Вы здесь

Методические рекомендации к семинарским и лекционным занятиям по новой истории стран Азии и Африки. Тема 1 (лекция). Страны Азии и Африки к началу нового времени (К. А. Киселёв, 2012)

Тема 1 (лекция)

Страны Азии и Африки к началу нового времени

План:

1. Влияние географических условий на отличия в развитии европейского и афроазиатского регионов.

2. Дискуссия об «азиатском способе производства» – «АСП». Верховная собственность (государственная монархия) на землю в странах Азии и Африки.

3. Политические и социально – экономические отличия европейской «абсолютистской монархии» и «восточной деспотии».

4. Социальная структура общества и статус человека на Востоке.

5. Институт собственности в восточных цивилизациях. Феномен «власти – собственности». Феодалы и торговая буржуазия, трайбализм.

6. Роль и место религиозного сознания на Востоке.

7. Общие причины структурного кризиса всех афро-азиатских государств в позднее средневековье.


Источники и литература

1. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. М., 1999;

2. Коран (любое издание);

3. Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М., 1993;

4. Будда. Конфуций: Жизнь и учение. М., 1995. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1983;

5. Гусева Н. Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика. М., 1977;

6. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990;

7. Зотов О. В. Китай как «универсальная» монархия и псевдоданничество «варваров» // Восток. 1994. № 2;

8. Кеоун, Дамьен. Буддизм. М., 2001;

9. Кнотт, Ким. Индуизм. М., 2001;

10. Крывелев И. А. История религий. В 2-х тт. М., 1988;

11. Массэ, Анри. Ислам. Очерк истории. М., 1963;

12. Молявин В. В. К типологии цивилизаций Запада и Востока // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 5;

13. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1975;

14. Основы буддийского мировоззрения: Индия, Китай. М., 1994;

15. Панфилова Т. В. Человек в мировоззрении Востока. М., 1991;

16. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981;

17. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993;

18. Рубин В. А. Благородный муж и власть в классическом конфуцианстве //Восток. 1994. № 5;

19. Светлов Г. Е. Колыбель японской цивилизации: (Нара: история, религия, культура). М., 1994;

20. Светлов Г. Е. Путь богов: (Синто в истории Японии). М., 1985;

21. Светлов Г. Е. Японская цивилизация. История, религия, культура. М., 1994;

22. Симония Н.А. Страны Востока: пути развития. М., 1975;

23. Судзуки, Дайсэцу Тэйтаро. Дзэн-буддизм в японской культуре. СПб., 2004;

24. Феномен восточного деспотизма: Структура управления и власти. М., 1993.


При усвоении студентами этой темы необходимо понять, что конец средневековья в Западной Европе связан с Великими географическими открытиями, с зарождением торгового капитализма, а также с возникновением абсолютных монархий, но, несмотря, на все эти изменения империи Азии в XV веке казались более могущественными и, безусловно, более богатыми, чем западноевропейские страны.

Многие государства Азии и Северной Африки были историческими преемниками великих очагов древней культуры, которая сложилась в долинах рек Хуанхэ и Янцзы, Тигра и Евфрата, Нила и Ганга, где было создано высокоразвитое поливное земледелие, возникли первые системы письменности, и календарей. В дальнейшем сложились три великие цивилизации: китайско-конфуцианская, индо-буддийская, арабо-исламская, каждая из них внесла существенный вклад в развитие мировой культуры.

Китайцы изобрели порох, книгопечатанье, фарфор, бумажные деньги, Китаю мир обязан знакомством с культурой чаеводства и шелководства. Конфуцианская философия и этика оказали влияние на Японию, Корею, Вьетнам юго-восточную Азию и другие страны Дальнего Востока.

В Индостане впервые выведен хлопчатник, индийцы научились получать сахар из сахарного тростника (в Европе делали горьковатый кленовый сахар), здесь появились домашние куры, широко использовались пряности. Буддийская и индуистская философские системы повлияли на Японию, Корею, Монголию, Китай и страны Южной и Юго-Восточной Азии.

Арабо-исламский мир познакомил народы Европы с алгеброй и медициной, химией и астрономией. В 1079 г. поэт, философ, математик и астроном Омар Хайям исправил годовой календарь, в Европе подобный по точности календарь появился только в 1582 г., он был утвержден папой Григорием XIII и с тех пор называется григорианским. Знаменитый иранский историк Рашид ад-Дин создал всемирную историю всех народов от Западной Европы до Китая, причем сделал это в XIV в., когда европейские историки и не мыслили такими масштабами.

Основными причинами отставания Востока от Запада в позднее средневековье следует признать обусловленность отличий географической среды и климата, приведших к абсолютному преобладанию поливного земледелия и как следствие к зависимости сельского труда от работы ирригационных сооружений, строительство и эксплуатация которых было делом общегосударственным. Сосредоточение огромной собственности в руках одного человека – монарха и появление особого вида управления государством – «восточной деспотии» способствовали сверх концентрации военно-феодальной системы, а законсервированная веками сельская община, препятствовала развитию простой капиталистической кооперации, а затем и возникновению мануфактур. Кроме того, при всем том общем, что можно обнаружить в характере восточного и европейского городов, между ними существовали и немаловажные различия. Отличительной чертой восточного города следует считать высокую степень концентрации здесь крупных и средних феодалов, не имевших, как правило, личного хозяйства в деревне и проживавших вместе с семьями, челядью и воинскими отрядами в городе. Политическое преобладание феодалов в восточном городе усиливалось их экономическими позициями; концентрировавшаяся здесь феодальная земельная рента расходовалась частично на приобретение недвижимости в городе. В условиях деспотических восточных государств с жесточайшей системой бюрократии сложился тип города, не знавшего городских вольностей и свобод. Безраздельная власть феодалов в городе препятствовала консолидации сословий горожан, а отсутствие законов об охране жизни и имущества обрекало на бесправное положение торгово-ростовщические слои, таким образом, восточный город не смог выполнить своей основной исторической миссии втянуть деревню в сферу господствовавших в городе товарно-денежных отношений, как это имело место в Европе. Всё это и стало причиной использования капитала на Востоке не для расширения воспроизводства, а для незаконного приобретения земли и феодальных привилегий, а также сохранению денег в виде сокровищ. Еще одним выраженным отличием стран Азии и Африки от Запада, связанным также с географической ситуацией было наличие пустынь и полупустынь и как следствие огромное количество кочевников, которые подвергали все эти государства постоянным набегам и завоеваниям со всеми многочисленными негативными последствиями

При ознакомлении студентов с темой необходимо учитывать, что изучаемый хронологический период приходиться на начало колониальной эпохи, в которую происходили активные процессы интеграции. Колониализм стал фазой нового этапа истории человечества, приведший к тотальному соприкосновению различных цивилизаций. С одной стороны, мир стал объединенным и взаимозависимым, но с другой, диалектика данных процессов была такова, что при контакте с другими культурами и цивилизациями включалось в действие «свойство плоского зеркала», когда в чужом узнавалось лучше своё отражение со всеми достоинствами и недостатками.