Вы здесь

Менеджмент по-Суворовски. Наука побеждать. Глава 1. Стратегия успеха на все времена. И на войне, и в бизнесе (В. В. Летуновский, 2009)

Глава 1

Стратегия успеха на все времена

И на войне, и в бизнесе

Суворова часто обвиняли в прямолинейности его тактики и стратегии. В частности, Наполеон говорил, что Суворову «была дана душа великого генерала, но не хватало его ума». Время рассудило, кто из них оказался прав. Стратегические и тактические промахи Наполеона оказались для него фатальными, в то время как Суворов остался в народной памяти вечным победителем. В чем же заключалась суть стратегического подхода Суворова? Как и все в его жизни, она гениально проста: иметь всегда боеспособную армию, немедленно атакующую и разбивающую самого опасного противника. Стоить напомнить, что в суворовские времена мы никогда не воевали на собственной территории – враг всегда уничтожался на подступах. Как только намечалась малейшая опасность, Суворов сразу же шел ей навстречу. Этот базовый принцип он описывает следующим образом: «Где тревога, туда и дорога, где “Ура!”, туда и пора!»

Для того, чтобы его армия была самой боеспособной, Суворов не жалел ни ресурсов, ни сил, ни времени. И, надо сказать, это ему блестяще удавалось. Его солдаты учились всегда и везде. Причем учились не отвлеченным общим навыкам, а тому, что пригодится им в бою. Второе, на чем зиждилась боеспособность суворовских «богатырей», – это моральный дух (зачастую самое слабое звено современных отечественных компаний). В этой области Суворову опять-таки не было равных. Моральный дух его войск можно сравнить разве что с легендарными спартанцами, но тех воспитывали и обучали военному делу с семи лет, а Суворов умел поднять моральный дух своих солдат на недосягаемую высоту в кратчайшие сроки.

Рассмотрим подробнее, что сам Суворов писал о своей стратегии:

Первое правило:

«Никаких исключительно демонстративных действий не предпринимать». «Медведя буди на рогатину». «Волка не спугивай без облавы».


На первый взгляд, это правило довольно просто, но наполнено глубоким смыслом. Не делать ничего лишнего. Не пугать, попусту не маневрировать, не пытаться, не стараться, не пробовать. Если ты что-то предпринимаешь, то делаешь это для того, чтобы обязательно добиться успеха. Во времена Суворова военачальники часто маневрировали, стараясь занять более удобную позицию, ввести противника в заблуждение. И сейчас руководители в бизнесе совершают множество имитационных, пробных действий, попусту растрачивая время и ресурсы. Все это Суворову было абсолютно чуждо, он никогда не делал ничего лишнего. Если ты совершаешь маневр, то только для того, чтобы с новой позиции атаковать и полностью уничтожать врага. Данное правило предполагает определенность, решимость и полную ответственность за выбранное действие. Именно такой путь приводит к победе.

«Подход А.В. Суворова – не делать ничего лишнего – очень важен, – говорит исполнительный директор Останкинского мясоперерабатывающего комбината Михаил Петухов, – Если берешься за что-то, то делаешь это не для того, чтобы делать, а для того, чтобы сделать. В 2007 г. моя задача заключалась в том, чтобы вывести Челябинское отделение торговой компании “Дикси” из убытков в прибыль. Была разработана стратегическая программа, включавшая в себя все нюансы: от надписей на ценниках до внедрения новой схемы заказа товаров отдельными магазинами. Тогда же у меня состоялась встреча с руководителем одного из крупнейших мировых торговых холдингов. Поделились опытом. Коллега сказал, что они за год реализуют в лучшем случае три проекта. “Три проекта? – с удивлением переспросил я. – У нас их сорок!” “Важно не количество, а то, как проекты реализуются”. Возвратившись в Челябинск, я начал осознавать, насколько он был прав. У директоров магазинов от обилия информации, вводных и требований голова шла кругом. Пришлось выделить главное, расставить приоритеты, пожертвовать менее существенным ради главного. В результате все получилось. Мы закрыли все убытки, компания стала прибыльной и вернула себе статус сильного игрока на рынке розничной торговли».

Второе правило:

«Действовать, всегда сосредоточиваясь в быстром движении на главныя силы врага, но и разбивая по пути отряды его, грозящие флангам и тылу». «Метлу вяжи на ходу; ломок прут, а метлою человека повалишь». «Метла вперед метет, с боков прихватывает и сзади захватывает!»


Это правило можно назвать правилом сосредоточенного удара. Известно, что Суворов держал все свои подразделения на расстоянии не более одного ночного перехода и при необходимости всегда мог собрать их в единый кулак. В переводе на бизнес-язык данное правило означает следующее: все силы компании направлены на достижение главной стратегической цели; всегда есть возможность быстро перебросить на приоритетное направление другие подразделения; вместе с главными попутно решаются и второстепенные задачи, но только при условии, что это не мешает достижению главной цели.

Третье правило:

«Никаких обособленных коммуникационных операций для обеспечения тыла не производить».


Говоря проще: ничего лишнего, тыл обеспечивает решение конкретных боевых задач, не более того. Вся суворовская армия была единым живым организмом, без лишних «жировых прослоек». Не один раз враг, попытавшийся поживиться русским обозом, был опрокинут и разбит. По боевой выучке тыловые подразделения в суворовской армии практически не уступали боевым. С собой войска брали всегда только самое необходимое. На суворовском рисунке армия с большим количеством тыловых частей, изображена в виде волчка с рукояткой. Такой волчок вращаться не будет, он слишком неповоротлив.

В процессе своего развития компания «обрастает» лишними подразделениями, раздувается ее штат, и если периодически не предпринимать специальные действия по освобождению от лишнего «жира», все может закончиться банкротством. Данный тезис означает, что в центре внимания всегда должен находиться «фронт» – офис, производящие и зарабатывающие подразделения (по-японски «гемба»). Обеспечивающие подразделения выполняют вспомогательную роль (на них не может тратиться слишком много ресурсов), при необходимости бэк-офис очень быстро трансформируется во фронт-офис. «Это невозможно», – скажете вы. Но в суворовские времена также считалось невозможным, чтобы солдаты в обозе дрались не хуже солдат в строевых подразделениях. Тем не менее с помощью постоянных системных тренировок Суворову удалось этого достичь («Проворная стратегия: фронт везде»).

«Стратегические правила А.В. Суворова взаимно дополняют друг друга, – говорит исполнительный директор ГК “ЭЛКОД” Олег Макаров. – Их необходимо рассматривать в неразрывном единстве.

Например, принципом Суворова “ничего лишнего”, “все токмо для боя”, “метла метет только в сторону главной цели”, руководствуется наша компания – лидер рынка автоматизации торговых предприятий, специализирующаяся в области непродовольственных товаров. Собственникам и руководителям компании неоднократно предлагались различные варианты расширения сфер деятельности – от консалтинга в области продаж до перехода в сферу продовольственных товаров. Но было принято решение: четко определить “свой” сегмент рынка, не распылять средства на другие задачи и не наращивать персонал. Цели ясные и прозрачные для всех сотрудников компании, смысл которых сводился к одному – быть лидером в своем сегменте рынка. Им может быть только компания, грамотно позиционирующая себя, не имеющая ненужных “жировых” прослоек, сконцентрировавшая у себя ведущих программистов, создающих ПО для отрасли».

7 законов войны А.В. Суворова

● Действовать не иначе, как наступательно.

● В походе быстрота, в атаке стремительность.

● Полная власть главнокомандующему.

● Нужен не методизм, а верный взгляд военный.

● Heприятеля атаковать и бить в поле, т. е. не сидя в укрепленных районах, а перемещаясь за врагом.

● В осадах времени не терять; иногда наблюдательный корпус (приставить над крепостью врага), иногда блокада, а всего лучше открытый штурм. Тут меньше потерь.

● Никогда сил не раздроблять для занятия пунктов. Обошел неприятель – тем лучше: он сам идет на поражение.

1. Действовать не иначе, как наступательно

Способность Суворова всегда владеть инициативой не может не поражать. В течение 40 лет полководец выиграл более шестидесяти крупных сражений. Но самое удивительное, что он всегда владел инициативой. Все сражения разворачивались по его правилам. Суворов – полная противоположность Карлу Клаузевицу с его базовым положением: «Оборона сильнее наступления». Но кто такой Клаузевиц? Штабной офицер, на счету у которого ни одной самостоятельно выигранной битвы. У Суворова было больше оснований писать законы войны, чем у Клаузевица. Объяснение своей наступательной тактике Суворов находит весьма простое: «Падучая капля камень точит, висячая высыхает». Даже маленькая боевая единица способна принести огромную пользу, если она активна. Будучи же неподвижной, она не только бесполезна, но и, скорее всего, погибнет, как только по ней ударит превосходящий по силе враг.




Легко сказать: все время действовать наступательно. В канун Великой отечественной войны мы тоже собирались действовать наступательно, но обернулось это огромными потерями. Стоит, однако, отметить, что тогда мы забыли главный суворовский принцип: «Как только возникла опасность, тут же ликвидируй ее в корне». Опасность перед нашими границами собиралась и накапливалась очень долго, прежде чем обрушилась на разбросанные и неподготовленные советские приграничные подразделения. Суворовская инициатива – это всегда предвиденье и предвосхищение. Эта инициатива основывалась на точной оценке ситуации и безошибочном выделении ключевых звеньев противника. Суворов атаковал малыми силами, но бил всегда в ключевые для исхода боя точки. Его атаки были глубоко эшелонированными (да-да, это не опечатка, мы привыкли говорить об эшелонированной обороне, а у Суворова была эшелонирована атака). Он выделял в резерв до 50 % личного состава и с нарастающим усилием поэтапно вводил его в бой.

Какое отношение этот принцип имеет к бизнесу? Самое непосредственное. «Кто раньше встает – тому Бог подает», «Кто смел, тот и съел». Постоянная активность малых по численности подразделений позволяет добиться огромной производительности и эффективности действий. Быть впереди основных конкурентов в скорости реакции, в технологиях, в квалификации персонала, в инновационности. Предвосхищать и опережать, – вот чему учит первый суворовский закон войны современных предпринимателей.

2. В походе быстрота, в атаке стремительность. Холодное оружие

Второй суворовский закон войны опирается на первый. Но если первый закон требует постоянной проактивной работы мысли, то второй – быстрого, волевого, решительного действия. Появилась возможность – не мешкая, выйди на клиента. Открываются новые сегменты рынка – немедленно занимай. При этом кажущийся устаревшим принцип «холодного оружия», если вдуматься, также имеет глубокий смысл. Он означает – иди туда, где куется победа. Действуй не дистанционно, вживую общайся с важнейшими клиентами и поставщиками, не бойся сложных и трудных переговоров, если что-то не исправно – выезжай на место и разбирайся (у японцев это принцип называется «генти генбуцу»). Делай все настолько быстро, насколько можешь.


3. Полная власть главнокомандующему

В отечественной истории реализация этого принципа на практике часто приводила к болезненным последствиям. «Одним топором не рубить вдвоем». «У семи нянек дитя без глазу». Невозможно действовать быстро и решительно, если для этого необходимо согласовывать большое количество мнений, ведь у каждого командира свой подход и своя система. При больших советах армия действует медленно и нерешительно. Пример тому – чрезвычайно неэффективное управление австрийской армией во время войны с Францией. Этот же австрийский военный совет во время итальянской кампании постоянно вставлял палки в колеса самому Суворову, значительно замедляя его действия. При этом необходимо помнить, что Суворов никогда не скатывался в своей управленческой системе до откровенного авторитаризма. При взаимодействии с офицерами, он всегда практиковал убеждающий и вовлекающий стиль, интересовался их мнением, смело делегировал полномочия и приветствовал инициативу.




В суворовских войсках не было сосредоточения власти исключительно в одних руках. На всех уровнях командиры работали бок о бок со своими помощниками и заместителями, которые, если командиру случалось выходить из строя, тут же заменяли его. У Суворова было свое четко проработанное понимание распределения баланса власти, которого мы еще коснемся в главе 12.

Теперь относительно бизнес-практики. Лично я, будучи тренером и консультантом, постоянно сталкиваюсь в компаниях с проблемой «незаменимых людей». Которым, кстати говоря, как правило, очень нравится быть таковыми. У Суворова, несмотря на соблюдение принципа единоначалия на всех уровнях, незаменимых не было. И как же часто компании опаздывают с важнейшими решениями, упускают блестящие возможности только из-за того, что члены их топ-команд не могут договориться друг с другом! Принцип единоначалия очень важен в бизнесе, особенно когда необходимо предпринимать быстрые действия. При этом, конечно, руководители должны быть, как в суворовских войсках, «привиты» от болезни авторитаризма.

4. Нужен не методизм, а верный взгляд военный

Говоря об этом суворовском законе, надо сразу же отметить, что Александр Васильевич не был противником новых эффективных методов ведения боевых действий. Просто в его время военные теоретики, настолько увлекались разного рода построениями и перестроениями, что сражения иногда напоминали своеобразный танец. Как только Суворов обнаруживал что-то действительно дельное, он сразу применял это в своей практике (например, тактику перестроения в колонны при переходе в атаку он перенял у французов).

В чем суть четвертого суворовского закона? Как только в строю противника образовалась брешь, сразу же воспользуйся этой возможностью: «Которым ухом вепрь ко псу повернется, за то ухо и поймать доведется». Этот закон означает: прежде всего следует руководствоваться здравым смыслом, а потом уже следовать методическим предписаниям. В своей практике Суворов не раз нарушал тогдашние военные каноны (например, «не передвигаться через лес и болото») и всегда добивался успеха, обрушиваясь на противника с неожиданной стороны.

Что это означает для бизнес-практики? Каких бы искусных систем управления предприятие ни придерживалось (МВО, ССП, TPS, Lean и т. д.), надо немедленно использовать все открывающиеся возможности.

5. Heприятеля атаковать и бить в поле, т. е. не сидя в укрепленных районах, а перемещаясь за врагом

Вспоминается, как Чингисхан завоевал Хорезм. Армия хорезмшаха насчитывала около миллиона человек, перед ней дрожала вся Центральная Азия. Чингисхан, обиженный на вероломное убийство своих послов, вступает в Хорезм со 150 тысячами воинов, позже их количество увеличивается до 200 тысяч. Что же делает хорезмшах? Он рассредоточивает свою армию по гарнизонам и размещает их в городах, которые Чингисхан методично штурмует и берет поодиночке. Один из сыновей хорезмшаха призывает отца собрать войско воедино и дать генеральное сражение, однако не находит поддержки. Тогда он самостоятельно собирает 200 тысяч ополченцев, дает бой монголам и разбивает одну из их армий. Но инициатива уже упущена, в скором времени монголы разбивают его самого.

Пятый суворовский закон означает: мы должны не ждать врага, а сами, собрав силы в кулак, как можно быстрее настичь его и уничтожить. В бизнесе это именуется тактикой упреждения и предвосхищения. Мы не ждем, когда опасность придет к нам, а сами идем ей навстречу. Помню, как накануне кризиса 2008 г. я работал с одной крупной девелоперской компанией. Меня поразило, насколько серьезно ее руководство отнеслось тогда к перспективе наступления кризиса. За несколько месяцев до того, как он разразился, мы с руководителями объектов уже отработали в форме ролевых игр варианты ведения переговоров с клиентами о снижении арендной платы и бесед с персоналом на случай сокращения штатов.




В определенной степени Суворов требует от нас смены парадигмы мышления, того, что сейчас принято называть проактивностью. Мы живем во время, когда нет ничего вечного, заранее гарантированного. Поэтому оружие у нас одно – продуманная, просчитанная, всегда опережающая противника активность.

6. В осадах времени не терять; иногда наблюдательный корпус (приставить над крепостью врага), иногда блокада, а всего лучше открытый штурм. Тут меньше потерь

На первый взгляд, может показаться, что шестой закон дублирует пятый. Но на самом деле в них говорится о разных вещах. В данном случае речь идет о том, чтобы не терять времени на осаду крепостей. Это всегда чревато большими потерями. Прежде всего – потерей времени и личного состава, который гибнет не в бою, а от инфекций. Хотя, на первый взгляд, и штурм обещает немалые потери, но на деле оказывается, что они будут намного меньше, чем при осаде, которая, кстати, совсем не обязательно может закончиться сдачей крепости.

Главный смысл суворовского шестого закона заключается в том, что мы должны сконцентрироваться не на крепостях противника, а на его основных воинских формированиях, на его армии. Если мы уничтожим армию, крепости сами сдадутся. Именно поэтому нам ни в коем случае нельзя распылять силы на осаду разного рода крепостей.

В бизнесе этот закон призывает нас не распыляться, не тратить силы на долгосрочные малоприбыльные проекты, а сконцентрироваться на ключевых направлениях, на которых мы быстрее всего добьемся успеха. Если придерживаться суворовского подхода, мы всегда должны иметь возможность собрать все силы в кулак и быстро добиться успеха там, где это более всего возможно и актуально. В идеале это означает быстрое последовательное решение ключевых задач, направляя на это достаточные силы и средства.

И еще одна особенность суворовского подхода может быть для нас весьма поучительной. Вместо длительных согласований, разработок малыми силами с привлечением ограниченных ресурсов мы мощными силами с достаточными ресурсами планируем и осуществляем быструю разработку и вывод на рынок актуальных продуктов, а затем активно принимаемся за вывод следующего продукта. Точно так же речь может идти о запуске новых производств, открытии новых филиалов и торговых центров. Поступая именно таким образом, компания IBM в конце 1980-х гг., разработав всего за один год свою модель персонального компьютера, довела его продажи к концу следующего года до 200 тысяч штук. А через несколько лет ей уже принадлежало 25 % рынка, продажи достигли $1 млрд. Рыночная стоимость компании удвоилась, составив почти $75 млрд.

7. Никогда сил не раздроблять для занятия пунктов. Обошел неприятель – тем лучше: он сам идет на поражение

Седьмой закон – не разбрасывайся. Здесь важно обратить внимание на два аспекта. Суворов их хорошо проиллюстрировал в своей «Науке побеждать». Во-первых, сосредоточенными силами возможно добиться очень многого. А во-вторых, «привязанные» (загруженные второстепенными, малозначимыми обязанностями) люди и подразделения практически бесполезны.

Вот, собственно, и все. К вышеперечисленному можно еще добавить знаменитые суворовские принципы: глазомер, быстроту и натиск. Новым для нас, уже познакомившихся с тремя основными суворовскими правилами и семью законами, здесь видится только глазомер. Глазомер по Суворову – это динамический сценарий развития будущих событий. Суворов на основе имеющейся информации составляет целостную картину. Необходимо отметить, что в его картине всегда присутствует деятельный компонент, а именно: что нужно сделать, для того, чтобы достичь окончательно успеха, какие ресурсы для этого потребуются. Далее мы подробно раскроем значение этих трех суворовских принципов.




Несмотря на кажущуюся простоту, следование суворовским правилам и принципам на практике потребует немалых усилий. Особенно трудно привыкнуть к постоянной, опережающей конкурентов, предвосхищающей работе мысли, тут же переходящей в практические действия. Но если мы хотим быть достойными суворовскими учениками, другого пути у нас нет.