Вы здесь

Методическое пособие по налаживанию ритмичной работы машиностроительного предприятия. Профессия инженер (Давид Кацман, 2018)

Оригинал-макет: Маркова Д.

Обложка: Маркова Д.


landing.superizdatelstvo.ru


Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.


© Давид Кацман, 2018

© ООО «СУПЕР Издательство», 2018

Профессия инженер

Уважаемый читатель! Тема сегодняшнего разговора «Вступление в профессию».

В профессию инженера-машиностроителя.

Не все из тех, кто вступил на эту стезю, имеют хотя бы первоначальный производственный опыт, начальные знания о реальном производстве и знают, чем им конкретно придется заниматься на своем рабочем месте.

Знания. полученные во время учебы, практические занятия создали тот багаж, опираясь на который они должны будут самостоятельно ежедневно решать самые разнообразные вопросы, которые поставит перед ними реальное производство.

Какие вопросы им придется решать, какова роль инженера, инженера-технолога, об этом мы поговорим позднее, а пока остановимся на определении самого понятия – инженер,

Слово «инженер» в переводе с латинского «изобретающий».

Человечество с первого дня существования – инженер. Каменный топор – это величайшее инженерное решение своего времени.

Благодаря инженерным решениям появились новые орудия труда, развивалось общество.

Человек мыслящее создание. Колоссальный дар природы в том, что человеку нельзя запретить мыслить, творить, создавать, хотя бы в уме.

Специальность инженера-механика (технолога) машиностроительного предприятия очень сложна по своей глубине и широте охвата функций на действующем производстве.

Дело в том, что инженер-технолог не только решает сугубо технические вопросы, но и одновременно является организатором производства, при этом, подчас, трудно отделить первое от второго.

Чтобы овладеть специальностью инженера в широком смысле этого понятия, необходимо очень четко себе представлять, что это, прежде всего, определенный, достигнутый всем человечеством уровень культуры.

Одни чисто технические знания не делают человека специалистом, инженером, потому что нет такой техники, которая бы работала сама по себе, без участия человека, а работать с людьми и чувствовать себя на высоте положения возможно только тогда, когда овладеешь теми достижениями культуры (в области истории, философии, литературы, искусства), которые являются бесценным достижением человеческого гения за длительный период его развития.

Это касается любого культурного человека.

Важно еще со школьной скамьи определить перечень литературных источников, примерно 100–120 авторов, произведения которых необходимо знать до достижения зрелого возраста.

Второе, – это физическая и психологическая закалка, – с детства надо воспитывать у себя характер спортсмена: не ломаться при временных неудачах, твердо идти к достижению намеченной цели, уметь работать в коллективе, спрятав собственные амбиции, уметь постоять за себя (когда это необходимо), в том числе и физически.

(Жизнь только миг, чтобы в жизни тебя не теряли, постарайся себя не терять).

Просматривая записи о начале своей трудовой деятельности технологом участка коленвала в Моторном производстве ЧТЗ, я пришел к выводу, что моя профессиональная жизнь могла бы пойти совсем по другому руслу, не постесняйся я обратиться за советом и помощью к начальнику лаборатории резания ЧТЗ Моргулису Давиду Константиновичу, позднее доктору технических наук, профессору, зав. кафедрой Челябинского политехнического института.

Как важно проявлять решительность и лучше терпеть временные неудачи, чем бездействовать.

Надо научится критически относится к имеющим место недостаткам и искать решение по их устранению.

Великий Эйнтейн как то сказал, что открытия делаются тогда, когда все считают что этого быть не может, а один человек этого не знает.

Добрый совет! Никогда не теряйте собственного «Я». Уважайте мнения других, но не в ущерб своему разуму. Будьте настойчивы в достижении поставленных целей. Но не рубите сгоряча, имейте терпение, жизнь сама рассудит, кто был прав, а кто нет.

Какие же требования предъявляются к современному инженеру:


1. Он должен пройти основательную профессиональную подготовку. Наиболее ценны и необходимы знания в следующих областях: со школьной скамьи набирать знания по физике, математике и логике, русскому языку (свободно владеть, писать без ошибок, четко излагать свои мысли), изучать и владеть хотя бы одним иностранным языком. Очень важно научиться скорочтению, тренировать свою память. Именно профессиональная память является фактором, который создает реальные предпосылки для эффективной инженерной и научной работы.(вспомните ученых энциклопедистов, – один из них Л.Ландау.)

2. Овладеть современным экономическим мышлением.

3. Навыками управленческой, организаторской и воспитательной работы.

4. Уметь активно использовать электронно-вычислительную технику, применительно к профилю своей деятельности.

5. Иметь понятия о языках программирования.

Нельзя представить себе инженера, не владеющего навыками вождения автомобиля, не разбирающегося в его обслуживании и ремонте.

Автомобилестроение, как и авиастроение – стали отраслями, характеризующими технический уровень той или иной страны.

Автомобиль вобрал в себя все лучшее, что было изобретено человечеством за прошедшие годы, включая технику, эстетику, социологию, культуру человеческого поведения, не владеть этим, значит быть в стороне от главного направления развития общества.

Все процессы, происходящие в живой и нежимой материи (имеется в ввиду макромир) имеют временной показатель.

Если предмет, находится в относительном покое и не контактирует с другими предметами, то он тоже постепенно под воздействием окружающей среды меняет свои свойства, но эти процессы происходят обычно медленнонеактивное время. Если предмет находится в контакте с другим предметом, то свойства его рабочих поверхностей изменяются очень активно и время этих изменений легко фиксируется – активное время.

Чтобы поддерживать предмет в рабочем состоянии нужно фиксировать и анализировать активное время, чтобы своевременно вмешаться в процесс и восстановить первоначально заданные параметры, чем обеспечивается качественная и безаварийная работа.

Обратимся к реальному производству.

Вновь введенный в эксплуатацию станок после первых циклов работы начинает разлаживаться и терять первично заданные качественные параметры.

Связано это с тем, что после каждого цикла идет замена заготовки обрабатываемой детали; отклонения в ее первичном изготовлении могут нарушить контролируемый процесс, изнашивается рабочая поверхность резца, изменяется свойство охлаждающей жидкости, появляется стружка и т. д.

Необходимо своевременно вмешиваться в процесс, чтобы обеспечить бесперебойную работу станка в течении смены.

Эту работу осуществляет специально обученный рабочий и наладчик этого класса оборудования.

Таким образом, качественная, бесперебойная работа оборудования в течении смены зависит от профессионализма рабочего и своевременной наладки.

Смена инструмента. например, должна производится до наступления критического износа, который приводит обычно к поломке инструмента и выходу из строя станка на длительное время.

Подробно с реальным производством мы познакомимся в главе «Прописные истины».

В этой главе анализируются истинные причины, нарушающие нормальный ход производственного процесса и даются рекомендации по разработке технических и организационных основ ритмичной работы.

Но прежде. чем приступить к прописным истинам, надо каждому молодому человеку, который решил посвятить свою жизнь инженерной профессии, четко представлять, что идти в эту профессию надо подготовленным, то есть имеющим знания и некоторый опыт реального производства.

Хорошо, если члены семьи имеют техническое образование и связаны с производством, есть кому подсказать и помочь на первых порах, полезна годовая практика, чтобы молодой специалист не боялся станка.

Знания, полученные в институте, производственная практика, бывают недостаточны для того, чтобы отвечать своему назначению; нет таких инструкций и документов, которые бы полностью определяли должностные обязанности инженера-технолога.

Вот, например, выписка из старого циркуляра Морского технического комитета:

«Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать наперед соответствующие указания, а поэтому, господа инженеры должны проявлять инициативу и, руководясь знанием специальности и пользой дела, прилагать все усилия для оправдания своего высокого назначения».

Начинать надо с изучения действующего производство, его плюсов и минусов, опыта твоего предшественника и только потом идти дальше.