19. Эффективность и качество деятельности менеджера
Менеджер – это специально подготовленный руководитель, который наделен полномочиями и ответственностью, соответствующими его должности.
Профессиональность является неотъемлемой характеристикой менеджера и зависит от его компетентности, самостоятельности, предприимчивости, инициативности, готовности к риску и других характеристик, которые определяются спецификой сферы деятельности организации.
На качество деятельности менеджера оказывают влияние трудовые отношения в коллективе и отношения собственности. Управление трудовыми отношениями осложняется постоянным изменением менталитета работников, их активности, стремлением к самореализации и способностями взаимодействовать в трудовом коллективе (совместимостью). Отношения сотрудников в рабочей группе являются одним из основных направлений работы менеджера. Сложность работы, вытекающая из отношений собственности, заключается в их постоянном развитии, вследствие чего изменяются интересы и потребности людей. Оба этих фактора влияют на изменение мотивации работников и, как следствие, трансформируют методы воздействия на них, используемые руководителями.
Несмотря на актуальность проблемы влияния собственности на работу менеджера, она изучена в недостаточной степени. В то же время очевидна разница между предпринимателем как собственником и менеджером как наемным сотрудником: предприниматель в ходе работы рискует всем своим имуществом, а менеджер – лишь своим заработком.
В то же время объединяет их то, что оба они руководят коллективом в условиях рыночной экономики и ответственность за деятельность фирмы у менеджера не меньше. Роль менеджера заключается в обеспечении процесса развития предприятия, который реализуется в ходе анализа возможных направлений развития, их выявлении и разрешении возникающих конфликтов (противоречий), возникающих в процессе производственной деятельности и в системе общественных отношений. Для успешной реализации своей роли менеджер должен быть наделен экономическими, гуманитарными и юридическими знаниями, а также способностью использовать их в совокупности.
Следует отметить, что использование на предприятии командно-административной модели управления, еще не изжившей себя в нашей стране, становится все более неэффективным, т. к. она подавляет инициативу работников, а ничто так не ценится в наше время, как новые прогрессивные идеи и информация.
Для того чтобы менеджмент в организации оставался прогрессивным, необходимо систематически проводить аттестацию менеджеров и оценку их деятельности с позиций ее качества, результативности и эффективности.
Все характеристики качества менеджмента имеют свои особенности, но в комплексе они оказывают свое влияние на конкурентоспособность организации в целом и ее продукцию в частности.
Объекты управления или сферы деятельности, в которых работает менеджер, определяются спецификой его деятельности. Условиями эффективного менеджмента являются результативность и качество внешних связей, развитость коммуникационной системы, а также благоприятный социально-психологический климат.
Оценка эффективности менеджмента заключается в анализе работы менеджера и управленческого аппарата. В результате данной оценки определяется результативность управленческих структур, их эффективность, качество выполняемой работы, развитость партнерских отношений, социально-психологический климат, имидж и деловая культура организации.
Особое внимание при оценке деятельности менеджера следует уделить внутренней атмосфере организации и качеству внешних связей, т. к. затраты на их организацию нельзя определить в денежном выражении и в большей степени они зависят от личности руководителя.
Помимо этого, значимость внешних связей определяется необходимостью реализации продукции или услуг, выявлением конечных результатов деятельности и оценкой отдельных ее видов. Результаты работы менеджера, как и результаты деятельности организации, оцениваются не только с точки зрения их прибыльности, но и безопасности для окружающей среды и человека.
Оценка деятельности менеджера может производиться его вышестоящим начальством, экспертной комиссией, независимыми оценочными центрами, коллегами и подчиненными. Оценка работы менеджера может осуществляться с помощью тестов, деловых игр, собеседования и анализа выполненной работы. Источники, используемые для оценки работы, так же разнообразны и включают в себя статистические и фактические материалы, отчеты, приказы, экспертные оценки и прогнозы. Обработка данной информации может производиться с помощью моделирования и информационных технологий и техники.
Для того чтобы не снижалось качество деятельности менеджера, анализ и аттестацию его работы следует проводить регулярно. По результатам аттестации разрабатываются рекомендации по повышению эффективности работы менеджера и дальнейшему формированию его карьеры. Данная деятельность особенно важна для российских предприятий в современных условиях как главная предпосылка развития экономики и общества.