Вы здесь

Менеджмент. 14. Социально-психологические методы управления ( Коллектив авторов, 2015)

14. Социально-психологические методы управления

1

Социально-психологические методы управления основаны на социальных отношениях, возникающих в процессе производства и влияющих на конечный результат деятельности организации.

Социально-психологические методы управления представляют собой механизм воздействия на органы управления (коллектива) и людей через социально-психологические интересы.

Трудовые коллективы успешнее решают свои задачи при наличии благоприятного социально-психологического климата. Доказано, что отношения партнерства эффективнее отношений, основанных на административном принуждении. Механизм метода состоит в том, что имущественное неравенство может быть любым, но на работе сотрудники должны чувствовать себя партнерами. В случае нарастания социальных противоречий снижается рост производительности труда и уровня жизни.

2

Социально-психологические законы управления основаны на учете законов поведения людей в их деятельности:

• каждый человек объективно стремится достигнуть каких-либо результатов с минимальными затратами для себя;

• стремится действовать таким образом, чтобы в результате за этим последовало максимальное поощрение в приемлемой форме или минимальное наказание;

• делает только то, что требует структура управления, способная реально наказать или поощрить его.

3

Социологические методы управления включают:

• управление социально-массовыми процессами;

• управление группами (авторитарные, авторитарно-демократические, демократические);

• управление групповыми явлениями (новаторство, экономическое соревнование);

• социальное нормирование;

• социальное регулирование;

• ролевые изменения;

• социальную профилактику.

4

К психологическим методам управления относятся:

• профессиональный отбор персонала (интервью, беседы, тесты);

• гуманизация труда (борьба с монотонностью труда, функциональное использование музыки);

• формирование эмоционально-эстетического фона деятельности коллектива (общее настроение коллектива, культура общения, внешний вид).

5

Использование социально-психологических методов управления осуществляется с учетом организационной культуры в рамках формальной и неформальной структур управления, которые органично сочетаются в сфере управления.

Формальная структура фиксирует производственно необходимые связи и отношения членов коллектива с помощью точно сформулированных и формально закрепленных прав, обязанностей, полномочий, ответственности.

Неформальная структура представляет собой связи и отношения, складывающиеся на основе симпатий, антипатий, сходства характеров, взаимопонимания, общности интересов в сфере производства и вне организации.

6

Выделяют следующие основные задачи, решаемые с помощью социально-психологических методов:

♦ повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива путем создания необходимых для эффективной трудовой деятельности условий;

♦ формирование благоприятного социально-психологического климата, включающего элементы психологического и физиологического характера;

Конец ознакомительного фрагмента.