Инструментальные средства бизнес-моделирования
Моделирование бизнес-процессов является важной составной частью проектов по созданию крупномасштабных систем ПО организационно-экономических систем. Отсутствие таких моделей является одной из главных причин неудач многих проектов.
Назначением будущего ПО организационно-экономических систем является, в первую очередь, решение проблем бизнеса. Требования к ПО формируются на основе бизнес-модели, а критерии проектирования систем прежде всего основываются на наиболее полном их удовлетворении.
Модели бизнес-процессов являются не просто промежуточным результатом, используемым консультантом для выработки каких-либо рекомендаций и заключений. Они представляют собой самостоятельный результат, имеющий большое практическое значение.
Бизнес-моделирование (деловое моделирование) – деятельность по формированию моделей организаций, включающая описание деловых объектов (подразделений, должностей, ресурсов, ролей, процессов, операций, информационных систем, носителей информации и т. д.) и указание связей между ними. Требования к формируемым моделям и их соответствующее содержание определяются целями моделирования.
Бизнес-моделированием также называют дисциплину и отдельный подпроцесс в процессе разработки программного обеспечения, в котором описывается деятельность компании и определяются требования к системе. То есть те подпроцессы и операции, которые подлежат автоматизации в разрабатываемой информационной системе.
Нередко бизнес-моделирование сочетается с управленческим консалтингом, призванным выработать рекомендации по совершенствованию системы управления. В этом случае производится:
– анализ опыта других организаций (близких по профилю, отрасли, рынку, методам ведения бизнеса и т.д.), связанного с внедрением информационных технологий;
– определение целей проекта в контексте повышения эффективности решения существующих управленческих задач и возможности внедрения принципиально новых управленческих технологий;
– определение укрупненных показателей эффективности бизнес-процессов, подлежащих автоматизации (целевых бизнес-процессов), и формирование первоначальных критериев успешности проекта реорганизации управления на основе внедрения новых программных средств;
– определение приемлемого объема финансирования проекта.
При проведении управленческого консалтинга, направленного на выработку рекомендаций по совершенствованию системы управления предприятием проводятся следующие работы.
– Диагностика текущего состояния и тенденций развития предприятия.
– Выявление ключевых внутренних и внешних проблем.
– Анализ баланса сил, интересов и целей, распределения полномочий и ответственности среди участников (учредителей) и руководства предприятия и разработка рекомендаций по их корректировке.
– Подготовка рекомендаций по целевому планированию.
– Разработка предложений по корректировке стратегии развития организации.
– Анализ функционирования основных подсистем управления организацией и подготовка предложений по их совершенствованию.
– Анализ соответствия организационно-функциональной структуры организации стратегии ее развития и подготовка рекомендаций по совершенствованию оргструктуры.
– Выявление проблем информационного обеспечения системы управления организацией и оценка затрат на их решение.
На сегодняшний день в моделировании бизнес-процессов преобладает процессный подход. Его основной принцип заключается в структурировании деятельности организации в соответствии с ее бизнес-процессами, а не организационно-штатной структурой. При этом, модель, основанная на бизнес-процессах, содержит в себе и организационно-штатную структуру предприятия.
Наиболее популярными специализированными инструментами описания бизнес-процессов являются:
– Business studio (см. Приложение 1);
– ARIS (см. Приложение 2);
– Casewise Corporate Modeler Suite (см. Приложение 3);
– AllFusion Process Modeler (см. Приложение 4);
– PayDox (см. Приложение 5).
Наряду с ними применяются инструменты для описания, имитации и анимации бизнес-процессов:
– AnyLogic (см. Приложение 6);
– GPSS;
– IBM WebSphere Business Modeler.