Вы здесь

Мера тайны. КАТЕГОРИЯ «ДОБРА И ЗЛА» (Г. А. Бийболатов)

КАТЕГОРИЯ «ДОБРА И ЗЛА»

В природе нет таких понятий как: добро и зло, позитив и негатив, а есть простое чередование условий: тепла и холода, влажности и сухости, света и ночи. Природе достаточно этих параметров для выбора времени размножения, роста и сна. В сознании человека понятие добра и зла имеют субъективный оттенок. Первые попытки отделить эти понятия, человек предпринимал, будучи еще огнепоклонником, ведь огонь для него был носителем добра и зла: он согревал – это добро, он уничтожал – это зло. Религия указала границы через заповеди: «не убий, не укради, не злорадствуй, не прелюбодействуй» и т.п. Очертив границу между злом и добром, религия не смогла искоренить его в обществе. В чем причина?

Носителем добра и зла является сам Человек. Именно два начала в психологии человека порождает двуличность. Наличие двух начал порождает вечную борьбу разума, в которой он должен унижать проявление одного начала – зла. Человеку с двухуровневой психологией сложно балансировать между инстинктивным и нравственным началом. Если сравнить два начала зла, видно, что нравственное зло опаснее; оно умышленное, сознательное, изощренное.

Каждый человек, встав перед зеркалом, скажет, что я не такой, но жизнь показывает обратно. Мы даже не догадываемся, с какой «дубиной» сидит наш древний образ в глубине подсознания, только создай условия, и он выйдет. А условием является вторжение в эгоистическое пространство человека. Анализируя добро и зло как сущность человека, можно выяснить, а пропорциональны ли они между собой? Видится, в начале развития зла было больше, это подтверждает жестокий мир выживания «око за око, зуб за зуб», все это близко к своему началу – зверю. С совершенствованием сознания зло уменьшалось, в этом существенно помогла и религия, привнося идеологию любви, добра и справедливости.

Нельзя не учитывать и главный фактор психологии человека – эгоистическое начало. Человек всегда подчеркивает свою особенность, даже избранность. Возможно, такое поведение объясняется попыткой забыть свое прошлое, он стыдится животного начала. Отрицая одну зависимость, он попадает в другую – эгоистическую, порождающую противоречие уже другого характера. Человек оправдывает свои действия, прикрываясь моралью. С точки зрения человеческой морали истину добра и зла определить невозможно ввиду субъективности самой истины и морали. Но в аспекте происхождение категории добра и зла можно попытаться разобраться.

Рассмотрим инстинкт самосохранения человека, корнями исходящий из материи как формы преобразования (переход микромира в макромир и обратно). Инстинкт самосохранения – в духовном аспекте, отражается в реакции на вторжение в эгоистическое начало человека: мое пространство не тронь. Отсюда резюме: как только происходит несанкционированное вторжение в личное пространство жизни объекта, в данном случае человека, проявляется реакция ЭГО как самозащита, которую определили как зло – агрессия. В таком случае вопрос: что есть добро? Противоположное! То есть не сопротивление проникновению. Возможно, отсюда исходит главная мораль: «Если вас ударили по одной щеке, подставь другую», ведь нужно было облегчить необходимость вторжения в пространство ЭГО человека.

Анализируя, можно сказать, что зло можно избежать, если соблюдать принцип: Ваша свобода заканчивается там, где начинается чужая свобода! А можно ли соблюдать данный принцип в обществе, где все пространство переплелось – стало единым. Возможно, это и есть причина распада сообществ – критическая величина проникновения общества в ЭГО пространство человека.

Что есть добро, и где находятся истоки добра? Наверное, это понятие ближе к состраданию и жертвенности! В сознании человека страдание и жертвенность имеет очень глубокие корни, ведь чтобы получить милость богов он всегда приносил в жертву самое лучшее. С другой стороны, не ощутив боли человеку сложно понять сострадание. Рассмотрим человека в аспекте двухначалия. Например, мужчина ассоциируется со злом, а женщина с добром. Причина в следующем: мужчина как биологический индивид всегда крупный и сильный, это позволяет ему вторгаться в чужое личное пространство, что он и делает в жизни, в то же время он – главный хранитель пространства. Женское начало более нежное и назначение его в продолжение рода человеческого, отсюда и функции разные. Это главное отличие и порождает разное начало. В чем доброе начало у женщины? Она мать! Чувства, переданные ребенку, имеют доброе начало, это ее продолжению, которое она ощутила физически. У мужчин нет подобных чувств, к своему потомству, как у женщины, кроме долга и удовлетворения своего Эго, он никогда не сможет почувствовать второе сердцебиение или физическую боль родов. Более того, у женщины ярко выражено чувство жертвенности, оно исходит из крови и плоти, дающей новое начало – жизнь! Жертвенность женщины безгранична в отношении своего дитя. Если вдруг наступит апокалипсис, все существующие человеческие связи разрушатся, но останется одна связь – матери и дитя, никогда мать не бросит свое дитя. Это и есть жертвенность.

Конец ознакомительного фрагмента.