Вы здесь

Менеджмент по-Суворовски. Наука побеждать. Предисловие издателя (В. В. Летуновский, 2009)

Предисловие издателя

Создавать себе идеалы и подражать им – в природе человека. И дети, и взрослые склонны хотя бы время от времени вспоминать про какую-то выдающуюся личность – актера, героя книги, царя или полководца, на которую им хотелось бы походить, чьи качества – смелость, ум, красота, находчивость – могли бы быть образцом для изучения или подражания. Есть герои универсальные – например, Супермен или Илья Муромец, но чаще мы выбираем образец в рамках определенной профессиональной области. Скажем, космонавт скорее повесит на стену портрет Гагарина или Королева, физик – Теслы или Эйнштейна, писатель – Пушкина или Толстого.

Менеджмент по сути весь основан на обобщении опыта великих лидеров: Джека Уэлча, Ли Якокки, Генри Форда, Альфреда Слоуна, Ричарда Брэнсона, Тайити Оно. Поскольку менеджмент как дисциплина возник в США, а экономика этой страны уже давно – крупнейшая в мире, неудивительно, что среди героев управления и бизнеса так много американцев: Билл Гейтс, Стив Джобс, Уоррен Баффетт, Питер Линч, Дональд Трамп, Сэм Уолтон, Джефф Безос. Если немного подумать, можно вспомнить и имена великих руководителей из Японии, Великобритании, Германии, реже – Франции или Италии. А вот воскресить в памяти пример выдающегося русского руководителя сложнее. Назвать кого-то из партийных деятелей СССР язык вряд ли повернется – хотя, невзирая на идеологическую составляющую, эффективные руководители в советские времена, конечно же, были. Кто-то может возразить, что наш опыт свободного предпринимательства еще очень мал – какие-то 20 лет, поэтому своих героев бизнеса мы еще не успели вырастить. Это не совсем так: среди ныне живущих предпринимателей достаточно интересных людей, но насколько они могут служить авторитетами для будущих поколений, покажет время.

Но уже сейчас хочется больше внимания обращать на свои особенности, свою историю, свои примеры. Речь здесь идет не о квасном патриотизме, и дело не в преуменьшении достижений Запада или Востока – этим мы наелись еще в советские времена. Просто при любом раскладе свое всегда ближе. В генеральной перспективе Илья Муромец всегда будет нам роднее, чем Человек-паук, русский изобретатель быстрее вспомнит про Кулибина, чем про Эдисона, политик с большей вероятностью будет опираться на опыт, как положительный, так и отрицательный, Петра I, Екатерины Великой или Сталина, чем Джорджа Вашингтона или Уинстона Черчилля. Хотя законы менеджмента универсальны, практика всегда имеет национальную специфику.

Знать и помнить мировой опыт необходимо, но забывать при этом о собственных достижениях совершенно неприемлемо. За примерами далеко ходить не надо – любой народ, любая страна в первую очередь ищут себе героев из своей среды. И хотя американцы в курсе наших достижений в космосе, при случае они вспомнят все-таки Армстронга, а не Гагарина. Здесь есть что-то неуловимое, связанное с уверенностью. Если акцентировать внимание только на чужих достижениях, сложнее поверить в собственные силы, понять, что мы сами тоже можем достичь больших высот. Знание, что у нас есть свои великие люди и в архитектуре, и в живописи, и в литературе, и в военном деле, лишний раз доказывает, что при должном упорстве возможно все. Особенно это актуально в кризисные времена, ведь русские во всем мире известны в том числе и своей способностью выбираться из самых сложных ситуаций, решать самые трудные, иногда вообще неразрешимые задачи.

В этом контексте обращение к управленческому опыту Александра Васильевича Суворова очень своевременно. Ведь он не только образец суперрезультативности: более 60 крупных сражений – и ни одного поражения. Суворов отличался еще и поразительной эффективностью: потери живой силы у него всегда были значительно меньше, чем у противника. А при штурме Измаила на одного убитого русского пришлось шесть солдат противника – результат совершенно неслыханный для осады, при которой обычно на каждого сраженного защитника приходится трое погибших из числа нападающих. Кроме того, Суворов смог создать уникальную «корпоративную культуру», особое отношение к дисциплине, обязательствам, обучению. Да и лидерский стиль у него был свой – заботливый, отеческий. Сложно найти в нашей истории столь же эффективного руководителя, который при этом обладал бы таким высоким моральным авторитетом.

В этой книге впервые рассказывается о Суворове как о руководителе. Автор пытается переложить его рецепты успешного боя и управления войсками в мирное время на язык современного менеджера. Мне, например, показались весьма актуальными рецепты Суворова, касающиеся подготовки и оттачивания навыков боя. Как сильно бы выиграли наши компании, если бы к обучению сотрудников – например, менеджеров по продажам или операторов на телефоне – подходили бы с такой же дотошностью, как это делали в суворовских войсках! Или попытались развить сценарное мышление, предполагающее постоянное прокручивание в голове вариантов действий противников-конкурентов и своего ответа на них. Насколько это правильнее слепого реагирования на проблемы по мере их поступления!

Тем не менее лично для меня биография Суворова ценна не столько его боевыми достижениями, сколько смелостью и упорством в отстаивании своих методов управления войсками в то время, когда руководство страны во всем слепо подражало западной практике Фридриха Прусского. У Суворова хватило мужества даже при отсутствии поддержки свыше идти своим путем, иногда даже ценой собственной карьеры. Примерно так же, по собственному разумению и наперекор всем, действовал и ученик Суворова Кутузов, когда, оставив Москву, обеспечил победу в войне с Наполеоном. К сожалению, таких смелых людей в России мало и сегодня. Именно поэтому Суворов должен быть образцом для всех нас – ведь и сейчас, более 200 лет спустя после его ухода, наш человек по-прежнему склонен опускать голову перед каждым, у кого выше чин, круче тачка или толще цепь на шее.

Изучение жизни Суворова наглядно показывает, что при умелом руководстве русские люди могут показывать чудеса. К сожалению, это также означает, что неумелое руководство – источник всех наших бед. Впрочем, данный факт, я думаю, в доказательствах не нуждается.


Сергей Турко,

главный редактор

издательства «Альпина Паблишер»