1. Что такое юридическая клиника?
В современном обществе, ещё с момента появления юриспруденции, существует стереотип, что юридические услуги по сравнению с остальными платными услугами являются наиболее дорогостоящими. Весьма распространены и убеждения, что юрист – это человек, который наравне со своей профессиональной деятельностью, преследует также коммерческие цели, т.е. извлечение прибыли, причём самым негативным способом – наживаясь на правовых проблемах своих доверителей. Однако, несмотря на устоявшиеся взгляды, среди представителей именно этой профессии появился тип личности, в купе с индивидуальными качествами и навыками которого, высвечивалась программа развития государства, забота и тревога о положении дел, как у своих клиентов, так и в целом.
Любого специалиста определенной направленности, рано или поздно сравнивают с хирургом, и в первую очередь, это связано с тем, что деятельность специалиста сравнима со слаженной и доведенной до автоматизма операцией, где один человек искусно управляет целым процессом. Как и у любого опытного хирурга, сердцу юриста также свойственен холод и твердость, с которым он принимает то, или иное дело, и не свойственно удивление чему бы то ни было – открытому проявлению несправедливости, глупости своих доверителей и т. д. Сразу вспоминаются слова Ф. Ницше:
– «Борясь с чудовищами, нужно остерегаться, чтобы самому не стать чудовищем. Чем больше ты вглядываешься в бездну, тем глубже она вглядывается в тебя».
Таким образом, вместе с проявлением профессионального подхода, нередко теряются чувства сострадания и неравнодушного отношения к делу, но это ни коим разом не означает, что юрист не может сочетать в себе житейские человеческие эмоции и профессиональные навыки, также как и что эти понятия взаимоисключают друг друга. И первая рекомендация этого методического пособия – целиком и полностью основана на приведенных выше выводах, а также на юридической практике:
Быть гуманным – человечным. Что означает – выражать любовь, внимание к человеку, уважение к личности; стремление не причинять страданий насколько это возможно; сочетать в себе нравственность и волю как систему собственных правил поведения, восстанавливающих доброту и подавляющих эгоизм, а также как душевную силу, формирующую доброе и нравственное поведение в противоборстве с человеческим эгоизмом.
Перед тем как приступить к следующим рекомендациям, перечислению и дальнейшему раскрытию качеств и навыков, необходимых клиницистам, следует остановиться на том, что представляет собой юридическая клиника, каковы основные цели её функционирования, а также на её значении и необходимости, поскольку именно эти вопросы интересуют студентов, вступивших в ряды юридической клинике.
Впервые словосочетание «юридическая клиника», впоследствии ставшее термином, употребил Дмитрий Иванович Мейер – российский юрист-цивилист, общественный деятель и доктор права, в 1855 году в статье «О значении практики в системе юридического образования», он первым в России сравнил юридическую помощь – с той, что оказывается людям в медицинских клиниках. А в 1897 году присяжный поверенный (адвокат в Российской Империи) Иосиф Соломонович Иосилевич выдвинул идею, ставшей в современной юридической практике весьма символичной:
«Вместо отвлеченного рассуждения о теоретическом правиле, демонстрируйте пред читателем конкретное дело, откройте ему лабораторию юристов-практиков, разверните пред ним весь процесс борьбы, которая происходила между сторонами или между ними и судом, и это принесет, по моему мнению, двойную пользу. С одной стороны этим путем лучше усвояется самое теоретическое правило, а с другой, что еще важнее, знакомишься со способом применения правовых начал, со способом постановки диагноза дела и лечения его и, таким образом, приобретается знание и искусство вместе. Это будет своего рода юридическая клиника, которой, к сожалению, у нас нет…»1
И. С. Иосилевич, тем самым, выразил мнение, что практика осуществляемая студентами параллельно с изучением теории, имеет «двойную пользу». Вместе с тем, он сравнивает ведение юридического дела и оказание правовой помощи с постановкой диагноза и лечением пациентов. Прошло больше века, с момент формулировки этой идеи, и сегодня сожаление И. С. Иосилевича, по поводу отсутствия юридических клиник были бы исчерпаны. В связи вступлением в законную силу федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Именно данный закон впервые законодательно закрепил и регламентировал деятельность юридических клиник в РФ, и поэтому ФЗ N 324 является основным законом, которым надлежит руководствоваться клиницистам, в процессе оказания бесплатных юридических услуг.
Итак, Юридическая клиника – на сегодняшний день представляет собой некоммерческое образование, основной целью деятельности которого является оказание бесплатной юридической помощи населению. В России, как правило, юридические клиники создаются при высших учебных заведениях, целью их образования в университетах и в иных учебных заведениях является, прежде всего, возможность практической реализации студентами юридических факультетов теоритических знаний приобретенных в процессе учебы. Невзирая на это, главной целью студентов (далее «клиницистов») практикующих свои знания является – оказание бесплатной юридической помощи определенной категории граждан, которую мы рассмотрим позже.
Таким образом, идея совмещения теории и практики молодым поколением юриспруденции, была воплощена в реальность через столетие, и надо отметить весьма эффективно. Вместе с тем, продолжая тему цели, необходимо акцентировать внимание и на целях преследуемых государством посредством введения такого института, заключаются они в следующем:
создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, федеральным законом «о бесплатной юридической помощи в РФ», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства;
создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.
Учитывая то, что одним из основных понятий, с которым мы будем сталкиваться как при изучении основных аспектов юридическо-клинической деятельности, так и последующей практической деятельности, необходимо выявить также, что собой представляет бесплатная юридическая помощь, и в чём она выражается.
Бесплатная юридическая помощь – представляет собой безвозмездное оказание услуг, которые в соответствии со ст. 6 федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ»» выражаются в следующем:
1) в правовом консультировании в устной и письменной форме;
2) в составлении заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3) в представлении интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, установленном указанным выше федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В процессе оказания приведенных услуг, клиницисты должны руководствоваться принципами, установленные статьями того же федерального закона:
Обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
Социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;
Доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
Контроль, за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;
Установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;
Свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
Объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;
Равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;
Обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.