достаточного залогового обеспечения, имеют возможность получить кредит под госгарантию до 7 млн рублей, и поручительством в размере 70 % от суммы. По состоянию на июль 2013 года Гарантийным фондом предоставлено 112 поручительств на сумму около 364 млн рублей, что позволило субъектам МСП получить кредитных ресурсов на сумму 669 млн рублей [80].
– Центр интегрированной поддержки субъектов МСП ХК, i.belova@fond27.ru. Оказывает услуги: поддержки в продвижении продукции, услуг, проектов; содействию в формировании положительного имиджа субъектов МСП в форме участия в выставках-ярмарках в г. Хабаровске и в регионах РФ.
– Комсомольский-на-Амуре краевой бизнес инкубатор, hkbp.ru. Оказывает услуги: аренды офисных и производственных площадей; сопровождения бухгалтерского учета; юридические услуги; управленческого учета, подготовки отчетности.
– Индустриальный парк «Авангард», grodenal@hotmail.com. Оказывает услуги привлечения инвесторов (резидентов).
– Дальневосточное агентство содействия инновациям (ДАСИ), dasi27.ru. Оказывает услуги: консультации по вопросам коммерциализации проекта на любой стадии его готовности – от идеи до инвестиций (инженерные решения); финансовой поддержки, сопровождения проектов.
– Агентство инвестиций и развития ХК, khabkrai-invest.ru. Оказывает услуги: сопровождение инвестиционных проектов по принципу одного окна, информационно-консультационной поддержки инвесторам и инициаторам проектов; продвижение инвестиционных проектов в России и за рубежом.
– АНО Агентство содействия инвесторам и разработчикам, asir27.ru. Оказывает услуги: поиска, экспертизы и подготовки к инвестированию инновационных проектов на посевных и послепосевных стадиях, независимого контроля за ходом реализации проинвестированных проектов; продвижения имеющихся разработок и технологий для внедрения на промышленных предприятиях края, популяризация инвестиционной деятельности бизнес-ангелов.
К сожалению, деятельность части данных инфраструктурных организаций направлена на поиск инновационных, прорывных идей и проектов и «вывоз» их с территории ХК.
На этом же сайте размещены реестры получателей государственной поддержки (Страница: https://msb.khabkrai.ru/reestr-smsp-poluchatelei-podderzhki/). Например, в реестре получателей поддержки за 2014 год имеется 2001 запись (то есть 2001 организация или ИП получили различные виды поддержки).
В Хабаровске постоянно работает горячая линия по вопросам устранения барьеров в развитии предпринимательства. Обращения хабаровчан принимаются по телефону 40-91-16 в рабочие дни с 9 до 13 и с 14 до 18 часов, в нерабочие дни включен автоответчик [39]. В 2014 году на телефон прямой линии поступило 48 обращений [47]. «Горячая линия» по антикоррупционной политике, действует также в микрофинансовой организации «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края», его номер 8 (4212) 752-777, доб. 203 (информация с сайта Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края. URL: http://www.fond27.ru/news/item/3795/ (дата обращения 11.02.2017)).
Бюджетные ассигнования по некоторым муниципальным программам, по направлению предпринимательства г. Хабаровска в 2016 году (решение Хабаровской городской думы от 27.09.2016 № 395 О внесении изменений в решение Хабаровской государственной думы от 22.12.2015 № 223 О бюджете городского округа «Город Хабаровск» на 2016 год) составили 25 384,6 тыс. руб., в том числе по программам «Инновационное развитие города Хабаровска» 1114,5 тыс. руб., «Повышение инвестиционной привлекательности городского округа „Город Хабаровск“ на период до 2020 года» – 10413,5 тыс. руб., «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске» – 9666,2 тыс. руб., «Молодежь Хабаровска Подпрограмма „Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность на 2014-2020 годы“» – 4190,5 тыс. рублей.
В тоже время, анализируя направления поддержки предпринимательства, не выделены специальные меры для ОП. В работе Елисеевой О. А., Попова Д. А. [33] ОП было рассмотрено в свете региональных инвестиционных программ. Подчеркивая существенную работу региональных органов власти в области содействия инвестиций, авторы, однако, не привели примеров поддержки инвестиционных проектов в области ОП.
Мониторинг итогов многочисленных конкурсов поддержки предпринимательства показал, что проекты в области ОП встречаются редко. За последние годы можно отметить только проект фермерской уличной еды «Shonkel» ООО «ЯММИ», получивший грант на 120 тыс. руб. на конкурсе «Молодежный бизнес-проект» в 2015 году [69].
Таким образом, в ХК сформирован механизм поддержки малого предпринимательства, включающий цели, задачи, программные документы, обратную связь, систему консультационных, информационных, финансовых инструментов и т. д. В то же время, поддержка предусматривается «для всех» предпринимателей. Поскольку существуют существенные отраслевые особенности организации и ведения бизнеса в различных отраслях экономики важно наметить и реализовывать меры, направленные на отраслевую поддержку бизнеса. Для ОП в области получения субсидий, грантов и других мер предприятиям необходима более широкая информационная, консультационная помощь, а также помощь в обучении и повышении квалификации.
1.4. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
В соответствие со ст. 1. ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическим благополучием (далее СЭБ) населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
СЭБ обеспечивается комплексом мер, в том числе соблюдением гражданами, ИП и ЮЛ санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Обязанностями ИП и ЮЛ в соответствии с осуществляемой ими деятельностью зафиксированы в ст. 11. ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», это:
– выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
– разработка и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
– обеспечение безопасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
– осуществление производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
– проведение работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разработка методов контроля за факторами среды обитания;
– своевременное информирование населения, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу СЭБ населения;
– наличие официально изданных санитарных правил, методов и методики контроля факторов среды обитания;
– осуществление гигиенического обучения работников.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения указаны в ст. 17. ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законодательством предъявляются следующие требования:
1. При организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
2. При организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты, установлении норм пищевого довольствия для военнослужащих, а также при установлении норм питания для лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.
3. При установлении минимальных социальных стандартов уровня жизни населения, гарантируемых государством, должны учитываться физиологические нормы питания человека.
Нормативные документы в этой области условно можно разделить на следующие группы:
1. Нормативные документы, регулирующие требования к объектам ОП и процессам по организации питания. К этой группе относятся:
– требования к санитарно-защитным зонам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
– требования к ООП, к размещению организаций, к водоснабжению и канализации, к вентиляции, кондиционированию, отоплению, освещению помещений, условиям труда работающих, к планировке, размещению и устройству помещений, к оборудованию, инвентарю, к приему, хранению пищевых продуктов, изготовлению и оборотоспособности и обороту в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения», ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания Классификация и общие требования», ГОСТ 30390-2013 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия», СП 2.3.6.1079-01, СП 2.3.6.1066-01; СП 2.3.6.2202-07; требования к временным ООП быстрого обслуживания СП 2.3.6.1254-03);
– требования к предприятиям ОП, размещенным в других учреждения, организациях (СП 2.3.6.1066-01; СанПиН 2.1.3.1375-03; СП 2.2.9.2510-09; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03);
– требования к организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01; примерные программы производственного контроля на предприятиях ОП, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.07.2002 № 26, письмом Роспотребнадзора от 13.04.2009 № 01/4801-9-32 «О типовых программах производственного контроля»);
– гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов в целях обеспечения безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов в процессе производства, хранения, транспортировки и оборота, а также при их разработке и постановке на производство (ГОСТ Р 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению», СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», СанПин 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», СанПиН 2.1.4.1074-01).
2. Нормативные документы, регулирующие деятельность по организации питания в отдельных учреждениях и отдельных групп потребителей:
– санитарно-эпидемиологические требования к организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.1.1249-03);
– гигиенические требования при организации питания больных в лечебных учреждениях (СанПиН 2.1.3.1275-03);
– гигиенические требования к условиям труда инвалидов (СП 2.2.9.2510-09);
– санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (СанПиН 2.4.5.2409-08);
– требования к обустройству, оборудованию, содержанию пунктов общественного питания на железнодорожном транспорте (СП 2.5.1198-03);
– требования к организации питания при перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов (СП 2.5.1277-03);
– требования к организации питания детей в детских и подростковых нетрадиционных оздоровительных лагерях и многодневных походах в Хабаровском крае, в летних лагерях с дневным пребыванием и при организации общественно-полезного труда школьников в летнее время (ТСанПиН 2.4.4.003-99, ТСанПиН 2.4.4.002-99);
– требования к оборудованию пищеблока и технологии приготовления пищи, гигиенические требования к организации питания, нормы питания воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (СанПиН 2.4.1201-03).
3. Документы, устанавливающие требования к дезинсекционным, дератизационным, противоэпидемическим мероприятиям:
– требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение распространения заболеваний брюшным тифом и паратифами, острыми кишечными инфекциями (СП 3.1.1.1117-02, СП 3.1.1.2137-06);
– требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих (СанПиН 3.5.2.1376-03);
– требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности (СП 3.5.1378-03);
– требования к проведению дератизационных мероприятий (СП 3.5.3.3223-14).
4. Документы, устанавливающие требования к качеству и безопасности продуктов и решающие следующие вопросы:
– полномочия органов государственной власти в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, инструменты государственного регулирования (государственное нормирование, регистрация пищевых продуктов, государственный контроль и надзор, мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения), общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, ответственность за нарушение законодательства (ФЗ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»)
– принципы технического регулирования (ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»);
– технические регламенты на пищевые продукты (ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания», ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств»;
– требования к информации на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, реализуемые в оптовой и розничной торговле, поставляемые ООП (ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования»);
– обязанность прохождения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах, которые связаны с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере ОП и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями (ФЗ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности продуктов»). Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников утверждён Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 № 302н. Порядок проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, установлен Инструкцией, утверждённой Приказом Минздрава России от 29.06.2000 № 229. В случае привлечения иностранной рабочей силы работодателям рекомендовано организовать прохождение иностранными гражданами гигиенической подготовки и медицинских осмотров при привлечении их к деятельности, связанной с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, а также создать надлежащие санитарно-гигиенических условия проживания, питания, водоснабжения иностранных рабочих.
– гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, организация деятельности Роспотребнадзора по осуществлению государственной регистрации, оценке безопасности, обороту пищевых продуктов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов растительного происхождения, санитарно-эпидемиологические требования к органическим продуктам, требования безопасности и пищевой ценности специализированных пищевых продуктов для питания спортсменов (СанПин 2.3.2.1078-01).
В соответствие со ст. 55 ФЗ от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за нарушение санитарного законодательства предусмотрены три вида ответственности: дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
В части административной ответственности ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрен административный штраф:
– на граждан в размере от 100 до 500 руб.;
– на должностных лиц – от 500 до 1000 руб.;
– на лиц, осуществляющих ПД без образования ЮЛ, – от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
– на ЮЛ – от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Пунктом 6.3.1. за нарушение законодательства РФ в области генно-инженерной деятельности, выразившееся в использовании генно-инженерно-модифицированных организмов и (или) продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, которые не прошли государственную регистрацию в случае, если государственная регистрация предусмотрена указанным законодательством, или срок действия свидетельства о государственной регистрации которых истек, либо в использовании генно-инженерно-модифицированных организмов не в соответствии с целями, для которых они зарегистрированы, либо в нарушении специальных условий использования генно-инженерно-модифицированных организмов, в том числе при производстве конкретного вида продукции, предусмотрено наложение административного штрафа:
– на должностных лиц в размере от 10 000 до 50 000 руб.;
– на ЮЛ – от 100 000 до 500 000 руб…
Согласно ст. 6.6 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа:
– на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.;
– на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 руб.;
– на лиц, осуществляющих ПД без образования ЮЛ, – от 5 000 до 10000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
– на ЮЛ – от 30000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, установлена в ст. 236 УК РФ, а именно такое нарушение наказывается:
– штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;
– лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
– обязательными работами на срок до 360 часов;
– исправительными работами на срок до 1 года;
– ограничением свободы на срок до 1 года.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
К вопросу обеспечения здоровья и благополучия населения относится также вопрос о курении в ООП.
С 2010 года в прессе проводилась активная кампания, направленная на ограничение курения в общественных местах. Итогом явилось принятие закона РФ от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Ст. 12 данного закона вводится запрет курения в помещениях, предназначенных для предоставления услуг торговли и ОП.
КоАП РФ в ст. 6.24 за нарушение запрета курения табака на отдельных территориях установлен административный штраф на граждан в размере от 500 до 1000 рублей.
В ст. 6.25 за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения установлен административный штраф:
– на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
– на ЮЛ – от 30 000 до 60 000 рублей.
За несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака предусмотрен административный штраф:
– на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей;
– на ЮЛ – от 50 000 до 80 000 рублей.
За неисполнение ИП или ЮЛ обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, предусмотрен административный штраф:
– на ИП в размере от 30 000 до 40 000 рублей;
– на ЮЛ – от 60 000 до 90 000 рублей.
Организации гостиничного бизнеса и ОП уже запретили курение в принадлежащих им холлах, барах, ресторанах. Поскольку, по данным предварительных опросов общее количество курящих посетителей меньше некурящих. Например, по опросам посетителей сети отелей «Катерина» число некурящих посетителей превышает число курящих в 10 раз [19]. Идея о запрете курения нашла поддержку и в Федерации рестораторов и отельеров. По словам вице-президента Федерации А. Иванова, продажа сигарет не является бизнесом для рестораторов, поэтому он поддерживает систему ограничения курения. Запрет курения, по его мнению, лучше осуществлять с помощью пошагового графика, что даст возможность к моменту полного запрета курения рестораторам перестроить свой бизнес [113].
Запрет курения во многих зарубежных странах показал, что при желании достаточно просто обойти этот запрет. Курильщики собираются в закрытых баках, кафе. Предприимчивые владельцы приобретают лицензии табачного киоска [14] или организуют «общества табакозависимых», выдают членам общества членские книжки (например, по словам владельца бара Р. Пийримеэс, Тартуское общество табакозависимых выдало более тысячи членских карточек [48]) и заказывают закрытое обслуживание для членов общества. Поэтому посетитель, имея в кармане членскую карточку, может спокойно курить в этом баре.
Отдельно рассматривается вопрос о запрещении курения кальяна в общественных местах, в том числе и в организациях торговли и ОП. В 2011 году по инициативе депутатов заксобрания Санкт-Петербурга в Госдуму внесен проект изменения в кодекс административных правонарушений в котором предусматривается запрет на предоставление услуг кальяна. За нарушение предлагается взимать штраф от 500 до 1500 рублей для граждан, от 20 до 30 тыс. руб. для должностных лиц и от 100 до 300 тыс. руб. для ЮЛ [11].
Законом ХК от 27.04.2016 № 184 «Об ограничении курения табака в отдельных общественных местах на территории ХК» установлены места, в которых курение табака запрещено: для общественного питания ограничение курения вводится на расстояние менее 5 метров от входов в помещения, предназначенные для предоставления услуг общественного питания
Таким образом, выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц является обязанностью ИП и ЮЛ, осуществляющих деятельность ОП. Выполнение данных требований контролируется государственными органами. За невыполнение норм законодательства предусмотрены административная и уголовная ответственность.
1.5. Отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания
Нормативной основой регулирования отношений между исполнителями и потребителями являются документы: ГК РФ Части I и II, ФЗ РФ от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Законом «О защите прав потребителей» устанавливаются права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца), права потребителя на безопасность товара (работы, услуги), на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и товарах (работах, услугах), ответственность изготовителя (исполнителя, продавца).
Вторая глава данного закона посвящена защите прав потребителей при продаже товаров. Устанавливаются права потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков, сроки предъявления претензий, порядок устранения претензий изготовителем (продавцом), случаи замены товара ненадлежащего качества, ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя, права потребителя на обмен товара ненадлежащего качества.
В третьей главе устанавливаются гарантии по защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) – сроки выполнения работ (оказания услуг), последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг), права потребителей при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) сроки устранения недостатков и другие положения.
В четвертой – основные положения государственной и общественной защиты прав потребителей.
В сфере ОП действуют также Правила оказания услуг ОП, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг ОП». Данный документ разработан в целях обеспечения прав потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья. Исполнитель услуг вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству РФ (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде).
Правила оговаривают:
– информацию об услугах, которую исполнитель обязан довести до сведения потребителей (перечень услуг, цены, фирменное наименование предлагаемой продукции с указанием способов приготовления и входящих в состав ингредиентов, объемы порций и емкости бутылки предлагаемого алкогольного напитка и об его объеме порций, сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов макро и микроэлементов);
– порядок оказания услуги ОП;
– действия потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги.
Основными правами ООП в соответствии с законодательством являются:
– самостоятельность при установлении режимов работы (кроме государственных предприятий);
– возможность устанавливать правила поведения потребителей, не противоречащие законодательству РФ;
– самостоятельность в определении перечня оказываемых услуг ОП.
Основные обязанности ООП в области защиты прав потребителей:
– необходимость предоставление информации потребителю о дате и сроках приостановления своей деятельности в случае временного приостановления деятельности;
– соблюдение установленных в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах обязательных требований безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества;
– обязанность наличия книги отзывов и предложений потребителей и обязанность предоставления ее по требованию потребителей;
– предоставление потребителю информации о наименовании организации, месте ее регистрации, типе, классе, режиме работы, о государственной регистрации ИП;
– предоставление потребителю полной и достоверной информации об услугах;
– выдача потребителю документа, подтверждающего оплату услуг (кассовый чек, счет или иной);
Конец ознакомительного фрагмента.