Вы здесь

Методика школьного курса русского языка. Тема 5. Учебно-методический комплекс по русскому языку (О. А. Стычева, 2013)

Тема 5. Учебно-методический комплекс по русскому языку

Учебный комплекс по русскому языку и его основные компоненты. Учебно-методический комплекс (УМК) – это набор средств обучения, определяющих его содержание, а также их использование в деятельности обучаемого и обучающего с учетом запланированной траектории усвоения предмета. Основные компоненты УМК – программа и учебник. Как известно, содержание и объем предмета, последовательность его изучения, тот круг умений и навыков, которые должны приобрести обучаемые в ходе его усвоения, определяется программой.

Место и назначение программы в УМК. Процесс создания программы включает определенные этапы, и первый из них – обоснование ее необходимости. Так, в случае перехода на двенадцатилетнее обучение обоснованием может служить процесс реформирования преподавания предмета, а также возможность предложить собственное видение содержания и структуры курса, основанное на апробированном подтверждении его эффективности. Сначала авторская программа носит название проект и предполагает экспериментальную проверку в ходе опытного обучения. Вместе с описанием результатов апробации созданная программа представляется на утверждение. Обучение любому предмету рассматривается как система, поэтому большое значение приобретает точное представление не только о структуре и содержании языкового материала, но и о конечном результате. Программа «моделирует» его, описывая те требования, которым должен соответствовать уровень подготовки ученика после освоения предмета (глубина, широта и направленность теоретических знаний, основательность практических навыков). Например, в языковой программе обычно представлен теоретический материал предмета и перечень тех умений, которые должны быть сформированы в процессе усвоения лингвистических разделов и тем.

При составлении программы необходима опора на законодательные документы и формируемые на их основе принципы: реализация решений государственной политики в области образования, функциональная полнота содержания, перспективная ценность усваиваемого материала, структурирование взаимосвязанной процедуры обучения и развития, обоснованный подход к обновлению содержания предмета или к изменению последовательности представления его разделов и тем. Естественно, программа полилингвального обучения будет иметь свою специфику: основополагающим при ее создании должен стать принцип организации межпредметных связей или принцип наложения.

Учебник как главное средство обучения. На основании программы создается учебник, научно-теоретическая база которого строится с учетом логико-философского, психологического, дидактического и функционального аспектов. Так, требования к построению современного языкового учебника, призванного выполнять информационную, трансформационную и систематизирующую функции, могут быть сформулированы следующим образом:

– научность и системность в изложении лингвистических законов;

– сочетание повторительно-обобщающего характера языковых сведений с обязательным элементом новизны;

– учет развивающих и воспитывающих возможностей дидактического материала;

– доступность и востребованность научной информации;

– направленность теоретического и практического аспектов учебника на перспективные планы обучаемых, на развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;

Конец ознакомительного фрагмента.