Вы здесь

Менеджмент. Глава 2. История менеджмента [10] (Г. Б. Казначевская)

Глава 2. История менеджмента [10]

Изучение прошлого делает картину настоящего более логичной и конкретной. Анализируя происхождение и развитие концепций менеджмента, можно лучше понять инструменты профессии менеджера.

2.1. Условия и факторы зарождения и развития менеджмента

Основы управленческой мысли были заложены еще в далеком историческом прошлом. До нас дошли отдельные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления в эпоху античности. Так, в Древней Греции Платон говорил о необходимости специализации производственных процессов. Сократ, анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, говорил о том общем, которое составляет основу их труда: «Главная задача – поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний».

В Древнем Риме Катон Старший (234–149 гг. до н. э.) советовал владельцу земли «посмотреть, как далеко продвинулась его работа, что сделано и что осталось сделать. После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена». Советовалось также дать управляющему план работ на год.

Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский государственный деятель Никколо Макиавелли (1469–1527). Ему принадлежат слова: «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать способности и удержать их преданность».

В своих работах Макиавелли касался вопросов изучения стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношений руководителей и подчиненных.

В Новое время многие мыслители пытались ответить на вопрос: что же движет людьми, побуждает их к активным действиям?

Англичанин Т. Гоббс (1588–1679) в 1651 г. и позднее его соотечественник Дж. Локк (1632–1704) доказывали, что основной мотив человеческого поведения – стремление к власти. Этот вывод был сделан при осмыслении поведения аристократии.

Развитие управления неразрывно связано с прогрессом производства.

Великий экономист А. Смит (1723–1790) сформулировал идею «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей.

Большое влияние на формирование многих современных направлений менеджмента оказало учение Р. Оуэна (1771–1858). Его идеи гуманизации производства, признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Переход к крупному машинному производству привел к тому, что на производстве появился специальный человек – мастер, который устанавливал производственные задания, продолжительность рабочего дня, осуществлял контроль, перемещение, наказание. Его власть над подчиненными ему рабочими была неограниченной. Задачей индустриального управления было добиться высокой отдачи от труда рабочих.

Со временем все больше проявляется необходимость научного управления для решения назревших производственных проблем. На рубеже XIX и XX вв. в характере производства произошли крупнейшие сдвиги: наступила эпоха электричества, телефона, телеграфа, радио, дизельных судов, новых способов выплавки стали, автомобиля и аэроплана. Резко возросли масштабы производства, стали применяться дорогостоящее оборудование и сложнейшие технологии.

Уровень подготовки мастеров и инженеров был явно недостаточным, их деятельность основывалась скорее на интуиции, чем на применении научных методов. Обострившаяся конкуренция, изменчивая внешняя среда требовали развития знаний, как лучше использовать ресурсы. Назрела необходимость коренного изменения модели управления производством. Необходимые предпосылки для преобразований к тому времени уже имелись (опыт индустриального управления, накопленный в XIX в., достижения в экономике, социологии и психологии). Они-то и позволили создать концепцию научного менеджмента.

2.2. Тейлор – основоположник школы научного управления

Как уже упоминалось, основателем школы научного менеджмента считается Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915) – инженер-практик и менеджер.

Широкое использование электрической энергии на предприятиях и механизация ручного труда привели к увеличению продуктивности и массовому производству техники. Накопление ресурсов и развитие технологии ярко высветили главное препятствие на пути к более высокой производительности, которым являлись незрелые формы управления. Труд был сильно специализирован и требовал координации, интеграции и систематизации работы. И совсем не случайно, что первые попытки упорядочить процессы управления исходили от инженеров, которые создавали оборудование, содействовали его внедрению и оказывали большую помощь в решении управленческих проблем в рамках цеха.

Одним из этих инженеров является Фредерик Тейлор, внесший огромный вклад в систематизацию управления. Его по праву считают «отцом» научного менеджмента.

Тейлор получил степень инженера-механика в 1883 г.

У него не было опыта управления, и он полагался исключительно на собственные исследования.

Система сдельной работы, введенная еще задолго до Тейлора, пробуждала инициативу только оплатой выпуска продукции. Однако стандарты не работали, работодатели урезали зарплату рабочим, как только те начинали зарабатывать больше, система в конечном счете была неэффективной. Рабочие ради защиты своих интересов скрывали новые более прогрессивные методы и приемы работы.

Изучение времени операций стало основой всей системы Тейлора. При анализе каждая работа разбивалась на множество элементарных операций, измерялось и фиксировалось время, затрачиваемое на каждое элементарное движение в исполнении наиболее умелого и квалифицированного ее исполнителя. Затем создавалась картотека элементарных операций и времени, затрачиваемого на их выполнение. Это вело к поиску улучшений в приборах, машинах, материалах, методах и конечной стандартизации всех элементов работы.

Разрабатывая свою систему оплаты труда, Тейлор выделил цели, которые должны преследоваться каждым предприятием:

• каждый рабочий должен получать наиболее сложную для него работу;

• каждый рабочий должен призываться выполнять максимум работы, на который способен первоклассный рабочий;

• каждый рабочий, когда он работает со скоростью первоклассного, должен получать надбавку от 30 до 100 % за работу, которую он выполняет выше среднего уровня.

Тейлор определил первоклассного работника как физически подходящего к определенной работе и расположенного работать хорошо. В определении норм для каждой работы Тейлор исходил из темпа, который первоклассный работник мог сохранять годами без ущерба для здоровья.

Тейлор создал также систему управления заданиями. Он определял менеджмент как точное знание того, что хочешь получить от человека (конкретный результат), и наблюдение за тем, как он делает свою работу наилучшим и наиболее дешевым способом. Понимая, что система работы работника зависит от тщательного планирования, Тейлор создал концепцию управления заданиями, которая впоследствии стала называться научным менеджментом. Менеджмент по заданиям состоял из двух частей:

1) каждый день рабочий получал определенное задание с детально описанными инструкциями и точными указанием времени для каждого этапа работы;

2) рабочий, выполнивший задание в определенное время, получал более высокую зарплату, чем тот, кто затрачивал времени больше необходимого.

Типичный менеджер тех дней не умел и не занимался планированием. Новый стиль управления по Тейлору отличался отделением процесса планирования работы от ее исполнения, что явилось значимым достижением того времени.

Чтобы справиться с возрастающей сложностью управления, Тейлор создал уникальную форму руководства, которую он обозначил как «функциональный руководитель».

Тейлор определил признаки хорошего руководителя низшего звена: ум, образование, специальные или технические знания, ловкость руководителя или сила, такт, энергичность, выдержка, честность, собственное мнение и здравый смысл, хорошее здоровье.

С самого начала новаторские методы Тейлора вызвали сопротивление со стороны управленцев, рабочих и профсоюзов. Однако его методы работали, от применения его разработок общество получало рост производительности, хозяева – более высокие прибыли, потребители – более дешевые товары, рабочие – увеличение доходов.

С 1901 года он начинает излагать свою систему в лекциях и письменных работах. Спустя три года он становится президентом весьма престижного в США Американского общества инженеров-механиков. Основным местом преподавания Тейлора был Гарвард, где его зимние циклы проводились с 1909 по 1914 г. Он был исключительно интересным лектором, так как иллюстрировал теоретические положения примерами и излагал свои идеи языком своих собеседников – рабочих, используя анекдоты и слэнг простонародья.

Пропагандистская деятельность Тейлора и борьба профсоюзов против тейлоризма толкали основателя научного менеджмента на поиски аргументов и осмысление сделанного, в результате чего была сформулирована своеобразная философия менеджмента.

В первом десятилетии двадцатого столетия Президент Т. Рузвельт выразил беспокойство по поводу истощения ресурсов Америки. Тейлор, который почти три десятилетия боролся против неправильного использования ресурсов, оказался ко времени. Его главный труд «Принципы и методы научного менеджмента» был опубликован в 1911 г. и принес автору широкую известность. В книге хорошо иллюстрировалось, какими огромными могут быть потери из-за низкой эффективности работы. Средством сокращения этих потерь является систематический менеджмент.

Тейлор доказывал, что лучший менеджмент – это истинная наука, базирующаяся на определенных законах. Принципы научного менеджмента при правильном использовании дают удивительные результаты.

Научный менеджмент можно определить как процесс соединения физических ресурсов с человеческими ресурсами для достижения целей организации. С технологической стороны научный подход Тейлора был направлен на анализ существующей практики в целях стандартизации и рационализации использования ресурсов. Со стороны человеческих ресурсов он искал наиболее высокую степень индивидуального развития и вознаграждения путем уменьшения усталости, научного отбора, соответствия способностей работника выполняемым им работам, а также путем стимулирования работника. Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению – это определенная специальность.

Тейлор выделил четыре группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств и контроль результатов.

На смену существовавшим расплывчатым принципам управления Тейлор предложил строгую научную систему знаний о способах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое.

Заслуги Тейлора неоспоримы, его творческое наследие прославило его имя. Наиболее известными его книгами являются «Сдельная система» (1895), «Цеховой менеджмент» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911).

2.3. Другие представители школы научного управления

Тейлор был центральной фигурой движения научного менеджмента, но люди, окружавшие и знавшие его, также содействовали становлению и распространению научного менеджмента. Как и Тейлор, это были яркие и неординарные личности. Среди них Генри Гантт (1861–1924), занимавшийся разработками в области методики премиальной оплаты, составивший карты-схемы для производственного планирования (ленточные графики Гантта), а также внесший свой вклад в разработку теории лидерства.

После смерти Гантта (1919) популяризатором его идей стал Уоллес Кларк (один из работников консультационной фирмы Гантта), издавший в 1922 г. книгу «График Гантта: рабочий инструмент управления». Книга была переведена на восемь языков; благодаря ей мир узнал о графическом средстве планирования и контроля.

Немалый вклад в становление научного управления внесли Френк и Лилиан Гилбреты, которые упорно искали пути повышения эффективности труда через усовершенствование многих ручных операций. Они использовали наблюдения, замеры, микрохронометраж. Супруги Гилберты разработали метод анализа микродвижений рабочего, в основе которого лежали кинограммы этих движений с последующим определением их стандартных последовательностей и наборов. Книги Френка Гилберта (1868–1924) «Азбука научной организации труда» и «Изучение движений» (1911) получили большую известность.

Франк и Лилиан Гилбреты были ведущими консультантами по промышленной эффективности, а Ф. Гилбрет был еще и талантливым строителем-подрядчиком.

Лилиан Гилберт (1878–1972) первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. В 1915 году она стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии.

Кроме супругов Гилбертов и Г. Гантта последователем Тейлора был Гарингтон Эмерсон (1853–1931) – американский организатор производства, разработавший комплексный, системный подход к организации управления.

Широко известна его книга «Двенадцать принципов производительности» (1912), в которой он сформулировал принципы эффективной организации труда отдельного исполнителя и производственного процесса предприятия, предложил методику достижения максимальной эффективности управления.

Эмерсон выделил следующие принципы производительности.

1. Четко поставленные цели производства и четко обозначенные задачи персоналу.

2. Здравый смысл. Имеется в виду мужество посмотреть правде в глаза: если в организации производства присутствуют трудности, значит, имеются конкретные причины, вызывающие их, и которые зависят от организаторов и менеджеров. Необходимо найти эти причины и смело и решительно устранить их.

3. Компетентная консультация. Целесообразно и выгодно привлекать к совершенствованию системы управления специалистов в этой области – социологов, психологов, конфликтологов и пр.

4. Дисциплина: каждый управленец и исполнитель должен четко знать свои обязанности.

5. Справедливое отношение к персоналу, выражающееся в идее «лучше работаешь – лучше живешь». Произвол в отношении работников должен быть исключен.

6. Обратная связь. Позволяет быстро, надежно и полноценно учитывать и контролировать предпринятые действия и выпущенную продукцию.

7. Порядок и планирование работы.

8. Нормы и расписания. Учет затрат и избегание неоправданных трудовых затрат, потерь времени, материалов, энергии.

9. Нормализация условий. Нужно создавать такие машины и технологии, которые дали бы возможность человеку производить больше и лучше.

10. Нормирование операций. Труд необходимо нормировать так, чтобы рабочий был в состоянии выполнить задание и хорошо заработать.

11. Письменные стандартные инструкции.

12. Вознаграждение за производительность.

Ведущими принципами Эмерсон считал точно поставленные цели и здравый смысл.

Двенадцать принципов организации труда, предложенные Эмерсоном, и в настоящее время эффективно используются в практике управления.

Итак, рассмотрев основные идеи первопроходцев нового научного управления производством, можно сказать, что они возникали из инженерной практики и не сразу были приняты и осознаны рабочими и управляющими.

Появление концепции научного управления – переломный этап развития научной мысли об управлении, в результате которого оно стало признаваться самостоятельной областью научных исследований. Родилась новая наука, выявляющая методы и подходы, которые эффективно могли быть использованы практиками для достижения целей организации.

2.4. Административное управление (классическая школа)

Современник Ф. Тейлора, французский исследователь Анри Файоль (1841–1925), изучая процесс управления, внес огромный вклад в управленческую науку в Европе, став основателем первой научной теории в этой области.

Анри Файоль занял должность генерального директора горнодобывающей компании в 1888 г., когда она двигалась к банкротству. Файоль сумел предотвратить «падение», и к тому моменту, когда он собрался покинуть компанию (в возрасте 77 лет), экономическое и финансовое состояние фирмы было налажено и стабильно. Ко времени отставки Файоля компания превратилась в один из самых мощных, славящийся своими административными, техническими и научными кадрами французский концерн.

На основе собственного опыта Файоль начал формулировать идеи административной теории уже в 1900 г., когда выступил с докладом по управлению перед членами Международного конгресса по проблемам горной и металлургической промышленности.

В 1908 году он подготовил тезисы к юбилею Общества добывающей промышленности, в которых выдвинул свои четырнадцать общих принципов управления.

Его первое упоминание об элементах управления относится к 1916 г., когда была опубликована его основная работа «Общее и промышленное управление». Следует сказать, что работы Файоля долгое время даже во Франции не были востребованы из-за сильной популярности работ Тейлора.

Файоль выдвинул и развил идею об универсальности организаторских функций, среди которых присутствуют: 1) производственная; 2) коммерческая; 3) финансовая; 4) функция безопасности; 5) бухгалтерский учет и 6) управленческая – планирование, организация, распорядительство, координация и контроль.

Файоль подробно разработал только управленческую функцию, поскольку остальные уже и так хорошо были освоены и применялись в практике.

В старой системе подготовки кадров не было управленческой подготовки, так как отсутствовала теория. Каждый менеджер следовал своим методам, принципам, но никто никогда до Файоля не пытался сформулировать правила и обобщить опыт в рамках теории администрирования.

Это сделал Файоль, указав, что:

1) менеджмент является отдельным умением, применимым во всех видах предприятий и организаторской деятельности;

2) это умение становится все более важным и определяющим по мере восхождения по иерархической лестнице;

3) управленческим знаниям и умению можно обучить.

Четырнадцать управленческих принципов Файоля включают в себя следующее.

1. Разделение труда. Оно может применяться и к организаторским действиям.

2. Власть – это право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться.

3. Дисциплина в своей сущности основана на повиновении и уважении между фирмой и служащими.

4. Единство распорядительства: распоряжения служащему должен отдавать только один начальник.

5. Единство руководства означает одного руководителя и одну программу действий, имеющих ту же самую цель.

6. Подчинение частных интересов общим – этот принцип был призывом к ликвидации честолюбия, эгоизма, лени, слабости и других человеческих страстей, которые рождают конфликты, когда индивидуум или группа пытаются преобладать, господствовать в организации.

7. Принцип вознаграждения персонала. Способ оплаты зависит от многих факторов, и цель системы компенсации труда состоит в том, чтобы сделать персонал более полезным и увлеченным.

8. Централизация. Степень централизации должна изменяться согласно обстоятельствам: все факторы, которые свидетельствуют о важности роли подчиненных, говорят в пользу децентрализации, все те, которые подтверждают ее незначительность, требуют централизации.

9. Наличие иерархии (скалярная цепь) – цепь руководящих должностей, от высшего звена до низшего. Она показывает направление линии власти и каналов передачи коммуникаций.

10. Порядок. Каждая вещь должна иметь свое место и находиться там. Этот принцип применялся как к материальным вещам, так и к персоналу.

11. Справедливость должна исходить из доброты и правосудия, обеспечивая хорошие отношения между служащими.

12. Постоянство состава персонала обеспечивает планирование персонала и условия для замены человеческих ресурсов.

13. Инициатива как принцип призывает индивидуумов проявлять рвение и энергично трудиться.

14. Единение персонала – создание гармонии и единства в пределах фирмы.

Ранняя фабричная система отразила многие из этих принципов на практике, но вклад Файоля в том и состоял, что он сумел объединить их в концептуальной схеме. Для описания функций менеджера Файоль использовал термин «элементы управления». Первый элемент управления – объединенная функция планирования и предвидения – являлся универсальным и фундаментальным для всех организаций. Упор Файоля на долгосрочное планирование составляет уникальный вклад в развитие управленческой мысли; эти мысли важны сегодня не меньше, чем во времена их формулирования.

Второй элемент управления – организация, которая включала в себя условия для структурирования действий и отношений, а также подбор, оценку и обучение персонала.

Руководство – функция, имеющая целью вовлечение подчиненных в круг интересов предприятия.

Координация означала согласование всех действий на предприятии, чтобы облегчить его функционирование и добиться успеха.

Контроль состоял из проверки – все ли протекает согласно принятой программе, отданным приказаниям и установленным принципам.

Итак, Файоль ориентировался на высший менеджмент. Разрабатывая свою систему управления, наибольшее внимание он уделил администрированию, планированию и организации. Упор на эти функции иллюстрировал важность их по отношению к другим.

Идеи Файоля живы и сегодня, используются на современных предприятиях и поэтому могут казаться само собой разумеющимися и даже банальными. То, что сегодня кажется простым, не должно вести к недооценке заслуг Файоля. Его концепция административной теории, применимой ко всем типам организованного предприятия, стала важной вехой в истории управления.

Идеи Файоля были признаны универсальными, поскольку они оказались более явными и не теряющими свою актуальность во времени, нежели идеи Тейлора.

Продвижению и популяризации теории Файоля способствовали работы Линдела Урвика (1891–1983), британского военного офицера, чиновника и консультанта по управлению. В своих работах Л. Урвик развил основные идеи Файоля. Главное внимание Урвик уделял разработке принципов построения формальной организации.

2.5. Школа «человеческих отношений»

Самыми известными деятелями, чьи работы повлияли на развитие школы «человеческих отношений», считаются Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо.

Мэри Фоллет была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц», а знаменитые эксперименты Элтона Мэйо, проводимые с 1927 г. на заводах «Уэстерн Электрик» в американском городе Хоторн, открыли новое направление в теории управления, акцентирующее внимание на человеческом аспекте эффективности. При всей неоднозначности оценки хоторнских экспериментов их принципиальное значение огромно: они изменили менеджмент и стали вершиной западной индустриальной социологии первой половины XX в.

2.5.1. Философия менеджмента М.П. Фоллетт

Мэри Паркер Фоллетт (1868–1933), знаток философии и политической науки, заинтересовалась новой возникающей дисциплиной – социальной психологией. Она обобщила идеи Тейлора и предвидела многое из того, к чему позже пришли исследователи Хоторна.

Фоллетт была известна как политический философ. Ее идеи изучались многими бизнесменами, к проблемам промышленного управления Фоллетт обратилась, когда в 1924–1925 гг. она была приглашена для чтения лекций под покровительством Бюро по управлению персоналом.

Если исходить из понимания управления как универсального феномена, то процесс политического управления может быть использован для менеджмента бизнес-организациями. Когда сотрудники почувствуют себя в определенном смысле партнерами по бизнесу, они будут более качественно выполнять свою работу. И сделают это не вследствие некоего «золотого правила», а по причине общности своих интересов с менеджментом.

Фоллетт предлагала заменить повиновение боссу «законом ситуации»: человек не должен отдавать приказы другому, а оба должны согласиться с тем, что требует ситуация. Закон ситуации основывается на научном менеджменте, требующем подчинения фактам, составлявшим основу приказа. Сущность хороших человеческих отношений создавало ощущение работы с кем-то, а не под чьим-то руководством. Менеджмент не должен осуществлять власть над рабочими, как и профсоюзы не должны практиковать власть над менеджментом. Совместно применяемая власть есть содействие, а не принуждение.

Другой проблемой, которой занималась Фоллетт, была тема лидерства. Наилучший лидер тот, кто агитирует людей служить не ему, а общему результату. Понимая, что простым убеждением невозможно создать новый тип лидерства, Фоллетт призывала к развитию научного подхода к принятию решений и развитию мотивации служения обществу. Фоллетт считала, что люди должны подходить к освоению профессии менеджера так же серьезно, как и к освоению других «ремесел».

2.5.2. Хоторнские эксперименты Э. Мэйо

Существовавшие в начале ХХ в. знания в области психологии не были связаны с проблемами трудовой деятельности, а признание человеческого фактора ограничивалось такими вопросами, как заработная плата, материальная заинтересованность и установление формальных отношений соподчинения.

Элтон Мэйо (1880–1949) изначально задумывал эксперимент для того, чтобы определить влияние условий работы на производительность труда. Это было в духе тейлоровских идей. Но результаты экспериментов оказались столь новыми и необычными, что дали начало новому направлению в научном менеджменте.

Главным достоинством исследований в Хоторне явилось развитие социального аспекта в работе предприятия.

В исследованиях в роли испытуемых выступили две группы рабочих, одна из которых являлась экспериментальной, а другая – контрольной. Когда ассистенты Мэйо проанализировали данные наблюдений, было обнаружено, что независимо от характера изменений физических условий труда (увеличение-уменьшение освещенности в цехе, увеличение-уменьшение времени отдыха и т. д.) производительность труда увеличивалась (как в контрольной, так и в экспериментальной группе).

Эксперимент длился восемь лет, и в течение этого времени была проделана огромная исследовательская работа (одних только интервью с работниками разных заводов, принадлежащих Western Electric, было проведено 20 тыс.).

Хоторнские эксперименты продемонстрировали всю важность социальных потребностей работников. Социальные потребности реализуются через отношения с коллегами. Люди, желая удовлетворять потребности в общении, помощи, симпатии, защите, спонтанно кооперируются в неформальные группы, сеть которых составляет неформальную организацию. Эти группы оказывают большое влияние на работу и ее результаты.

Одним из результатов хоторнских исследований явилось осознание новых менеджерских качеств – умение понимать поведение работников, советоваться, мотивировать, руководить и строить коммуникации с людьми.

Исследования в Хоторне показали, что:

1) реализация социальных и психологических потребностей человека также эффективна в качестве стимулов, как и деньги;

2) социально-психологическое взаимодействие в рабочей группе так же важно, как и организация выполняемой работы;

3) нельзя игнорировать человеческий фактор при любом правильном планировании управления.

Среди рекомендаций школы «человеческих отношений» – создание благоприятных отношений между управляющими и подчиненными, комфортного морального климата в коллективе, предоставление работникам более широких возможностей общаться на работе, изучение потребностей работников, консультации с ними.

Можно сказать, что с возникновением школы «человеческих отношений», начинает развиваться психологическая составляющая менеджмента.

Итак, мы назвали три основные школы:

1) научное управление;

2) административное управление;

3) «человеческие отношения».

Использование достижений этих школ делает возможным создание высокоэффективных методов управления.

2.6. Основные теоретические подходы к менеджменту

В результате дальнейшего развития общества необходимость конкретного использования управления становилась все более очевидной, увеличивалось и число теорий и подходов к управлению, каждый из которых имеет свою ценность и вносит свой вклад в общую теорию и практику менеджмента. Менеджер, осуществляя управленческую функцию, использует в своей работе самые разные подходы, подобно художнику, использующему многообразие красок при создании картины.

Самыми известными подходами являются:

1) подход с точки зрения поведения человека;

2) количественный подход (наука управления);

3) системный подход;

4) ситуационный подход.

Существование во времени основных направлений и подходов отображено в табл. 2.1.


Таблица 2.1. Эволюция управленческой мысли в ХХ в. [11]


Окончание


Скажем несколько слов о каждом из названных теоретических подходов.

Подход с точки зрения поведения человека. Появление данного подхода связано с развитием таких наук, как психология и социология. Его основоположником считают Ч. Бернарда (1887–1961), который в 1938 г. опубликовал работу «Функции администратора». Среди наиболее поздних исследователей, отдававших данному подходу предпочтение, можно назвать К. Аджириса, Т. Лайкерта, Ф. Герцберга, А. Маслоу.

Это направление базируется на идеях поведенческой психологии (бихевиоризма – науке о поведении), которая описывала поведение человека с помощью схемы: «стимул → реакция»: определенное поведение есть реакция на определенный стимул. Перенос этой схемы на управление означает: эффективная работа – это положительная реакция на хорошее вознаграждение (материальное или моральное) в качестве стимула.

Основной целью менеджмента школа «поведенческих наук» считала повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Большое внимание исследователи этой школы придавали налаживанию межличностных отношений. Задачу менеджмента видели в создании условий, способствующих развитию актуальных способностей человека, в активном подключении работников к задачам организации.

Значительные изменения в экономической жизни общества произошли в послевоенный период. Влияние научно-технической революции, начавшейся в середине 1950-х гг., было огромным: активно формируются рыночно-предпринимательские структуры, развитие производства в сфере потребительских товаров и услуг ведет к невиданному ранее росту числа средних и малых организаций, работающих на свои сравнительно небольшие группы потребителей. Менеджмент же в те годы был ориентирован прежде всего на управление крупными корпорациями. Новые экономические условия потребовали новых систем управления, которые учитывали бы динамизм рынка и позволяли быстро и гибко приспосабливаться к его изменениям. Но и крупнейшие корпорации в условиях ожесточенной конкурентной борьбы в послевоенный период нуждались в методах оптимизации принимаемых ими решений и сохранения сложных организационных отношений между всеми составными частями организации.

Количественный и системный подходы – известный отклик на эти проблемы.

В рамках количественного подхода, использующего кибернетику, математику, статистику, инженерные науки, стали исследоваться операционные проблемы организации и разрабатываться математические модели. Модель – упрощенный аналог изучаемого реального объекта. Она отражает существенные свойства моделируемого объекта и облегчает понимание его сложностей.

Развитие компьютеров позволило исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности, приближать модель к реальности и упрощать решение сложнейших проблем управления запасами, массового обслуживания и др. Наиболее известными являются модели распределения ресурсов, управления запасами, массового обслуживания, выбора стратегии развития.

Позднее появилась теория принятия решений. В ее рамках разрабатываются:

• методы математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организациях;

• алгоритмы выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др.;

• количественные прикладные и абстрактные модели экономических явлений, в том числе модели воспроизводства, баланс затрат и выпуска продукции, прогнозирование научно-технического и экономического развития.

Представителями данного направления являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, Л.В. Канторович, В.В. Новожилов и др.

Системный подход положил начало новому способу мышления по отношению к организации и управлению. Организация стала пониматься как система – некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей (подсистем), которыми являются отделы, сферы, уровни управления. Каждая подсистема вносит свой вклад в характеристики системы, все части взаимосвязаны. Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями и целым, целым и окружением (т. е. средой). Организация – открытая система, т. е. она взаимодействует с внешней средой, которая в значительной степени определяет ее выживаемость.

Согласно системному подходу важнейшим в менеджменте является следующее.

• выделение объекта исследования;

• определение иерархии целей системы и ее отражение в целях подсистем;

• описание влияния каждой из подсистем на систему и обратное влияние системы на объект подсистемы;

• учет воздействия среды на организацию;

• определение возможных путей совершенствования деятельности изучаемых подсистем.

Современная научно-техническая революция привела к тому, что внутренняя и внешняя среда организации в противоположность прежнему сравнительно плавному, размеренному и вполне определенному ходу событий все время стремительно меняется. Основным принципом современной теории организации стал принцип гибкости. Была разработана теория непредвиденных обстоятельств, которая транслировала следующее: на организацию компании огромное влияние оказывают условия рынка и технологии; тип организации зависит от специфических требований, предъявляемых компании внешней средой.

Новые реалии отразил ситуационный подход, который представляет собой логическое продолжение теории систем.

В центре внимания данного подхода находится конкретная ситуация, т. е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных в конкретных обстоятельствах переменных.

Ситуационный подход не есть набор предписываемых руководств, это, так же как и системный подход, скорее способ мышления, нацеливающий на доскональный анализ ситуации, применение различных методик и концепций к различным конкретным ситуациям. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Методологию подхода можно определить такими обязательными действиями, как: анализ ситуации под углом зрения ее воздействия на организацию, определение подхода и способа реагирования, использование стиля управления в соответствии с потенциалом и культурой организации, проведение изменений в целях адаптации организации к ситуации и достижения наивысшей эффективности.

Главный тезис сторонников ситуационного подхода к менеджменту – «лучшего способа» управления, пригодного во всех ситуациях, не существует. Ситуационный подход составляет основу активно разрабатываемой в настоящее время концепции стратегического управления, одним из основоположников которой является крупный американский специалист в области менеджмента Игорь Ансофф (1918–2002).

Последние десятилетия прошлого века характеризовались исключительно непредсказуемостью, нередко непонятными и неконтролируемыми процессами. Сегодня ученые создают методы, с помощью которых сложные системы могут эффективно справляться с неопределенностью и быстрыми изменениями, и именно в этом заключена возможность диалога между практикой управления и наукой, успешного использования достижений науки в практике. Создание теории хаоса и сложности, применение ее в управлении сложными системами является перспективным направлением повышения эффективности работы организаций.

В последнее время в развитии менеджмента просматриваются три наиболее интересные тенденции.

Во-первых, происходит некоторый возврат к прошлому, осознание значения материальной, технической базы современного производства и услуг. Это вызвано усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, роли производительности и качества продукции для победы в конкурентной борьбе.

Во-вторых, наблюдается усиление внимания к организационной культуре, а также к различным формам демократизации, участия рядовых работников в прибылях и осуществлении управленческих функций.

В-третьих, происходит усиление международного характера управления.

В связи с интернационализацией управления перед управленческой теорией и практикой возникает много новых вопросов, важнейшими из которых являются: общие признаки и различия в местном и международном управлении; закономерности, формы, методы управления, которые являются универсальными и действуют в конкретных условиях разных стран; особенности национального стиля в управлении и др.

2.7. Развитие менеджмента в россии

2.7.1. Научные основы менеджмента в дореволюционной России (до 1917 г.)

В России разработка научных основ менеджмента велась в рамках научной организации труда (НОТ), а понятия «научное управление» и «научная организация труда» употреблялись как синонимы.

Первые упоминания о тейлоризме появились в 1908–1909 гг. в журналах «Металлист» и «Записки Русского технического общества». Пик интереса к творчеству Ф. Тейлора приходится на предвоенные годы, когда в ряде петербургских и московских организаций проходят публичные диспуты о западных новинках НОТ. Переводятся основные работы Ф. Тейлора, Ф. Гилбрета, Г. Гантта и др.

Пик популярности идей Тейлора в России пришелся на 1913 г., когда появился журнал «Фабрично-заводское дело», на страницах которого систематизировалась самая разнообразная информация о создателе научного менеджмента.

До и после революции 1917 г., а именно в 1920-х гг., система Тейлора имела своих сторонников и противников в России.

Критики тейлоризма (В. Ленин, В. Воронцов, П. Маслов, И. Поплавский, Г. Алексинский) полагали, что в России внедрение системы Тейлора принесет выгоды только бизнесменам, которые позаимствуют у Тейлора форсированный труд рабочих.

Сторонники технократической ориентации (Р. Поляков, Н. Сарровский, В. Железнов и И. Озеров) видели в этой системе потенциал научно-технического прогресса. Одновременно они предостерегали от механического переноса чужих идей, выступали за учет исторического опыта нации и трудовую этику народа.

2.7.2. Научная организация труда в Советской России

Отношение В. Ленина к Тейлору изменилось с приходом большевиков к власти. В 1918 году он заявил, что построить социализм без высокой культуры и производительности труда невозможно, а это в свою очередь невозможно без внедрения тейлоризма.

Массовое движение за научную организацию труда и управления развивалось в самых разнообразных формах, в частности появилось множество научно-исследовательских институтов.

Рассматриваемый период развития научного менеджмента в нашей стране представлен работами рядом ярких и одаренных специалистов, среди которых A.A. Богданов (1873–1928), известный как выдающийся экономист, философ, писатель. Главным научным трудом Богданова считают его фундаментальную монографию в трех томах «Всеобщая организационная наука (тектология)», которая появилась в результате научного поиска универсальных принципов организации, присущих и живой, и неживой природе.

Автором концепции о физиологическом оптимуме является О.А. Ерманский (1866–1941). Он был одним из первых российских ученых, подвергших глубокому критическому анализу западные теории научной организации труда и попытавшийся выделить в них сильные и слабые стороны.

Суть теории физиологического оптимума – получение возможно большего полезного результата на единицу затрат. Для этого требуется углубленное познание закономерностей производственных процессов. Главное достоинство концепции в том, что она содержит идеи о необходимости поддержания интенсивности труда на оптимальном, научно обоснованном уровне.

Несомненным лидером отечественной науки управления и НОТ в 1920-х гг. является А.К. Гастев (1882–1941), возглавлявший Центральный институт труда (ЦИТ). Гастев написал более 200 монографий, брошюр и статей. Под его руководством институт превратился в ведущий исследовательский, учебный и практико-рационализаторский центр России в области научной организации труда и управления.

Основная заслуга Гастева состоит в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки – социальной инженерии, соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под его руководством на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства. По методикам ЦИТа подготовлено более 500 тыс. квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ.

Гастев и сотрудники института понимали, что в условиях крайней разрухи и полной отрезанности от всего культурного мира («железный занавес») от них ждут практических указаний того, как следует планировать производство, стимулировать труд, эффективно работать, чтобы добиться восстановления промышленности страны. Однако, по мнению Гастева, проблема была гораздо обширнее, ибо требовалась полная реконструкция всей производственной структуры, и прежде всего изменение отношения к трудящемуся – главной производительной силе.

Решение этой грандиозной задачи ЦИТ связывал с развитием науки о труде и управлении производством, которая должна была выявить методы преобразования труда из тяжелого ярма для рабочих в положительный творческий процесс. Идейные постулаты ЦИТа сформировались как оригинальная, самобытная, но вместе с этим вобравшая в себя все самое ценное западной управленческой мысли (прежде всего концепции Тейлора) концепция.

Фундамент этой концепции составляла идея решающей роли человеческого фактора.

Гастев и его сотрудники стремились делать, как делал в свое время Тейлор: разбить каждую операцию на элементарные слагаемые и добиться с помощью хронометража создания оптимальных методов работы.

Методика ЦИТ предусматривала возможность проявления личной инициативы по изменению нормы или стандарта и рассматривалась ее авторами как прививка определенной организационно-трудовой бациллы каждому участнику производства. Эта знаменитая идея ЦИТ получила название «трудовой установки». Гастев отмечал, что Тейлор и Гилберт не создали методики, которая заражала бы массы, заставляла бы их проявлять непрерывную инициативу. Целью методики Гастева было заставить рабочих быть активными. При этом концепция была нацелена на изменения не только в сфере производства, но и в общей культуре людей.

Большое внимание Гастев уделял культуре труда. Основным правилом совместного труда он считал умение ставить на первое место не собственные, а общие интересы.

На вершине пирамиды культуры труда находится культура рабочего класса. Осознание того, что средства производства теперь являются собственностью класса, формирует в пролетариате принципиально новое отношение к труду. Рабочий становится творцом и распорядителем.

Гастев уделял большое внимание консультационной работе. Результатом этой деятельности стали интересные выводы о качествах, которыми должна обладать эффективная система управления: дисциплина; точная установка последней инстанции разрешения каждого вопроса; каждый работник должен четко знать свои права и обязанности; каждый работник должен нести ответственность за точность и своевременность выполнения своих обязанностей и распоряжений администрации.

2.7.3. Наука управления в 1930–1980-х гг

Активное развитие отечественной науки управления в 1920-х гг. сменилось застоем в 1930–1950-х гг. С отходом от принципов нэпа и упрочением административно-командной системы научная организация управления становилась все более невостребованной и вскоре была отвергнута административной системой как буржуазная выдумка. Однако искоренить полностью научную организацию не удалось: индустриализация, выдвинув на передний план развитие тяжелой промышленности, потребовала от нового поколения ученых сконцентрировать свои изыскания в области организации производства именно в этой отрасли.

В 1931 году был создан Центральный научно-исследовательский институт организации производства и управления промышленностью, который развернул исследования проблем массового и поточного производства, оперативного управления, внутризаводского планирования, в частности разработки техпромфинплана, ряда других проблем. Резко усилился прикладной аспект исследований и почти исчез общетеоретический.

В годы Великой Отечественной войны и первых послевоенных пятилеток происходило дальнейшее укрепление позиций планово-административного централизма. В это время основная работа управленческой мысли сосредоточилась в области оперативного управления, планирования и учета производства.

Кризис научного управления 1930–1950-х гг. сменился оживлением, а затем и подъемом в 1960-х гг. Причины резкого роста внимания к вопросам управления связаны с усложнением народного хозяйства, основу которого составляла многоотраслевая индустрия. Начинается новый управленческий бум. Оживляются и быстро совершенствуются подходы 1920-х гг. Многие из этих подходов выделяются в самостоятельные науки, например кибернетика, теория организации.

В 1960-х годах завоевали популярность правовые и социально-психологические трактовки, а также экономические концепции управления.

В начале 1970-х гг. возникла идея комплексного подхода к анализу проблем управления производством, а теория управления стала изучать живую управленческую деятельность, интегрирующую в себе технические, экономические и социальные стороны.

События августа 1991 г. ознаменовали собой завершение социалистического этапа общественного развития. С этого момента она вступает в современный этап своего развития, связанный с проведением радикальных рыночных реформ и построением принципиально новой системы хозяйственного управления.

2.7.4. Новая управленческая парадигма

Проведение рыночных реформ в России потребовало формирования новой управленческой парадигмы. Ее основные положения сводятся к следующему:

функционирование хозяйствующих субъектов как открытых, социально-ориентированных систем. Каждая организация самостоятельно решает вопросы, касающиеся ее взаимодействия с рынком;

самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых растет;

сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора.

Россия уже давно осознала необходимость использования всего ценного, накопленного странами с рыночной экономикой в течение почти двухсотлетней истории рынка. Любая компания в рыночной экономике опирается на принципы современного менеджмента. Однако положительный западный опыт необходимо адаптировать к национальным российским особенностям.

В современной хозяйственной среде нет ничего постоянного и предсказуемого. Сегодня компании должны действовать быстро и инновационно. Как отметил глава международной корпорации Northern Telecom Давид Вайс: «В будущем будет два вида компаний – быстрые и мертвые». Существующая реальность сделала это будущее настоящим.

Экономика России переживает последствия кризиса 2008–2009 гг. Но любой кризис несет в себе как угрозы, так и новые возможности. В нынешних реалиях выиграют те компании, которые действуют более эффективно, могут уловить новые тенденции и быстро приспособились к ним.

Конец ознакомительного фрагмента.