© Г. А. Кузьменко, 2014
© Издательство «Прометей», 2014
Введение
Современный этап развития общего образования характеризуется направленностью на приложение знаний, умений и сформированных способностей к предметной деятельности, позволяющей обучающемуся самостоятельно решать проблемы личностного и профессионального развития. Приобщение обучающегося к профессии, ее первичный выбор осуществляются через знакомство с интегративными курсами, раскрывающими взаимодействие областей познания, способствующими раскрытию личностно-значимого образовательного материала в пространстве межпредметных и метапредметных связей, более эффективному и мотивированному освоению основной образовательной программы (ООП).
Необходимость разработки интегративных образовательных курсов, прежде всего, определяется потребностями современного общества в эффективном решении нестандартных задач, предполагаемых научных проблем, которые, как правило, находятся на стыке научных знаний и выходят за пределы освоенных умений и сформированных способностей. Интеграция как процесс сопряжения областей знания открывает новое исследовательское поле, позволяющее обучающемуся решать практико-ориентированные проблемы. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Интегративные курсы позволяют решить те образовательные проблемы и проблемы развития личности, которые не могут быть решены традиционными образовательными курсами.
• В ряду важнейших источников, инициирующих разработку интегративных образовательных программ в системе общего образования, выступаюсоциальный заказ, поскольку общество само определяет цели образования, а потребности личности в обновлении знаний постоянно возрастают; направленность образования на эффективность и релевантность, его соответствие изменяющимся потребностям общества, на разработку новых учебных планов и образовательных курсов;
• закономерное развитие областей науки, которое инициирует необходимость создания общего представления об их практической стороне;
• расширение спектра альтернативных источников информации, способов продуцирования знаний в информационном обществе;
• психолого-педагогические проблемы: стремление к созданию картины личности, ее развитие и саморазвитие на базе интегративного человекознания [11, с. 380].
Путем механического объединения учебных дисциплин нельзя обеспечить синтез научных знаний: в основе объединения образовательных областей заложены требования к целесообразности, практико-ориентированности и эффективности. В связи с существующей потребностью педагогов системы общего образования рассмотрим основные требования к организации структуры и содержания образовательного материала в интегративном курсе – в шаблоне интегрированной образовательной программы и ее компонентов.