7. Методы менеджмента
Главной целью деятельности организации является получение прибыли. Но эффективная работа невозможна, если она не структурирована и не регулируется принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей.
Методы управления подразделяются на организационно-правовые, административные, экономические и социально-психологические.
1. Организационно-правовой метод определяет основные границы, направление деятельности фирмы, ее организационно-правовую форму, условия функционирования, структуру организации, регламентирует права и ответственность персонала и многое другое. Данный метод является своеобразным каркасом, в рамках которого функционирует предприятие.
2. Административный метод управления предполагает, что вся деятельность организации основывается на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении спускаемых указаний, зачастую основанном на принуждении. Данный метод применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение, слишком узкий выбор возможных альтернатив или если подавляется инициатива подчиненных.
В результате применения административного метода достигается поставленный результат, но не предоставляется возможность его развития.
Другой отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Как следствие – эффективность этого метода значительно ограничивается, т. к. не учитывает и не использует все возможности организации.
3. Экономический метод основан на материальной заинтересованности работников и позволяет активизировать их деятельность. Данный метод в совокупности с административным может привести к высоким результатам.
Это связано с тем, что наряду с дисциплинированностью и ответственностью за принимаемые решения на предприятии стимулируется инициативность работников и, как следствие, повышается эффективность организации. В результате предприятие получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии участникам работ или всем сотрудникам.
Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.
4. Но экономические методы не всегда столь эффективны, как хотелось бы. Это может быть связано с тем, что материальное воз награждение удовлетворяет основные потребности работника и у него возникают потребности более высокого порядка (см. теорию мотивации Маслоу).
А также применение данного метода может не оказывать весомого влияния на творческих личностей, занятых интеллектуальным трудом. В данном случае наиболее эффективным методом руководства является социально-экономический. Он был сформулирован в 20-е гг. ХХ в. Социально-психологические методы подразделяются на два вида воздействия:
1) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и уважительных (доверительных) отношений между руководителем и подчиненными;
2) предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что в результате приведет к повышению удовлетворенности и, как следствие, эффективности работы сотрудников и предприятия в целом. Все вышеперечисленные методы не стоит противопоставлять, т. к. наибольшего результата организация может добиться только при их взаимодействии.