Вы здесь

Менеджмент. 3. Основные модели менеджмента ( Коллектив авторов, 2015)

3. Основные модели менеджмента

1

На формирование модели менеджмента влияют религиозные, географические и политические факторы. В управленческой науке выделяется несколько базовых моделей менеджмента (азиатская, западная, американская, английская).

Модель менеджмента – это совокупность идей, лежащих в основе системы управления организации.

2

Основным фактором, повлиявшим на формирование азиатской модели менеджмента, стала буддистская философия. Мировосприятие на Востоке принципиально отличается от европейского, поэтому применение в странах Азии управления по западному образцу невозможно.

Характерные особенности азиатской модели менеджмента:

• внутрифирменные и межфирменные отношения, построенные на доверии и взаимопонимании руководителей компаний;

• сравнительно высокий уровень образования персонала;

• ориентация на доверие партнеров друг к другу;

• осознание совместного вклада в развитие организации.

В основе азиатского менеджмента лежат дружные отношения в коллективе.

Главное отличие азиатского от американского стиля менеджмента заключается в способе проведения переговоров: бизнесмены в процессе обсуждения затрагивают все вопросы, кроме основного, постепенно приближаясь к самой сути дела. Причина данной тактики – стремление вначале достичь доверительного контакта и только затем решать основные проблемы.

3

В Японии и Южной Корее фирмы обеспечивают сотрудникам доход, но также дают им возможность для саморазвития и самовыражения.

Основные особенности японского менеджмента:

• утренняя зарядка для сотрудников фирмы;

• проведение рабочего времени в форменной одежде;

• использование метода консенсуса на совещаниях руководителей, которые заканчиваются принятием решений;

• обязательное награждение за успехи в труде;

• функционирование «кружков качества», в которые входят рабочие, менеджеры и руководители компании;

• наличие общей столовой и для руководителей, и для рабочих;

• большое значение стажа работы сотрудника на фирме для назначения заработной платы и продвижения по службе;

• пожизненное принятие на работу;

• практика поставок точно в срок, дающая возможность избавиться от громоздких складских помещений и достичь высокого уровня дисциплины персонала фирмы;

• сведение перерывов в работе к минимуму;

• предоставление пенсионного пособия всем членам семьи рабочего после выхода его на пенсию.

4

В основе западной модели менеджмента лежат следующие принципиальные положения:

♦ индивидуальная ответственность;

♦ самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии.

Основные участники западной модели менеджмента – владельцы, акционеры, менеджеры, правительственные организации, биржи, консалтинговые фирмы.

Западная модель менеджмента характеризуется отсутствием у сотрудников чувства преданности своей работе; единоначалием руководителя в принятии решения; разграничением деловых и личных отношений.

В западном менеджменте выделяются американский, английский и немецкий менеджмент.

5

Американский менеджмент предполагает реализацию следующих базовых положений:

• менеджеры действуют прямолинейно;

• прибегают к приказу при согласовании решения на переговорах;

• не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса.

6

Английский менеджмент ориентируется:

• на издержки производства (стремление к их постоянному сокращению);

• разработку новых наукоемких изделий, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

• гибкость в использовании технологических процессов.

7

Немецкий менеджмент характеризуется следующими особенностями:

• дальновидностью;

• высокой дисциплиной;

• длительным процессом внедрения новшеств, модернизации производства;

• осуществлением руководства компанией двумя структурами: правлением и наблюдательным советом.

8

Каждая модель менеджмента, используемая на предприятии, накладывает собственный отпечаток на процессы управления в организации: изменяются механизмы принятия управленческих решений, организационные структуры управления, приоритеты управления и планирования. Также модифицируются механизмы реализации всех функций и методов управления в организации. Выбор и применение конкретной модели менеджмента приводит к различному уровню экономической эффективности хозяйственной деятельности организации.