Вы здесь

Менеджмент спортивных и физкультурно-оздоровительных организаций. Цель и миссия спортивных и физкультурных организаций (Т. А. Конова, 2017)

Цель и миссия спортивных и физкультурных организаций

Важнейшим аспектом менеджмента спортивной и физкультурно-оздоровительной организации являются вопросы целеполагания и определения ее миссии. Ведь именно от миссии и целей организации будет зависеть направление деятельности организации в целом и, конечно, все процессы организации.

Известно, что цели организации – это четкий результат, которого должна добиться организация.

Фрагментация общей цели на несколько составляющих характеризует крупномасштабную управленческую деятельность. Подобное разделение можно обозначить термином «Дерево целей». Создание дерева целей спортивной организации помогает ее управленцам системно представить порядок движения к конечной цели, рассчитать нужное количество задач, которые необходимо решить на пути к ее достижению.


Схема 5. Цель и миссия


Все организации имеют свои цели. Государственные, муниципальные бюджетные организации больше беспокоятся о качестве оказанных услуг и о правильных расходах, коммерческие – о доходах.

Если финансирования недостаточно, то и бюджетные организации ставят дополнительные цели по привлечению внебюджетных средств.

Извлечение прибыли из работы организации, ориентированной на физкультурно-спортивную деятельность путем рационализации труда, можно считать конечной целью менеджмента коммерческой организации, в то время как некоммерческое бюджетное или автономное учреждение физкультуры и спорта чаще всего ставит несколько целей относительно качества услуг популяризации физкультуры и спорта.

Цель их менеджмента – удовлетворение потребностей и спортивных интересов различных категорий населения в услугах физической культуры и спорта. И уже на втором плане – предпринимательская деятельность. Как правило, учреждения физкультуры и спорта в условиях нехватки бюджетных средств вынуждены привлекать внебюджетные средства.

Необходимо не только поставить общую цель работы организации, но и ставить цели во всех сферах функционирования организации.

Важно уделить время на решение относительно постановки целей:

✓ ресурсного распределения;

✓ координации деятельности;

✓ взаимодействия с внешней средой;

✓ реализации успешной структуры внутри организации;

✓ надежного контроля;

✓ роста и развития организации в перспективе.


Каждый раз, когда организация достигает одних целей, надо уже формулировать другие. В имеющиеся планы вносят необходимые поправки.

Безусловно, реализация каждой цели в организации – это большая управленческая работа, которая требует постоянного контроля выполнения указаний руководителя подчиненными. Связующие процессы осуществляются на каждой стадии.

Формирование миссии спортивной или физкультурно-оздоровительной организации

Не менее важный вопрос – формирование миссии. Миссия – это предназначение организации. Это сформулированная философия и смысл работы организации.

Как правило, миссия формулируется в одно или два предложения и дает понимание, зачем данная организация нужна в мире, какой вклад она делает в мир. Зачем вообще нужна эта организация, для чего ее создали и на что направлена деятельность. Сформулировав миссию, свое серьезное предназначение, посыл, можно существенно упростить свою работу.

Мне очень понравилось определение миссии моего преподавателя в ФГОУ ВПО «Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации», управляющего директора Департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка, кандидата технических наук Р. Н. Шамгунова. Звучит это определение так: «Миссия компании – это смысл ее существования помимо зарабатывания денег. Миссия – это дело, которому вы служите». Это емкое определение раскрывает саму суть понятия «миссия» и отвечает сразу на многие вопросы ее формирования.

Нам, специалистам сферы физической культуры и спорта, очень легко придумать и создать красивую миссию. Поскольку мы занимаемся очень важным и нужным делом – прививаем здоровые привычки, укрепляем здоровье, помогаем найти людям свой уникальный путь в мир физкультуры и спорта. Каждая компания хочет создать красивую неповторимую миссию. У некоторых это получается с большим трудом, а у некоторых – легко и просто. И именно у тех организаций, которые относятся к физкультуре и спорту, миссия, как правило, очень красивая, важная и говорящая. Это и понятно, ведь мы вместе делаем очень полезное и важное дело.

Например, миссия компании «Nike» – «Разбудить желание у всех, кому интересен спорт. Компания «Nike» продолжает популяризовать активный образ жизни и развивать линию аксессуаров, предназначенных для занятий спортом».

Или миссия компании «Рита» – «Быть самым быстрым спортивным брендом в мире. Благодаря нашему бесконечному стремлению развивать спорт мы всегда быстрее— это больше, чем быстро, это больше, чем победа любой ценой. Это значит превращать сложности в возможности. Играть. Устанавливать свои правила. Доверять инстинктам. И побеждать».

Важно не просто сформулировать миссию и спрятать ее, важно опубликовать ее. Донести таким способом до всех сотрудников своей организации и до всех людей, которые соприкасаются с этой организацией, – и контрагентов, и клиентов. После того как миссия грамотно донесена до людей, все понимают, ради чего они работают, зачем создана организация. И не нужно будет каждому объяснять, потому что все и так понятно.

Разработка миссии – дело серьезное, ведь необходимо провести работу в несколько этапов.

Необходимо, чтобы топ-менеджмент в организации действительно понимал, зачем и для чего нужна миссия. Только после этого можно начинать разработку миссии.

Я рекомендую сначала собрать специальные совещания, посвященные только этому вопросу, довести до всего высшего руководства свои мысли по разработке миссии. На этом же совещании необходимо создать рабочую группу, которая будет вырабатывать миссию организации. И назначить руководителя этой рабочей группы. Рекомендую помимо руководителей отделов и высшего руководства компании в эту рабочую группу добавить независимого консультанта, который сможет посмотреть со стороны на процессы и на весь бизнес в целом. Желательно, чтобы консультант был именно экспертом по стратегическому развитию и планированию.

На втором этапе необходимо, чтобы эта рабочая группа приступила к работе и провела анализ факторов организации, которые могут как-то влиять на эту миссию. Вся работа компании очень важна для того, чтобы не было каких-то нестыковок с заявлениями руководства о целях, глобальных предназначениях организации, с непосредственно работой руководителя. И уже после анализа рабочая группа должна разработать саму миссию, т. е. основные положения, которые организация хочет донести миру. Рабочая группа подает эти предложения руководителю организации (генеральному директору, владельцу компании, директору), и тогда руководитель организации утверждает эти основные положения.

Следующий шаг – оставить время на обсуждение, снова собрать расширенное совещание и обсудить предложенные варианты миссии. Тот вариант миссии, который всем понравился, на совещании и утверждается, если нет – то надо все еще раз обсудить. Руководитель рассматривает только возражения по существу, а если какой-то отдельный сотрудник просто недоволен, не нравится ему эта миссия без приведения конкретных доводов и обоснований, то его мнение во внимание не принимается, а учитывается мнение большинства ключевых сотрудников. В этом случае можно провести голосование, чтобы все топовые руководители были согласны с этой миссией.

Как правило, результатом должна стать сформированная звучная и красивая миссия. Важно, чтобы она действительно смогла доносить смысл даже до тех, кто не знаком с деятельностью данной компании.

Далее необходимо начинать внедрять эту миссию и доводить ее до всех сотрудников организации и до контрагентов, партнеров и клиентов. Обязательно создается сайт, выпускаются буклеты, в которых как можно чаще упоминается данная миссия.

Рекомендую задуматься и создать миссию вашей организации, если ее еще нет. Я уверена, что вы можете тоже создать свою миссию, очень красивую и эффективную, которой будете следовать каждый день.

Конец ознакомительного фрагмента.