Вы здесь

Методики составления цветофактурных схем. СОБСТВЕННЫЙ ЦВЕТ. ФАКТОРЫ, ИЗМЕНЯЮЩИЕ СОБСТВЕННЫЙ ЦВЕТ. КОНТРАСТ (Н. Ф. Тимербаев, 2014)

СОБСТВЕННЫЙ ЦВЕТ. ФАКТОРЫ, ИЗМЕНЯЮЩИЕ СОБСТВЕННЫЙ ЦВЕТ. КОНТРАСТ

Собственный цвет . Предметы природы одни световые лучи всегда поглощают, а другие отражают. Избирательность в поглощении определяет многообразие и известное сходство цветовой окраски предметного мира, их постоянную собственную окраску.

Условный, лишенный оттенков основной цвет, свойственный данному предмету, принято называть собственным или локальным.

Локальный цвет в живописи – это основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под действием освещения, воздушной среды, рефлексов от окружающих предметов и др. Понятие локального цвета впервые введено Леонардо да Винчи в «Книге о живописи».

Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами как их объективные, неизменные свойства. Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний. Локальный цвет предмета может быть однотонным, но может состоять из разных оттенков.

Под влиянием света, воздуха, в результате объединения с другими цветами один и тот же локальный цвет приобретает различный тон в тени и на свету. При солнечном освещении цвет самих предметов виден лучше всего в местах, где располагаются полутени. Локальный цвет предметов виден хуже там, где на нем лежит полная тень. Он высветляется и обесцвечивается на ярком свету. В тени, отбрасываемой предметом или находящейся на нем самом, всегда будет присутствовать цвет, являющийся дополнительным к цвету самого предмета. Кроме этого, в каждой тени присутствует тон, чуть темнее цвета самого предмета, и синий тон.

Не следует забывать, что на локальный цвет предмета воздействует его окружение. Когда рядом с желтым яблоком оказывается зеленая драпировка, то на нем появляется цветной рефлекс, то есть тень яблока обязательно приобретает оттенок зеленого цвета.

Однако в природе собственную одноцветную окраску предметов встретить трудно. Сохраняя относительное постоянство, собственный цвет предметов и объектов в природе обязательно изменяется под воздействием следующих основных факторов:

– контрастного взаимовлияния соседних цветов;

– свойств рассматриваемого предмета и его поверхности;

– воздушной среды и расстояния;

– силы и спектрального состава прямого и отраженного света.

Влияние всех этих факторов превращает собственный условный цвет предметов и объектов в цвет обусловленный. Поэтому основные цвета предметов в природе мы видим с многочисленными оттенками.

Контрасты . Цвет в природе всегда находится в соседстве или в окружении других цветов. В результате цвета взаимно влияют друг на друга, изменяются по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности. Это явление называется одновременным контрастом. Чем ближе друг к другу расположены разноокрашенные предметы, тем яснее и определеннее их взаимное влияние.

Так, любой цвет в окружении более темных цветов светлеет, а в окружении более светлых – темнеет. Это явление называется светлостным контрастом или контрастом по светлоте. Чем больше цвет какого-либо предмета отличается от цвета окружающих предметов по светлоте, тем в большей мере его тон изменяется в сторону посветления или потемнения. Данное явление в полной мере характерно для хроматических и ахроматических цветов. Это, в сущности, иллюзия, обман зрения.

Более сложной разновидностью иллюзии является краевой контраст (или его называют краевым эффектом), возникающий в местах, где светлое поле соприкасается с более темным. Светлое поле у границы с темным кажется еще светлее, а темное – темнее. Создается впечатление неравномерной окрашенности того и другого поля.

От соседства друг с другом цвета изменяются не только по светлоте. Находясь рядом и взаимно влияя друг на друга, они приобретают новые оттенки. Например, в окружении красного серый цвет кажется несколько позеленевшим, а на зеленом фоне, наоборот, розоватым, покрасневшим, в окружении желтого – синеватым и т.д. Создается впечатление, будто к серому тону каждый раз подмешивают соответствующие краски. Таким образом, у ахроматических цветов возникает цветовой оттенок. Аналогичные явления можно наблюдать и у хроматических цветов. Если желтый цвет находится в окружении, например, красного, то он воспринимается несколько позеленевшим, лимонно-желтым; на зеленом фоне он смотрится красноватым или имеющим оранжевый оттенок, на синем – более насыщенным, так как синий является противоположным цветом желтому. Это явление, характеризующееся изменением цветов, называется хроматическим (ахроматическим) контрастом.

Итак, при краевом или одновременном контрастах цвет воспринимается более темным, если он находится в окружении светлых цветов, и более светлым – если находится в окружении темных цветов. Это явление характерно как для хроматических, так и для ахроматических цветов. Если цвет находится в окружении хроматических цветов, то к нему как бы примешивается (по закону оптического смешения) цвет, близкий к дополнительному цвету окружения. В случае нахождения цвета в окружении или на фоне своего дополнительного цвета или цвета, близкого к нему, то он воспринимается более насыщенным. Если на цветную плоскость положить небольшое пятно того же цвета, но меньшей насыщенности, то последний еще более теряет свою насыщенность. Чем более насыщен по цвету окружающий фон, тем большее влияние оказывает он на расположенный в его окружении или на соседний цвет. Особенно это заметно в тех случаях, когда оба цвета имеют приблизительно одинаковую светлоту. Контраст более заметен, если окружающий фон по площади больше, чем расположенное на нем цветовое пятно или предмет. Контрастное влияние фона возрастает по мере увеличения его насыщенности.

Если последовательно рассматривать два объекта различного цвета, то возникает явление последовательного контраста. Например, если некоторое время смотреть на чисто-белый предмет, находящийся на темном фоне, а потом перевести взгляд на нейтральную по цвету стену, то некоторое время образ предмета зрительно будет сохраняться, но с более темной окраской. Аналогичное явление возникает и при рассмотрении предметов с хроматической окраской.

Мы сталкиваемся с контрастами, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Эти различия достигают своего апогея в диаметральном, или полярном, контрасте. Так, противопоставления большой – маленький, белый – черный, холодный – теплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения в обозримом пространстве имеется более короткая, но та же линия воспринимается более короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом могут быть усилены или ослаблены впечатления от цвета.

Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контрастных проявлений. Они настолько различны по своим свойствам, что каждый из них должен быть изучен отдельно. Каждый из них по своему характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.

Семь типов цветовых контрастов:

– контраст цветовых сопоставлений;

– контраст светлого и тёмного;

– контраст холодного и тёплого;

– контраст дополнительных цветов;

– симультанный контраст;

– контраст цветового насыщения;

– контраст цветового распространения.

Контраст цветовых сопоставлений. Это самый простой из всех семи контрастов. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.

Как чёрный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и жёлтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным цветовым контрастом (рис. 5). Для того чтобы убедиться в этом, нужны по крайней мере три ярких и достаточно удаленных друг от друга цвета. Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность цветового контраста всегда уменьшается, по мере того как выбранные нами цвета удаляются от основных трёх (рис. 5а). Так, оранжевый, зелёный и фиолетовый по своей контрастности уже гораздо слабее, чем жёлтый, красный и синий, а воздействие цветов третьего порядка ещё менее явно. Когда каждый цвет отделен друг от друга чёрными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимное излучение и взаимное влияние тем самым уменьшаются. Каждый цвет в этом случае проявляет прежде всего свою реальную конкретность. Хотя основная группа трёх цветов – жёлтого, красного и синего – представляет собой самый большой цветовой контраст, однако и все другие чистые цвета, несомненно, могут быть представлены в ряду сильных цветовых контрастов (рис. 5б).

При изменении яркости цвета цветовой контраст получает множество совершенно новых выразительных качеств (рис. 5в). Число вариаций здесь очень велико, и в соответствии с этим столь же бесконечно число их выразительных возможностей. Включение белого и чёрного цветов в палитру зависит от темы и индивидуальных предпочтений художника. Белый цвет ослабляет яркость прилегающих к нему цветов и делает их более тёмными, чёрный, наоборот, повышает их яркость и делает их более светлыми. Поэтому чёрный и белый цвета являются важными элементами цветовых композиций (рис. 5 г). Композиция рисунка (рис. 6) состоит из локальных цветов, обладающих наивысшей светосилой, а также из их осветлённых и затемнённых градаций и включённых сюда белого и чёрного цветов.

Цветовые контрасты широко используются в народном искусстве различных стран: пестрые вышивки, костюмы, керамика и радуют нас яркими красками. В украшенных миниатюрами ранних средневековых рукописях контрасты по цвету используются в самых разных вариантах, причем в меньшей степени в мотивах духовного порядка, и в большей – в целях создания радостной декоративной пестроты.

Контраст светлого и тёмного. Для художника белый и чёрный цвета являются наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Белое и чёрное во всех отношениях противоположны, но между ними расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета. Чёрный бархат, возможно, представляет собой самый чёрный цвет, а сульфат бария – самый белый. Существует всего один максимально чёрный и один максимально белый цвет и бесконечное число светлых и тёмных оттенков серого цвета, которые могут быть развёрнуты в непрерывную шкалу между белым и чёрным. Число различимых глазом оттенков серого цвета зависит от чувствительности глаза и предела восприятия зрителя. Этот предел может быть снижен путём практических упражнений, и тем самым число различимых глазом постепенных переходов будет увеличено. Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера безразличный ахроматический цвет, легко изменяющийся под воздействием контрастирующих тонов и цветов. Он нем, но легко возбуждается и дает великолепные тона. Любой цвет немедленно может вывести серый цвет из нейтрального ахроматического тона в цветовой ряд, придав ему тот оттенок, который является дополнительным по отношению к цвету, пробудившему его. Серый цвет – это бесплодный, нейтральный цвет, жизнь и характер которого находится в зависимости от соседствующих с ним цветов. Он смягчает их силу или делает их более сочными. В качестве нейтрального посредника он примиряет между собой яркие противоположности, одновременно поглощая их силу и тем самым, подобно вампиру, обретая собственную жизнь.

Конец ознакомительного фрагмента.