Вы здесь

Менеджмент в туризме. Глава 2. История развития менеджмента туризма (Т. С. Жданова, 2006)

Глава 2. История развития менеджмента туризма

2.1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента в туризме

Возникновение туризма имеет глубокие корни, уходящие в далекое прошлое человечества. Ранее само слово «путешествие» заменялось словом «странствие» и имело несколько иное значение.

Первое упоминание о путешествии имеет религиозную направленность. Это христианская история об изгнании Адама и Евы из рая и их «вынужденном» путешествии. Далее многие библейские легенды содержат сказания о странствиях своих героев.

Путешествие как явление присуще всем народам вне зависимости от географического расположения, цивилизационного развития и других признаков. Однако перемещения людей в древности трудно назвать туризмом, потому что мотивы осуществления передвижений не соответствуют современным критериям определения «туризм». Они вынуждены были переходить с одного места на другое, для того чтобы найти источники пропитания, жилье, работу. Частные войны также провоцировали перемещение большого количества людей. Причиной смены места нахождения зачастую являлось изгнание или бегство от тирании власть имущих либо невыносимых условий, созданных ими. Перемещаясь с места на место, люди претерпевали всевозможные испытания, боролись со стихией, голодом, страхом и т. п. Эти «путешествия» нельзя было назвать приятными.

Все это обусловливает трудность определения периода возникновения самого туризма в современном понимании и, как следствие, невозможность определения истока возникновения менеджмента туризма.

Таким образом, история туризма представляет собой временную периодизация туризма, преследующую выделение внутренне однородных этапов в его развитии.

Согласно данному определению выделяют в основном следующие периоды:

1) туризм до конца XVIII в. – предыстория туризма:

– туризм в древности;

– туризм во времена Средневековья и Возрождения;

– туризм в XVII и XVIII вв.;

2) туризм XIX–начала XX вв. ― элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;

3) туризм начала XX вв. ― до Второй мировой войны – начало становления социального туризма;

4) туризм после Второй мировой войны ― современный этап – массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

Объединение людей в группы – это явный признак возникновения управленческих отношений и управления как такового. Работа в таких сферах человеческой деятельности, как политика, экономика, оборона, всегда предполагает объединение в группы, поэтому развитие искусства и науки управления происходило преимущественно в них. Таким образом, история развития классического менеджмента является историей менеджмента туризма с учетом специфики развития этой отрасли. Приведенная выше периодизация достоверно отражает этапы развития менеджмента туризма, в котором также выделяют:

1) предварительную фазу – от XIX в.;

2) начальную фазу – 1800―1919 гг.;

3) фазы развития и подъема – 1917―1990 гг.;

4) фаза распада централизованных организационных структур туризма и создание туристских предприятий различных форм собственности – с 1990 г. и по настоящее время.

Одной из основных особенностей этих этапов является использование транспортных средств для перемещений. Смена их происходила в следующей последовательности: пешком – на лошади – паровозом (по железной дороге) – на автомобиле – на самолете. Другой особенностью является смена мотивов путешествий – от жизненной необходимости (война, изгнание, поиск работы и т. п.), к путешествию-самоцели (познание мира, лечение, рекреация, отдых и т. п.).

В описании периодизации развития менеджмента туризма в России нет единого мнения. Право на существование имеет и следующая классификация этапов:

1) просветительский (до 1890 г.) этап, характеризующийся отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России;

2) предпринимательский этап, характеризующийся быстрым ростом туристской инфраструктуры – ресторанов, гостиниц, транспортной сети. Начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются два основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества;

3) организационно-централизованный этап – характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. В итоге сформировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа;

4) административно-нормативный этап (1969—1990 гг.), характеризующийся быстрыми темпами развития социального туризма и еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Стимулирование развития туризма осуществлялось исключительно административными методами, что обостряло сложившиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стали очевидными невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов;

5) переходный этап (с 1990 г.), в ходе которого проявляются некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:

– изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;

– переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних туристских предприятий;

– переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;

– переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе.

Предложенная далее периодизация совмещает в себе все вышеперечисленные этапы и является наиболее оптимальной.

2.2. Первый (древний) период

Первый период в истории менеджмента туризма, а именно период развития туризма и управления им до начала XIX в., можно назвать предысторией туризма. В него входят следующие этапы развития:

1) античный туризм – когда основными мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования;

2) туризм Средних веков – когда основными мотивами путешествий были:

– религиозный туризм;

– образование;

– аристократические отношения;

3) туризм Нового времени – когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция. Это наиболее длительный этап, в ходе которого формировались первые формы упорядочения и организации совместного труда. Начиная с первобытно-общинного строя управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины.

Переход от присваивающего хозяйства к принципиально новой форме получения продуктов – их производству, – произошедший в период IX—VII тысячелетия до н. э., стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, значительным этапом в накоплении людьми определенных знаний в области туризма.

Сложилось мнение, что туристские путешествия начались в момент, когда поездки утратили торговое значение. К первым миграциям подобного рода относятся путешествия религиозного характера, которые в Древнем Египте отмечаются уже в IV тысячелетии до н. э. В последующем времени туристские поездки египтян носили познавательный характер и связывались с путешествиями к городам, искусственным озерам, значительный интерес пробуждали строящиеся пирамиды. Однако отсутствие транспортной инфраструктуры (дорог, мостов), мест отдыха, которые появились только в Древней Греции и Риме, затрудняли первые путешествия. В данный период туризм не являлся источником дохода.

Роль развития дорожного строительства оценили только персы, которые на территории своей страны создали систему коммуникаций, часто превосходившую даже более поздние известные римские дороги. К лучшим из них принадлежали королевские дороги, связывавшие Вавилон, Сузы и Екбатан с окрестностями. Каждые 30 миль на этих дорогах находились корчмы, пункты питания, отдыха и т. п. За оказываемые там услуги полагалась плата согласно ставкам, одинаковым как для богатых, так и для бедных. Таким образом, стали приниматься первые управленческие решения по созданию благоприятных условий для проезжающих, путешественников.

Расцвет античного туризма был связан главным образом с Древней Грецией и Римом. В этих государствах большой вес придавался экономической стороне путешествий. Как греки, так и римляне часто предпринимали весьма далекие путешествия, при этом греки из-за слабого развития дорожной сети совершали их главным образом морским путем.

Массовый характер в те времена носили и путешествия в религиозных целях. К наиболее известным принадлежали путешествия в Олимпию, связанные с праздником в честь Зевса, которые проходили каждые 4 года, начиная с VII в. до н. э.

В связи с развитием определенных религиозных течений сформировалась еще одна многочисленная категория путешественников – пилигримы. Начали складываться законы гостеприимства, появляться различные формы оплаты за услуги проводников, средства передвижения, жилье, питание в пути.

Другой, не менее распространенной формой туристских путешествий, были выезды в лечебные местности. При минеральных источниках либо вблизи святых мест возводились объекты наподобие современных санаториев, а лечебные места славились большим комфортом услуг и разнообразием развлечений. Кроме мест лечения, римляне охотно проводили время в горах и у моря. Уже в Древнем Риме отмечается двухсезонность туристских выездов, причем зимние выезды не имели такого массового характера, как летние.

Данный этап истории менеджмента туризма представляет первую характеристику управления как особой сферы деятельности, данную Сократом (470—399 гг. до н. э.)

Средневековье отличалось значительным замедлением туристского движения. Возникновение множества новых государств с нестабильной внутренней обстановкой вызвало создание политических барьеров, не знакомых ранее. Только в VII и VIII вв. н. э. были возобновлены активные путешествия в религиозных целях. В позднейших периодах эта форма путешествий приобрела значительные размеры и в течение многих столетий играла существенную роль в структуре туристского движения.

В развитии российского туризма также можно выделить этап предыстории. Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т. д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам. Описания путешествий содержат информацию о целях странствий туристов и их маршрутах, что вносит значительный вклад в развитие туристской деятельности.

2.3. Индустриальный период

Значительный теоретический вклад в развитие менеджмента в целом и менеджмента туризма в частности принадлежит А. Смиту, который описал различные формы организации труда, применимые и в туристской сфере.

Промышленная революция XVIII в. объективно заложила основу современного туризма. Увеличение численности населения почти вдвое, усиление миграции, развитие массового строительства, возникновение спроса на рабочую силу привели к развитию туризма и обусловили необходимость управления этим явлением. Но самым значительным фактором, повлиявшим на развитие туризма, стало появление паровозов и железных дорог. Именно в этот период появляются понятия «тур» и «туризм».

Возникновение рынка популярных экскурсий, ориентированного на фондодержателей и финансистов, спровоцировало создание туристских предприятий и агентств. Одним из первых организованных туристских путешествий можно назвать перевозку английским предпринимателем Томасом Куком в 1841 г. около 600 человек с целью прогулки по железной дороге. Он на льготных условиях в июне 1841 г. закупил оптом 570 билетов для общества трезвости на турпоездку из Лейстера в Лафборо поездом. Этот предприимчивый человек по праву может называться первым менеджером в области туризма.

С середины 60-х гг. начинает развиваться туризм между Англией и США. Заслуга здесь также принадлежит Т. Куку, который в 1865 г. организовал турпоездки и из Америки в Англию, и из Англии в Америку. В 1866 г. первые группы английских туристов посетили США.

В 1867 г. Кук организует морское путешествие. Не ограничиваясь заключением договоров с железнодорожными и пароходными компаниями, владельцами гостиниц и ресторанов, общество внимательно изучало спрос, составляло маршруты поездок и программы пребывания.

Новый бизнес заинтересовал многих предпринимателей. Вслед за фирмой Т. Кука в Англии возникают туристские организации Треймза и сэра Генри Ланна, образуются Велосипедный туристский клуб, политехническая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и т. д. Несколько позже туристские фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 г. в Петербурге начинает свою деятельность первая туристская компания Л. Липсона.

Теоретической базой развития менеджмента туризма в данном периоде стали работы Ф. Тейлора, который возглавлял движение научного управления. Его заслуга заключается в рассмотрении эффективности деятельности организации, благодаря чему менеджмент стал признаваться самостоятельной областью научных исследований. Работы под названием «Управление циклом» и «Принципы научного менеджмента» создали методологическую основу для использования методов научной организации труда. Ф. Тейлор доказал необходимость применения стандартизации, рационализации и нормирования труда, предложил новые научные подходы подбора, расстановки кадров и стимулирования рабочих. Все эти достижения оказали существенное воздействие на развитие менеджмента туризма, так как имели глубокое практическое значение.

Быстрые темпы урбанизации и появление слоя среднего класса создали благоприятные условия для развития туризма. Возрастание потребностей и возможностей проведения досуга обусловливали формирование индустрии отдыха и развлечений.

Несмотря на то что количество путешествий по сравнению с современным периодом было незначительным и путешественники зачастую сами организовывали свой отдых, стала ощущаться реальная потребность в организационной структуре, отвечающей за создание комплекса туристских услуг.

В России туризм развивается не менее бурными темпами. Во второй половине XIX в. особое внимание уделяется экскурсионной деятельности. В этот период получают широкую известность:

1) «Общество любителей естествознания», которое имело свои филиалы в ряде городов Империи, в том числе и в таких, как Петербург, Москва, Казань, Тифлис, Екатеринбург;

2) «Крымский горный клуб», действовавший в Одессе; «Кавказское горное общество», находившееся в Пятигорске. Начиная с 1899 г. в Москве при Педагогическом обществе работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся.

Развитию экскурсионной деятельности способствовало открытие различных выставок, музеев, исторических и культурных памятников.

Несмотря на элитарный характер и определенную разобщенность в деятельности, эти организации сыграли важную положительную роль в привлечении молодежи к познанию исторических, культурных и природных достопримечательностей.

Началом организованного туризма в России многие считают тур, устроенный В. Геншем, который в декабре 1777 г. в «Московских ведомостях» опубликовал приглашение «План приемлемого путешествия в чужие края, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона». Россиянам предлагалось принять участие в групповой поездке в страны Западной Европы.

Молодые дворяне могли совершить поездку в один из немецких, итальянских и французских университетов, после чего предполагалось проехать по маршруту через Швейцарию, Италию и Францию для знакомства с искусством этих стран и постановкой фабричного дела. Каждый из участников оплачивал путешествие в соответствии с контрактом.

Это туристское предложение – одно из первых проявлений организованной туристской деятельности в XVIII в.

Появляется и прообраз турфирмы, которая специализируется на обслуживании туристов в России. Она называется «Акционерное общество Иматры».

В конце XVII в. в России появляются первые путеводители, интерес к которым указывает на то, что путешествия, особенно в столицы – Санкт-Петербург и Москву, становятся характерной чертой быта состоятельных граждан России.

В Петербурге в 1779 г. появляется путеводитель «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год». Он был написан библиотекарским помощником Академии наук и архивариусом А. Богдановым. Этот путеводитель содержал сведения об истории, архитектуре, коллекциях, хранящихся в различных зданиях, и его в соответствии с современными понятиями вполне можно назвать туристским.

Таким образом, отличительными чертами первого этапа развития туризма в России являлись:

1) примитивизм средств передвижения;

2) путешествие не самоцель, а необходимое условие и средство достижения собственно цели, как-то:

– торговые дела;

– расширение образовательного кругозора;

– лечение;

– паломничество;

3) элитарность путешествия.

Развитие туризма на этом этапе связано в значительной степени с расширяющимся экскурсионным движением. Идея организации экскурсий для молодежи была настолько популярна, что нашла свое отражение в школьных уставах.

2.4. Период систематизации менеджмента туризма

Вторая половина XIX столетия является новой вехой развития менеджмента туризма. Особенно ярко это проявляется в России. Менеджмент туризма приобрел следующие характерные черты:

1) появились организационные структуры управления туризмом;

2) началось структурное расширение сети туризма и экскурсий;

3) стала решаться проблема кадрового обеспечения туристской индустрии.

Распространение пеших походов и велосипедных прогулок, горных восхождений и экскурсий, внимание, которое уделялось туризму со стороны многих учебных заведений, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции использовать туризм и экскурсионную деятельность для просвещения народа – все это сформировало необходимые предпосылки для объединения любителей туризма в специализированные организации. В 1895 г. создается Российское общество туристов, в 1901 г. – Русское горное общество. Эти две организации, возникшие на рубеже веков, до октября 1917 г. являлись ведущими туристскими организациями России.

Следует подчеркнуть, что туризм в Российской империи в целом не являлся массовым, так как в стране был довольно высокий процент бедного и неграмотного населения.

Достижения в области транспорта в начале ХХ в. значительным образом отразились на развитии туризма. Для путешествий и экскурсий использовались железные дороги, пароходы, а несколько позже и автомобильный транспорт. Скорость, дальность, комфортность передвижений постоянно росли.

Морской транспорт тоже совершенствовался. Увеличивались водоизмещение, скорость, повышалась комфортабельность кораблей, улучшалась их техническая оснащенность.

Столь быстрое развитие судоходства сопровождалось увеличением числа американских туристов.

Достижения менеджмента как науки также оказали существенное влияние на развитие менеджмента туризма. Практика и теория гармонично дополняли друг друга. Генри Форд обосновал собственную теорию о мотивации сотрудников. Ее суть заключалась в следующем: повысить производительность труда работников можно при условии высокой оплаты их труда, обеспечения хорошего состояния техники и широкого использования научных знаний в организации производства и управления.

Административная школа, основателем которой был А. Файоль, предложила свою концепцию совершенствования процесса управления, которая заключается в разделении всего управленческого процесса на ряд функциональных этапов: планирование, организацию, подбор и расстановку кадров, руководство и контроль. Преложены также принципы управления: разделение труда, авторитет и ответственность власти, дисциплина, единство руководства, единство распорядительства, подчинение частного интереса общему, вознаграждение за труд, баланс между централизацией и децентрализацией, координация менеджеров одного уровня, порядок, доброта и порядочность, справедливость, устойчивость персонала, инициатива.

Таким образом, классическая школа обосновала необходимость поиска разработки единственного способа достижения эффективности производства и совершенствования управления.

Школа человеческих отношений, представителями которой были Р. Оуэн, Э. Мэйо, А. Маслоу и другие, акцентировала свое внимание на проблемах взаимоотношений между людьми в процессе работы. Особое внимание уделялось выявлению мотивационной структуры сотрудников и их взаимодействию друг с другом. Таким образом, была осуществлена попытка всесторонне проанализировать проблему человеческих отношений в процессе труда и устранить конфликт между наемным трудом и капиталом, создав предпосылки к кооперации и сотрудничеству между ними.

Первая мировая война 1914—1918 гг. крайне негативно отразилась на развитии международных туристских связей. Можно с уверенностью сказать, что в этот период туризм приостановил свою деятельность. Однако следует отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться и авиация.

Окончание Первой мировой войны положило начало новому этапу в развитии международного туризма. Прежде всего это связано с возросшей ролью США на мировой арене и активизацией американского капитала в Европе. Приток американцев в западноевропейские страны в это время значительно увеличивается и превосходит число английских туристов.

Довольно быстро объем международного туризма и путешествий достиг предвоенного уровня, а спустя три-четыре года превзошел его в большинстве государств.

Организационно-административная структура управления туризмом в России проецировала на себя все особенности социалистической модели хозяйствования.

В результате возрастания интереса к туризму в послереволюционные годы организационно-методическое руководство туристско-экскурсионной работой было возложено на Главный политико-просветительный комитет Наркомпроса. С целью подготовки организаторов туризма и экскурсоводов стали создавать экскурсионные станции.

Послереволюционный период развития туризма принято делить на 3 этапа:

1) первый – 1920—1936 гг.;

2) второй – 1936—1969 гг.;

3) третий – 1970—1980 гг.

Первый этап характеризуется созданием социально-экономических условий для развития массового социального туризма, а также организационным становлением экскурсионного и туристского движения.

В данный период были организованы следующие общественные и государственные организации в сфере туризма:

1) «Предприятие для общественных путешествий во все стороны света» (1885 г.) – одна из первых в России туристских организаций под руководством Я. Липсона;

2) туринг-клуб «Общество велосипедистов-туристов» (ОВТ) – первая отечественная туристская организация. Создана в 1895 г. в Петербурге. Официальный печатный орган – журнал «Велосипед». К началу XX вв. это главная туристская организация в России;

В 1920 г. создается Объединенное лекционно-экскурсионное бюро, открываются первые шесть экскурсионных станций.

В Петрограде в 1921 г. открывается Научно-исследовательский экскурсионный институт.

В 1923 г. возобновляет свою деятельность Русское общество туристов. Тогда же ликвидируется Объединенное экскурсионное бюро и создается акционерное общество «Советский турист» (Совтур). В 1929 г. РОТ преобразуется в Общество пролетарского туризма. В этом же году появляется Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР – «Интурист».

В 1930 г. в результате слияния ОПТ РСФСР с АО «Совтур» создается Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ).

В этот период туристское движение охватывало широкие слои населения, и все заметнее становилось несоответствие между ростом туристского экскурсионного движения и имеющейся материально-технической базой, все сильнее ощущался дефицит специалистов по туризму.

В 20-е гг. значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны большая часть туристов направлялась в Италию и Швейцарию, а после ее окончания практически все государства Европы оказались вовлеченными в сферу туризма.

В 1925 г. в Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма. В нем приняли активное участие представители 14 европейских стран. Серьезным фактором, повлиявшим на развитие туризма в 20—30 гг., явилось бурное развитие новых видов транспорта – автомобильного и авиационного.

Развитие иностранного туризма в России вызвало необходимость создания специального органа – всесоюзного общества «Интурист»;

3) «Общество пролетарского туризма РСФСР» (ОПТ) – массовое добровольное общество туристов. Образовано в 1928 г. на основе «Российского общества туристов» в результате объединения всех акционерных туристско-экскурсионных обществ и организаций, Государственного акционерного общества «Советский турист», Украинского межпаевого экскурсионного товарищества и др. Руководящий орган – Центральный совет во главе с президиумом. Структура ОПТ:

– отделения (в крупных городах);

– первичные организации – ячейки (на фабриках, в колхозах, учебных заведениях).

Преобразовано в 1930 г. во Всесоюзное добровольное Общество пролетарского туризма и экскурсий;

4) «Всесоюзное добровольное Общество пролетарского туризма и экскурсий» – образовано в 1930 г. на базе «Общества пролетарского туризма». Задачи общества: широкое ознакомление народных масс со страной и природными богатствами, подлежащими освоению; организация массового обмена производственным опытом; активное участие в укреплении обороноспособности страны, здоровья людей; патриотическое воспитание и повышение культурного уровня трудящихся; участие туристов в общественно полезной работе. Туристско-экскурсионная работа велась по трем направлениям:

– производственному;

– сельскохозяйственному;

– краеведческому.

2.5. Период кризиса системы управления туризмом

Период кризиса системы управления туризмом затрагивает 1930–1950-е гг. Этот же период характеризуется рядом факторов, которые довольно негативно отразились на международном туризме, во многом задержали его дальнейшее развитие. Это прежде всего мировой экономический кризис 1929—1933 гг. К 1932 г. число иностранных туристов, побывавших в Англии, сократилось до уровня начала 20-х гг.

Другой важной причиной, которая замедлила темпы роста иностранного туризма в 30-е гг., явилось обострение политической обстановки в Европе в связи с приходом к власти в Германии нацисткой партии Гитлера и подготовкой Германии к войне.

В связи с этим фактором надо сказать о довольно специфической особенности иностранного туризма как массовой формы общения людей. При обострении международной обстановки иностранный туризм привлекает внимание разных спецслужб и разведывательных органов в качестве канала для сбора информации, а также для проведения политической и подрывной работы.

Вторая мировая война резко сократила объем международного туризма. Радость победы над фашизмом была омрачена горем потерь, кроме того, многие города Европы лежали в руинах. Необходимо было восстанавливать разрушенные гостиницы, базы, дороги, электростанции, вокзалы и т. д. В первые послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, квалифицированных кадров.

Только спустя несколько лет после окончания второй мировой войны международный туризм в Европе начал возрождаться. Довоенный уровень был достигнут в конце 40-х гг. В этот период туристские обмены и путешествия получили широкое развитие в США и Канаде. Успешно развивался туризм в Мексике, Панаме, на Кубе (основную часть туристов составляли американцы). В 1950 г. общее число иностранных туристов, зарегистрированное во всем мире, начало превышать довоенный уровень и достигло 25 млн человек.

Необходимость развития через международные туристские связи отношений между государствами в политических, экономических, социальных и культурных аспектах еще в 20-х гг. нашего столетия выдвинула на повестку дня вопрос о согласовании в этом направлении совместных действий между национальными туристскими и транспортными организациями различных стран. Так, в 1925 г. был создан Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма (МКОАПТ), в 1927 г. – Международный конгресс официальных туристских организаций (МКОТО), а в 1930 г. был учрежден Международный союз организаций и пропаганды туризма (МСОПТ).

К этому времени международный туризм, постоянно развиваясь и совершенствуясь, уже сумел практически перейти от индивидуальных форм к организованным. Это потребовало формирования более совершенной организационной структуры по руководству мировым туризмом.

В 1962 г. на базе ТЭУ создается система советов по туризму, которая позволила значительно расширить масштабы туристско-экскурсионного движения в стране.

Учрежденные Центральный совет по туризму и Советы туристов на местах должны были работать на принципах коллегиальности и широкого привлечения общественного актива.

Реорганизация нарушила выработанные годами тесные контакты низовых секций с Федерацией.

К этому времени в стране сложились 5 крупных систем, занимающихся туристско-экскурсионным делом:

1) профсоюзный туризм (ЦСТиЭ при ВЦСПС);

2) «Интурист» (Управление с 1964 г., а с 1983 г. – Госкомитет по иностранному туризму при Совмине СССР);

3) молодежный туризм (БММТ «Спутник» при ЦК ВЛКСМ);

4) военный туризм (Управление по туризму и экскурсиям Минобороны СССР);

5) детский туризм (ЦДЭТС Минпросвещения СССР с разветвленной системой внешкольных учреждений).

Научной базой развития туризма в данный период стало появление количественной школы управления. Вследствие применения в управлении математики и компьютеров появился интерес к разработке концепций управления, опирающихся на использовании математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров. Структурные элементы организации были пересмотрены и выявлены новые: службы учета, маркетинга и т. п. Появились новые методы внутрифирменного планирования – имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений, т. е. количественный подход к науке управления стал опираться на экономико-математические методы.

Не менее важным является и использование системного подхода в изучении менеджмента туризма, благодаря которому мы сегодня рассматриваем его как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Данная методология содержит конкретные рекомендации по применению научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды организации.

Важными направлениями деятельности в начале 80-х гг. явились исследование туристско-экскурсионных возможностей краев, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах. В это время центральные туристские курсы в 1981 г. были преобразованы в Институт повышения квалификации туристско-экскурсионных работников.

Данный период развития туризма в стране характеризуется преимущественно экстенсивным развитием внутрисоюзного туризма в СССР, а также дальнейшими изменениями в структуре управления.

Туризм в этот период был связан с деятельностью профсоюзов и имел ярко выраженную идеологическую направленность. Так, важной формой идейно-политического воспитания считались Всесоюзный поход комсомола и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы и Всесоюзная туристская экспедиция советской молодежи «Моя Родина – СССР».

Руководство молодежного туризма решало пропагандистские задачи, а профсоюзы – социальные.

Социальный туризм дотировался. Профсоюзные путевки предоставлялись с большой скидкой. Потребитель, получая почти бесплатную путевку, не обращал внимания на содержание предоставляемого ему досуга и на плохой уровень обслуживания. Туристские предприятия не были заинтересованы в улучшении качества предоставляемых услуг, так как это не влияло на результаты деятельности. По объему реализации туристских услуг бывший СССР занимал 20-е место среди 24 европейских государств – членов Всемирной туристской организации.

В России до начала 90-х гг., несмотря на постоянный количественный рост основных показателей сферы туризма, перехода к новому качеству не происходило. Экстенсивное развитие требовало стандартизации в предоставлении услуг, что не позволяло перейти от массового конвейерного к дифференцированному туризму. Это дает основание говорить о том, что третий этап развития туризма в России закончился в конце 80-х гг. С этого времени в связи со сменой политического курса страны, а затем переходом к новым экономическим условиям начинается новый этап в развитии туризма, который имеет свои специфические черты.

Середина 90-х гг. ознаменовалась подъемом международного туризма. К 1960 г. число туристов, выезжающих за границу, достигло 71 млн человек, т. е. выросло почти в три раза.

Рост значения иностранного туризма во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности многих государств привел к тому, что Организация Объединенных Наций и ее специализированные органы начали больше внимания уделять этой быстро развивающейся сфере международного сотрудничества. Так, в 1963 г. в Риме была проведена I Конференция ООН по туризму и путешествиям. На ней был рассмотрен широкий спектр проблем, касающихся туризма, и выработаны рекомендации, способствующие ускоренному развитию этой формы общения людей.

Важным итогом Римской конференции явилось принятие официального определения таких понятий, как «временный посетитель», «турист», «экскурсант», что необходимо, в частности, для обеспечения определенной унификации и анализа статистического учета туризма. Внимание в работе конференции было уделено и вопросам, которые связаны с упрощением пограничных и таможенных формальностей, процедур.

Были затронуты и такие вопросы, как общее направление развития туризма, формирование для удовлетворения его все возрастающих запросов соответствующей материальной базы, системы подготовки квалифицированных кадров, а также помощь развивающимся странам в создании индустрии туризма.

В 1969 г. согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН неправительственная организация МСОТО была реорганизована в межправительственную Всемирную туристскую организацию (ВТО). Этот факт явился свидетельством всеобщего признания не только экономического, социального, культурного, но и политического значения международного туризма.

ВТО – международная организация специальной компетенции в соответствии со ст. 1 своего Устава относится к категории организаций межправительственного характера.

Вся деятельность ВТО направлена на осуществление международного сотрудничества государств в сфере туризма и полностью соответствует принципам современного права.

Главная цель ВТО заключается в поощрении и развитии туризма с тем, чтобы внести вклад в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, прогресс и всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии.

Восьмидесятым годам предшествовал период туристического подъема. За 30 лет число участников международных туристских связей выросло в 11 раз.

Туризм к этому времени получил развитие во всем мире, однако в различных регионах его рост был неодинаков. Увеличение объемов международного туристического обмена в Европе, Африке и Латинской Америке было на уровне среднемировых показателей, а в странах Ближнего Востока оно превысило их более чем в 3 раза, в странах Южной Азии – более чем в 5 раз, в Восточной Азии – более чем в 10 раз.

В 80-е гг. государства Европы и Северной Америки остались на лидирующих позициях как по приему иностранных туристов, так и по отправке граждан за рубеж. В число стран, которые являлись «поставщиками» туристов, вошли Япония и Австралия. Государства Северной Африки и Азии стали главными конкурентами южно-европейских стран Средиземноморья, так как они предлагали туристский продукт (море – солнце – пляж) по более доступным ценам.

В нашей стране и других социалистических странах в период 1985—1992 гг. произошли важные демократические перемены, процессы политической демократизации, становления рыночных отношений. Внешнеполитический курс советского руководства на окончание «холодной войны» и прекращение конфронтации с Западом, лозунги «гласность» и «перестройка» вызвали широкий интерес со стороны международной общественности, что не замедлило отразиться и на такой сфере международных отношений, как туризм.

В 80-е гг. международный туризм стал важной частью международных экономических связей. В это время наблюдается рост доходов от международного туристского обмена.

Сформировалась тенденция к изменению структуры туристского спроса, мировой туристский рынок стал более разнообразным. Можно с уверенностью сказать о его разделении на 3 части: молодежный туризм, взрослый туризм, туризм для пожилых людей («туризм третьего возраста»).

В этот период большое значение для развития туризма имел рост городского населения индустриальных стран Запада. Это способствовало увеличению объемов как внутреннего, так и международного туризма.

В социальном аспекте для 80-х гг. характерно повышение спроса на туристские услуги со стороны тех слоев населения, чьи доходы являются средними или даже невысокими. Таким образом, можно сказать и об изменении структуры туристского спроса.

В эти годы увеличился процент группового туризма, так как стоимость тура ниже за счет скидок за групповое обслуживание, предоставляемое гостиничными предприятиями, и льготных тарифов на транспорте.

2.6. Современный этап развития менеджмента туризма

На современном этапе туризм является приоритетным направлением государственной политики. Направления его развития заложены в программах социально-экономического развития.

Основные источники правового регулирования вопросов организации туризма в Российской Федерации – Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» с последующими изменениями и дополнениями, Концепция развития туризма от 2005 г.

Основными способами государственной поддержки туризма являются следующие:

1) предоставление налоговых преференций и освобождений от уплаты налогов организаций и предпринимателей, развивающих внутренний и въездной туризм;

2) выделение бюджетных средств на продвижение (маркетинг, рекламу) внутреннего и въездного туризма;

3) государственное финансирование наиболее значительных проектов в туристской индустрии, подготовка кадров для туризма;

4) бюджетные субвенции и субсидии национальным перевозчикам, туроператорам и др.

Менеджмент туризма на современном этапе впитывает в себя все достижения науки управления. Особенно активно внедряются маркетинговые концепции в управление туристской деятельностью, развивается социология туризма.

За последние годы в развитии туризма можно выделить общемировые факторы, которые проявляются и России.

Прежде всего это фактор глобализации. Туризм приобрел массовый характер благодаря растущей взаимосвязи и взаимозависимости стран, в результате открытости границ и увеличения масштабов международной торговли и расширения ее сферы, охватывающей обмен не только товарами и капиталом, но и услугами.

Тесно связанный с глобализацией, фактор информатизации общества определяет основу деятельности туристских организаций, дает возможность получения оперативной, глубокой, наглядной туристской информации.

Не менее важен фактор технологизации. Развитие новой техники и технологий, их внедрение и использование в туристской сфере привели к мобильности туристских потоков, а также к возникновению еще одного специфического российского потока – космического (орбитального) туризма.

Неустойчивость развития в условиях транзитивного общества, характерная в целом для российского туризма в начале и середине 90-х гог., сегодня не является определяющей тенденцией. Выездной туризм стал более массовым и доступным, чем в СССР, свободным от каких-либо регламентаций, разнарядок, лимитов. Объем внутреннего туризма сократился по сравнению с советским периодом. Происходит постоянное изменение рекреационных потребностей населения, и потребительский рынок туристских услуг все более сегментируется.

На мотивацию выбора туристских направлений влияют скорее «нерыночные» факторы, чем рыночные, а именно такие внешнеполитические, как ужесточение визового режима, введение въездных виз в ранее безвизовые страны и др.

Для российского туризма характерна высокая степень институционализации и легитимации туристской деятельности в России. Сегодня на российском рынке работает около 8 тыс. туристских фирм. В августе 2000 г. был создан государственный орган управления – Департамент туризма как подразделение Минэкономразвития Российской Федерации. Сформировалась вертикаль управления туризмом. В субъектах Российской Федерации созданы региональные органы управления. Образованы и функционируют такие общественно-туристические организации: Российская ассоциация туристических агентств, Национальный союз туриндустрии, Московская ассоциация туристических агентств. Выпускаются два десятка печатных периодических изданий, посвященных туризму.

Таким образом, российский туризм переживает период динамичного развития, обусловленный проявлением в нем общемировых тенденций. Достижения менеджмента туризма оказывают мощное благоприятное влияние на все происходящие процессы, особенно, на процессы формирования организационных структур управления туризмом.