Вы здесь

Методика школьного курса русского языка. Тема 4. Инновационные технологии и современные методики обучения русскому языку (О. А. Стычева, 2013)

Тема 4. Инновационные технологии и современные методики обучения русскому языку

Обучение – основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов и наставников, усвоение социального опыта, формирование эмоционально-ценностного отношения к действительности. Развитие индивидуальных способностей, интересов школьников в современных условиях осуществляется в процессе дифференцированного обучения, тесно связанного с воспитанием. Реформирование системы школьного образования ориентирует учителей русского языка на поиск современных и эффективных методик, на апробацию и внедрение рациональных технологий, направленных на развитие коммуникативной компетенции выпускников. В современной дидактике активно используется термин интерактивное обучение, но его понимание не является однозначным: во-первых, интерактивной называется научная информация из определенной отрасли, поступающая в организованный процесс познания извне; во-вторых, так называется межличностное общение и взаимодействие субъектов – обучаемых и обучающих. Технология интерактивного обучения, основанная на явлении интеракции (англ. interaction – взаимодействие, взаимовлияние, взаимовоздействие), предполагает грамотно организованное познавательное межличностное общение.

Уточнение дидактической терминологии и выбор одной из типологических характеристик методов призваны конкретизировать понятия интерактивное обучение, интерактивные технологии обучения, интерактивные методы. Их стержневой компонент указывает на отличительную черту, характеризующую необходимость создания ситуации совместных усилий в процессе познавательной деятельности и правильно организованного общения, которое способствует развитию индивидуальности и воспитанию личностных качеств субъекта обучения.

Инновационные технологии обучения. Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение) – совокупность методов обучения, оказывающая позитивное влияние на изменение свойств и состояний субъекта. Технологией называют также последовательность дидактических усилий, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретной учебной дисциплине.

Технология достижения успеха и высоких результатов в обучении и развитии каждого ученика на основе устойчивой мотивации носит название акмеологической. Она представляет собой вариантное сочетание любых активных форм и методов, основанных на дифференцированном подходе.

Для знакомства с новым материалом, в полном соответствии с принципом сознательности и активности, учителя обращаются к исследовательской технологии – обучению через открытие: используются такие дидактические приемы, которые опираются на частично-поисковый, поисковый, проблемный методы. Инновационный характер указанной технологии проявляется благодаря интеграции лингвистического и литературоведческого материала, привлечению сведений по культуре речи, стилистике, исторической грамматике.

Проектная (конструкторская) технология предполагает обучение школьников коллективной, групповой, индивидуальной работе над проектами и формирование навыков реферирования.

В современной школе большое признание получила видеотехнология: она опирается на использование компьютерной поддержки и предполагает зрительно-слуховое восприятие словесных образов.

Тренинговая технология заключается в экстраполяции теоретических знаний по лингвистике в речевую практику, в целенаправленной отработке коммуникативных умений и навыков путем выполнения тренировочных упражнений с заданиями аналитического, репродуктивного и конструктивного характера.

Технология полного усвоения опирается на принцип обратной связи и определяет необходимость включения в учебный процесс различного вида тестов. Тестовые задания применяются на уроках с целью текущего, рубежного и итогового контроля.

Методы инновационного обучения. Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) характеризуется в дидактической науке как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Так называется совокупность приемов или операций, необходимых для теоретического или практического познания научной отрасли или явлений действительности.

На основе анализа имеющихся типологических характеристик методов обучения представляется возможным унифицировать классификацию применительно к языковым занятиям. По источнику знаний методы могут быть представлены такими характеристиками: догматический, репродуктивный, эвристический.

Догматический метод по сути связан с такими его разновидностями, как слово учителя, рассказ, объяснение. Источником информации при использовании этого метода выступает учитель, от которого требуются и глубокие знания представляемого лингвистического материала, и умение иллюстрировать его речевыми примерами, и способность влиять на восприятие учащихся.

Репродуктивный метод предполагает самостоятельное усвоение материала учебника. Чтобы добиться высокого качества усвоения, учителю необходимы организационные умения: он предлагает план изложения теоретических сведений или формулирует вопросы к научному тексту, дает задание на самостоятельный подбор примеров, на конспектирование материала, на его компрессию или представление в виде опорной таблицы или схемы.

Эвристический метод соотносится с поисковой или частично-поисковой деятельностью учащихся под руководством учителя, его использование предполагает наличие проблемы, для решения которой определяется специальная ситуация или учителем формулируются проблемные вопросы.

Приемы обучения в современной лингводидактике. Приемы как компоненты традиционных методов могут быть использованы на различных дидактических этапах современного урока. В первую очередь это различные виды бесед (воспроизводящих, эвристических, обобщающих). Напомним, что эвристика (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю) – наука, изучающая продуктивное творческое мышление, предоставляет в пользование дидактики специфичные способы обучения, ведущие к открытию через активную творческую деятельность, направленную на познание. Значимость организации бесед в процессе обучения так велика, что в дидактике обращение к ним характеризуется как метод. Восходящий к Сократу, этот способ направлен на актуализацию, извлечение скрытых в человеке знаний с помощью наводящих вопросов.

От обучающихся требуется не просто отвечать на предлагаемые вопросы, но продвигаться к истине, под руководством наставника размышляя, высказывая собственное мнение, формулируя все новые и новые вопросы. Профессионализм педагога проявляется в умении грамотно ставить вопросы, не спешить с высказыванием собственной точки зрения, чутко реагировать на любые результаты поиска, учитывать личностные и индивидуальные особенности обучаемых. Не менее значимым является требование к адресной постановке вопросов и к использованию их вариантов.

Близкими к сократовской беседе являются такие приемы активизации творческого мышления, которые соотносятся с понятием проблемное обучение, также обусловленным потребностью в эффективных способах активизации творческого мышления. Здесь в большей степени, чем при организации беседы, у обучающихся проявляется богатство воображения, развитость фантазии, умение абстрагироваться. Происходит это благодаря умению учителя создавать проблемные ситуации и грамотно направлять поиск. Если проблемные ситуации рассматривать как дидактические приемы, то сам процесс такого познания представлен в дидактике как самостоятельный метод. Составляющими проблемного метода являются такие приемы, как привлечение ассоциаций, аналогий, организация наблюдений над языком, формулировка противоречий и нахождение путей для их устранения, постановка контрольных вопросов.

Рассмотрим наиболее распространенные приемы активизации творческого мышления при использовании проблемного метода применительно к процессу освоения русского языка. Задания на привлечение ассоциаций используются при коллективном решении лингвистических задач. Обратимся к примерным вопросам, ответы на которые связаны с привлечением ассоциаций:

1. Какое применение данному лингвистическому явлению вы можете предложить?

2. Какое изученное ранее явление напоминает вам данный материал?

3. Что можно преобразовать в данном тексте? Какие компоненты можно заменить?

4. Что получится, если а) изменить стиль? б) изменить последовательность частей? в) заменить согласованные определения несогласованными?

5. Какие другие комбинации в использовании чужой речи возможны?

Аналогия в познавательном процессе выступает в двух основных аспектах: как средство освоения знаний об объекте и как средство синтеза нового знания об объекте и окружающей среде. Область использования аналогий широка. В частности, на уроках русского языка приемы аналогии могут быть использованы с целью:

– выявления значимости изучаемой грамматической категории;

– прогнозирования способов использования языкового материала в практике формирования речевых умений и навыков;

– демонстрации реальных путей функционирования языкового явления;

– нахождения подсказки для решения лингвистической задачи;

– тренировки памяти;

– развития навыков и приемов различных видов речевой деятельности.

В качестве приема организации интерактивного обучения применяются также контрольные вопросы, предлагаемые в процессе организации различных видов опроса. В лингводидактике контрольные вопросы применяются как эвристические приемы, необходимые для формирования прочной теоретической базы, формирующей готовность к реализации коммуникативных задач. Приведем примеры возможных заданий контрольного характера:

1. Перечислите все характеристики изучаемого языкового явления.

2. Самостоятельно сформулируйте определения понятий.

3. Выделите главные характеристики данной грамматической категории.

4. Определите трудности усвоения темы, наметьте пути их преодоления.

5. Составьте опорную таблицу на определенную тему.

6. Определите характер пунктуационного правила.

7. Дополните сведения учебника материалом, раскрывающим историю вопроса.

Описанные выше приемы направлены на активизацию обучаемых в формате диалогового общения и призваны позитивно повлиять на развитие интеллектуальных способностей, необходимых в условиях коммуникации.

Адекватной и наиболее часто применяемой моделью организации интерактивного обучения является учебная игра. Ее образовательные возможности изучены всесторонне: игра предоставляет педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения (знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, привлечением обучаемых с различным уровнем подготовленности. Игра характеризуется эмоционально-личностным воздействием, позитивно влияет на формирование коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений, применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств обучаемых.

В дидактической литературе достаточно подробно описан прием мозговой атаки, широко применяемый для систематической тренировки творческого мышления и его активизации. Этот прием призван устранить боязнь критики при генерировании идеи и вызываемых ею последствиях, он используется для выявления возможно большего количества оригинальных идей. Упор делается на расслабление внимания к критической оценке значимости отдельных идей. Важно не их качество, а количество. Критика выдвинутых идей производится позднее, после того, как «творческий сеанс» будет закончен. Вот как могут быть сформулированы методические рекомендации по организации приема мозговой атаки при усвоении языковых понятий, правил, определений:

1. Сформулируйте проблему, исходя из языковых примеров.

2. Определите основные термины, востребованные для решения проблемы.

3. Наметьте пути решения проблемы.

4. Примите участие в оценке выдвинутых одноклассниками идей.

5. Обоснуйте выбор той идеи, которая кажется вам наиболее приемлемой.

Организация мозговой атаки предполагает последовательное выполнение ряда процедур, обязательными из которых являются:

– формирование группы участников научного полилога;

– создание группы экспертов;

– сообщение задачи вместе с определением оптимальных методик;

– ее решения;

– генерирование идей по правилам прямой коллективной мозговой атаки.

К числу наиболее эффективных относятся следующие приемы работы:

– выполнение заданий группами, одинаковыми или разными по уровню подготовки;

– заслушивание индивидуальных сообщений (при этом уровень самостоятельности их подготовки может быть различен);

– составление опорных таблиц и схем;

– компрессия материала в ходе его презентации, его восстановление на основе опоры;

– организация конференций, дискуссий, дебатов.

Задания для СРС

1. Пополнить профессиональный словарь новыми понятиями и терминами, усвоенными в процессе работы над данной темой.

2. Рассказать о современных методах обучения.

3. Привести примеры использования общих и частных приемов при организации современных уроков русского языка.

4. Подготовить проекты «Инновационные технологии обучения».