Вы здесь

Методические рекомендации к семинарским и лекционным занятиям по новой истории стран Азии и Африки. Тема 2 (семинар). Империя великих Моголов (К. А. Киселёв, 2012)

Тема 2 (семинар)

Империя великих Моголов

План:

1. Возникновение империи, географическая, демографическая, этническая, религиозная и сословно-кастовая ситуация в Индостане.

2. Аграрные отношения и формы землевладения и землепользования (заминдары; джагирдары; государственный фонд (халисэ), земельная собственность мечетей и храмов (вакуфы)).

3. Деление индийского общества на варны (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры

(«чистые», низшие)), неприкасаемые. Законы Ману (Манавардхама шастра).

4. Феодалы-мусульмане. Индийские феодалы и их иерархия. Этно – религиозные

отличия и устройство индийской общины. Общинный совет – панджаят. Категории общинников (мирасдары, паттидары, пришлые арендаторы и ремесленники, слуги и рабы). Принцип джаджмани.

5. Структура индийского города и основные виды занятости населения. Города как религиозные центры и как ставки феодалов.

6. Кризис империи Великих Моголов и его причины. Выступление против власти Моголов в XVII–XVIII вв. (сикхи, маратхи, джаты и др.)


Источники и литература: 1. Абу-л Фазл Аллами Акбар-Наме. Самара, 2003;

2. Азимджанова С.А. Государство Бабура в Кабуле и в Индии. М., 1977;

3. Азимджанова С.А. Новые сведения о «Хатт и Бабури». М., 1963;

4. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М. История Индии. М., 1979;

5. Антонова К.А. Очерки общественных отношений и политического строя Могольской Индии времен Акбара (1556–1605 гг.). М., 1952;

6. Антонова К.А. В Акбаровской Индии.// В кн.: Ученые записки Тихоокеанского института. М.-Л., 1949. Т. II;

7. Ашрафян К.З. Общинное и частное землевладение в Могольской Индии (по земельным документам XVI – середины XVIII в.).// Восток, № 2, 1996;

8. Ашрафян К.З. Средневековый город Индии XIII – сер. XVIII вв. М., 1983;

9. Ашрафян К.З. Феодализм в Индии: особенности и этапы развития. М., 1977. (Гл. 3, 4);

10. Ванина Е.Ю. Средневековое городское ремесло Индии XIII–XVIII вв. М., 1991;

11. Ванина Е.Ю. Очиститься от тьмы невежества (о правлении Акбара).// Азия и Африка сегодня, № 2, 1993;

12. Васильев Л.С. История Востока. М., 1998. С. 35^6;

13. Всемирная история. М., 1958. Т.4;

14. Гольдберг Н. М., Очерки по истории Индии, М., 1965;

15. Девяткина Т. Ф., Ликвидация княжеств в современной Индии, М., 1961;

16. Дьяков А. М., Национальный вопрос в современной Индии, М., 1963;

17. Егорова М. Н., Трудовое законодательство в Индии, М., 1962;

18. Касты в Индии. [Сб. статей], М., 1965;

19. Книга для чтения по истории средних веков. М., 1991. С. 157–163.

20. Люстерник Е. Я., Русско-индийские экономические, научные и культурные связи в XIX в., М., 1966;

21. Неру Д ж., Открытие Индии, пер. с англ., М., 1955;

22. Новая история Индии, М., 1961;

23. Общественно-политическая и философская мысль Индии. Сб. статей, М., 1962;

24. Паниккар К. М., Очерк истории Индии, [пер. с англ.], М., 1961;

25. Райков А. В., Пробуждение Индии, М., 1968;

26. Синха Н. К. и Банерджи А. Ч., История Индии, пер. с англ., М., 1954;

27. Хрестоматия по новой истории. М., 1963. Т. 1. С. 518–546.


На данном занятии необходимо рассмотреть начало возникновения империи Великих Моголов, её правителей, как представителей тюрского происхождения, правивших на Индостане с 1526 года по 1858 год, указать различные формы землевладения XVI–XVIII вв., подчеркнув монопольную роль государства в аграрной сфере. Народы, населяющие Индостан накануне нового времени находились на различных стадиях общественного развития – от разложения родоплеменного строя до развитых форм государственности. Термин «феодализм» применительно к Индии в современном отечественном востоковедении употребляют редко, чаще исследователи пишут о «государственном феодализме» или «восточном феодализме». Действительно, для Индостана XVI–XVIII вв. было характерно вмешательство государства во все сферы жизни общества при сохранении государственной формы собственности на землю. Это выражалось в том, что государство присваивало себе определенную долю урожая в виде налога-ренты практически со всей земли, заставляя земледельцев платить налог в натуральной форме, позже – в денежном эквиваленте.

При освещении вопроса о сословно-кастовом строе в Индии важно отметить отличие каст от варн и изменения, которые произошли с индийскими кастами по сравнению с периодом древнего мира и средних веков. Индийское общество традиционно было построено на системе каст, хотя применительно к Индии "каста" не корректное название, происходящее от латинского слова. В Индии существуют 4 варны (varna), которые в свою очередь подразделяются на джати (jati – профессиональные группы), собственно индийские джати и принято называть кастами. Система варн сформировалась еще в древней Индии. Само слово варна означает в переводе с санскрита цвет, внешний облик или качество.

Изучая вопрос об индийском городе, ремесле и торговле, следует определить основные отрасли индийского ремесла, особенности формы его организации и отличие индийского города от европейского. Рассмотреть вопрос о том можно ли говорить о складывании рынка в период империи Великих Моголов.

Студенты должны сформулировать вывод о том, на каком этапе общественного развития находился Индостан в эпоху империи Великих Моголов. Важно также рассмотреть роль общины в общественной жизни Индии данного периода и вопрос о собственности на землю в рамках индийской общины.

Необходимо рассмотреть появившиеся государственные образования после распада империи Великих Моголов. Доминирующее положение занимало государство Маратхов, созданное маратхами в 1674 году во главе с Шиваджи. Страна маратхов в XVIII веке превратилась в огромную империю, занимавшую большую часть индостанского субконтинента. В ходе трёх англо-маратхских войн (1775–1782 гг., 1803–1805 гг., 1817–1818 гг.) британцы завоевали у маратхов Дели и некоторые другие территории, а сами князья превратились в вассалов Ост-Индской компании.

В Южной Индии династией Водеяров было основано Майсурское царство. Майсурская династия начинает свой отсчёт от 1399 года, до появления Раджи Водьяра в 1578 году Майсурское царство было маленькой частью огромной империи Виджаянагар. Владычество Водеяров было прервано Хайдаром Али (1720–1782) и его сыном Типпу Султаном (1750–1799). Всего произошло четыре войны между Британской Ост-Индской компанией и княжеством Майсур за гегемонию в Южной Индии – I война (1767–1769), II война (1780–1784), III война (1790–1792) и IV война (1799). В Шрирангапатнаме 4 мая 1799 года произошла последняя битва четвёртой англо-майсурской войны между Типу Султаном и войсками британской Ост-Индской компании под предводительством генерала Харриса. После битвы Шрирангапатнам перешёл под управление Ост-Индской компании.

В 1589 году Султаном Кутб аль-Мульком, было основано Хайдарабадское княжество. После непродолжительного периода правления Моголов, могольский наместник Асаф Джах захватил власть в Хайдарабаде в 1724 году, и с этого же года Хайдарабад – столица Хайдарабадского княжества и резиденция низамов. Наследственная линия низамов управляла Хайдарабадом вплоть до 1948 года, а в культурно-историческом отношении являлась правопреемником султаната Голконда (1518–1687). В 1798 г. Британская Ост-Индская компания вынудила низама подписать договор, согласно которому княжество утратило права на ведение внешней политики и самооборону.

На месте современного Пенджаба возникло государство сикхов. Это был один из последних регионов индостанского субконтинента, подчинившийся британскому колониальному господству. Империя сикхов пала после ряда англосикхских войн, но на протяжении всей своей истории сумела сохранить свою национальную идентичность и территориальную целостность.