Вы здесь

Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. Глава 1. Основы педагогики высшей школы (Г. А. Торгашев, 2016)

Глава 1

Основы педагогики высшей школы

1.1. Возникновение и развитие высшей школы

В современном мире образование рассматривается как один из главных факторов развития человечества. Это связано с осознанием того факта, что важнейшей ценностью любого социума является человек; способный к обучению; творческому решению возникающих проблем. Общественный прогресс стал возможен потому что каждое вступающее в жизнь поколение людей овладевало социальным и духовным опытом предков и, плодотворно перерабатывая и обогащая его, передавало своим потомкам. Чем шире развивалась и усложнялась общественная практика; накапливались житейский опыт и научные знания; тем большее значение приобретала профессиональная подготовка подрастающих поколений к жизни; их специально организованное воспитание и обучение. Таким образом образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. Появление педагогики как науки связано с накоплением знаний о воспитании.

Педагогика – одна из древнейших отраслей знания. Она неотделима от всей истории развития человечества. Необходимость поддерживать и развивать связи между первобытными людьми стала предпосылкой становления воспитания как вида деятельности. В древнейших цивилизациях (Шумеры и Египет) появившаяся пять тысяч лет назад письменность стала существенным фактором для межпоколенческого диалога; для накопления и хранения знаний. Начала педагогики отыскиваются уже в странах Древнего Востока и доколумбовой Америке. Можно предположить; что в то время основным предметом изучения была религия; на основе которой строилась социальная жизнь. Усложнение древнейших обществ; активное распространение; кроме религиозных; гражданских и профессиональных форм деятельности означало появление потребности в подготовке людей к исполнению этих обязанностей. Эта задача решалась непосредственно в самих организациях: в храмах, армии, различных лечебницах. Со временем государственных и военных чиновников начали готовить в специальных школах, где обучение и воспитание было в основном организовано путем устной передачи и заучивания необходимых для их деятельности знаний, а также наказаний за недобросовестную учебу. Так на найденном археологами древнеегипетском папирусе написано: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют».

Из Древнего Китая вошли в арсенал педагогических приемов и способов обучения многие оригинальные идеи Конфуция (551–479 до н. э.) и других мыслителей, которые рассматривали воспитание, духовно-нравственное совершенствование человека как существенный фактор его бытия, непременное условие благополучия общества. Конфуцианская схема воспитания с опорой на опыт предков и ритуал, введенная им многоступенчатая система экзаменов действовали в Китае многие века.

Серьезное внимание воспитанию и обучению придавалось в античные времена. Греки продемонстрировали первый пример массового образования в Европе. Само слово «педагогика» греческого происхождения (paidagogike) и этимологически означает «ведущий ребенка». В Древней Греции человека, присматривающего за детьми состоятельных граждан, называли педагогами. Здесь же получили путевку в жизнь и такие основные педагогические понятия, как школа и гимназия. В мировой фонд образования навечно вошли Академия Платона и Лицей Аристотеля. В учениях Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и многих других философов обосновывалась необходимость совместного духовного и физического развития личности, рассматривались составляющие человеческой мудрости и методы овладения ею. Спартанское и классическое обучение и воспитание подрастающих поколений древних греков и римлян до сегодняшнего дня являются образцами для подражания.

В Средневековье античные идеи воспитания и образования в Европе были преданы забвению, образцом для юношества стал монашеский образ жизни. В соответствии с христианской идеологией на первый план в воспитании вошла практика умерщвления плоти и духовного смирения человека как основные средства поддержания благочестия. Обучение строилось на заучивании библейских догматов, строгом следовании христианским канонам.

В эпоху Возрождения пробуждается интерес к античным идеям о всестороннем развитии личности. Такие европейские мыслители, как Т. Мор, Т. Кампанелла, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень и другие, мечтая о создании нового общества, выдвинули немало прогрессивных для своего времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и догматизм, выступали за гуманизм в отношениях между людьми, за освобождение личности от средневековых религиозных оков.

Статус педагогики как науки был закреплен в этот период Я. А. Коменским (1592–1670), которого называют «отцом педагогики». Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал свыше 260 педагогических произведений. В своих трудах «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках» чешский теоретик и практик педагогики развивал идею всеобщности обучения, призывал к обучению на родном, а не на латинском языке, как это было принято в то время. Коменский считал необходимым сообразовывать образование и воспитание детей с природой, сформулировал ряд принципов дидактики. Он считал, что образование только тогда имеет ценность, когда благотворно действует на нравственность обучающихся.

В XVIII–XIX вв. в историю западноевропейской педагогики вошли имена таких мыслителей, как Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций, Г. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег и других. Они развивали гуманистические идеи образования и воспитания детей, призывали к гармоническому развитию физических и духовных задатков человека.

В XX и в начале XXI вв. был продолжен курс на демократизацию и дифференциацию образования, использование форм и методов воспитания, повышающих самостоятельность учащихся, активное использование в обучении технических средств.

Русская педагогическая мысль начинает развиваться с принятием христианства на Руси. Некоторые педагогические идеи можно обнаружить в таких памятниках древнерусской литературы, как «Поучение Владимира Мономаха», «Изборник» Святослава, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. В эпоху Средневековья педагогическая мысль развивалась стараниями Ивана Федорова, Сильвестра Медведева, Кориона Истомина и других.

Следует отметить педагогическую деятельность Симеона Полоцкого. Он разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в Москве в 1687 г. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М. В. Ломоносов. Он написал ряд учебников, по которым занимались несколько поколений русских людей. Усилиями Ломоносова в 1755 г. был открыт Московский университет, где наряду с философским и медицинским стал действовать юридический факультет.

Заметный след в российской педагогике оставил русский просветитель XVIII – начала XIX вв. И. И. Новиков. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность, сострадание к людям. Один из видных русских педагогов XIX в. К. Д. Ушинский утверждал необходимость единства обучения и воспитания. Он по праву считается основоположником отечественной научной педагогики. Созданные им учебники выдержали множество изданий. Например, «Родное слово» переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня.

В российской педагогике XX в. широко известны имена A. С. Макаренко, П. П. Блонского, В. А. Сухомлинского, B. Ф. Шаталова, Ш. А. Амонашвили и многих других педагогов-новаторов и теоретиков воспитания и образования.

Наш краткий экскурс не преследует цели систематического изложения истории образования. Приводимые примеры призваны проиллюстрировать саму постановку проблем образования на различных этапах истории человечества. В контексте нашей проблематики нам прежде всего интересны вопросы, связанные со становлением и развитием европейского высшего образования.

История педагогики не дает однозначной даты появления высших школ.

Начало высшего образования можно отнести к V в. до н. э., когда в ряде полисов Древней Греции появились софисты как публичные преподаватели ораторского искусства. Со временем софисты стали взимать плату за обучение. Первым, кто стал это делать, стал Протагор из Абдер (около 440 г. до н. э.). Размер гонорара зависел от уговора с преподавателем. Так в Европе началась профессиональная педагогическая деятельность.

В 388 г. до и. э. Платон организовал в рощице близ Афин, посвященной герою Гекадему, школу, получившие от имени героя название Академия, которая просуществовала более 900 лет. Впервые в античности занятия в ней проводились по расписанию. Здесь преподавались философия, математика, астрономия, литература, риторика, история, медицина, ботаника. Впоследствии ученик Платона Аристотель вблизи храма Аполлона Ликейского в Афинах основал учебное заведение, получившее название Ликей – будущий лицей, где практиковалось коллективное обучение. Так, у сменившего на посту руководителя школы Аристотеля Теофраста на занятия собирались до двух тысяч учеников.

Император Веспасиан (69–79) первым ввел практику назначения государственных выплат преподавателям риторики, а другой император – Адриан (117–138) узаконил вознаграждение преподавателям, кто не мог преподавать по старости. С конца III в. римские императоры стало устанавливать максимум месячной платы для оплаты труда учителей, которая зависела от числа учеников и времени обучения. Преподаватели стали выбираться по конкурсу и освобождаться от различных государственных повинностей. Император Александр Север (222–234) начал практиковать выплату ежемесячных стипендий бедным обучающимся. В 370 г. Юстинианом был издан эдикт о том, что обучение студентов должно заканчиваться к 20 годам, для студентов-юристов срок обучения устанавливался в 4–5 лет.

В 425 г. в Константинополе была учреждена высшая школа Аудиториум (от лат. audire – слушать), подчинявшаяся напрямую императору. Здесь впервые были структурно оформлены кафедры, занимавшиеся преподаванием различных наук, публичная библиотека. В штате этой школы были 31 профессор риторики, грамматики, философии и права. Преподаватели по истечении 20 лет работы приобретали право на пенсию, некоторым даровалось дворянство высоких степеней достоинства. Занятия проводились в виде публичных диспутов. Выпускники этой школы становились общественными и церковными деятелями. Так, в ней в свое время учились создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий.

Собственно университетское образование ведет свою летопись из XI–XII вв. Университет был совершенно новым явлением в европейской культуре. В Древних Греции и Риме ничего подобного не существовало. Одни университеты возникли из монастырских и кафедральных школ, другие представляли собой объединения учеников и учителей. В университетах полагался набор обязательных учебных текстов, по которым профессора читали лекции. Учебные программы рассчитывались на несколько лет, после обучения присуждалась степень магистра (мастера) по аналогии с ремесленными гильдиями. Считалось, что университет не может быть таковым и присуждать степень, если он не получил право на свою деятельность от папы или императора. Университетская степень в таком случае признавалась во всех христианских странах. Магистры получали право преподавать в любых университетах. Впервые это право было предоставлено папой Григорием IX университету Тулузы в 1233 г. Впоследствии такой порядок стал служить юридически образцом для университетов Европы.

С XI в. в Болонье начинает формироваться принципиально новое учебное заведение на основе школ глоссаторов (от слова «глосса» – комментарий на полях). Глоссаторы занимались критикой и толкованием римского права, которое благодаря их усилиям утвердилось как универсальное. Кроме того, действовал и болонский центр по составлению свода законов, образующих основу для изучения церковного права. В 1158 г. согласно указу императора Фридриха Барбароссы болонским объединениям юристов придается статус studio generale, т. е. школы, носящей всеобщий характер. Это первый европейский университет.

Впоследствии в ряде городов Европы объединяются различные школы и превращаются в крупные учебные центры, которые стали называться университетами. Так возник Парижский университет (1200), объединивший богословскую школу Сорбонны с медицинской и юридической школами. Подобным образом возникли университеты в Оксфорде (1168), Кембридже (1209), Падуе (1222), Тулузе (1229). Права каждого университета подтверждались уставами и привилегиями от папы, императора или королей. Это были особые документы, которые закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право на присуждение ученых степеней, на освобождение студентов от военной службы). С середины XIII в. в университетах стала вводиться система оплаты труда преподавателей при помощи церковных бенефициев (от лат. – благодеяние) или жалованья от светских властей. Сеть университетов в Европе расширялась довольно быстро, с начала XII по XV вв. был создан 81 университет, многие из них действуют и в настоящее время.

Первые европейские университеты существенно отличались от современных. У них не было собственных зданий и библиотек. Занятия проходили в частных зданиях или католических соборах. Книги для обучения студенты брали на время, так как они были рукописными, а посему очень дорогими. Возраст обучающихся колебался в пределах от 14 до 20 лет. Многие студенты посещали университеты, чтобы сделать карьеру. Наиболее популярным было изучение права.

Во второй половине XIII в. в университетах появились факультеты, которые присуждали ученые степени бакалавра, а затем – магистра, доктора или лиценциата (в переводе с латинского – допущенный, т. е. преподаватель, получивший право читать лекции, но еще не защитивший докторской диссертации). Магистр для получения лицензии на преподавание должен был сдать экзамен на знание наиболее важных текстов. В университете избирался ректор, который наделялся полномочиями его руководителя, как правило на один год.

В основу обучения в средневековых университетах была положена система семи «свободных» искусств. На начальном этапе изучались грамматика, риторика и диалектика, так называемый «тривиум», впоследствии – арифметика, геометрия, астрономия и музыка (квадриум), а затем студент специализировался в гражданском или каноническом праве, философии, медицине или теологии.

Основными формами занятий были лекции и диспуты. Обычно в университетах читались профессорами лекции по какому-либо тексту. Постепенно преподаватели стали включать в свои лекции не только комментарии к тем или иным текстам, но и вопросы, ответы на которые можно было найти путем логических умозаключений. С течением времени вопросы в значительной степени вытеснили комментарии.

Чаще всего формой организации занятий были диспуты. В ходе так называемых ординарных диспутов одни студенты по заданию преподавателя готовили аргументацию «за», другие – «против». После обсуждения преподаватель подводил итоги, т. е. давал канонический ответ на обсуждаемый вопрос. Студент, который мог самостоятельно, а главное аргументированно ответить на тот или иной вопрос, после 4–5 лет обучения получал степень бакалавра. Многие студенты после этого завершали свое обучение, те, кто стремился к степени магистра и последующему преподаванию, продолжали обучение 2–3 года.

С начала деятельности университетов христианская церковь стремилась удержать их под своим влиянием. Несмотря на это, по своей организации, программе и методам обучения уже первые университеты были альтернативой церковному образования, христианскому догматизму. Они противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную и духовную жизнь, формирование всесторонне развитой личности, а главное – опору на научное мировоззрение.

Идея университета раскрывается в самом названии Universitas, что в переводе с латинского означает совокупность, т. е. сообщество обучающих и обучающихся, его всеобщность и открытость. Основная миссия университета состояла в приобщении молодого человека к совокупности имевшихся в то или иное время видов знаний. Однако его задача заключалась не только в сохранении и передаче существующих знаний, но и в развитии науки, исследовательской деятельности. Именно в университетах рождалось новое знание, создавались научные теории и формировались мировоззренческие ориентиры жизнедеятельности человека будущего. Создание университетов, приверженность разуму и рациональной аргументации, а также тот исследовательский дух, который был присущ их интеллектуальной жизни, заложили основу будущего европейского высшего образования.

С конца XVII в. во многих европейских странах формируется полноценная система образования, включающая университеты, специальные учебные заведения и учебные заведения общего образования, позволяющая в своей целостности решать задачи воспитания и образования подрастающих поколений.

Образование – процесс, управляемый со стороны государства, общества, администрации и педагогов конкретной образовательной системы, а также частично со стороны родителей и самих учащихся.

В России высшее образование стало развиваться с появлением таких учебных заведений, как Киево-Могилянская академия (1631), Славяно-греко-латинская академия (1685), Лекарская школа(1654), Московский университет (1755).

Насколько многогранен современный мир, настолько разнообразна педагогическая традиция высшей школы. В процессе духовной интеграции различных человеческих сообществ в едином мировом образовательном пространстве целенаправленный поиск общих идей и образовательно-воспитательных стратегий не прекращается. А это, соответственно, отражается и на развитии собственно педагогической науки: уточняются и обогащаются смыслы и содержание основных категорий, принципов и закономерностей обучения и воспитания, педагогических методов и технологий.

К настоящему времени в мире сложились множество образовательных моделей (см. схему 1).

Существуют и другие довольно успешные модели образования, в частности, китайская, японская, австралийская. Эффективность той или иной национальной модели образования подтверждается практикой, уровнем развития общества. В современном мировом образовательном пространстве постоянно происходит синтез различных моделей.

Вид (тип) современного образования в той или иной стране определяется прежде всего характером образовательно-воспитательной системы: ориентацией на освоение того или иного вида деятельности, возможностью освоения культурных ценностей, достижений науки и техники. Это объясняется тем, что все образовательные и воспитательные учреждения концентрируют основы развитых научных знаний и высшие образцы социокультурной деятельности человека своей эпохи. В целом образование подразделяется на домашнее, дошкольное, школьное, специальное и высшее.

Выделяют также следующие виды образования (см. схему 2).


Схема 1. Ведущие образовательные модели


Следует отметить, что формы и способы управления образованием значительно разнятся в разных странах и даже регионах. Основанием для развития образования являются его новые концепции и модели на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений; новые государственные образовательные стандарты, нормативно-правовые документы, новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.

Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели. Образовательные цели – это определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, государство в подготовке специалистов разного профиля с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в будущем. Эти цели зависимы от ряда условий: от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития культуры в социуме, от постановки системы образования и воспитания в стране.

Цели обучения специалиста, изучения им конкретных учебных дисциплин уточняют и определяют цель образования современного человека как таковые и цели конкретного образовательного учреждения с учетом специфики дисциплины, объема часов учебного курса, возрастных и других индивидуальных особенностей обучающихся. Как правило, цели показывают общие стратегические ориентиры и направления деятельности педагогов и студентов. Конкретизируя выше сказанное отметим, что цели образовательной системы выражаются в конкретных, как правило, государственных программах развития личности средствами образования, предусматривающих описание системы знаний, тех стандартов знаний, норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения. Такие программы существуют в виде модели выпускника того или иного вуза, в виде профессиограммы специалиста конкретного учебного заведения. В современных условиях при отборе целей высшего образования обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека, желающего получить образование в конкретном высшем образовательном учреждении, его интересы и склонности.


Схема 2. Виды образования


В процессе получения образования того или иного типа человек может достигать определенного уровня и качества. В этом смысле выделяются начальное, среднее, неполное высшее и высшее образование. Каждый уровень подтверждается государственным документом – свидетельством об окончании школы, среднего специального учебного заведения, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении, дипломом о высшем образовании.

В современной мировой системе высшего образования можно выделить следующие тенденции:

• стремление к демократизации системы высшего образования, т. е. расширяется возможность для каждого человека получить высшее образование в учебном заведении любого типа, независимо от его мировоззренческой ориентации, национальной и расовой принадлежности;

• разрастание рынка образовательных услуг высшего образования в целом;

• в управлении высшим образованием ведется постоянный поиск компромисса между государственной централизацией и автономией высших учебных заведений;

• в высшее образование активно внедряются новые информационные технология, налицо глобальная компьютеризация высшей школы;

• высшее образование становится приоритетной сферой государственного финансирования не только в развитых, но и во многих других странах мира;

• происходит постоянное обновление и корректировка вузовских образовательных программ;

• углубляется межгосударственное сотрудничество в области высшего образования, расширяются возможности обмена студентами, профессорско-преподавательским составом и научными сотрудниками между университетами разных стран;

• в высшем образовании увеличивается гуманитарная составляющая за счет таких учебных дисциплин, как политология, психология, социология, культурология, экология и других, общей направленности образовательных программ на достойную жизнь человека и общества;

• отход от ориентации на «среднего студента», повышенный интерес к одаренным молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе получения высшего образования;

• поиск дополнительных ресурсов для получения высшего образования людьми с ограниченными физическими возможностями.

1.2. Предмет педагогики высшей школы

Конкретизируя это определение для высшей школы отметим, что педагогика высшей школы раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания и образования в высших учебных заведениях, их роль в жизни общества и развитии личности. Преподаватель высшей школы – это лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению студентов и имеющее специальную подготовку в той или иной области. Это также ученый, разрабатывающий теоретические проблемы в своей области знания и педагогики.

Педагогика – особый вид профессиональной деятельности, связанный с воспитанием и образованием личности.

Следовательно, объект педагогики высшей школы – система педагогических явлений, связанных с профессиональным развитием индивида. Поэтому объектом педагогики высшей школы выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человека в процессе профессиональной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Высшее образование изучает не только педагогика. Вклад таких социальных и гуманитарных наук, как философия, психология, история, социология, политология и других в изучение высшего образования как социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с процессами развития человека, с взаимодействием педагогов и учащихся и соответствующей ему институциональной структурой. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта, которую изучает специальная наука – педагогика высшей школы.

Педагогика высшей школы в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития процесса высшего образования как фактора и средства развития человека и общества. На этой основе педагогика высшей школы разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности студентов, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Предмет педагогики высшей школы – это образование как реальный целостный процесс, целенаправленно организуемый в высших учебных заведениях.

Для последующих размышлений о педагогике высшей школы следует определиться с некоторыми ее понятиями, которые играют проходную роль во всем массиве педагогических знаний. К ним прежде всего относятся такие, как воспитание, обучение, образование, педагогический процесс и другие.

Воспитание – специально организованный и управляемый процесс, осуществляемый в высших учебных заведениях разного уровня и направленный на развитие личности. Воспитание предполагает создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением студентов социально-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и профессионально-производительному труду. Понятие «воспитание» – одно из основных в педагогике в целом. Обычно подразделяют воспитание в широком смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать определенную систему качеств личности, его мировоззрения. Выделяются следующие основные виды воспитания: умственное, физическое, трудовое, эстетическое и др. Педагогика высшей школы исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теорию и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Главная цель воспитания – развитие личности. Оно происходит посредством передачи новому поколению студентов накопленного человечеством опыта, т. е. через образование.

Высшее образование – это результат процесса обучения в высших учебных заведениях, выражающийся в системе полученных профессиональных знаний. Через специально организованные образовательные учреждения, которые, как правило, объединены в единую систему образования, осуществляются передача и усвоение опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Образовательный процесс предполагает взаимодействия педагога и ученика, направленность на всестороннее и гармоничное развитие личности студента.

Этимологически слово «образование» означает создание образа, т. е. некую завершенность воспитания человека в соответствии с определенной его возрастной ступенью и уровнем подготовки, то есть образование – это результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, определенных профессиональных отношений. В образовании выделяются две стороны единого процесса: передача и восприятие знаний или иначе – обучение.

Обучение – процесс непосредственной передачи и восприятия опыта поколений во взаимодействии обучающего и обучаемого. Как процесс обучение включает две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача системы знаний, умений, опыта профессиональной деятельности, и учение (деятельность ученика) в виде усвоения опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. Обучение – это целенаправленное, заранее спроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные (профессиональные) стороны опыта человечества, опыта его деятельности и познания. Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемого, имеющей своей целью развитие обучаемого, формирование у него знаний, умений, навыков, то есть общей ориентировочной основы конкретной профессиональной деятельности.

Преподавание – это деятельность преподавателя по передаче профессиональной информации, организации учебно-познавательной деятельности студентов, оказанию им помощи при затруднении в процессе обучения, стимулированию их интереса, самостоятельности и творчества, оценке труда учащихся.

Учение – это основной вид деятельности студента, которая подразумевает освоение учебного курса, закрепление знаний, умений и навыков будущей профессиональной деятельности, способность к самостоятельному решению учебных задач, самооценке учебных достижений.

Объединяющим началом воспитания, обучения и образования является педагогический процесс. Он отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания: взаимодействия педагога и ученика; направленность воспитательного и образовательного процессов на всестороннее и гармоничное развитие личности; единство содержательной и технологической сторон; взаимосвязь всех структурных элементов: цели – содержания образования и средств достижения образовательных задач – результата образования. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие специалиста – это результат реализации всех функций образовательного процесса в высших учебных заведениях в их единстве.

Образование как процесс отражает определенные этапы и специфику развития системы высшего образования как изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика высшего образования связана с процессом достижения поставленной цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания. В этом процессе взаимодействуют обучение и воспитание, деятельность педагога и деятельность обучаемого. Немаловажный фактор здесь – атмосфера и среда, в которой осуществляется образовательный процесс: деловые отношения между всеми субъектами образовательного процесса, постоянный пример добросовестности и творческих усилий со стороны педагога, его помощь и доброжелательность ко всем обучающимся и вместе с тем рациональная организация учения, создание атмосферы творческого поиска и напряженного труда, стимулирование к самостоятельности и постоянная поддержка интереса к учению и др..

Таким образом, педагогический процесс в высшей школе – это специально организованное, развивающееся во времени и в условиях определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на развитие лучших профессиональных и личностных качеств воспитуемых. Это достигается посредством решения целого ряда педагогических задач как результатов осознания педагогом целей обучения и воспитания, а также условий и способов их реализации. В результате решения педагогических задач должны появиться новые знания, умения или качества личности воспитуемого. Педагогическая задача возникает тогда, когда нужно подготовить переход человека от состояния незнания к состоянию знания, от непонимания к пониманию; от неумения к умению; от беспомощности к самостоятельности.

Поскольку каждый человек неповторим; постольку решение той или иной педагогической задачи сложно и неоднозначно. Все педагогические задачи делятся на два больших класса: задачи по обучению и задачи по воспитанию человека. Задачи обучения – это изложение учебного материала и проверка полученных знаний. Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех; выработать творческое отношение к учебно-познавательной и будущей трудовой деятельности.

Приоритетной задачей педагогики высшей школы является вскрытие закономерностей в областях воспитания; образования; управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают; прежде всего; обученность и воспитанность человека; а также степень развития личности в конкретных ее параметрах.

В состав постоянных задач педагогической науки входит задача изучения и обобщения практики обучения и воспитания; опыта педагогической деятельности в целом. Профессиональная воспитательная и образовательная работа является творческой; поэтому любой педагог-практик накапливает определенные рациональные средства эффективного воздействия на учащихся. Многие педагоги создают собственные оригинальные педагогические технологии. Но образцы педагогического творчества не могут найти своего места в системе педагогических ценностей без их теоретического обоснования и научной интерпретации. Роль педагогики как науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущность творческих педагогических наработок; выявить ТО; что соответствует индивидуальности педагога-новатора и неповторимо и ТО; что может воплотиться во всеобщее достояние; стать ориентиром для деятельности педагогического сообщества. Поэтому одной из существенных задач педагогики высшей школы является внедрение лучших ее результатов в практику.

В числе задач педагогики высшей школы важное место занимает разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами. К постоянным задачам педагогической науки относится прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования; усовершенствованием собственно педагогической деятельности. Поэтому одна из главных задач педагогики – разработка теоретических; методологических основ инновационных процессов; рациональных связей теории и практики; взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности.

Новые педагогические технологии неразрывно связаны с компьютерным обучением. Вместе с тем они базируются на определенных закономерностях распространения и усвоения информации. Такой синтез позволяет разработать и применять открытые системы интенсивного обучения как в содержательном аспекте (влияние информатизации образования на содержание обучения); так и в процессуальном аспекте (влияние информатизации образования на учебный процесс). Применение новых информационных технологий открывает перед преподавателями юриспруденции большие возможности для творчества. Так, в учебном процессе можно использовать методы формализации; проводить текущий и итоговый мониторинг качества обучения; применять контролирующие тестовые программы. В преподавании правовых дисциплин все большее распространение получают информационное обеспечение; учебное проектирование и деловые игры. С помощью телекоммуникаций на качественно новый уровень выходит дистанционное обучение; открывается перспектива приобщения к новым источникам знаний; таким; например; как «КонсультантПлюс» и другим. Будущее в юридическом образовании во многом видится за новыми информационными технологиями.

Исходя из вышеизложенных задач; педагогика высшей школы выполняет целый ряд основных функций.

Теоретическая – анализ закономерностей педагогической теории и практики. Педагогика исследует факты и явления воспитательной и образовательной практики; описывает и объясняет условия и особенности протекания педагогического процесса в высших учебных заведениях. Теоретическая функция педагогики высшей школы реализуется на двух уровнях:

• описательном (объяснительном) – изучение передового и новаторского педагогического опыта;

• диагностическом – выявление состояния педагогических явлений; успешности или эффективности деятельности педагога и студентов, установление условий и причин, их обеспечивающих;

Прогностическая – исследование перспектив и обоснование тенденций развития высшего профессионального образования в целом и отдельных его ступеней, педагогической науки в целом. Это также могут быть экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Практическая функция педагогики предлагает три уровня реализации:

• проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих нормативный, или регулятивный, план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

• преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

• рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Можно также выделить мировоззренческую функцию педагогики высшей школы, методологическую и креативную функции, а также ряд других в зависимости от той роли, которую играет педагогика в жизни общества и человека.

Выделяют два уровня осмысления педагогической деятельности в высшей школе:

Эмпирический уровень составляют знания, полученные в основном из педагогической практики (наблюдений, экспериментов). Он является важнейшим стимулятором развития теоретических исследований в области воспитания и образования высшей школы.

Теоретический уровень исследования характеризуется более высокой степенью обобщения и идеализации мысли в отличие от педагогической реальности, отражением внутренних связей и закономерностей объекта педагогического анализа.

Эмпирический и теоретический уровни познания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. На эмпирическом уровне широко применяются наблюдение, эксперимент, описание, на теоретическом – метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы, метод формализации и другие. Эмпирический и теоретический уровни анализа педагогического знания и практики, хотя и отличаются между собой, в действительности неразрывно связаны между собой. Их взаимодействие осуществляется на основе педагогической практики в высшей школе, которая пронизывает все стороны и уровни познавательной деятельности, объединяя их различные аспекты в результатах нового знания.

В соответствии с масштабами применения выделяют следующие методы педагогики высшей школы:

• общие методы, которые выходят за рамки педагогической науки, например, такие мысленные операции, как синтез, анализ, умозаключение и др.

• общенаучные методы: наблюдение, систематизация, эксперимент, классификация, описание и т. д.

• частнонаучные методы, которые применяются в отдельных областях педагогического знания и практики, например, метод опроса, анкетирования и др.

• методики, применяемые для решения специфических педагогических задач в конкретной области познания и практики. Их применение зависит от той или иной педагогической ситуации, ее особенностей, того или иного воспитательного эксперимента, разработанности профессиональной теории и т. д. Существуют методики обучения конкретным дисциплинам (иностранным языкам, физике, математике, химии, юриспруденции, истории и др.), которые накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности.

Современная педагогика в целом имеет большое число направлений, которые развиваются как ее разделы или частные педагогические науки и образуют систему педагогических наук (см. схему 3).

На наш взгляд здесь необходимо следующее пояснение. Каждая из профессиональных педагогик опирается на общую теорию педагогики, научные разработки ее частных наук. Вместе с тем та или иная профессиональная педагогика – это не общая педагогика с примерами из юриспруденции, военного или инженерного дела, а особая профессиональная отрасль педагогики: военно-педагогическая, медико-педагогическая и т. д. Такой отраслевой педагогикой позиционирует себя и юридическая педагогика. Она не является объектом нашего интереса, так как в настоящем учебном пособии рассматриваются более узкие проблемы общей и юридической педагогики, а именно методика преподавания юриспруденции в высшей школе. Поэтому здесь уместны примеры из юридического образования, правовой теории и практики, которые профессионально подкрепляют общую педагогическую теорию.

Исследование педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других гуманитарных и социальных, а также естественных наук о человеке и обществе.

Мировоззренческим и методологическим основанием для педагогики высшей школы служит философия. Именно она дала «жизнь» педагогике, первоначально педагогика, как и многие другие социальные и гуманитарные науки, существовала в рамках философии. В силу своей всеобщности философия определяет общие ориентиры развития педагогики, дает ей своеобразный методологический заряд – вооружает закономерностями и способами научного познания педагогической реальности.

Педагогика высшей школы, можно сказать, генетически связана с психологией. Дело в том, что воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие его психики. Именно психология позволяет педагогу понять психические особенности личности учащегося. Следующий важный момент – педагогику и психологию объединяет целый ряд методов исследований, а также общие базовые понятия.

Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых важно знать закономерности жизнедеятельности организма, то есть педагогика высшей школы немыслима без физиологии. Понимание закономерностей высшей нервной деятельности позволяет педагогике применять соответствующие методы для развития личности.


Схема 3. Система педагогических наук




Осмысливать и решать некоторые проблемы воспитания личности будущего специалиста помогает социология. Так, результаты социологических исследований могут способствовать решению проблем, связанных с организацией учебы, профессиональной ориентацией, студенческого досуга и других. В структуре социологической науки плодотворно развиваются специальные ее разделы – социология образования и воспитания и социальная педагогика.

В педагогической практике и исследованиях высшей школы активно используются данные других наук – юриспруденции, истории, филологии, экономики, информатики, статистики и т. д.

Выше уже отмечалось, но считаем необходимым обратить на это внимание еще раз. Высшее образование в целом рассматривается, прежде всего, как процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание высшего образования черпается и пополняется из всего социокультурного наследия, данных конкретной науки, а также из жизни и практики человека. Иными словами, высшее образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому высшее образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер жизнедеятельности общества (экономики, политики, культуры), так и всего общества. Высшее образование выполняет важную социальную функцию по трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также определенных форм общественной жизни. Поэтому в современном мире все отчетливее видна прямая зависимость развития тех или иных стран от уровня и качества высшего образования, профессиональной квалификации их граждан.

Также высшее образование выполняет функцию социализации человека и социокультурной преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях высшее образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. В связи с этим высшее образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития.

Одной из важнейших функций высшего образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Знания, усвоенная общая и профессиональная информация помогают будущему специалисту ориентироваться в окружающем мире. Усвоенные способы профессиональной деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира с учетом его творческих потенций. Творческая деятельность предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, видение альтернатив в решении возникающих проблем, комбинирование ранее усвоенных способов в новые. Человек, не усвоивший опыта деятельности прошлых поколений, не способен к творческому преобразованию действительности. Следует подчеркнуть, что энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует реализации его творческого потенциала. Важны мотивы, желания будущего специалиста действовать.

Поскольку человек ничего не делает без потребностей и мотивов, без соответствия профессионального дела системе общепринятых ценностей, то относительно независимой составляющей содержания образования оказывается опыт эмоционально-ценностного отношения обучающегося к тому, что он познает или преобразовывает. Эта составляющая определяет направленность действий обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами. В условиях современного динамичного изменения мировоззренческих ориентаций, социальных представлений, образа жизни людей в целом именно высшее образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует наиболее полноценной адаптации конкретного человека к новым жизненным условиям.

В целом для высшего образования сегодня характерны ряд факторов: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, много-уровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Гуманизация высшего образования предполагает рассмотрение личности студента как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами, ориентацию как образовательной системы, так и образовательного процесса в высших учебных заведениях на становление и развитие отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, укрепление их чувства собственного достоинства и развитие личностного потенциала.

Гуманитаризация направлена на всестороннее освоение блока общегуманитарных и социально-экономических дисциплин всеми лицами, получающими высшее образование с целью воспитания их на общечеловеческих ценностях и решения основных социальных проблемы.

Диверсификация – это многообразие высших учебных заведений (факультетов и курсов), их образовательных программ и органов управления. Она ориентирует высшие образовательные учреждения на удовлетворение и развитие интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса.

Стандартизация содержания высшего образования характерна для современной международной практики образования и вызвана необходимостью создания единого уровня высшего образования независимо от типа образовательного учреждения. Она ориентирует систему высшего образования на реализацию, прежде всего государственного образовательного стандарта, т. е. набора обязательных учебных дисциплин в определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в высшем образовании условий выбора и предоставление каждому обучающемуся шанса для достижения успеха, их стимулирование к самостоятельному выбору и принятию решений, обеспечение самостоятельного мышления.

Многоуровневость подразумевает такую организацию образовательного процесса в высших учебных заведениях, который обеспечивает возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека, потребностям общества.

Фундаментализация предполагает взаимосвязь теоретической и практической подготовки обучающегося в высшем учебном заведении с современной жизнедеятельностью. Особое значение должно придаваться глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана вуза.

Информатизация высшего образования связана с широким использованием информационных технологий в процессе обучения и особенно всемирной сети Интернет, что позволяет ввести дистанционные формы образования, когда знание транслируется не непосредственно от учителя к ученику, например, во время лекции, а через анонимные тексты, содержащие нужную для обучающего информацию. В этой ситуации акцент в классической цепочке «учитель – текст – ученик» переносится с учителя на текст.

Индивидуализация направлена на учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания в высших учебных заведениях.

Непрерывность означает процесс постоянного образования-самообразования специалиста в течение всей его жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

В целом педагогика высшей школы позволяет с научных позиций обосновать требования к учебному процессу, выявить его современные тенденции, профессионализировать подготовку специалистов. Овладение курсом методики преподавания юриспруденции в высшей школе дает возможность будущему преподавателю юриспруденции понять систему и содержание высшего образования в нашей стране, разобраться с понятийным аппаратом педагогики в целом, овладеть основными методами и формами воспитания и обучения студентов, сориентироваться в современных педагогических технологиях.

Основные цели дисциплины «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе»:

• повышение правовой культуры у будущих специалистов;

• развитие у студентов гражданской ответственности;

• формирование у будущих специалистов гуманистического мировоззрения;

• привитие студентам демократических навыков;

• укрепление чувства собственного достоинства, уважения к другим людям.

Таким образом, социальная роль высшего образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка будущего специалиста к самостоятельной деятельности, а с другой – закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе.

Именно высшие образовательные учреждения концентрируют образцы социокультурной деятельности человека определенной эпохи и страны. Поэтому социальная ценность высшего образования непреходяща, она определяется значимостью воспитанного и образованного человека в обществе, его профессиональной способностью к улучшению жизни людей.

1.3. Организационно-правовые основы высшего образования в Российской Федерации

Право человека на образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ. Применительно к высшему образованию данная норма конкретизируется следующим образом: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (ч. 3 ст. 43). При этом Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ч. 5 ст. 43 Конституции РФ). В соответствии с принципом федерализма в России установлены федеральный и региональный уровни правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования. Принимаемые на федеральном уровне законы определяют общее направление и регламентируют общие вопросы сферы образования, которые получают дальнейшее развитие в законодательных актах субъектов РФ, что позволяет учитывать особенности того или иного региона.

Нормативно-правовую основу высшего образования составляет Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года.

Цель системы образования – обеспечить право человека на образование. Критерием эффективности деятельности такой системы является уровень образованности граждан – воспитанности и обученности. Право на образование – основное и естественное право человека – реализуется им всю жизнь. С помощью образования возможно максимальное развитие интеллектуального потенциала человека. Право на образование имеет целью удовлетворение потребности человека в информации и непосредственно в обучении и воспитании. Потребности в информации и образовании в современном мире стоят на одном уровне с первичными потребностями человека.

Исходя из этого; можно констатировать; что в настоящее время образование рассматривается в качестве главного инструмента социокультурной преемственности поколений в нашей стране; что обучение и воспитание суть стороны единого процесса образования. Образование понимается сегодня как плодотворный процесс соединения знаний с качествами личности; вследствие чего эти знания и сформированные на их основе умения становятся мировоззренческими установками личности специалиста.

Общие принципы государственной политики в области образования:

гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных различий и особенностей в условиях многонационального государства;

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников;

светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

свобода и плюрализм образования;

демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие гражданского общества;

укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать:

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества – интеграцию личности в систему мировой и национальной культур;

формирование чело века-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества.

С целью реализации принципов государственной политики в области образования государство создает образовательную систему т. е. комплекс институтов образования. Система образования в Российской Федерации представляет совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования».

Согласно Закону об образовании образовательными учреждениями являются такие, в которых осуществляется образовательный процесс (реализуется одна или несколько образовательных программ; обеспечивается содержание и воспитание обучающихся, воспитанников).

Учредителями образовательных учреждений могут являться:

органы государственной власти и регионального (местного) самоуправления;

отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (фонды, союзы, ассоциации);

общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ;

граждане РФ и иностранные граждане.

Таким образом, по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть: государственными, муниципальными и негосударственными (частные, общественных и религиозных организаций).

Учредители образовательных учреждений наделены широкими правами и полномочиями. В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и (или) органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

В нашей стране к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Компетенция и ответственность образовательного учреждения состоят в том, что оно самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся:

• материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса;

• привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств;

• представление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

• подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

• организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

• разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

• разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;

• разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;

• установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

• установление ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;

• установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;

• разработка и принятие Устава образовательного учреждения;

• разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения;

• самостоятельное осуществление образовательного процесса;

• осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения;

• контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения;

• обеспечение в образовательном учреждении интернатского типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;

• создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

• содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

• координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом, и др.

Ответственность образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке за:

• невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

• реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

• жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

• нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

• иные действия, предусмотренные российским законодательством.

Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется на основе Закона об образовании и устава соответствующего образовательного учреждения. Управление строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др.

Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель соответствующего образовательного учреждения.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование в нашей стране можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Обучение в высших учебных заведениях России регулируется Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании, а также Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. В соответствии с этими документами в России существуют три типа высших учебных заведений: университеты, академии и институты. Закон определяет права и обязанности студентов, слушателей, аспирантов, докторантов, соискателей, работников вузов.

Содержание высшего образования ориентировано на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, а также подготовку педагогических и научных работников. В системе образования есть гуманитарные, педагогические, медицинские, технические и другие высшие учебные заведения. За их многообразием стоит процесс освоения социокультурного опыта поколений

Начальный уровень высшего образования в России (также и во многих других странах мира) можно получить в специализированном колледже. Полное высшее образование человек получает только после успешного окончания вуза. Однако для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее образование различных ступеней, возможны и более короткие сроки освоения основных образовательных программ высшего образования. Сокращение сроков освоения основной образовательной программы высшего образования осуществляется на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента, полученных на предшествующем этапе обучения и подкрепленных соответствующими документами.

Возможно также получение высшего образования в форме экстерната. Однако по некоторым направлениям и специальностям (например, медицинским) получение образования в форме экстерната не допускается. Порядок организации обучения в форме экстерната регулируется специальным положением Министерства образования и науки РФ.

Послевузовское образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего образования. Послевузовское образование – это реализация непрерывного образования через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленных институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами.

Отдельно взятые вузы как члены академического сообщества вправе вместе иметь собственные цели и нормы, обеспечивающие жизнедеятельность, способность к саморазвитию солидарных членов этого общества. При этом цели высшего учебного заведения как социального института должны быть направлены на удовлетворение потребностей граждан в повышении их научной и профессиональной культуры, нравственного и культурного развития.

Образовательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) конституирует общую структуру образования. Он дает право вузам самим выбирать, каких специалистов готовить, какие исследования проводить, учитывая потребности регионов, формируя свои позиции на рынке образовательных и научных услуг. То есть высшие учебные заведения, сообразно собственным возможностям и потребностям регионов, предприятий, самих студентов, самостоятельно строят свои учебные и исследовательские процессы.

В соответствии с ФГОСом, устанавливающим общие требования к содержанию высшего образования по каждому направлению и каждой специальности, определены обязательные дисциплины, которые должен изучать каждый студент в блоках дисциплин:

• общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

• математические и общие естественнонаучные дисциплины;

• общепрофессиональные дисциплины (для данного направления или специальности);

• специальные дисциплины.

Вместе с обязательными дисциплинами основные профессиональные образовательные программы предусматривают включение дисциплин по выбору студентов в факультативные курсы.

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают, что выпускник высшего образовательного учреждения должен:

• быть знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

• знать Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку и обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

• иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;

• быть способным вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;

• иметь научное знание о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;

• владеть культурой мышления и логическим анализом, знать его общие законы и уметь в письменной и устной речи правильно (логично) их выстраивать;

• уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере своей профессиональной деятельности;

• быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной политики и переоценки накопленного опыта анализировать свои возможности, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

• понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;

• быть способным в профессиональной среде на основе системного подхода строить и использовать модели для описания и программирования явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

• быть методически и психологически готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования задает модель подготовки специалиста. По каждой специальности соответствующие учебно-методические объединения (УМО) разрабатывают примерный учебный план. Он является основой для построения учебных планов вузов.

ФГОС ВО устанавливает следующие параметры учебного процесса для вузов:

• нормативный срок освоения образовательной программы при очной форме обучения;

• продолжительность теоретического обучения, практик, экзаменационных сессий, итоговой государственной аттестации, каникул;

• максимальный объем учебной нагрузки студентов в неделю – 54 часа, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы;

• максимальный объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения в среднем за период теоретического обучения – 27 часов в неделю, не считая практических занятий по физической культуре;

• перечень и обязательное минимальное содержание дисциплин, входящих в федеральный компонент;

• обязательное наличие лабораторных практикумов и практических занятий по ряду указанных в Госстандарте дисциплин, содержание и назначение учебной и производственной практик;

• обязательное наличие дисциплин по выбору студента.

Кроме того, ФГОС ВО устанавливает следующие параметры учебного процесса:

• объемы указанных в Госстандарте дисциплин, которые могут изменяться вузом в пределах 10 %;

• объемы циклов дисциплин. Они могут меняться в пределах 5 %;

• перечень включаемых в конкретную образовательную программу дисциплин из цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Вуз имеет право составлять свой набор из 11 дисциплин этого цикла, включая в него в качестве обязательных четыре дисциплины: отечественную историю, философию, иностранный язык и физическую культуру.

Для реализации уставных целей каждый вуз должен инициативно и самостоятельно определять основные приоритеты в учебно-методической) научной) финансово-хозяйственной) кадровой и других видах своей деятельности.

В структуре стандарта высшего юридического образования предусматриваются требования к уровню подготовки дипломированного специалиста по всем названным учебным дисциплинам. Дополнительные требования специальной подготовки юриста определяются высшим учебным заведением с учетом профессиональной специфики. Юрист должен иметь знания, владеть методами научных исследований и навыками практической деятельности также по дополнительным дисциплинам специализации. Поскольку перечень требований по всем учебным дисциплинам образовательного стандарта весьма обширен, приведем здесь лишь общие требования к уровню подготовки выпускника, которые во многом перекликаются с ключевыми компетенциями специалиста.

Юрист должен: обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности.

Перечень ключевых компетенций личности профессионального юриста:

• знать Конституцию РФ, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку и к обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

• иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, которые возникают при выполнении профессиональных функций;

• быть способным вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;

• иметь научное знание о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;

• владеть культурой мышления и искусством логического анализа, знать его общие законы и уметь в письменной и устной речи правильно (логично) их выстраивать; уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

• быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной политики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

• понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе юридических и иных знаний;

• быть способным в профессиональной сфере на основе системного подхода строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных социальных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

• быть способным поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, уметь использовать для их решения методы изученных наук;

• быть готовым к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знать и уметь использовать методы управления, уметь организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знать психологию людей и отдельных социальных групп, основы педагогической деятельности, формы и методы правового просвещения и воспитания населения;

• быть методически и психологически готовым к изменению характера своей профессиональной деятельности и работе над междисциплинарными проектами.

В заключение данной главы необходимо сказать о том, что совершенствование системы высшего образования России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новыми веяниями, связанными с ее активным вхождением в мировое образовательное пространство. На этом пути сделан ряд шагов. Первое. Развивается многоуровневая система высшего образования. Преимущества этой системы состоят в том, что она обеспечивает более широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности, формирует способность у выпускника осваивать на базе полученного высшего образования новые специальности. Второе – это внедрение в практику вузов современных информационных технологий, широкое включение в образовательную систему Интернета и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов. Третье – это процесс интеграции целого ряда высших учебных заведений с ведущими в регионах университетами, что должно привести к формированию мощных в научном и методическом планах университетских комплексов.