Метод проектов в современной школе
Буквальное значение слова проект – «брошенный вперёд». Проект – ключевое слово нынешней эпохи. В последние годы невероятно возросла частотность его употребления. Мы то и дело слышим о новых проектах в политической, экономической и социальной сферах. То тут, то там реализуются образовательные, просветительские, художественные и бизнес-проекты. Повсеместно проводятся конкурсы проектов в самых разных областях жизни. Так что нет ничего удивительного в том, что в наши дни метод проектов находит широкое применение в деле воспитания и обучения подрастающих поколений.
В классической дидактике принято различать методы обучения (например словесные, наглядные, проблемно-поисковые, репродуктивные и др.), организационные формы обучения (урок, факультативное занятие, клубная форма учебного занятия), а также методики и технологии. Метод проектов – не только технология, это комплексное явление, сложный педагогический феномен. Учебный проект является особой разновидностью проблемно-поискового метода обучения, он предполагает специфическую организационную форму (учебное исследование, проводимое в классе и во внеурочное время одним учеником, группой учащихся или даже всем классом) на основе той или иной учебной технологии (как правило, это технологии, осуществляемые на основе системно-деятельностного подхода).
Если говорить конкретно, то метод проектов (МП) – это такая форма организации образовательной деятельности школьников, которая строится на основе совместно разрабатываемого и реализуемого плана решения какой-либо проблемы, исследования того или иного объекта (материального, идеального, эстетического и др.) или создания нового общественно-образовательного института (музея, клуба, кружка и тому подобного). Организация фестиваля, конкурса, предметной олимпиады, подготовка и проведение шефского концерта для ветеранов, детей с ограниченными возможностями или просто для малышей – всё это не что иное, как проекты.
В современной школе, образовательная программа которой соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), ребёнок учится посредством двух видов деятельности: учебно-познавательной и проектной. При организации учебной деятельности предполагается, что «учащийся работает с учебным содержанием на строго определённом материале под прямым руководством учителя»[1]. В проектной деятельности школьники, при поддержке учителя, сами ставят конкретные задачи и подбирают средства для их решения, при этом «мерилом успешности проекта является его продукт»[2]. Однако следует иметь в виду, что продукт проектной деятельности – это всего лишь средство, потому что главным результатом проектирования являются те позитивные изменения, которые происходят с учеником-проектировщиком: он, как правило, приобретает новые знания, у него формируются определённые умения и компетентности, вырабатывается склонность к проявлению инициативы, приобретается опыт принятия самостоятельных решений.
В дидактике имеются различные классификации учебных проектов: по времени их осуществления (долгосрочные, или длительные; краткосрочные; блиц-проекты и др.), количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные), типу ведущей деятельности (исследовательские, творческие, прикладные и т. д.). Также можно выделить ставшие популярными благодаря наличию в школах компьютеров и оргтехники всевозможные издательские проекты, продуктами которых являются школьные многотиражные газеты, журналы, брошюры, книги, альбомы. В рамках воспитательной работы классного руководителя, а также при организации внеурочной деятельности школьников важную роль играют социальные проекты.
Для учителя-предметника весьма актуальной может быть дифференциация учебных проектов на коллективные, групповые и индивидуальные. При этом и групповые, и индивидуальные проекты могут входить в состав коллективного проекта и являться его неотъемлемой частью. То есть, в нашем случае коллектив проектировщиков – это чаще всего школьный класс, так что МП весьма удачно встраивается в классно-урочную систему и в полной мере использует все её преимущества. Такой подход позволяет учителю привести проектную деятельность в систему и вовлечь в учебное проектирование всех учащихся класса.
Традиционно целью европейского и российского школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. В память учеников «закачивались» многочисленные факты, имена, понятия. Особенно прочно трансляционный («знаниевый) подход утвердился в отечественной школе. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходили, да и по сей день превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований настораживают. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, где требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Так что важнее: знания или способность к их применению? Скажем честно: знания в чистом виде необходимы лишь при отгадывании кроссвордов. Разумеется, любому человеку важно знать, в каком году была основана Москва или когда произошло Бородинское сражение и кто праздновал победу в нём. Но гораздо большее значение имеет осознание того, что именно, собственно, следует считать фактом «основания города» или по каким признакам в исторической науке выявляется победитель в том или ином сражении. Так что помимо знаний, умений и компетентностей есть ещё один очень важный результат образования – способность человека к смыслопорождению.
Психологическая наука, достижения которой всемерно использует современная школа, рассматривает человека в трёх аспектах: как индивида, как личность и как субъекта. Индивидные качества обычно определяются природой и генетикой (рост, вес, качество зрения, тип восприятия информации и т. д.). Личностные качества проявляются в отношении к миру и его «содержимому»: предметам, явлениям, людям, социальному окружению; человек как личность ко всему подходит «со своей меркой». А вот субъектные качества проявляются в деятельности, в активном преобразовании всего того, что окружает человека: вещей, явлений, отношений с сородичами. Именно субъект способен к смыслопорождению. Только субъектные качества наделяют человека духовностью. Лишь для субъекта может быть актуальным вопрос: в чём смысл жизни?
То есть традиционное российское образование, принципы организации которого формировались в течение ряда последних десятилетий, целенаправленно способствовало проявлению школьниками активности восприятия, мало внимания уделяя становлению и развитию активности преобразования. В результате широкие знания, позволяющие нашим учащимся успешно отгадывать кроссворды-сканворды и побеждать в турнирах популярной игры «Что? Где? Когда?», нередко оказывались бесполезными при решении рутинных жизненных проблем. Именно поэтому главной целью современного школьного образования стало повышение компетентности личности в социуме, а социальные навыки становятся важнейшим фактором успешности и состоятельности личности в жизни. Все эти качества присущи человеку-индивиду, воспитать которого можно только в деятельности.
Итак, компетентность личности – это её способность интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения успеха и решения жизненных проблем (утилитарно-житейских, профессиональных, интимно-личностных и др.). То есть теперь уже речь идёт о том, чтобы образование не просто обеспечило личность набором предметных знаний, умений и навыков, но и способствовало развитию адаптационных механизмов; чтобы учение оказалось не «знаниеёмким», а действенным, практичным, прагматичным, помогающем выпускникам школ успешно жить в обществе, чтобы оно обеспечило личностную динамику человека на протяжении всей его жизни. А вот видеть жизненную перспективу способен только тот человек, которому присущ интерес к жизни, который неустанно ищет постоянно меняющийся смысл этой жизни. Именно поэтому в основу реализации стандартов второго поколения положен деятельностный подход.
Сущность деятельностного подхода в психологии заключается в том, что развитие личности рассматривается в деятельности и через деятельность. И здесь важно подчеркнуть преобразующий характер деятельности. Такие преобразования разнонаправлены: преобразуя предметный мир в деятельности, человек изменяется сам.
Что это означает для каждого учителя? А то, что теперь главная его задача – не передать знания и не научить, а организовать познавательную деятельность, в ходе которой ученик сам научится получать знания. Это сложно. Иногда быстрее и легче объяснить, как надо, чем идти методом проб и ошибок ученика. Сами возрастные особенности детей младших классов подталкивают нас к объяснению и организации запоминания, а потом это, закрепившись, продолжается в основной школе, в результате чего немалый процент подростков попадает в категорию «неуспевающих». Остальные получают «прочные знания», никогда не применяемые на практике. Школьники знают правила и как будто бы научены поступать правильно, но в жизни всё гораздо сложнее. Это значит, что и учить надо не только на образцах, эталонах, но и на ошибках. Грамотно сконструированная и выверенная по законам дидактики «учебная ошибка» создаёт на уроке проблемную ситуацию, а необходимость разрешения проблемы побуждает ученика к активным действиям.
При переходе на образовательные стандарты второго поколения акцент делается не просто на деятельности, а на активности самого субъекта в этой деятельности, результатом которой являются те смысловые и ценностные новообразования, которые обеспечивают становление человека именно как субъекта собственной жизнедеятельности.
Деятельностный подход в реализации образовательных стандартов второго поколения нацеливает учителя на поиск и стимулирование внутриличностных детерминант развития учащихся, на запуск механизмов самоизменения, саморазвития личности школьника, определяющихся выбором ценностей и смыслов. Такие изменения возможны только при условии не декларируемой, а реальной свободы учащихся. Для этого школьник должен иметь возможность свободного выбора деятельностей из различных вариантов (есть много путей, которыми можно прийти к результату), сам планировать, проектировать и организовывать деятельность, которая ему интересна, значимость и полезность которой он осознает.
Это означает, что образование должно дать школьникам опыт разрешения противоречий (алгоритмы и средства), опыт сотрудничества и совместной деятельности (включая её организацию, способы субординации и координации, распределение ролей), опыт самоанализа своих потребностей и способностей. Уже в школе дети должны хорошо понимать, что та или иная проблема может быть решена не любыми «подручными средствами», а только теми, которые соответствуют уровню сложности проблемы.
Классно-урочная система, которая существует примерно 350 лет, является основной организационной формой школьного образования во всём мире. Её придумал чешский педагог-гуманист и философ Ян Амос Коменский, автор фундаментального труда «Великая дидактика». В зрелые годы ему посчастливилось жить на заре эпохи Просвещения. Это было время, когда теоретические вопросы школьного образования ставили и решали лучшие мыслители той поры. Одним из таких мыслителей был английский философ Джон Локк, который сформулировал принципиальнейший для дидактики тезис, который почти сразу же стал аксиомой: «душа ребенка – это чистый лист бумаги». И хотя Локк был лет на 40 моложе Коменского, «великий дидакт» охотно взял на вооружение постулат юного философа. «Если душа ребенка подобна чистому листу бумаги, – рассуждал Ян Амос Коменский, – то школу следует уподобить типографии».
Сказано – сделано! И школьный «печатный станок» заработал по всей Европе, а позднее такая «полиграфическая» педагогика распространилась и в России. Принцип действия школы-типограции был простой: на единую полиграфическую матрицу (учебно-методический и дидактический комплекс) накладывались листы бумаги (школяры), в результате чего получались сотни и тысячи одинаковых оттисков (выпускники школы). Такая школа удачно вписывалась в формат государства любого типа – особенно высоко ценили её при тоталитарных режимах.
Шли годы, десятилетия и века, школа менялась, но многое в ней оставалось неизменным. Сфера образования вообще является в высшей степени консервативным институтом: в этом залог её устойчивости и в этом же коренятся причины её периодического несоответствия тем или иным новым тенденциям в общественном развитии.
Лицо современной российской школы определила череда кардинальных изменений, произошедших с конца 80-х годов прошлого века. К сегодняшнему дню пересмотрены многие методологические основания классической дидактики: подвергнута сомнению главенствующая роль учителя в обучении; привычным стало понимание образования как самопостроения человека; воспитание теперь рассматривается не как жёстко спланированный процесс, включающий комплекс воздействий на воспитуемого, а как естественный результат общения учащихся между собой и с педагогами, создающими условия для проявления позитивно направленной активности детей и т. д. Образование больше не трактуется как линейный учебно-воспитательный процесс, а основная задача педагогов состоит в создании информационной образовательной среды, где ребёнок сможет раскрыть свои творческие способности, развить их, а также сформировать необходимые социальные навыки. В такой школе оказался востребованным именно метод проектов, а вместе с ним и другие активные методы обучения. Именно такие методы становятся фундаментом современных образовательных технологий.
Возник метод проектов (МП) в начале XX столетия. Американский философ и педагог Джон Дьюи, проанализировав различные образовательные системы, пришёл к выводу, что все они рассчитаны на сообщение учащимся огромного количества фактической информации без обучения средствам её использования. На уроках учителя транслировали учащимся опыт прошлых эпох, а не готовили к встрече с проблемами в будущем. В итоге школяры копили «багаж знаний», который был подобен чемодану без ручки: носить с собой неудобно, а выбросить – жалко. Взамен существующей системы образования Дьюи предложил такую, целью которой было обучение методам решения проблем.
Метод проектов (или метод проблем) предусматривает наличие проблемы, требующей исследования. А содержание школьного образования буквально напичкано вопросами и проблемами, надо лишь вывести их на поверхность. Так что проект – «это определённым образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата»[3]. Проектная деятельность – это «обобщённая модель определённого способа достижения поставленной цели, система приёмов, определённая технология познавательной деятельности»[4].
Родился метод проектов из идеи свободного воспитания, и сейчас это интегрированный, вполне разработанный и подробно структурированный компонент системы образования, имеющий все основные признаки педагогической технологии. Он призван стимулировать интерес учеников к решению конкретной проблемы или исследованию какого-либо объекта, что предполагает свободное владение необходимой суммой знаний, помогающих достижению цели, а, кроме того, проектная деятельность всегда предполагает наличие возможности для практического применения полученных знаний. При этом важно иметь в виду, что «необходимая сумма знаний» может быть сформирована именно в процессе работы над проектом. Такие знания, в отличие от пресловутого «багажа знаний», становятся чрезвычайно важными и актуальными, их получение мотивировано насущной необходимостью. В ходе проектной деятельности ученики приобретают знания избирательно. Интенсивное восполнение недостающих знаний в ходе выполнения проекта обеспечивается потому, что ученику становится ясно, каких именно знаний ему не хватает (например, работая над проектом по литературе, дети не только исследуют тот или иной художественный текст, но также активно используют энциклопедии, толковые словари и справочники по различным отраслям знаний). То есть это уже не знания «про запас», а знания для дела, которое совершается «здесь и сейчас». Такое дело всегда осмысленно и целесообразно.
В ходе учебно-проектной деятельности развивается аналитическое мышление ребенка, которое, как считал Джон Дьюи, выражается в вечном поиске фактов, их анализе, размышлении над их истинностью, логическом их выстраивании для познания нового, для выхода из сомнения или аргументации рассуждения. В нашем насыщенном информацией мире это становится достаточно актуальным. Именно с такой, ориентированной на формирование мыслящей личности, целью на основе идей гуманистического направления в философии образования Джоном Дьюи и его учеником Уильямом Килпатриком и был разработан метод проблем (проектов).
Метод проектов привлёк внимание русских педагогов уже в начале XX века, а его методическая проработка велась фактически параллельно с американскими педагогами. Как отмечает современная исследовательница Е. С. Полат, «под руководством… С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но происходило это недостаточно продуманно и последовательно. В результате постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осуждён, и с тех пор и до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике»[5].
Между тем в зарубежной школе метод проектов активно и с успехом развивался, затем стал популярен в силу рациональной подчинённости теоретических знаний их практическому применению в проектной деятельности. В некоторых школах стали практиковаться «недели проектов».
Метод проектов позволяет разумно сбалансировать академические знания и практические умения, его ведущий принцип – это движение от теории к практике. Одна лишь сумма знаний недостаточна для ребенка, выпускающегося из школы в постиндустриальный мир, обильно насыщенный информацией, пользоваться которой поможет именно сформированное участием в самых разных проектах рефлекторное и аналитическое мышление. Школьнику важно научиться жить и работать в изменчивом мире, где постоянно обновляются большие блоки информации и необходимо вовремя оценить её значимость, проанализировать и использовать в своих целях. Это и есть современная технология исследовательской деятельности и творческой работы – то, к чему следует подготовить ребёнка ещё до школы и чему необходимо обучить его в школе.