Вы здесь

Методика и оценка геоэкономической безопасности регионов. Глава 1. Научные подходы к определению геоэкономической безопасности региона в условиях перехода мировой финансовой системы на новый уровень (И. В. Романюта, 2014)

Глава 1. Научные подходы к определению геоэкономической безопасности региона в условиях перехода мировой финансовой системы на новый уровень

1.1. Научные предпосылки оценки геоэкономической безопасности

Понятие «геоэкономика» связано с географическими определителями, заимствованными из-за рубежа. Географические определители лежат в основе концепции регионализма и относятся к группе таких определителей, как «геоинформация» («геоинформационные» процессы), «геокультура», «геосоциология», «геодемография», «геоистория» и близкое к нему понятие «time-geography» («география времени», или историческая география). Некоторые авторы употребляют «мобильные» понятия: process geography («география процессов», или «география как процесс») или variable geographies («вариативные географии») – оба исходят из того, что регионы являются не статичными конструктами, а эвристическими инструментами для изучения глобальных процессов [91].

Геоэкономика предполагает сочетание географии, истории и экономики. Само понятие «геоэкономика» возникло в конце ХХ в., для изучения взаимодействия между homo economicus и пространством; влияния пространственных факторов на сферу производства и распределения товаров и использования пространства для развёртывания экономической деятельности [11]. В данном аспекте эта формулировка позволяет утверждать, что очень многие светлые умы занимались геоэкономикой неосознанно, так же, как г-н Журден говорил прозой, не подозревая об этом. Знаменитый шотландский экономист Адам Смит (1723–1790), автор «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776), основывал все свои рассуждения на разделении труда (как внутри страны, так и на международном уровне), однако он практически не интересовался пространственными реалиями (распределение людских и природных ресурсов в пространстве; локализация полюсов богатства; расходы, связанные с перевозкой товаров и сырья).

Если говорить об исследованиях за рубежом, то наиболее активно геоэкономика изучается в США; совершенно иначе это направление отражается в работах итальянских ученых. В России школа геоэкономики предполагает поиск механизма, который сможет сочетать достижения в области высоких технологий с распределением основных экономических зон и балансировать все направления развития государства.

Многообразное исследование данного вопроса находило отражение в ряде работ по геоэкономике, но все они принципиально определяют геоэкономику как науку для развития страны или отдельного государства.

По мнению Эдварда Люттвака, консультанта Совета по национальной безопасности и Государственного департамента США, на смену геополитике все чаще приходит геоэкономика, так как соперничество территорий сошло на нет с завершением стратегического противостояния сверхдержав.

Интерес представляют работы итальянских авторов Карло Жана и Паоло Савона [92, с. 32], в которых они утверждают, что практически везде должен существовать геоэкономический подход для создания единой стратегии развития страны или региона. Особо выделяется, что при изучении данного направления необходимо поддерживать решения о создании единого финансового рынка в рамках стратегического развития территории, и выдвигается спорная точка зрения, что при глобализации соперничество регионов, неодинаковых по уровню экономического развития, может привести к разделению территорий на бедные и богатые.

Современные тенденции развития регионов и государств подтверждают, что в условиях усиления глобализации и интеграции углубляется раскол между «богатыми» и «бедными» регионами внутри страны, поэтому проводимая экономическая политика не достигает конечных целей.

Достаточно логично предположить, что настоящее исследование можно было провести в рамках экономической теории или геополитики. Но авторская концепция как раз и заключается в необходимости рассмотрения анализируемого региона именно в качестве геоэкономического, играющего весомую роль в развитии страны или государства.

Подтверждением этого является также определение В. Дергачева, согласно которому геоэкономика – это наука государственной стратегии развития, достижения мирового или регионального могущества преимущественно экономическим путем. Геоэкономика рассматривается как современная геополитика, формирующаяся под воздействием факторов глобализации и регионализации.

В учебнике «Геоэкономика» [12, с. 14] автор Э. Г. Кочетов, который выступил новатором в данной области науки, утверждает, что геоэкономика – это истоки формирования новых экономических систем, вынесенных на мировую арену. Геоэкономический экспансионизм заключается в поддержании государством транснациональных компаний и делегировании ими своих геоэкономических интересов. Также он считает, что наиболее близка геоэкономика к мировой экономике, географии, политологии и философии хозяйствования. Вот эти науки в симбиозе и определяют общие контуры геоэкономики.

Э. Г. Кочетов дает следующее определение: «Геоэкономика – отрасль научного знания, в соответствии с которой экономическая политика государств во многом определяется ресурсно-территориальными факторами с включением национальных хозяйств и их субъектов в мировые воспроизводственные цепи для участия в формировании и использовании мирового дохода. Каждая страна имеет определенный геоэкономический потенциал, при этом входящие в нее регионы обладают разными возможностями» [12].

Р. Т. Мухаев считает, что «геоэкономика – направление социальных наук, сформировавшееся в 90-е гг. ХХ в. на стыке экономики и политологии. В предмете геоэкономики просматривается несколько аспектов, объединяющих в единый комплекс вопросы экономической истории, экономической географии, современной мировой экономики и политологии, конфликтологии, теории систем управления» [16].

С. В. Фокин отмечает, что «геоэкономика – новая геополитика (геополитическая экономика) с позиций экономической мощи государства, обеспечивает достижение внешнеполитических целей, мирового или регионального могущества экономическим путем» [24].

А. П. Цыганков, П. А. Цыганков считают, что «геоэкономика – это политика перераспределения ресурсов и мирового дохода. Основные сверхдоходы (ренту граничной энергетики) получают мировые полюса экономического и технологического развития. Геоэкономика как наука о целях и методах экономической войны американских монополий появилась после окончания Второй мировой войны» [25].

У О. Л. Шеремет следующее определение: «Геоэкономика – это продукт процесса глобализации мировой экономики и представляет собой единую мировую сетевую экономику, которая будет работать как единый организм. Компонентами данной экономики будут не национальные государства, не совокупность национальных экономик, а т. н. «внешние части национальных экономик», которые функционируют по законам рынка и конкуренции. И идет этот процесс через ТНК, региональные группировки, особые экономические и приграничные зоны, двухсторонние соглашения о свободной торговле, кластерно-сетевую регионализацию и др.» [68].

Экономическая география дает определенную базовую, исходную позицию, но только для одного раздела геоэкономики – когда описывается, где оперирует геоэкономика. Это геоэкономический атлас мира. В этой сфере соприкосновения с географией наблюдается очень тесный симбиоз: одно без другого жить не может. С другой стороны, геоэкономика впитала в себя политическую экономию. Истоки формирования новых экономических систем, вынесенных на мировую арену – вот что дает нам геоэкономика. Геоэкономика как наука есть не простая сумма национальных экономик; когда производство, воспроизводственные процессы вырвались за национальные рамки – в единстве они составили новую экономическую популяцию. Эта новая экономическая популяция – наднациональная, состоящая из трансграничных систем во всех сферах – представляет собой предмет геоэкономики.

Особый интерес вызывает его точка зрения, которая совпадает с авторским исследованием, что привычные геополитические императивы почтительно уступают место реалиям геоэкономическим.

Авторы М. А. Шепелев, А. Т. Бариская и М. И. Шмелева в своей публикации[1] исходят из того, что наступает эра доминирования геоэкономики; при этом развиваются процессы «сращивания» цивилизационных и экономических механизмов в международной сфере. По их мнению, сегодняшний мир представляет собой геоэкономически неуравновешенную систему, для которой характерны попытки одной из цивилизаций («эталонной») подорвать существовавший ранее относительный геоэкономический баланс. Отсюда – особая важность научной разработки проблем, связанных с геоэкономическими аспектами.

Стирание между территориями информационных границ, связанных, прежде всего, с глобализацией и развитием современных технологий, значительно расширило экономическое пространство и финансовый рынок региона в целом. Если о политических границах имеет смысл говорить, то экономические границы невозможно даже предположить. Достаточно, в качестве примера, привести глобальную сеть Интернет, с которой можно считывать любую экономическую информацию, позволяющую высказать свое мнение или позицию о вложениях иностранных инвестиций в какой-либо регион.

Автор опровергает позицию Карло Жана и Павло Саона о том, что три геоэкономических полюса – США, Европа и Япония – призваны господствовать в мире в ближайшие 20 лет. Прежде всего, необходимо реализовать мощные потенциалы регионов и только тогда возможно развитие России на базе комплексной экономической оценки с позиций реализации геоэкономического потенциала.

Логично выделить возможность оценки и разработки стратегии развития единой территории, имеющей внешние сухопутные, водные границы, а также стратегические транспортные пути.

Примерами являются современные тенденции в использовании геоэкономических подходов к анализу региональных экономических ситуаций. Недостаточная разработанность темы диссертационного исследования, разрозненность мнений, критическая оценка лишь самого определения геоэкономики в целом и необходимость создания теоретической модели предопределили разработку путей решения геоэкономического потенциала региона.

Тенденции размывания экономической мощи, выделения республик в суверенные государства, что характерно для изучаемого региона, наиболее остро характеризуют необходимость переосмысления внутреннего потенциала региона и более полной оценки его инфраструктуры и, в частности, составляющих институтов.

Авторы при исследовании данной тематики сделали вывод, что прежде всего должны учитываться региональные приоритеты, которые в дальнейшем смогут сформировать национальное богатство региона.

Если раньше утвердительно можно было выделить богатые регионы, территории, то сейчас принципиально важно отметить перераспределение приоритетов по отраслевому принципу на микро-, макро- и мировой уровни.

Точка зрения Люттвака заключается в том, что развитие регионов будет порождать конфликт интересов, так как каждый из них постарается повысить собственную конкурентоспособность, чтобы поднять экономический потенциал и улучшить благосостояние граждан [92].

Как уже отмечалось, принципиальным вопросом остается изучение структурных преобразований в территориальном составе. По определению Броделя, глобализация рынков может привести к созданию архипелага, состоящего из островов богатства и бедности. В качестве островов будут выступать города-государства или регионы-государства [92].

В самой геоэкономике главным является нацеливание ее на создание самодвижущего механизма и условий, ее определяющих. Достаточно спорна позиция о том, что если исключить государственное регулирование экономики, то регион, используя собственный ресурсный и экономический потенциал, станет достаточно стабильным.

Следует отметить, что развитие региона и использование его потенциала должно вестись только в рамках государства, а не как развитие единой территории или государства.

Поэтому рабочая гипотеза исследования приводит к необходимости неуклонно анализировать географические, политические, экономические характеристики региона, которые в совокупности определяют геостратегическое положение региона и позволяют трансформировать механизм управления регионом.

Геоэкономическая позиция должна заключаться, прежде всего, в создании равновесного положения в системе благосостояния, формировать и расширять новые подходы к реформированию региональной политики в области образования, социального, политического и экономического развития. Это должно обеспечивать эффективное развитие региона и создание предпосылок к возрождению стабильного и рентабельного производства.

1.2. Регион как объект геоэкономической безопасности

Ранее уже были отмечены исследования экономического района как отдельной территории в трудах российских и зарубежных ученых. Согласно исследованиям П. М. Алампиева, В. В. Кистанова, Е. Пробста, Э. Б. Алаева и Н. Н. Некрасова, экономический район – это неотъемлемая часть народного хозяйства страны, который занимает определенную территорию [18]. Основными его чертами служат: производственная специализация, уровень и структура производства, экономико-географическое положение, природные и трудовые ресурсы.

Видный немецкий ученый-экономист Аугуст Лёш еще в 1940 г. резко критиковал подобное абстрагирование «точечной экономики»; вместо этого он предлагал сосредоточиться на «пространственном порядке экономики», полагая, что концепцию сравнительных преимуществ следует не распространять на территории, а использовать ее лишь для объяснения разделения труда между людьми как собственно производителями[2].

Переходные процессы развития региона описывались много раз в работах таких ученых, как Analis (1996); Bradshaw and Palacin (1996); Brade and Schulze (1997); Нефедова и Трейвиш (1996) и других. Как уже отмечалось, довольно часто ученые определяют региональную экономику как экономическую географию.

Принципиальная неопределенность в развитии региональной экономики создала объективные предпосылки не только для анализа сущности оценки геоэкономического потенциала региона, но и для более глобального исследования данной проблематики.

Если ранее под региональной экономикой понималось народное хозяйство, то в конце ХХ в. наблюдались тенденции разрозненности, что привело к необходимости реконструирования экономики.

Прежде всего стоит отметить, что в большом энциклопедическом словаре под региональной экономикой подразумевается раздел экономической географии; научное направление в экономической науке, ставящее целью разработку теоретических основ рационального размещения предприятий и отраслей, формирования ареалов сбыта продукции, организации пространства урбанизированных территорий и т. д.

Регион как экономическая категория представляет собой теоретическое выражение экономических отношений. В исследованиях отечественных ученых-экономистов доперестроечного времени регионы страны выступали как формальные субъекты экономических отношений, которые могли лишь пользоваться и частично распоряжаться определенной долей государственной собственности. В условиях государственной формальной собственности система экономических отношений складывалась и реализовывалась в неполном искаженном виде.

В западной литературе при классификации регионов чаще других используются следующие три градации [18]:

1) регионы, выделяемые по единичным признакам. В этом случае речь идет об учете какого-то индивидуального явления, как правило, не нуждающегося в дальнейшей дифференциации (например, участок с определенной крутизной склона или зона свеклосеяния в экономической географии). Такие регионы иногда называют простыми;

2) регионы, выделяемые по нескольким признакам. Они отражают сочетание или симбиоз различных явлений. Их типичным примером могут служить ландшафтные регионы в физической географии, выделяемые с учетом климатического, гидрографического, почвенного, биотического и других факторов. Эти регионы получили название «сложные»;

3) регионы, охватывающие почти всю совокупность проявлений человеческой деятельности в пределах рассматриваемой территории. Обычно в них находит отражение тесная взаимосвязь между естественными (природными) и общественными индикаторами территории. Примером могут служить культурно-исторические регионы. Часть географов настроена критически по отношению к исследованию регионов, выделяемых с учетом целого комплекса факторов, полагая, что при обобщении множества элементов может теряться достоверность выводов. Одно время по отношению к данному типу регионов использовались термины «тотальные» или «компажи» (лат. compages – соединение, структура).

Вне зависимости от критерия, на основании которого выделяются регионы, каждый из них может быть либо однородным (гомогенным), либо узловым (функциональным). Однородные регионы выделяются по принципу единственной присущей им особенности (или ассоциации нескольких особенностей), причем отличительные признаки внутри них проявляются повсеместно. Наглядным примером однородного региона служит климатический регион. Узловые регионы представляют собой ареалы, которые характеризуются сходящимися в одну или расходящимися из одной точки потоками вещества, энергии или информации. Примером элементарного природного узлового региона может служить речной бассейн вместе с подземными водосборами. В гуманитарной (социально-экономической) географии узловыми регионами являются административные области, сферы влияния поселений, зоны сбыта и сырьевые зоны промышленных предприятий, участки почтовых отделений, поликлиник, школ и т. п.

В программах Правительства Российской Федерации [2, 3,5] региональная политика рассматривается как органическая часть общей социально-экономической политики государства, синтезирующая ее региональные аспекты.

По мнению Н. Дорогова, явление регионализма требует системного подхода к анализу взаимосвязей общеэкономических и территориально обособленных. Также им определено, что региональная экономика представляет собой мезоуровень, и выделены три аспекта регионального управления: взаимоотношения региона и федерации; взаимоотношения региона и местного самоуправления; обеспечение комплексности развития региона как единого хозяйства.

В условиях транзитивной экономики ситуация принципиально меняется и регионы перестают быть субъектами собственности; они становятся реальными собственниками условий и результатов производства. По заключению видных научных исследователей, регионам свойственны экономические интересы, связанные с устойчивым экономическим развитием, сбалансированностью ресурсов, эффективностью их использования, эквивалентностью во взаимоотношениях с другими субъектами, равенством участия в формировании ресурсов общества как целого, удовлетворением социальных, политических и экономических потребностей их населения.

В условиях экономического реформирования до сих пор не выработан механизм развития региональной экономики и не существует единой методики оценки геоэкономического потенциала региона, позволяющей достаточно точно определить суммарное исчисление данной величины и оценить ее реализацию.

Особая значимость и ценность монографического исследования заключается в переоценке на качественно новой методологической основе природного и экономического потенциала регионов. Процесс оценки геоэкономического потенциала позволяет не только определять совокупность определенных экономических категорий и значений, но и давать, с помощью различных методик, характеристику реализации потенциала региона.

По нашему мнению, оценка геоэкономического потенциала региона – это измерение его потенциальных возможностей по важнейшим областям социальной и экономической жизни населения, т. е. обработка информации по самым различным сферам деятельности региона.

При исследовании сущности и понятия геоэкономического потенциала необходимо, с одной стороны, определять основополагающие тенденции, процессы, модели и векторы развития современной региональной экономики, а с другой, – рассматривать ее как часть экономики страны в целом. Этот подход позволяет принимать на себя решение принципиально новых задач, таких как обновление понятийно-категориального аппарата, методов исследования, теоретического арсенала и системы аргументации.

На современном этапе понятие центра и периферии перестает существовать. Теперь крупнейшие мировые геофинансовые центры формируются в бывших «периферийных» мировых зонах: Гонконг, Шанхай, Куала-Лумпур, Мумбаи, Сан-Паулу и др. В условиях преимущественного оперирования глобальными интернационализированными структурами (бизнес-цепочками) и перехода к инновационному типу экономического роста ключевыми факторами последнего становится неотехнологическая теория и практика [48]. Таким образом, произошло зарождение специфической среды финансовой информации, которая начала обслуживать взаимосвязанные финансовые рынки с целью обеспечения участия операторов любого уровня в глобальном онлайн-маркетинге. Для объяснения сущности геофинансовых процессов рассмотрим новейшее определение глобального онлайн-маркетинга.

Глобальный онлайн-маркетинг (global on-line marketing) является неотъемлемой информационно-технологической составляющей многомерного геоэкономического атласа мира и выполняет важнейшую геофинансовую задачу – определяет справедливую рыночную стоимость, степень ликвидности и уровень риска для всех инструментов, обращающихся на глобальном финансовом рынке, а также является основополагающим инструментом в программировании и прогнозировании ситуации. Все составные части глобального онлайн-маркетинга участвуют в процессах формирования, перераспределения и аккумулирования мирового дохода. В свою очередь мировой доход выступает как показатель глобального измерения хозяйственной деятельности, как стратегическая мотивация включения в мировые воспроизводственные циклы, наконец, как цементирующий каркас функционирования геофинансовой системы в целом [21].

Глобальный онлайн-маркетинг есть сплетение методологических и информационно-технологических результатов, связанных с функционированием геофинансового рынка. Важнейшую роль в развитии и распространении глобальных методологических стандартов сыграли информационные системы («Bloomberg», «Dow Jones Telerate», «Thomson Reuters», «CQG», «DBS», «Tenfore», рейтинговые агентства «Fitch Ratings», «Moody's», «Standard&Poor's», «Morningstar»), инвестиционные банки и их брокерские подразделения («First Boston Corporation», «Bank of America», «JPMorgan Chase», «Morgan Stanley», «Citibank», «Lehman Brothers», «Nomura Group», «Goldman Sachs», «Lloyds Bank», «Barclays Capital», «Royal Bank of Scotland», «Credit Agricole», «BNP Paribas», «Deutsche Bank», «UBS», «Unicredit», «EBS», «ICAP» и «Tradition»), мировые биржи («NYSE Euronext», «NASDAQ», «AMEX», «CME», «Tokyo Stock Exchange», «London Stock Exchange», «SBF», «MATIF», «Deutsche Börse»), депозитарии и системы клиринга («Bank for International Settlements», «The Bank of New York», «Euroclear», «Clearstream», «JASDEC», «KSD»), аудиторские компании («PricewaterhouseCoopers», «Deloitte & Touche», «Ernst & Young», «KPMG») [63].

В дальнейшем эти стандарты распространились по всем регионам мира, что привело к унификации финансовых систем. Международные операторы начали использовать существующие валютные и финансовые инструменты исходя из сложившейся глобальной онлайн-конъюнктуры, совершая одновременно множество операций на нескольких рынках с целью капитализации своей доли мирового дохода. В 1990–2000 гг. ежедневный объем операций на мировом валютном рынке вырос в 2,15 раза (с 880 до 1900 млрд долл. США), на рынке облигаций – в пять раз (с 190 до 950 млрд долл.) и на рынке акций – в 20 раз (с 40 до 800 млрд долл.) [48]. Рост объемов операций на мировых рынках вынудил центральные банки стран мира формировать достаточные валютные резервы с целью поддержания необходимых курсовых соотношений и обеспечения макроэкономической стабильности. В середине 2003 г. официальные валютные запасы Японии выросли до 740, Китая – до 400 млрд долл. США, Тайвань, Южная Корея и Гонконг имели по 100 с лишним млрд долл. США каждый [9]. По данным МВФ, в 2009 г. крупнейшими держателями мировых валютных резервов стали Китай (2,4 трлн долларов США), Япония (895,32 млрд долл. США), Еврозона (531 млрд долл. США) и Россия (435,6 млрд долл. США). Причем в структуре валютных резервов стран мира основными инструментами накопления выступают доллар США (64 %), евро (26,5 %), фунт стерлингов (4,5 %), японская йена (3,3 %) и швейцарский франк (0,1 %).

Дальнейшее развитие международных финансовых рынков и их консолидация привели к росту среднедневного оборота центрального геофинансового звена – мирового валютного рынка – до 4 трлн долл. США в 2009 г. В связи с тем, что большинство валют не имеют прямых котировок по отношению друг к другу, они обмениваются через кросс-курс, где базовой валютой выступает доллар США. Поэтому почти 80 % операций осуществляется с участием доллара США. Причем на Лондонский рынок приходится порядка 32 % оборота, на долю рынков США – 18 %, Германии –10 %.

Такая структура международных финансовых рынков привела к значительной взаимозависимости и асимметрии финансовых потоков. Главные мировые валюты и инструменты, с ними связанные, эмитируют одни страны, а основной оборот и резервы в этих валютах приходится на другие. В то же время объем финансовых активов, которые эмитируются транснациональными банками, инвестиционными компаниями и обращаются как на биржевых, так и на внебиржевых рынках мира, превосходит эмиссию и валютные резервы стран мира в несколько раз. Получается, что процессы распределения и аккумулирования мирового дохода хотя и связаны одинаковыми инструментами оперирования, однако в значительной степени отделились от процессов формирования мирового дохода.

Современные исследования показывают значимость информационных войн (информационного противоборства), их механизмов и адаптивных систем управления ими для овладения капиталом и властью минимальными средствами и с наименьшими рисками [9].

Следует отметить, что современная концепция информационной войны была разработана Китаем в конце 1980-х гг.: «Под информационной войной понимались действия (политические, экономические, культурные, технологические и т. д.) по захвату глобального информационного пространства и созданию защитной информационной границы Китая, великой китайской стены в пятом измерении» [42].

Одним из семи элементов китайского подхода к информационным войнам является экономическая информационная агрессия, осуществление которой на практике позволило Китаю одержать верх над Америкой в процессе информационного противоборства в сфере финансов во время азиатского кризиса 1997–1998 гг., инициированного Дж. Соросом.

Сейчас в финансовом мире идет информационная война евродоллара, которая является существенным геополитическим фактором, влияющим на существование цивилизаций и государств мира. Это следует принимать во внимание и России, которая стремится создать в Москве мировой финансовый центр и ряд фондовых бирж. Подобное возможно только при создании действенной системы ведения информационной войны в сфере финансов, что поможет минимизировать финансовые риски России, обеспечив тем самым ее конкурентное развитие [32, с. 24].

Взаимозависимость и асимметрия, сложившиеся в ходе процессов распределения мирового дохода, позволяют участникам глобального рынка использовать одинаковые инструменты с разными целями: арбитражные стратегии, различные виды инвестирования и кредитования, страховка от текущих рисков, операции рефинансирования. Очевидно, что не всегда эти процессы связаны с операциями скальпинга или более долгосрочными спекуляциями. На практике более половины всех крупных операций по распределению мирового дохода совершается в рамках привлечения капитала, поддержания ликвидности и арбитражных стратегий с низкой и средней степенью риска. Распределение мирового дохода создает географию финансовых рынков и является цикличным горизонтально направленным процессом.

В ходе аккумулирования мирового дохода участники используют любые возможные геофинансовые инструменты, однако их стратегии отличаются повышенной степенью риска. Создаваемая надстройка выступает вертикально направленным процессом, зависящим от распределения мирового дохода. Чем активнее развивается география финансовых рынков, тем больше поле для спекулятивного маневра и ресурсов участников процесса аккумулирования мирового дохода [47].

Главным риском участников формирования, распределения и аккумулирования мирового дохода выступает зависимость от стоимости фондирования, условия которого могут изменяться в результате различных факторов, что требует от участников мгновенного пересмотра действующих стратегий на основе глобального онлайн-маркетинга. Эти меры не всегда могут быть рациональными, что приводит к страновым, региональным, а иногда и глобальным последствиям.

Одним из проявлений глобализации в мировой экономике является образование единого глобального рынка, в рамках которого все большую роль играют не государства, а наднациональные структуры – международные политические, экономические и финансовые организации, транснациональные корпорации (ТНК). Нарастают темпы либерализации международной торговли: в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) складывается новая система международных обменов. Международные отношения в целом все больше наполняются экономическим содержанием.

Важнейшим геополитическим последствием проникновения в регион процессов глобализации стало усиление политического и коммерческого противоборства за контроль над обширными энергетическими ресурсами.

Для России данный аспект необходимо учитывать при разработке геофинансовой и геоэкономической безопасности страны.

Сейчас против России разворачивается очередная геоэкономическая война. На первом заседании общественного совета при Минобороны России вице-премьер С. Иванов заявил: «Сегодня угрозы безопасности в мире значительно опаснее угроз времен холодной войны… Мир динамично меняется, а угрозы сегодня меняются с калейдоскопической скоростью. Поэтому времена холодной войны были просто раем по сравнению с сегодняшним днем. Тогда все было предсказуемо и просчитано на 50 лет вперед».

В целях геоэкономической экспансии против России задействован широкий спектр «непрямых воздействий» – высоких геоэкономических и геофинансовых технологий (информационный прессинг, перелив мирового дохода, кредитный удар, подрыв финансовой системы и т. д.). Этому во многом способствует неустойчивость мировой геофинансовой системы, примером чего служат разного рода мировые финансовые кризисы, которые не могут не отразиться и на геоэкономической, и на геофинансовой составляющей федеральных округов, регионов и субъектов Российской Федерации.

В ситуации геоэкономических вызовов и угроз перед мировым сообществом встала задача поиска новой модели в сфере ответственности при формировании нового мирового порядка по защите национальных экономических систем от геоэкономических угроз. И Россия одна из первых осознает этот новейший вызов. Поэтому не случайно именно в России зародилась идея формирования новейшего международного правового института – геоэкономического трибунала (в рамках нового пакета международных структур [12]).

Здесь, как справедливо отметил отечественный ученый В. К. Сенчагов, «стратегические национальные интересы России в сфере экономики многогранны и являются основой обеспечения национальных интересов России» [22].

В Стратегии национальной безопасности России [1], раздел II «Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития», справедливо отмечается, что между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, с углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции (Приложение 1).

Реализация собственных интересов государств, порой крайне агрессивных, происходит не только в рамках политических границ, но, и это в первую очередь, в диапазоне экономического влияния, в рамках геофинансового пространства.

Поэтому для выхода на оптимально благоприятные условия формирования и перераспределения мирового дохода можно сказать, что геофинансовой безопасностью России является именно обеспечение мирового дохода в интересах Российской Федерации.

Под мировым доходом здесь понимается доход в мировом измерении – от внешнеэкономической деятельности, получаемый при реализации товаров и услуг, произведенных в рамках интернационализированных воспроизводственных циклов (ядер), транснациональных экономических структур с использованием всех видов национальных ресурсов, в том числе и ресурсов стран, не признанных в качестве участников этих циклов (ядер) и предназначенных для реинвестирования расширенного интернационализированного воспроизводства.

Целью геофинансовой безопасности является поддержание на оптимальном уровне геоэкономического (геофинансового) баланса, т. е. баланса расходов и доходов страны в глобальных обменах [28]. Безусловно, без достижения этой цели нормальное функционирование государства и достойная жизнь народов, проживающих в нем, невозможно, что легко можно доказать, раскрывая смысл, который закладывается в рассматриваемое понятие.

Э. Г. Кочетов в основу экономической безопасности положил такой инструмент, как геоэкономический баланс. Мы считаем, что в основе национальной (экономической) безопасности страны и ее регионов должен лежать геофинансовый баланс – аналитический и синтетический инструмент, отражающий положение объекта анализа в глобальном финансовом пространстве.

В основе геофинансового баланса, по нашему мнению, должен находиться платежный баланс, а также все финансовые и инвестиционные входящие и исходящие денежные потоки.

Методика расчета геофинансового баланса, так же как и геоэкономического, «основана на том, что страна (регион, территория) в международных (межрегиональных) обменах всегда восстанавливает их равновесие, чем-то расплачиваясь за получаемые ресурсы. Если страна (регион, территория) не расплачивается товарами и услугами, значит, она расплачивается собственным населением, молодежью (собственным будущим), квалифицированными или неквалифицированными рабочими руками, культурными феноменами и артефактами, она расплачивается природными ресурсами, суверенной властью и, рано или поздно, собственной территорией»[12].

Оптимальное состояние геофинансового баланса достигается за счёт как традиционных, так и инновационных методов, с помощью которых решаются следующие наиболее важные задачи финансовой и геофинансовой безопасности:

соблюдение экономических интересов России при вступлении в ВТО;

укрепление отечественного рынка ценных бумаг в структуре рынка капиталов;

совершенствование страхового рынка и приближение страховых стандартов к мировым;

поддержание участия банковского сектора в развитии реального сектора экономики;

поддержка коммерческих интересов российских экспортёров, производителей и инвесторов на внешних рынках в целях восстановления и усиления их позиций в мировой экономике;

увеличение темпов государственного финансирования высокотехно-логичных производств;

рост объемов венчурного финансирования;

стабилизация курса рубля по отношению к более сильным валютам;

противостояние геоэкономической экспансии геоэкономическим войнам и др.

Задача по снижению негативных последствий от глобальных вызовов и обеспечение экономического роста России, с сохранением её национальной идентичности, обусловливает необходимость опираться на теорию и практику экономической и финансовой безопасности.

1.3. Методика оценки геоэкономической безопасности регионов

Теория экономической безопасности государства получила широкое освещение в отечественной экономической науке. Активные научные исследования в этой области нашли отражение в публикациях, монографиях и коллективных работах таких ученых, как Л. И. Абалкин, В. К. Сенчагов, Е. А. Олейников, Г. М. Лонской, С. В. Степашин, А. И. Илларионов, В. И. Лисов и др.

При этом существуют два основополагающих момента. Один из них является общим для большинства понятий и трактовок и определяет суть понятия «экономическая безопасность» как фактора обеспечения защиты национальных интересов, независимости, стабильности, развития государства. Второй же выявляет принципиальное расхождение в подходах авторов, разделяя их на две группы. В определении одной группы авторов – Л. И. Абалкина, А. И. Илларионова – экономическая безопасность определяется как совокупность условий, обеспечивающих соблюдение национальных, в том числе экономических интересов. Однако при более детальном рассмотрении этих определений выясняется, что факторами обеспечения экономической безопасности выступает та же совокупность условий, которая определяет саму суть данного понятия. Кроме того, совокупность условий не приводит, одномоментно и безоговорочно, к состоянию безопасности.

Интерес к финансовой безопасности определяется ролью самих финансов и финансовой системы государства в его существовании, тем влиянием, которое они оказывают на экономическое развитие страны.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. В работе В. К. Сенчагова [22] в системе показателей – индикаторов экономической безопасности выделяются следующие: уровень и качество жизни, темп инфляции, норма безработицы, экономический рост, дефицит бюджета, государственный долг, интеграция в мировую экономику, золотовалютные резервы, деятельность теневой экономики. При этом обеспечение экономической безопасности означает соблюдение (напревышение) пороговых значений указанных показателей.

Для геоэкономической безопасности особое значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области геоэкономической безопасности.

В основу методики оценки геоэкономической безопасности авторы положили методологию оценки эффективности реализации геоэкономического потенциала.

Р. Т. Мухаев дает следующее определение: «Геоэкономический потенциал – это новая реалия, осознаваемая как объективная необходимость современного развития регионов с их тенденциями к глобализации» [16].

В интерпретации Т. Г. Храмцовой: «Геоэкономический потенциал – это не только и не просто количество ресурсов, но и заключенная в них возможность развития системы в заданном направлении. Возможности должны быть реализованы. Как в механике потенциальная энергия реализуется в кинетическую, так и в экономике реализация потенциала находит воплощение в результатах деятельности» [61].

Л. И. Самоукин считает, что геоэкономический потенциал необходимо рассматривать во взаимосвязи со свойственными каждой общественно-экономической формации производственными отношениями, возникающими между отдельными работниками, трудовыми коллективами, а также управленческим аппаратом предприятия, организации, отраслей народного хозяйства в целом по поводу полного использования их способностей к созданию материальных благ и услуг [19].

Б. М. Мочалов данный термин понимает как «совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную, сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозить грузы, оказывать услуги населению» [31].

О. Л. Шеремет под экономическим потенциалом предлагает понимать совокупные возможности общества формировать и максимально удовлетворять потребности в товарах и услугах в процессе социально экономических отношений по поводу оптимального использования имеющихся в наличии ресурсов [68].

Исследование геоэкономической безопасности региона и его потенциала должно состоять из сбора, анализа и распространения информации, диагностики региональных проблем и создания объективной базы для выработки обоснованной государственной политики регулирования территориального развития. Одной из глобальных проблем выступает разработка методического обеспечения сбора и анализа данных, а также выполнение методических указаний для реализации регионального потенциала.

Прежде всего, необходимо рассмотреть схожие или альтернативные методики для оценки региона по отдельным показателям.

В отношении социально-экономического развития региона в настоящее время используется методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, утвержденная 11 мая 2001 г., разработанная Министерством экономического развития и торговли. В этой методике расчет интегрального индекса производится с учетом следующих показателей, отражающих географические особенности: коэффициент уровня покупательной способности и районный коэффициент степени удорожания капитальных затрат.

Из базовых индикаторов выбраны следующие: валовой региональный продукт на душу населения, объем инвестиций в основной капитал на душу населения, объем внешнеторгового оборота на душу населения, финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения, доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей среднесписочной численности работников, занятых в предприятиях и организациях, уровень зарегистрированной безработицы, соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения, основные фонды отраслей экономики, коэффициент плотности автомобильных дорог (коэффициент Энгеля), сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры.

Одним из недостатков рассматриваемой методики, по мнению авторов, является достаточно обширно поставленная цель, которая предполагает определение источников внутренних резервов региона на текущую и долгосрочную перспективу, но не учитывает специфику каждого региона.

Следующей методикой, отвечающей условиям исследования, является предлагаемая Министерством экономического развития и торговли методика по оценке инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.

Прежде всего, эта методика описана количественными и качественными, статистическими или динамическими параметрами. Совокупность интегральных показателей приведенных рекомендаций не дает возможности оценивать общее состояние региональной среды; то же касается набора показателей, характеризующих состояние природно-климатического, пространственного, социально-демографического, экономического, экологического, природно-ресурсного, общественно-политического, культурно-исторического, национально-этнического потенциалов муниципальных образований.

В методике происходит деление показателей на следующие группы [67]:

1. Показатели инвестиционного потенциала региона.

Показатели производственно-финансового потенциала региона.

Показатели социального потенциала региона.

Природно-географический потенциал.

2. Показатели, определяющие региональный уровень социально-политической и экологической безопасности для инвесторов.

Существует также методика оценки геоэкономического потенциала региона, предложенная В. П. Руденко в 1989 г.[3]. Он отмечал, что наиболее важной оценкой экономико-географического положения региона является величина его природно-ресурсного потенциала, определяющая направление и потенциальную интенсивность хозяйственной деятельности экономических субъектов. Региональный природно-ресурсный потенциал является совокупностью природных ресурсов, сосредоточенных на его территории, и его общая продуктивность составляет основу для эффективного экономического развития региона.

Интегральный показатель природно-ресурсного потенциала регионов определяется как взвешенная сумма экономических оценок отдельных компонент потенциала – минеральных, водных, земельных, лесных, фаунистических и рекреационных ресурсов. Каждая составляющая запасов природных богатств региона оценивается в процентах от общей величины соответствующего ресурса в целом по стране.

Ключевое значение и, следовательно, наибольший вес при экономической оценке в структурной иерархии регионального природно-ресурсного потенциала имеют запасы таких ресурсов: минеральных, земельных, водных, рекреационных.

Поэтому наиболее высокие интегральные показатели природно-ресурсного потенциала характерны для регионов, располагающих значительными запасами перечисленных природных богатств.

Величина природно-ресурсного потенциала является необходимым, но недостаточным условием для эффективного социально-экономического развития региона. Движение по траектории устойчивого регионального развития, определяющейся экономическим, социальным и экологическим векторами, детерминировано реализацией комплексных потенциальных возможностей региона. Их величину можно рассматривать как геоэкономический потенциал региона, доминирующим структурным элементом которого является природно-ресурсный потенциал.

С целью структурирования результатов использования природно-хозяйственного потенциала региона их соответствующие характеристики можно представить в локальном (оценка реализации природно-ресурсного потенциала) и общем (оценка реализации геоэкономического потенциала) разрезе.

Оценку использования природно-ресурсного потенциала региона предлагается осуществить на базе расчета специального показателя – коэффициента реализации (КР). Указанный коэффициент рассчитывается как соотношение удельных весов валовой добавленной стоимости, произведенной в регионе, и его суммарного природно-ресурсного потенциала.

КР = (% ВДС / % ПРП), (1)

где % ВДС – удельный вес региона в производстве ВДС; % ПРП – удельный вес региона в общем природно-ресурсном потенциале.


Критериальный подход к оценке реализации геоэкономического потенциала ценен тем, что основан на эффективности, или рентабельности, так как можно отследить процессы развития региона в динамическом промежутке времени.

По нашему мнению, использование коэффициента реализации может создать ошибочное решение и привести к недостаточно полной оценке имеющихся категорий экономики. Прежде всего, необходимо проводить разделение имеющегося природно-ресурсного потенциала, демографического потенциала, и только потом переходить к сравнительной оценке геоэкономического потенциала региона. Экономический эффект использования геоэкономического потенциала должен определяться по ведущим отраслям региональной экономики (состояние основных фондов, капиталоемкость и т. д.)

Поэтому в контексте настоящего исследования целесообразнее оценивать геоэкономический потенциал региона как более масштабную и комплексную характеристику базиса региональной воспроизводственной структуры.

Уровень эффективности и адекватности использования геоэкономического потенциала предлагается определять в виде соотношения двух индексов: оценки реализации данного потенциала и оценки его величины.

Необходимые, на взгляд автора, локальные составляющие указанных интегральных показателей, а также источники, содержащие соответствующую статистическую информацию относительно их динамики, приведены в табл. 1.

Для более полного результата исследования следует использовать максимальное количество индикаторов. Это не составляет большой технической и временной проблемы, и решаемо с использованием стандартных пакетов. Оценки приведенных показателей могут быть как абсолютными, так и относительными. В Материалах к проекту «Положений о государственной системе мониторинга социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации в регионах Российской Федерации», проводимой группой ученых, даются общие критериальные требования для количественных и качественных оценок:

объективность и достаточность исходной информации;

сравнительный характер оценок;

многокритериальный характер оценок;

отбор минимального числа необходимых и достаточных критериев;

привлечение сопутствующей информации.


Таблица 1

Показатели оценки геоэкономического потенциала региона[4]


Сравнительная характеристика различных методик показала, что при исследовании регионального экономического потенциала необходимо выделять следующие требования: выполнение методикой условий системности, полноты и логического завершения.

Сопоставление количественных и качественных характеристик позволило автору определить общие критериальные требования при стагнации региональной экономики, создать теоретические предпосылки для формирования механизма развития региона и определить точки роста в стабильном социально-экономическом развитии региона.

Для получения расчетных показателей соответственно необходимо разработать методику расчета оценки геоэкономического потенциала региона, которая будет построена на использовании данных табл. 1.

Определение геоэкономического потенциала региона необходимо строить по принципу расчета интегрального показателя его оценки, взвешенного по отношению к совокупному показателю определенной территории, для чего автором выделяются следующие коэффициенты:

1. Природно-ресурсный.

2. Транспортный.

3. Демографический.

4. Образовательно-научный.

5. Производственно-технологический.

6. Инвестиционный.

7. Финансовый.

8. Предпринимательский.

Расчет показателей оценки геоэкономического потенциала предполагает использование данных Краевого Комитета статистики, газетных источников, данных Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли.

Показатели, определяющие расчет всех групп коэффициентов, приведены в приложении 2.

В таблице 2 представлены показатели, определяющие расчет индекса природно-ресурсного потенциала.

Для расчета коэффициента природно-ресурсного потенциала необходимо найти удельный вес каждого показателя в общем потенциале страны: Пр / Пс. Тогда коэффициент природно-ресурсного потенциала региона будет выглядеть следующим образом:

Кпрп = Вр / Вт + Зр / Зт + Лр / Лт + Мр / Мт + Рр / Рт, (2)

где: Вр, Зр, Лр, Мр, Рр – водные, земельные, лесные, минеральные и рекреационные ресурсы региона соответственно;

Пр, Пс – общий потенциал региона и страны.


Экономическая интерпретация данного показателя заключается в необходимости взвешивания каждого показателя в запасах определенной страны или экономического района. Значимость этойгруппы показателей позволяет прежде всего оценить и все имеющиеся на уровне региона природно-ресурсные запасы, и их использование или реализацию.

Данное сравнение различных показателей при выстраивании общего коэффициента позволяет определить регионы, обладающие наибольшими или наименьшими природно-ресурсными значениями.

Конец ознакомительного фрагмента.