13. Административно-правовые методы управления
1
Основу административно-правовых методов составляют системы:
♦ законодательных актов страны и региона – федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции,
♦ методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны;
♦ нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению;
♦ планов, программ, заданий (их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива).
Административно-правовые методы управления представляют собой совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе выполнения ими возложенных на них функций в рамках организаций различных видов.
2
В управленческой деятельности применение административно-правовых методов реализуется:
♦ путем распоряжений – руководитель в произвольной форме указывает подчиненному, что именно тот должен (не должен) совершать в определенных условиях;
♦ популяризации – акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность, при этом приказы и наказания используются в крайнем случае;
♦ делегирования полномочий – работнику передается право самостоятельного решения определенных задач и возлагается функциональная ответственность. Руководитель сохраняет за собой общее руководство, которое не может быть делегировано;
♦ участия в управлении – руководитель привлекает сотрудников к решению различных текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них определенную ответственность.
3
В практике современного менеджмента сформировались следующие условия, необходимые для эффективного осуществления административно-правовых методов управления:
• сбалансированность прав и ответственности на каждом уровне иерархии управления, в результате чего образуется основа тождественности объекта и субъекта на всех уровнях управления;
• сбалансированность прав и ответственности между всеми уровнями управления, в свою очередь каждый промежуточный уровень управления обязан выступать в качестве «ретранслятора» (последующего устройства), не создающего перекосов и помех в системе управления.
4
Выделяют следующие основные рычаги административно-правовых методов управления:
• нормирование – деятельность по установлению норм и нормативов, которые определяют верхние и нижние пределы в различной деятельности;
• регламентирование – деятельность по установлению правил, определению содержания и порядка выполнения организационной работы внутри системы;
• инструктирование – деятельность по оказанию методической, организационной или информационной помощи при конкретной работе в рамках системы.
5
Существуют следующие формы административно-правовых методов управления:
• краткосрочное распорядительное воздействие через единичные административные распоряжения (призвано обеспечить четкое функционирование организационных систем, повседневную слаженную работу органов управления);
• длительное распорядительное воздействие посредством административных актов долгосрочного действия, направленное на совершенствование организационных систем.