Вы здесь

Менеджмент спортивных и физкультурно-оздоровительных организаций. Особенности управления спортивным сооружением (Т. А. Конова, 2017)

Особенности управления спортивным сооружением

Спортивные сооружения занимают особое место в индустрии физкультуры и спорта. Ярким примером является спортивный комплекс «Олимпийский» в Москве или сравнительно новые спортивные сооружения, которые возводились в Сочи к Олимпиаде 2014 г. Очевидно, что рост популярности здорового образа жизни, развитие профессионального и массового спорта невозможны без наличия современных физкультурно-оздоровительных комплексов, универсальных спортивных площадок, арен, стадионов, плавательных бассейнов и т. д.


Рис 1. Спортивная площадка МАУ ГПЩ УСК «Подмосковье»


Спортивные сооружения бывают различных видов и типов, начиная от небольших спортивных сооружений, которые могут размещаться в жилых микрорайонах, и заканчивая огромными спортивными комплексами и стадионами, которые чаще всего являются государственной или муниципальной собственностью.


Рис 2. МАУ ГПЩ УСК «Подмосковье» – универсальный спортивный манеж


Содержание и эксплуатация спортивного сооружения – это сложный технический процесс. Поэтому директор спортивного сооружения обязан обеспечить безопасную для потребителей услуг эксплуатацию, содержание, правильное использование и развитие сооружения. А это напрямую зависит от способностей руководства организовать работу таким образом, чтобы сооружение использовалось максимально безопасно и эффективно.

Небольшие сооружения в последнее время возводятся, как правило, по типовым проектам. Но даже руководитель такого спортивно-физкультурного сооружения должен быть исключительно грамотным профессионалом, для того чтобы обеспечить эффективную и безопасную работу учреждения.

Остановлюсь немного подробнее на особенностях управления крупными физкультурными и спортивными сооружениями, которое имеют большие площади сооружений и земельных участков.

Перечислю эти особенности:

1. У каждого спортсооружения есть особенности эксплуатации, не зная о которых можно не просто некачественно руководить – в этом случае под угрозой находится безопасность посетителей сооружения.

2. Спортивные сооружения представляют собой целостную автономную систему, что требует наличия обслуживающего персонала всех коммуникаций как в помещении, так и на открытых территориях, спортивных площадках спортивного сооружения.

3. Площади для основной деятельности и вспомогательных помещений, которые требуют четкого обслуживания инженерных систем и коммуникаций.

4. Взаимосвязь спортивных сооружений в мегаполисах достаточно сложная, так как, с одной стороны, спортивные сооружения на территории одного города являются конкурентами, с другой – все спортивные сооружения города являются партнерами в проведении спортивных мероприятий в городском региональном и федеральном масштабе.

5. Работа спортивных сооружений невозможна на современном этапе развития экономики без диверсификации услуг, что усложняет систему управления спортивными сооружениями.

6. За последние 15 лет увеличилось частное финансирование спортивных сооружений в рамках государственно-частного партнерства. Однако этот способ строительства пока не очень распространен.

И это далеко не полный список сложнейших вопросов управления спортивным сооружением.

Все чаще говоря о качестве управления спортивным сооружением, имеют в виду эффективность его работы. Нельзя рассматривать эффективность спортивных сооружений только с точки зрения выгоды, гораздо более важную роль играют вопросы безопасности и правильной эксплуатации объекта.

Углубляясь в вопросы выгодности спортивных сооружений, необходимо разделить всю их деятельность на рентабельную и нерентабельную. В результате, при крупных расходах на содержание самого спортивного учреждения, как правило, нельзя говорить о прибыльности спортивного сооружения по итогам отчетного периода.

В случаях если спортивное сооружение является муниципальным или государственным, то оно частично или полностью финансируется из соответствующего бюджета. Ежегодно в обязательном порядке разрабатывается и утверждается план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) учреждения, который составляется на год и содержит как планируемые расходы, так и доходы.


Расходы, без которых не обойтись при планировании плана финансово-хозяйственной деятельности:

✓ заработная плата работникам сооружения (инструкторскому составу, обслуживающему, административному и дополнительному персоналу);

✓ налоги;

✓ коммунальные услуги (тепловая энергия, электроэнергия, водоснабжение и водоотведение, вывоз мусора с территории спортивного сооружения);

✓ охранные услуги;

✓ обслуживание инженерных систем и т. д.

В настоящее время большинство государственных, муниципальных спортивных сооружений имеет статус автономных учреждений. Бюджетного финансирования, как правило, не хватает, и учреждение вынуждено организовывать предпринимательскую деятельность, активно привлекая внебюджетные средства. Именно поэтому вопросы увеличения доходов от внебюджетной предпринимательской деятельности очень актуальны.

Если, говоря об эффективности спортивного объекта, подразумевать прибыльность его деятельности, то имеется в виду рост прибыли во время крупных спортивных мероприятий, использование стадионов и арен для проведения культурных мероприятий как альтернативы спортивных мероприятий.

Одно из направлений использования спортивных сооружений – операции аренды помещений под различные мероприятия или различные виды деятельности. Например, можно часть площадей сдавать в аренду под коворкинг-центры, конференц-залы, тренинг-центры.

Для крупных спортивных сооружений многофункциональность становится залогом успеха функционирования всего спортивного комплекса в целом. В зависимости от количества спортивных сооружений и качества его оборудования изменяются и направления занятий физкультурой и спортом населения. Наиболее охотно посещаются клиентами современные спортивные сооружения с современным оборудованием и сопутствующими услугами.

Например, рядом с тренажерным залом должны располагаться комфортабельная раздевалка, душ, сауна. Также приветствуются на территории спортивного сооружения солярий, зал аэробики, медицинский центр и многие другие помещения.

Обязательным является наличие достаточного количества раздевалок с душевыми и туалетами. Также необходимы медицинский и массажный кабинеты на территории спортивного сооружения.

На прилегающей территории могут располагаться футбольное или баскетбольное поле, легкоатлетические беговые дорожки, которые в зимнее время превращаются в лыжную трассу.

Интуитивное понимание клиентов способно привести к использованию наиболее эффективных и доходных предложений в спортивном учреждении. Основные доходы спортивного сооружения могут составлять предоставляемые спортивные дополнительные услуги и аренда помещений.

Привлечь больше клиентов и, соответственно, больше заработать можно различными способами. Это не только проведение турниров или соревнований, организованных в стенах заведения.

Также источником доходов могут стать проводимые спортивной организацией платные развлекательные или обучающие мероприятия. Решения о проведении подобных мероприятий должны приниматься после полного анализа возможностей спортивного учреждения и персонала, а также потребностей клиентов.

Посетители спортивных комплексов представляют собой конкретные сегменты рынка, которые могут быть интересны для представителей бизнеса. Источником прибыли в данном случае может стать предоставленный эффективный канал для рекламодателей.

Рекламодатель с помощью спортивного учреждения сможет решить ряд задач. Во-первых, он обеспечит собственный доступ к необходимым для него целевым потребителям. Во-вторых, потребители начнут ассоциировать предлагаемый продукт со спортом и здоровым образом жизни.

Кроме этого, рекламодатель будет восприниматься посетителями комплекса как достаточно ответственный представитель рынка.

Отличная возможность получить дополнительный доход от сооружения заключается в предложении клиентам клуба различных услуг. Например, в едином спортивном комплексе может отлично функционировать торговый бутик или павильон, кафе или салон красоты. Данные предложения могут повысить интерес посетителей к заведению, соответственно, увеличить общий доход от предпринимательской деятельности.

Есть возможность повысить интерес к заведению продуктами, которые не приносят прибыли, но привлекают внимание к организации. В здании спортивного комплекса можно, к примеру, проводить лекции, тренинги или деловые семинары.

Возможность использования всех вариантов зависит от того, каким образом спортивное сооружение готово к этому с точки зрения его оснащенности и планировки. Любая идея может стать успешной, необходимо только применять маркетинговые средства в комплексе, в который входят стоимость, продажи и продвижение.

При грамотном руководстве спортивное сооружение может стать эффективным и комфортным для потребителей услуг, работников и просто гостей учреждения. Однако на сегодняшний день существуют некоторые проблемы, усложняющие работу сооружений физкультуры и спорта.

Перечислю некоторые факторы, которые сдерживают развитие спортивных сооружений в России:

✓ спортивные сооружения сдаются без эксплуатационной технической документации, соответственно, необходимо затрачивать дополнительные силы и денежные средства на создание эксплуатационной документации;

✓ чаще всего спортивные организации района не имеют собственных сооружений. Соответственно, все самое доступное время для потребителей услуг, а именно с 15.00 до 21.00, занимают спортивные школы и другие спортивные организации по муниципальному заданию, поэтому привлечение внебюджетных средств весьма затруднительно;

✓ низкие оклады сотрудников учреждения, что приводит к сложности подбора квалифицированного персонала (в основе расчета заработной платы спортивных сооружений заложены мизерные тарифные ставки, а сами требования новых профессиональных стандартов, высокая ответственность специалистов по отрасли «физкультура и спорт» и здравый смысл отрицают привлечение к работе низко квалифицированного персонала;

✓ не предусмотрены расходы на сертификацию спортивных площадок и сооружений, а для того, чтобы проводить официальные соревнования, сейчас требуется обязательная сертификация спортивных площадок (стоит это недешево, а учитывая то, что в крупных спортивных комплексах не одна спортивная площадка, а несколько, то отсутствие бюджета на сертификацию – это особенно неприятный момент).