Проблемные вопросы спортивного менеджмента
Все вопросы, которые освещаются в этой книге, безусловно, очень важны для эффективного управления спортивными и физкультурно-оздоровительными организациями. Важность вопросов, которые ставит перед собой спортивный менеджмент, зависит от вида организации. Развитие спортивного направления в нашей стране в последние годы постоянно обсуждается обычными любителями физкультуры и спорта, а также профессиональными специалистами в данной области.
Подробно останавливаться на особенностях менеджмента каждого вида необходимости нет, поскольку данная книга рассчитана на профессионалов в области спорта. И если вы уже профессионал в сфере физкультуры и спорта, то прекрасно понимаете взаимосвязь особенностей менеджмента в зависимости от вида организации.
Рассмотрим глобальные проблемы в сфере физкультуры и спорта. Без анализа существующих государственных программ и исследований объективные выводы сделать невозможно. Поэтому обратимся к существующим программам. Поскольку в настоящее время действует государственная программа Российской Федерации (см. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» с изменениями и дополнениями от 16 августа 2014 г., 21 мая, 24 июля, 16 сентября 2015 г., 10 марта, 25 мая, 1 июля 2016 г.), федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2016–2020 годы (Постановление Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 30 «О федеральной целевой программе», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы» (с изменениями и дополнениями), также существуют целевые областные и муниципальные программы развития физической культуры и спорта.
Например, государственная программа моей родной Московской области, той самой, в которой я родилась, выросла, проживаю и тружусь в настоящее время. В Московской области действует Государственная программа Московской области «Спорт Подмосковья» 2014–2018 гг., включающая три Подпрограммы:
1. Подпрограмма!. «Развитие физической культуры и спорта в Московской области».
2. Подпрограмма II. «Молодое поколение Подмосковья».
3. Подпрограмма III. «Обеспечивающая подпрограмма».
Из ожидаемых результатов от реализации программы основными являются:
✓ «увеличение числа жителей Московской области, вовлеченных в систематические занятия физической культурой и спортом, с 1 миллиона 520 тысяч человек до 2 миллионов 170 тысяч человек;
✓ повышение уровня выполнения федерального норматива обеспеченности спортивными сооружениями до 14,76 процента, в том числе по видам сооружений: спортивными залами – 30,27 процента; плавательными бассейнами – 13,29 процента; плоскостными сооружениями – 48,6 процента;
✓ увеличение фактической обеспеченности населения Московской области объектами спорта (единовременной пропускной способности объектов спорта) до 280 человек на 10 000 человек населения, в том числе по видам сооружений: спортивными залами – 1060 кв. м на 10000 человек населения; плавательными бассейнами – 99,6 кв. м зеркала воды на 10000 человек населения; плоскостными сооружениями – 9483 кв. м на 10000 человек населения;
✓ строительство и оснащение спортивно-технологическим оборудованием 50 физкультурно-оздоровительных комплексов в муниципальных образованиях Московской области в 2014–2015 гг., в том числе 27 физкультурно-оздоровительных комплексов с плавательным бассейном, 16 – с универсальным спортивным залом, 7 – с крытым катком».
Цели программы, а также мой практический опыт и опыт моих коллег показывают, что злободневной проблемой физкультурно-спортивной сферы на сегодняшний день является низкая обеспеченность населения спортивными и физкультурно-оздоровительными сооружениями, а также эффективное управление спортивными сооружениями.
И действительно, большей частью спортивной и физкультурно-оздоровительной индустрии являются спортивные сооружения – универсальные спортивные комплексы, физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, ледовые арены и другие объекты физкультуры и спорта.
Возможно, сейчас у вас возникло недопонимание: «Как же так? В самом начале книги говорили о том, что «кризис и конкуренция», а теперь, наоборот, про «рост популярности спортивного образа жизни» и недостаток спортивных сооружений?» Предвидя этот вопрос, поясню: обе эти серьезные проблемы существуют. Кризисные явления, конечно, захватили уже все регионы страны, и проблема платежеспособности населения наиболее злободневна. Вторая трудность относительно недостатка спортивных сооружений вовсе не исключает первую, как может показаться на первый взгляд.
Дело в том, что в программах говорится только про государственные или муниципальные учреждения. И в бюджетных или автономных спортивных сооружениях основное время предоставления площадок выделяется в рамках муниципального задания. А это означает, что для потребителей услуги это бесплатно либо частично платно. То есть эту услугу предоставления доступа к спортивным площадкам в каком-то определенном объеме оплатил муниципальный бюджет в рамках муниципального задания. Конечно, в каждом районе, округе своя особенная ситуация: где-то спортивных сооружений не хватает, залы переполнены, а в других, напротив, сооружения большую часть времени пустуют.
В интернете и на страницах популярных информационных изданий идут обсуждения бюджетных вложений, непродуманных проектов спортивных комплексов и мест их размещения. Действительно, я знаю некоторые районы, где построены слишком большие спортивные сооружения при малом количестве населения или возвели однотипные спортивные объекты в непосредственной близости друг от друга. Такие «казусы» ведут к вынужденному «простою» сооружения, низкому проценту «загрузки». Встречается и прямо противоположная ситуация – в крупных округах и районах не хватает спортивных сооружений. Например, в момент выпуска книги в моем родном Щелковском районе с населением более 200 000 человек нет ни одного спортивного сооружения с полноценным плавательным бассейном.
Конечно, в период экономического кризиса наиболее актуальным является вопрос поиска соотношения затрат на возведение и дальнейшее содержание спортивных объектов, а также поиск возможностей повышения их доходов.